Дело № 2а-19/2019
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
пгт Мостовской 11 сентября 2019 года
Мостовской районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего – судьи Колониченкова Р.А.,
при секретаре Руденко А.А.,
с участием представителя административного истца – помощника прокурора Мостовского района Кижаткина С.Г.,
представителя административного ответчика – Бесленеевского сельского поселения Мостовского района Краснодарского края – главы поселения Кравцова В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Мостовского района к администрации Бесленеевского сельского поселения Мостовского района Краснодарского края о признании незаконным бездействия,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Мостовского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконным бездействие администрации Бесленеевского сельского поселения Мостовского района, выразившееся в непринятии мер по регистрации права собственности на берегоукрепительные дамбы на р. Ходзь и р. Куба;
- обязать администрацию муниципального образования Бесленеевское сельское поселение Мостовского района Краснодарского края обратиться в межмуниципальный отдел по Мостовскому и Отрадненскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю и зарегистрировать право собственности на берегоукрепительные дамбы на р. Ходзь и р. Куба в установленном законом порядке.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой Мостовского района проведен анализ соблюдения законодательства о государственной и муниципальной собственности, в ходе которого выявлены нарушения в деятельности администрации муниципального образования Бесленеевское сельское поселение Мостовского района Краснодарского края при осуществлении полномочий, возложенных на органы местного самоуправления Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В силу Закона Краснодарского края от 29.12.2006 № 1178-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Мостовский район, между вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным образованием Мостовский район, в состав которого они входят» (далее – Закон Краснодарского края от 29.12.2006 № 1178-КЗ) Бесленеевскому сельскому поселению из собственности муниципального образования Мостовский район переданы берегоукрепительные дамбы на р. Ходзь и р. Куба.
Вместе с тем, до настоящего времени администрация Бесленеевского сельского поселения не обратилась в межмуниципальный отдел по Мостовскому и Отрадненскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о принятии на учет берегоукрепительных дамб на р. Ходзь и р. Куба, право собственности в установленном порядке не зарегистрировано.
02.11.2017 прокурором Мостовского района внесено представление в адрес главы Бесленеевского сельского поселения с требованием принять в собственность указанные объекты недвижимости, в ответ на которое глава администрации Бесленеевского сельского поселения со ссылкой на пункт 1 статьи 8 Водного кодекса РФ (далее – ВК РФ), статью 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений») сообщил, что положения Закона Краснодарского края от 29.12.2006 № 1178-КЗ не подлежат исполнению, поскольку противоречат нормам федерального законодательства ввиду того, что берегоукрепительные дамбы на р. Ходзь и р. Куба могут находиться исключительно в федеральной собственности, регистрация права собственности на данное имущество за администрацией Бесленеевского сельского поселения Мостовского района Краснодарского края приведет к нарушению права собственности Российской Федерации, что является недопустимым.
По мнению прокурора Мостовского района, статьей 5 ВК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень водных объектов, которым в свою очередь гидротехнические сооружения в виде дамб не определены как водные объекты. Согласно статье 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением. Таким образом, положения ВК РФ не регулируют правоотношения в той части, в которой предусматривается передача права собственности на гидротехнические сооружения, в том числе берегоукрепительные дамбы.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.
Пунктом 3 статьи 14 указанного Федерального закона предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта РФ и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Согласно статье 2 Закона Краснодарского края от 08.08.2016 № 3459-КЗ «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениями Краснодарского края закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные в том числе подпунктом 8 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому к вопросам местного значения городского поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Таким образом, принятие в собственность администрацией Бесленеевского сельского поселения берегоукрепительных дамб на р. Ходзь и р. Куба будет отвечать осуществлению закрепленных за административным ответчиком такого вопроса местного значения, как участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а неисполнение административным ответчиком Закона Краснодарского края от 29.12.2006 № 1178-КЗ и непринятие соответствующих объектов недвижимости, влечет за собой возможность возникновения неконтролируемой чрезвычайной ситуации и соответственно угрозу жизни и здоровью граждан.
Бездействие административного ответчика, выразившееся в непостановке на учет берегоукрепительных дамб на р. Ходзь и р. Куба, находящихся на территории муниципального образования, является незаконным и нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие собственника и эксплуатирующей организации гидротехнических сооружений не позволяет обеспечить соблюдение требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по поддержанию их надлежащего технического состояния, обеспечивающего безопасность эксплуатации, поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с серьезными последствиями, особенно в период паводка, затопление прилегающих территорий, причинение вреда неопределенному кругу лиц и окружающей природной среде. Безопасность гидротехнических сооружений не может быть обеспечена до устранения неопределенности их правового статуса и балансовой принадлежности.
В судебном заседании участвующий в деле представитель административного истца поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить, дав объяснения, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении. При этом согласился с доводами административного ответчика об отсутствии в настоящее время этих дамб и пояснил, что не сможет указать их расположение на местности.
