ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10093/2022 от 05.10.2022 Сургутского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

2а-10093/2022

86RS0004-01-2022-012738-68

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05.10.2022 г. Сургут

Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Смирновой Ю.Н., при секретаре Агуевой Т.З, с участием представителя административного истца Жиркова П.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации города Сургута к судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Сургуту ФИО5, УФССП РФ по ХМАО-Югре, об освобождении от взыскания исполнительского сбора

установил:

Администрация города Сургута обратилась в суд с указанным административным иском.

Требования мотивированы тем, что 20.07.2021 Сургутским городским судом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры рассмотрено гражданское дело об обязании Администрации <адрес> предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Вольхину М. О.. ДД.ММ.ГГГГ решение суда вступило в законную силу.

В соответствии с пунктом 8 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Частью 1 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-Ф3) установлено, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с указанным Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается (часть 2 статьи 19 Федерального закона № 131 -ФЗ).

Возложение на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий, не допускается (часть 4 статьи 18 Федерального закона № 131 -ФЗ).

В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.06.2009 № 86-оз «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (далее - Закон № 86-оз), с момента поступления субвенции в бюджет

муниципального образования, органы местного самоуправления приобретают жилые помещения с последующим оформлением их в муниципальный специализированный жилищный фонд предназначенный для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в порядке, установленном Федеральными законами от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Согласно Кассационному определению Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 03.04.2019 № 3-КГ18-18, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочии Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций и соответствующих бюджетов (части 4, 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-Ф3).

Согласно части 2 статьи 63 Федерального закона № 131-Ф3 финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона № 86-оз детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным по обстоятельствам, установленным пунктом 2 указанной статьи, органом местного самоуправления, на территории которого находится место жительства указанных лиц в порядке, установленном Правительством автономного округа, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ханты- Мансийского автономного округа - Югры.

В соответствии с пунктом 8 статьи 12, статьей 13 Закона № 86-оз органы местного самоуправления городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на неограниченный срок наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению лицам, указанным в пункте 1 статьи 5 указанною закона жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приобретение (строительство) жилых помещений с целью их дальнейшего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иным лицам по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в пределах утвержденных бюджетных ассигнований и доведенных лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год, предусмотренных на указанные цели законом о бюджете автономного округа (пункт 5 статьи 5 Закона № 86-оз).

Финансирование расходов, связанных с реализацией главы IV Закона № 86-оз (наделение органов местного самоуправления муниципальных образований отдельными государственными полномочиями), осуществляется из бюджета автономного округа в виде субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления органами местного самоуправления передаваемых им отдельных государственных полномочий, в объеме, предусмотренном законом о бюджете автономного округа (статья 11 Закона № 86-оз).

На выполнение мероприятий по приобретению жилых помещений специализированного жилого фонда в целях обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2022 году в окружном бюджете города Сургута предусмотрено 156 541,5 тысячи рублей, поступило из бюджета ХМАО-Югры – 0 рублей.

Согласно изменениям в статью 15 Закона № 86-оз, органы местного самоуправления при осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий имеют право получать средства из бюджета автономного округа предназначенные для финансирования переданных им отдельных государственных полномочий, а также материальные средства из государственной казны автономного округа в порядке, установленном Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, предназначенные для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий. Таким образом, обязанность по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам возникает у органов местного самоуправления с момента поступления субвенций из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также материальных средств из государственной казны автономного округа, следовательно, такая обязанность по выполнению переданных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам напрямую зависит от наличия или отсутствия денежных средств, подученных из бюджета ХМАО - Югры в виде субвенций, а также материальных средств, полученных из государственной казны автономного округа.

Письмом Депсоцразвития Югры от 21.03.2022 № 15-исх-4676 до городских округов ХМАО Югры была доведена информация о необходимости возврата средств в окружной бюджет, которые не находятся под обязательствами и не израсходованы, в связи с изменением подходов по обеспечению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Согласно поручению Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Депимущества Югры в 2022 году планирует однократно приобрести в государственную собственность жилые помещения для указанной выше категории граждан с последующей передачей в муниципальную собственность (письмо Депсоцразвития Югры от 24.03.2022 № 15-исх-4963).

