ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10091/2015 от 18.12.2015 Нижневартовского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 декабря 2015 года г.Нижневартовск

Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего судьи Калашниковой Н.Н.,

при секретаре Шинкаревой К.К.,

с участием представителя административного истца по доверенности Неверова Ю.В.,

с участием представителя административного ответчика по доверенности Прасиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-10091/2015 по административному исковому заявлению акционерного общества «Самотлорнефтегаз» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югре о признании предписаний государственного органа недействительными,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Самотлорнефтегаз» обратилось в суд с указанным административным иском, мотивируя требования тем, что на основании приказа от <дата> Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Управление Росприроднадзора по ХМАО - Югре) в отношении АО «СНГ» была проведена внеплановая выездная проверка. По результатам проверки составлен Акт от <дата> с выявленными нарушениями по следующим объектам размещения отходов (шламовым амбарам), расположенных в районах кустовых площадок . Исходя из акта проверкой установлено, что по результатам отобранных проб в вышеперечисленных шламовых амбарах содержатся отходы 4 и 5 класса опасности, данные объекты не внесены в государственный реестр размещения отходов, в отношении них не ведется мониторинг и контроль состояния загрязнения подземных вод в месте размещения отходов, отсутствуют наблюдательные скважины и результаты мониторинга, не ведется учет в области обращения с отходами, отсутствует журнал учета отходов. По итогам проверки <дата> Управлением Росприроднадзора по ХМАО – Югре вынесено 24 предписания с требованиями об организации АО «СНГ» мониторинга объектов размещения отходов (шламовых амбаров), прилегающих к следующим объектам: , номер объекта (куста), к которому прилегает шламовый амбар, , срок исполнения – <дата>; , номер объекта (куста), к которому прилегает шламовый амбар, , срок исполнения – <дата>; , номер объекта (куста), к которому прилегает шламовый амбар, срок исполнения – <дата>; , номер объекта (куста), к которому прилегает шламовый амбар, , срок исполнения – <дата>; , номер объекта (куста), к которому прилегает шламовый амбар, , срок исполнения – <дата>; , номер объекта (куста), к которому прилегает шламовый амбар, , срок исполнения – <дата>; , номер объекта (куста), к которому прилегает шламовый амбар, , срок исполнения – <дата>; , номер объекта (куста), к которому прилегает шламовый амбар, , срок исполнения – <дата>; , номер объекта (куста), к которому прилегает шламовый амбар, , срок исполнения – <дата>; , номер объекта (куста), к которому прилегает шламовый амбар, , срок исполнения – <дата>; , номер объекта (куста), к которому прилегает шламовый амбар, срок исполнения – <дата>; , номер объекта (куста), к которому прилегает шламовый амбар, , срок исполнения – <дата>; , номер объекта (куста), к которому прилегает шламовый амбар, , срок исполнения – <дата>; , номер объекта (куста), к которому прилегает шламовый амбар, , срок исполнения – <дата>; , номер объекта (куста), к которому прилегает шламовый амбар, , срок исполнения – <дата>; , номер объекта (куста), к которому прилегает шламовый амбар, , срок исполнения – <дата>; , номер объекта (куста), к которому прилегает шламовый амбар, , срок исполнения – <дата>; , номер объекта (куста), к которому прилегает шламовый амбар, , срок исполнения – <дата>; номер объекта (куста), к которому прилегает шламовый амбар, , срок исполнения – <дата>; , номер объекта (куста), к которому прилегает шламовый амбар, , срок исполнения – <дата>; номер объекта (куста), к которому прилегает шламовый амбар, , срок исполнения – <дата>; , номер объекта (куста), к которому прилегает шламовый амбар, , срок исполнения – <дата>; , номер объекта (куста), к которому прилегает шламовый амбар, , срок исполнения – <дата>; , номер объекта (куста), к которому прилегает шламовый амбар, , срок исполнения – <дата>. С вынесенными предписаниями АО «СНГ» не согласно, считает содержащиеся в них требования незаконными в связи со следующими обстоятельствами. Шламовые амбары – объекты размещения отходов, перечисленные в предписаниях, на праве собственности АО «СНГ» не принадлежат и не находятся у него на правах иного владения или пользования. Проектирование, строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию и эксплуатацию данных объектов размещения отходов общество не осуществляло. В хозяйственной деятельности общества данные объекты размещения отходов не используются, отходы производства в них заявитель не размещал. В процессе реорганизации ОАО «Нижневартовскнефтегаз» путем выделения ОАО «Самотлорнефтегаз» перехода каких-либо обязательств в отношении данных объектов не произошло. Действующее лицензионное соглашение по добыче нефти не содержит обязательств по ликвидации последствий деятельности предыдущих недропользователей. В этой связи АО «СНГ» не должно осуществлять мониторинг экологического состояния окружающей среды в отношении спорных объектов и прилегающей к ним территории. Кроме того, в рамках реализации социально-партнерских программ между Правительством ХМАО – Югры и обществом, последнее осуществляет деятельность по ликвидации техногенных объектов категории «исторического наследия». Данные отношения являются добровольными и не могут быть приравнены к обязательным требованиям законодательства. Общество, не владея данными объектами размещения отходов, приняло на себя обязательства по рекультивации данных объектов согласно Программе мероприятий по охране и восстановлению окружающей среды на лицензионных участках ОАО «СНГ» на период <дата> в ХМАО – Югре. Согласно программе ликвидации подлежит 139 шламовых амбаров из категории «исторически унаследованных». В настоящее время АО «СНГ» рекультивировано земельных участков и ликвидировано 19 шламовых амбаров из числа, указанных в предписаниях Росприроднадзора. Постоянно действующей комиссией по вопросам рекультивации земель в Нижневартовском районе освидетельствованы на предмет осуществления работ по рекультивации и наличия растительного покрова 14 земельных участков под ликвидированными шламовыми амбарами на кустах скважин . Общество также располагает документами, подтверждающими фактическое выполнение работ по рекультивации земли и ликвидации 5 спорных ОРО на кустах скважин . Шламовые амбары на кустах отсутствуют. Три шламовых амбара будут рекультивированы обществом в сроки, установленные Программой мероприятий на <дата>. Просит указанные предписания Управления Росприроднадзора по ХМАО – Югре признать недействительными.