Представитель административного ответчика возражал относительно удовлетворения заявленных прокурором Мостовского района административных исковых требований, при этом пояснил, что положения Закона Краснодарского края от 29.12.2006 № 1178-КЗ по передаче Бесленеевскому сельскому поселению Мостовского района из собственности муниципального образования Мостовский район берегоукрепительных дамб на р. Ходзь и р. Куба противоречит нормам федерального законодательства, поскольку, с учетом положений пункта 1 статьи 8 ВК РФ, статьи 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», указанные объекты могут находиться исключительно в федеральной собственности, регистрация права собственности на данное имущество за администрацией Бесленеевского сельского поселения Мостовского района приведет к нарушению права собственности РФ, что является недопустимым. Кроме того, фактически указанных выше дамб, сооруженных в 1997 году, в настоящее время не существует, так как они были размыты в результате наводнения в 2013 году, о чем свидетельствуют соответствующие фотоматериалы.
Представитель третьего лица – межмуниципального отдела по Мостовскому и Отрадненскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю – Синельникова Е.А. в своем отзыве указала, что с доводами, изложенными в административном исковом заявлении прокурора, она не согласна по следующим основаниям.
В соответствии со ст.8.1 ГК РФ право собственности на объекты недвижимого имущества подлежит государственной регистрации и возникает с момента такой государственной регистрации, если законом не установлено иное. Согласно Закону Краснодарского края от 29.12.2006 № 1178-КЗ в собственность администрации Бесленеевского сельского поселения Мостовского района Краснодарского края переданы берегоукрепительная дамба на р. Ходзь и берегоукрепительная дамба на р.Куба. В соответствии со статьей 2 данного закона право собственности на передаваемое имущество у вновь образованных городских и сельских поселений возникает со дня подписания соответствующего передаточного акта. Таким образом, законом устанавливается момент возникновения права собственности у администрации поселения независимо от момента государственной регистрации права собственности органом, осуществляющим государственную регистрацию прав. Государственная регистрация прав в таком случае имеет правоподтверждающий характер.
Согласно п.2 ст.8.1 ГК РФ в государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения. В Законе Краснодарского края отсутствует такое описание объекта недвижимости, которое позволит однозначно установить местоположение и идентифицировать указанные выше объекты недвижимости.
Согласно пункту 4 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав без одновременного кадастрового учета осуществляется только при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества. Согласно актуальным сведениям ЕГРН сведения о дамбах, указанных в названном законе Краснодарского края, отсутствуют. В соответствии со статьей 24 указанного Закона сведения об объекте капительного строительства вносятся на основании технического плана, подготавливаемого кадастровым инженером на основании проектной документации и разрешения на строительство. Местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке устанавливается посредством определения координат характерных точек контура таких здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке. Закон о государственной регистрации также позволяет внести сведения об объекте недвижимости как о ранее учтенном объекте, если в отношении него была проведена техническая инвентаризация объекта до вступления в силу положений Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», но не позднее 2013 года. Сведения о технической инвентаризации дамб также отсутствуют. Таким образом, отсутствие объекта недвижимости (разрушение) делает невозможным внесение сведений об объекте недвижимости в ЕГРН и государственную регистрацию права на такой объект.
Представитель заинтересованного лица – Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явился. В своем отзыве на административное исковое заявление руководитель управления Авдеев Р.А. поддержал административные исковые требования прокурора, при этом указав, что Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
Отсутствие собственника гидротехнических сооружений влечет неисполнение предусмотренных статьей 9 данного Закона обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации. А также создает угрозу жизни, здоровью и законным интересам людей, окружающей среде и хозяйственным объектам, поскольку на собственника имущества закон возлагает обязанность содержания имущества в надлежащем состоянии (статья 210 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с Концепцией федеральной системы мониторинга критически важных объектов и потенциально опасных объектов инфраструктуры РФ, одобренной распоряжением Правительства РФ от 27.08.2005 № 1314-р, гидротехнические сооружения относятся к потенциально опасным объектам инфраструктуры РФ.
Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования относится к вопросам местного значения (пункт 8 часть 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Таким образом, отсутствие права собственности на гидротехнические сооружения не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности.
Представитель заинтересованного лица – министерства природных ресурсов Краснодарского края – в судебное заседание не явился. В своем отзыве на административное исковое заявление поддержал требования прокурора, при этом указав, следующее.
В соответствии с требованиями статьи 85 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 31 Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», на основании согласованных предложений соответствующих органов местного самоуправления в период с 04.07.2006 по 29.12.2006 было осуществлено разграничение имущества, находящегося в собственности муниципальных образований Краснодарского края, между вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальными образованиями, в состав которых они входят.
В процессе разграничения имущества было принято 37 законов Краснодарского края о разграничении имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, между вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальными образованиями, в состав которых они входят, в том числе Закон Краснодарского края от 29.12.2006 № 1178-КЗ. В соответствии с ним с 01.01.2006 Бесленеевскому сельскому поселению передано имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а именно: берегоукрепительная дамба на р. Ходзь в ст. Бесленеевской; берегоукрепительная дамба на р. Куба в ст. Бесленеевской.