Письмом Депсоцразвития Югры от 29.04.2022 № 15-исх-7514 до муниципальных образований доведено распоряжение Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.04.2022 № 109-рг «О дополнительных мерах по обеспечению социально-экономического развития» согласно пункту 3 распоряжения, закупку благоустроенных жилых помещений у единственного поставщика осуществляет Депимущества Югры.

При этом обращено внимание, что предоставление материальных ресурсов (жилых помещений) органам местного самоуправления осуществляется за счет средств резервного фонда Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. В этой связи, ранее доведенные объемы субвенций местным бюджетам подлежат возврату в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Согласно распоряжению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.06.2022 № 342-рп «О приобретении жилых помещений у единственного поставщика в государственную собственность Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Правительством автономного округа принято решение о приобретении в государственную собственность Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о приобретении жилых помещений на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в том числе в городе Сургуте, с указанием адресного перечня приобретаемых объектов.

Таким образом, Вольхин М.О. будет обеспечен жилым помещением после приобретения жилых помещений.

Просит освободить Администрацию города Сургута от взыскания исполнительского сбора согласно постановлению о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ неимущественного характера и установлении нового срока исполнения.

В судебном заседании представитель административного истца на административном иске настаивал, представил в материалы дела копию акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ о передаче Депимуществом Югры на безвозмездной основе в собственность муниципального образования городской округ Сургут ХМАО-Югры квартир (по списку), копию распоряжения Депимущества Югры о включении имущества в государственную казну ХМАО-Югры и передаче в муниципальную собственность.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие согласно ч. 2 ст. 150 КАС РФ..

Выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту - Закона об исполнительном производстве) постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Положениями части 1 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

В соответствии с частью 3 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

При рассмотрении административного дела установлено, что согласно постановлению о взыскании исполнительского сбора от 31.08.2022 № 86018/22/1560148 по исполнительному производству № 340420/22/86018-ИП от 23.08.2022 неимущественного характера, предмет исполнения: обязать Администрацию города Сургута предоставить Вольхину М.О. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилою помещения, - постановлено взыскать исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства, следовательно, привлечение должника к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в виде взыскания исполнительского сбора возможно исключительно при наличии признака противоправности в поведении должника.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 78 постановления от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (далее - постановление Пленума N 50) обратил внимание судов, что по смыслу части 1 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

С учетом положений части 7 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ и пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, то есть если придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2015 года N 654-О, пункт 75 постановления Пленума N 50).

Пленум Верховного Суда Российской Федерации исходя из того, что суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, разъяснил в постановлении Пленума N 50, что суды вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости, в том числе освободить должника от взыскания исполнительского сбора на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (абзац второй пункта 74).

Таким образом, одним из обстоятельств, имеющим значение для правильного рассмотрения административного искового заявления, является наличие в поведении администрации города Сургута как должника в исполнительном производстве признака противоправности.

Согласно пункту 8 статьи 12 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.06.2009 N 86-оз "О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (далее - Закон N 86-оз) органы местного самоуправления на неограниченный срок наделяются отдельными государственными полномочиями, в том числе по предоставлению лицам, указанным в пункте 1 статьи 5 настоящего Закона, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 15 Закона N 86-оз органы местного самоуправления при осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий имеют право получать средства из бюджета автономного округа, предназначенные для финансирования переданных им отдельных государственных полномочий, а также материальные средства из государственной казны автономного округа в порядке, установленном Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, предназначенные для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий.

Принимая во внимание, что обязанность по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам возникает у органов местного самоуправления с момента поступления субвенций из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также материальных средств из государственной казны автономного округа, суд считает указанную причину невозможности исполнения требований исполнительного документа в установленный пятидневный срок находящуюся в вне контроля администрации города Сургута, в связи с чем суд полагает возможным освободить административного истца от взыскания исполнительского сбора на основании постановления о взыскании исполнительского сбора.

Руководствуясь ст.ст. 175, 178-180, 227 КАС РФ, суд,

решил:

Административные исковые требования администрации города Сургута удовлетворить

Освободить администрацию города Сургута от взыскания исполнительского сбора, взыскиваемого на основании постановления о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы, представления через Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Решение в окончательной форме изготовлено 05.10.2022.

Судья Ю.Н. Смирнова