Согласно решению ОАО «РН-Холдинг» - единственного акционера ОАО «Самотлорнефтегаз» от <дата>, и листа записи ЕГРЮЛ от <дата> фирменное наименование ОАО «Самотлорнефтегаз», в связи с приведением устава в соответствие с новой редакцией главы 4 части первой ГК РФ, изменено на Акционерное общество «Самотлорнефтегаз» (далее – АО «СНГ»).

Представитель административного истца по доверенности Неверов Ю.В. в судебном заседании на требованиях настаивал в полном объеме. Пояснил, что в соответствии с действующим законодательством производственный контроль осуществляется только в случае эксплуатации объектов размещения отходов, однако, истец эксплуатацию спорных объектов никогда не осуществлял. Собственником объектов размещения отходов Общество не является, поскольку после реорганизации им были приняты только земельные участки, амбары не принимались. Общество лишь взяло на себя обязательство рекультивировать данные объекты, которые на сегодняшний день выполнены.

Представитель административного ответчика по доверенности Прасина Н.А. в судебном заседании против требований возражала. Пояснила, что была проведена проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, после которой вынесены предписания, по которым никаких действий Обществом не предпринято. Общество на основании лицензии является пользователем недр для добычи нефти, газа и газового конденсата Самотлорского лицензионного участка, право пользования перешло к нему в связи с реорганизацией прежнего недропользователя ОАО «ННГ». Общество при переоформлении лицензии обязалось взять на себя все обязательства, прежнего пользователя, в том числе, установленные п. 8.6 обязательного приложения к лицензии.

Суд, заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – Кодекс) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1, 5, 7 ст. 219 Кодекса, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Как следует из материалов дела, административный истец оспаривает предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югре, которыми АО «Самотлорнефтегаз» предписано в целях исключения попадания загрязняющих веществ в подземные и грунтовые воды организовать мониторинг объекта размещения отходов, шламового амбара кустов Самотлорского месторождения.

Согласно штампам входящей корреспонденции, оспариваемые предписания были получены АО «Самотлорнефтегаз» <дата>.

Административный истец просит восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу рассматриваемого административного искового заявления, ссылаясь на то, что <дата> АО «СНГ» обратилось в Арбитражный суд ХМАО – Югры с заявлением о признании ненормативных правовых актом недействительными. Арбитражным судом ХМАО - Югры заявление было принято к производству, <дата> вынесено определение о прекращении производства по делу в связи с не подведомственностью спора арбитражному суду.

Как следует из материалов дела, никем не оспорено, <дата> ОАО «Самотлорнефтегаз» обратилось в Арбитражный суд ХМАО – Югры с требованиями о признании недействительными указанных предписаний.

<дата> заявление АО «Самотлорнефтегаз» было принято к производству, на <дата> назначено судебное заседание, которое отложено на <дата><дата> производство по делу было прекращено в связи с не подведомственностью спора арбитражному суду.

<дата> настоящее административное исковое заявление поступило в Нижневартовский городской суд, что подтверждается штампом входящей корреспонденции на исковом заявлении.

При таких обстоятельствах, суд находит причины пропуска АО «Самотлорнефтегаз» срока подачи административного искового заявления в суд уважительными и полагает возможным его восстановить.

Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина, в том числе гарантированные ст. 42 - на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Из материалов дела следует, что на основании приказа Управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре от <дата> о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица АО «СНГ» в отношении административного истца была проведена проверка с целью установления всех обстоятельств, изложенных в обращении депутата думы Нижневартовского района о нарушениях природоохранного законодательства на Самотлорском месторождении нефти.

Результаты проверки отражены в акте проверки от <дата>.

В ходе проверки Управлением установлено, что на кустовых площадках Самотлорского месторождения расположены шламовые амбары , которые являются объектами размещения опасных отходов – отходов бурения.

Шламовый амбар - это сооружение, предназначенное для централизованного сбора, обезвреживания токсичных промышленных отходов бурения нефтяных скважин (буровой шлам, отработанные буровые отходы). Используемые при строительстве нефтяных скважин технологические жидкости, а также поднятые на поверхность буровые растворы содержат токсические вещества и химические реагенты. Амбарная технология бурения предполагает временное накопление в шламовых амбарах буровых отходов.

Управлением Росприроднадзора по ХМАО – Югре в ходе проверки выявлено, что мониторинг по объектам размещения отходов, контроль за состоянием загрязнения подземных вод в местах размещения отходов АО «СНГ» не ведется, отсутствуют наблюдательные скважины и результаты мониторинга.

По данному факту АО «СНГ» было выдано 24 предписания от <дата>:

- , номер объекта (куста), к которому прилегает шламовый амбар, , срок исполнения – <дата>;

- , номер объекта (куста), к которому прилегает шламовый амбар, , срок исполнения – <дата>;

- , номер объекта (куста), к которому прилегает шламовый амбар, , срок исполнения – <дата>;

- , номер объекта (куста), к которому прилегает шламовый амбар, , срок исполнения – <дата>;

- , номер объекта (куста), к которому прилегает шламовый амбар, , срок исполнения – <дата>;

- , номер объекта (куста), к которому прилегает шламовый амбар, , срок исполнения – <дата>;

- , номер объекта (куста), к которому прилегает шламовый амбар, , срок исполнения – <дата>;

- , номер объекта (куста), к которому прилегает шламовый амбар, , срок исполнения – <дата>;

- , номер объекта (куста), к которому прилегает шламовый амбар, , срок исполнения – <дата>;

- , номер объекта (куста), к которому прилегает шламовый амбар, , срок исполнения – <дата>;

- , номер объекта (куста), к которому прилегает шламовый амбар, , срок исполнения – <дата>;

- , номер объекта (куста), к которому прилегает шламовый амбар, , срок исполнения – <дата>;

- , номер объекта (куста), к которому прилегает шламовый амбар, , срок исполнения – <дата>;

- , номер объекта (куста), к которому прилегает шламовый амбар, , срок исполнения – <дата>;

- , номер объекта (куста), к которому прилегает шламовый амбар, , срок исполнения – <дата>;

- , номер объекта (куста), к которому прилегает шламовый амбар, , срок исполнения – <дата>;

- , номер объекта (куста), к которому прилегает шламовый амбар, , срок исполнения – <дата>;

- , номер объекта (куста), к которому прилегает шламовый амбар, , срок исполнения – <дата>;

- , номер объекта (куста), к которому прилегает шламовый амбар, , срок исполнения – <дата>;

- , номер объекта (куста), к которому прилегает шламовый амбар, , срок исполнения – <дата>;

- , номер объекта (куста), к которому прилегает шламовый амбар, , срок исполнения – <дата>;

- , номер объекта (куста), к которому прилегает шламовый амбар, , срок исполнения – <дата>;

- , номер объекта (куста), к которому прилегает шламовый амбар, , срок исполнения – <дата>;

-, номер объекта (куста), к которому прилегает шламовый амбар, , срок исполнения – <дата>, которыми Управление обязало АО «СНГ» в установленные сроки организовать мониторинг объектов размещения отходов, шламовых амбаров кустов Самотлорского месторождения.

Общество, считая, что предписания являются незаконными, поскольку оно не является собственником объектов размещения отходов, при реорганизации ОАО «ННГ» путем выделения ОАО «СНГ» переход каких-либо обязательств в отношении данных объектов не произошел, следовательно, осуществлять мониторинг экологического состояния окружающей среды в отношении объектов и прилегающей к ним территории общество не обязано, обратилось в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления) - на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В судебном заседании установлено, что АО «Самотлорнефтегаз» (ранее ОАО «Самотлорнефтегаз») образовано в процессе реорганизации ОАО «Нижневартовскнефтегаз» путем выделения из него ОАО «Самотлорнефтегаз».

Согласно ч. 1 ст. 57, ч. 4 ст. 58 Гражданского кодекса РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Как следует из материалов внеплановой выездной проверки, административным истцом не оспорено, в 1992 году на основании введенного Федерального закона от 21.02.1992 г. №2395-1 «О недрах» Государственное предприятие «Нижневартовскнефтегаз» оформило лицензию на право пользования недрами с целевым назначением: добыча нефти и газа в пределах Самотлорского лицензионного участка ХМН НЭ от <дата> В последующем ежегодно право пользования недрами переоформлялось в соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от <дата> «О недрах» (лицензия ХМН НЭ от <дата> – АООТ «ННГ»; лицензия ХМН НЭ от <дата> – выдана АООТ «ННГ»; лицензия ХМН НЭ от <дата> – выдана АООТ «ННГ»; лицензия ХМН НЭ от <дата> – выдана ОАО «СНГ»).

В соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 21.02.1992 г. №2395-1 «О недрах» право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в случаях реорганизация юридического лица - пользователя недр путем его разделения или выделения из него другого юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, если вновь созданное юридическое лицо намерено продолжать деятельность в соответствии с лицензией на пользование участками недр, предоставленной прежнему пользователю недр; юридическое лицо - пользователь недр выступает учредителем нового юридического лица, созданного для продолжения деятельности на предоставленном участке недр в соответствии с лицензией на пользование участком недр, при условии, если новое юридическое лицо образовано в соответствии с законодательством Российской Федерации и ему передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование участком недр, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах участка недр, а также имеются необходимые разрешения (лицензии) на осуществление видов деятельности, связанных с недропользованием, и доля прежнего юридического лица - пользователя недр в уставном капитале нового юридического лица на момент перехода права пользования участком недр составляет не менее половины уставного капитала нового юридического лица. При переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. В этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат.

Следовательно, лицензия ХМН НЭ от <дата>, выданную АООТ «Нижневартовскнефтегаз», переоформлена на лицензию ХМН НЭ от <дата>, выданную уже ОАО «Самотлорнефтегаз» в соответствии с п. 5 ст. 17.1 Федерального закона от <дата> «О недрах». То есть, право пользования недрами перешло к ОАО «СНГ» (в настоящее время АО «СНГ») в порядке, предусмотренном действующим законодательством: путем выделения ОАО «СНГ» из прежнего недропользователя ОАО «ННГ».

Из материалов дела следует, что на момент проверки АО «Самотлорнефтегаз» осуществляет пользование недрами с целевым назначением: добыча нефти, газа и конденсата в пределах Самотлорского лицензионного участка ХМН НЭ со сроком действия до <дата>.

Факт нахождения объектов размещения опасных отходов (шламовых амбаров ) на территории кустовых площадок Самотлорского лицензионного участка административным истцом не оспаривался.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21.02.1992 г. №2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и законодательством Российской Федерации о недрах. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Статьей 12 Федерального закона от 21.02.1992 г. №2395-1 «О недрах» предусмотрен ряд составных частей, которые должная содержать лицензия, в том числе, условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Таким образом, обязательства недропользователей в сфере охраны окружающей среды определены лицензионными соглашениями, заключенными между МПР РФ, органом исполнительной власти ХМАО – Югры и лицензиатом, которые являются неотъемлемой частью лицензии на право пользования недрами, а также действующим природоохранным законодательством РФ.

В данном случае обязательным приложением к лицензии ХМН НЭ является лицензионное соглашение о добыче нефти, газа и конденсата в пределах Самотлорского лицензионного участка на территории Ханты- Мансийского автономного округа, в котором (согласно представленным Управлением Росприроднадзора по ХМАО – Югре материалам) пунктом 8.6 определено, что АО «СНГ» должно определять все работы безопасным и должным образом в соответствии с действующими правилами и требованиями и обязуется оказывать наименьшее негативное воздействие, насколько это практически возможно, на окружающую среду, в том числе, среди прочего на воздух, водные бассейны, животный и растительный мир и другие природные ресурсы и собственности.

Поскольку ОАО «СНГ» по указанному лицензионному соглашению в порядке, предусмотренном действующим законодательством, перешло право пользования недрами в пределах Самотлорского лицензионного участка ХМН НЭ от <дата>, ОАО «СНГ» были переданы также и объекты размещения опасных отходов (шламовые амбары), так как они являются техногенной нагрузкой лицензионного участка на момент перехода права пользования недрами после переоформления соответствующей лицензии.

То обстоятельство, что АО «СНГ» не имеет какого – либо отношения к накоплению и захоронению бурового и нефтешлама, шлам образовался до создания Общества, не имеет правового значения, поскольку шламовые амбары являются неотъемлемой частью переданных Обществу в пользование земельных участков (недр), что свидетельствует о наличии у последнего обязательств соблюдения экологических требований при обращении с опасными отходами.

Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), размещение отходов - это хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Статьей 11 Закона № 89-ФЗ установлена, в том числе обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, в том числе проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов.

Пункт 3 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ предусматривает, что на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Отсутствие в настоящее время подзаконных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в области, регулирующих порядок обращения с отходами, не исключает установленную федеральными законами обязанность проводить мониторинг состояния окружающей природной среды.

Следовательно, АО «СНГ» обязано соблюдать при осуществлении своей производственной деятельности, требования Закона об отходах производства и потребления, в том числе экологические и санитарно-эпидемиологические требования, установленные действующим законодательством.

Поскольку определению понятия «объект размещения отходов», закрепленному статьей 1 Закона № 89-ФЗ, данным объектом признается только специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов, следовательно Рекомендации по организации экологического мониторинга и производственного контроля, утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и ЖКХ от <дата> также распространяют свое действие на полигоны, шламохранилища (шламовые амбары), которые и являются объектами размещения отходов.

Рекомендации по организации экологического мониторинга и производственного контроля, утвержденные Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу <дата>, определяют, что соблюдение требований по экологической безопасности полигона контролируется программами экологического мониторинга и производственного контроля. Объектами мониторинга и контроля являются источники и потоки эмиссии вредных веществ в окружающую среду в зоне влияния объекта размещения отходов. Согласно разделу 5 указанных Рекомендаций мониторинг поверхностных и подземных вод в зоне влияния полигона осуществляется с целью оценки влияния фильтрационных вод полигона на состояние водных объектов, оценки миграции загрязнения в водотоках и донных отложениях.

Согласно пункту 5.3. Рекомендаций при отсутствии системы сбора, отведения и очистки фильтрационных вод создается наблюдательная сеть, включающая скважины в рабочем теле полигона и за его пределами, створы наблюдения в поверхностных водных объектах. Анализ состава ФВ проводиться в водопроявлениях и поверхностных скоплениях, скважинах и колодцах, системах поверхностного водоотведения. При наличии систем сбора, отведения и очистки ФВ наблюдательная сеть включает: выпуск очищенных фильтрационных вод, системах поверхностного водоотведения, створы наблюдения в водных объектах.

В соответствии с пунктом 5.10. Рекомендаций периодичность гидрохимических наблюдений и тип программы зависят от особенностей конкретного полигона, но не менее одного раза в квартал по сокращенной программе, не менее двух раз в год по полной программе.

Перечень контролируемых пунктов и створов наблюдений согласно пункту 5.11. Рекомендаций в сети контрольных пунктов и створов наблюдений должен включать следующие показатели качества воды водотоков и водоемов: органолептические (запах, цвет, прозрачность), общие санитарные (рН, БПК растворенный кислород, взвешенные вещества), показатели химического состава с обязательным включением показателей из таблицы 5.2. Рекомендаций. Нормативное содержание показателей оценивается по ПДК для объектов рыбохозяйственного назначения. В створах наблюдения проводиться анализ донных отложений и анализ содержания в них ионов металлов, хлорорганических соединений.

Пунктом 2 ГОСТ17.1.3.06-82 Общие требовании к охране подземных вод указано, что при осуществлении хозяйственной деятельности должно быть исключено попадание загрязняющих веществ в подземные воды из источников их загрязнения. Пункт 3 того же ГОСТа определяет, что мероприятия по охране вод от загрязнения должны быть основаны на данных инженерно-геологических изысканий, фильтрационных расчетах и прогнозах миграции загрязняющих веществ в подземных водах с учетом особенностей загрязняющих веществ.

Пункт 5.2. раздела V Требования к организации контроля за охраной подземных вод СП 2.1.5.1059-01 предусматривает обязательность производственного контроля со стороны юридических лиц, деятельность которых прямо или косвенно оказывает влияние на качество подземных вод. Пунктом 5.3 установлены требования производственного контроля за влиянием хозяйственной деятельности на качество подземных вод, в том числе при эксплуатации объектов складирования ТБО, промотходов, ядохимикатов и других отходов.

Согласно пункту 1.3. требования СП 2.1.5.1059-01 обязательны для соблюдения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, гражданами, деятельность которых связана с проектированием, строительством и эксплуатацией объектов по добыче питьевых подземных вод, и других хозяйственных и иных объектов, деятельность которых оказывает или может оказывать влияние на состояние подземных вод, а также для организаций, осуществляющих управление и контроль в области охраны подземных вод в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нефтяной шлам в силу своих физико-химических свойств является веществом, которое при попадании на объекты природной среды вызывает их загрязнение.

Исходя из смысла вышеуказанных Санитарных правил, обязательность производственного контроля предусматривается со стороны юридических лиц, деятельность которых может прямо и косвенно оказывать влияние на качество подземных вод. Санитарные правила обязательны для соблюдения не только при осуществлении деятельности связанных с проектированием, строительством и эксплуатацией объектов по добыче питьевых подземных вод, но и других хозяйственных и иных объектов, деятельность которых оказывает или может оказывать влияние на состояние подземных вод. Деятельность Общества по осуществлению нефтедобычи и размещению и хранению производственных отходов на объектах размещения отходов без проведения производственного контроля согласно Рекомендациям непосредственно влияет на качество подземных вод.

Абзацем 5 пункта 3.1 СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения» установлено, что санитарная охрана подземных вод осуществляется при организации и эксплуатации полигонов твердых бытовых отходов, промышленных отходов, хранилищ радиоактивных отходов, шламохранилищ, золоотвалов. Пункт 5.2. раздела V Санитарных правил СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения» определяет, что производственный контроль за влиянием хозяйственной деятельности на подземные воды обеспечивают юридические лица или индивидуальные предприниматели, деятельность которых прямо или косвенно оказывает влияние на качество подземных вод. Измерения выполняются в лабораториях, аккредитованных (аттестованных) в установленном порядке.

Пунктом 5.3, 5.4. раздела V Санитарных правил СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения» установлено, что производственный контроль за влиянием хозяйственной деятельности на качество подземных вод предусматривается в обязательном порядке при эксплуатации объектов складирования твердо бытовых отходов (ТБО), промотходов, ядохимикатов и других отходов. При выполнении производственного контроля следует ориентироваться на показатели, критериями, для выбора которых служат данные о характере хозяйственной деятельности, геохимических особенностях территории, прогнозируемом качестве подземных вод.

Согласно пунктам 5.6., 5.7 СП 2.1.5.1059-01 периодичность производственного контроля должна обеспечивать достоверную информацию, позволяющую предотвратить опасность загрязнения, но не реже 1 раза в месяц, при анализе результатов производственного контроля учитывается динамика уровней контролируемых показателей относительно фоновых величин. Данная программа не представлена.

Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ 51592-2000 «Вода. Общие требования к отбору проб» устанавливает общие требования к отбору, транспортированию и подготовке к хранению проб воды, предназначенных для определения показателей ее состава и свойств. Пунктом 6.3 раздела 6 «Требования к оформлению результатов отбора проб» ГОСТ 51592-2000 установлено, что результаты отбора проб заносят в акт об отборе, который должен содержать следующую информацию: расположение и наименование места отбора проб с координатами и любой другой информацией о местонахождении; дату отбора; метод отбора; время отбора; климатические условия при отборе проб; температуру воды при отборе пробы (при необходимости; метод подготовки к хранению (при необходимости; цель исследования воды; другие данные в зависимости от цели отбора проб; должность, фамилию и подпись исполнителя.

Согласно пункту 27 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержд?нного приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703, в разделе ПНООЛР «Мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду» представляется информация о мероприятиях по наблюдению за состоянием окружающей среды на территории объектов размещения отходов (объектов хранения сроком более 3 лет и захоронения отходов), а также сведения о результатах проведения мониторинга состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду. Информация о состоянии окружающей среды представляется с указанием: объектов и точек контрольных замеров, периодичности отбора проб загрязняющих веществ по компонентам окружающей среды; если для проведения контрольных замеров привлекаются сторонние организации, указывается наименование организации, данные об аттестации и аккредитации лаборатории, в приложении к ПНООЛР приводится копия соответствующего договора; результатов контрольных замеров за последние 2-3 года, с указанием случаев превышения нормативов качества окружающей среды. Сведения о результатах мониторинга состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду приводятся в табличном виде согласно образцу 2.16 Приложения 2. В приложении к ПНООЛР приводится ситуационный план с нанесением точек контрольных замеров, перечень используемых средств контроля и измерений с приложением свидетельств об их поверке.

Деятельность АО «СНГ» по осуществлению нефтедобычи и размещению и хранению производственных отходов на объектах размещения отходов без проведения производственного контроля за влиянием хозяйственной деятельности на качество подземных вод согласно вышеуказанных нормативных актов непосредственно влияет на качество подземных вод.

Из материалов дела усматривается, что факт нахождения в шламовых амбарах, расположенных на территории Самотлорского лицензионного участка, опасных отходов установлен в ходе проверки. Нефтяной шлам находится в шламовых амбарах на протяжении длительного времени. Указанные обстоятельства свидетельствуют о размещении и хранении опасных отходов на указанном лицензионном участке. Следовательно, Общество обязано соблюдать требования указанных Законов, в том числе экологические и санитарно-эпидемиологические требования, установленные действующим законодательством, при осуществлении деятельности по добыче нефти и газа в пределах лицензионного участка.

Исходя из вышеизложенных обстоятельств и положений названных норм права суд считает, что Общество должно проводить мониторинг по объектам размещения опасных отходов, которыми являются шламовые амбары, экологического состояния окружающей среды на территории, прилегающей к шламовым амбарам, и осуществлять контроль за состоянием загрязнения подземных вод в местах размещения отходов.

Таким образом, поскольку Управлением Росприроднадзора по ХМАО – Югре в результате проведенной внеплановой выездной проверки было установлено, что АО «СНГ» не ведется мониторинг по объектам размещения опасных отходов, контроль за состоянием загрязнения подземных вод в местах размещения отходов, отсутствуют наблюдательные скважины и результаты мониторинга, что административным истцом не оспаривалось, указанные нарушения отражены в акте проверки от 10.02.2015 № 37 (том 1 л.д. 72-99), суд полагает, что административный орган, действуя в пределах своих полномочий, правомерно вынес в отношении АО «СНГ» оспариваемые последним предписания.

Доводы административного истца о том, что в рамках реализации социально-партнерских программ между Правительством ХМАО – Югры и обществом, последнее осуществляет деятельность по ликвидации техногенных объектов категории «исторического наследия», в том числе шламовых амбаров, данные отношения являются добровольными и не могут быть приравнены к обязательным требованиям законодательства, суд во внимание не принимает, поскольку природоохранное законодательствоРоссийской Федерации не предусматривает такой термин как «историческое наследие», и в соответствии со статьями 46 и 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» обязанности по проведению производственного экологического контроля и по рекультивации нарушенных и загрязненных земель возложены на субъектов хозяйственной деятельности. Указанные социально – партнерские программы не освобождают Общество от соблюдения требования природоохранного законодательства и установленных мер ответственности за их несоблюдение.

При таких обстоятельствах, вынесенные Управлением Росприроднадзора по ХМАО – Югре в отношении АО «СНГ» предписания соответствуют действующему законодательству и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в связи с чем, законных и обоснованных оснований для удовлетворения требований АО «Самотлорнефтегаз» у суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления акционерного общества «Самотлорнефтегаз» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югре о признании предписаний государственного органа недействительными - отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Нижневартовский городской суд Ханты – Мансийского автономного округа - Югры.

Судья /подпись/ Н.Н. Калашникова

Копия верна

Судья Н.Н. Калашникова