Статьей 2 указанного закона предусмотрено, что право собственности на передаваемое имущество у вновь образованных городских и сельских поселений наступает со дня подписания соответствующего передаточного акта, который должен быть подписан в трехнедельный срок со дня вступления в силу настоящего Закона.
Постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 26.03.2008 № 362-П «Об исполнении законов Краснодарского края о разграничении имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, между вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальными образованиями, в состав которых они входят» работа по разграничению имущества, находящегося в собственности муниципального образования Мостовской район признана положительной.
На официальном сайте администрации Бесленеевского сельского поселения Мостовского района Краснодарского края размещен Реестр имущества, находящегося в собственности муниципального образования Бесленеевское сельское поселение Мостовского района на 01.01.2017, где в том числе указаны берегоукрепительные дамбы на реках Ходзь и Куба, расположенные в ст. Бесленеевской.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Заслушав участников судебного заседания, приняв во внимание мнения представителей заинтересованных лиц, изложенные в письменных отзывах, исследовав письменные доказательства, суд находит административное исковое заявление прокурора подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 1 Закона Краснодарского края от 29.12.2006 № 1178-КЗ утвержден перечень имущества, передаваемого муниципальным образованием Мостовский район вновь образованным городским и сельским поселениям, входящим в его состав, в том числе Бесленеевскому сельскому поселению (пункт 6), согласно приложению 6.
В силу пунктов 1, 2 подраздела 5 раздела 1 приложения 6 к Закону Краснодарского края № 1178-КЗ, в перечень имущества, находящегося в собственности муниципального образования Мостовский район и передаваемого в муниципальную собственность Бесленеевского сельского поселения Мостовского района Краснодарского края, входят две берегоукрепительные дамбы: на р. Ходзь и р. Куба.
В соответствии со статьей 2 Закона Краснодарского края от 29.12.2006 № 1178-КЗ право собственности на передаваемое имущество у вновь образованных городских и сельских поселений, указанных в статье 1 настоящего Закона, наступает со дня подписания соответствующего передаточного акта, который должен быть подписан в трехнедельный срок со дня вступления в силу настоящего Закона.
Согласно статье 3 указанного Закона Краснодарского края он вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2006.
Судом установлено, что данный закон опубликован в Информационном бюллетене ЗС Краснодарского края от 23.01.2007 № 49, то есть вступил в законную силу.
Распоряжением и.о. главы муниципального образования Мостовский район от 28.12.2005 № 496-р, принятым на основании решения Совета муниципального образования Мостовский район от 22.11.2015 № 96, указанные в решении дамбы и прочее имущество были переданы в муниципальную собственность Бесленеевского сельского поселения Мостовского района. Соответствующий акт приема-передачи был подписан руководителем комитета имущественных и земельных отношений МО Мостовский район и главой Бесленеевского сельского поселения Мостовского района.
В последующем, решением Совета Бесленеевского сельского поселения Мостовского района от 06.03.2006 № 25, на основании решения Совета муниципального образования Мостовский район от 22.11.2015 № 96 указанные в решении дамбы и прочее имущество в соответствии с Перечнем имущества, передаваемого в собственность сельского поселения с 01.01.2006, являющимся приложением к решению Совета от 06.03.2006 № 25, были приняты в муниципальную собственность администрации Бесленеевского сельского поселения Мостовского района с 01.01.2006
Согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности муниципального образования Мостовский район от 01.03.2019 № 11-231, указанные дамбы до передачи их в муниципальную собственность Бесленеевского сельского поселения Мостовского района являлись объектами муниципальной собственности муниципального образования Мостовский район и были включены в реестр объектов муниципальной собственности.
В связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по государственной регистрации права собственности на переданные объекты прокурором Мостовского района в адрес главы Бесленеевского сельского поселения Мостовского района 02.11.2017 было вынесено представление об устранении нарушений законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, государственной муниципальной собственности, в ответ на которое глава администрации Бесленеевского сельского поселения Мостовского района Краснодарского края в письме от 27.04.2017 № 208/1 со ссылкой на пункт 1 статьи 8 ВК РФ, статью 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» сообщил, что положения Закона Краснодарского края от 29.12.2006 № 1178-КЗ не подлежат исполнению, поскольку противоречат нормам федерального законодательства, ввиду того, что берегоукрепительные дамбы на р. Ходзь и р. Куба могут находиться исключительно в федеральной собственности, регистрация права собственности на данное имущество за администрацией Бесленеевского сельского поселения Мостовского района Краснодарского края приведет к нарушению права собственности РФ, что является недопустимым.
27.11.2018 в адрес Конституционного Суда Российской Федерации судом был направлен запрос о соответствии Конституции Российской Федерации, а именно ее статьям 10, 12, 72, 130, 131, 132, 133, пунктов 1,2 подраздела 5 раздела 1 приложения 6 Закона Краснодарского края от 29.12.2006 № 1178-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Мостовский район, между вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным образованием Мостовский район, между вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным образованием Мостовский район, в состав которого они входят».
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 11.04.2019 N 864-О в принятии к рассмотрению запроса суда было отказано в связи с тем, что в запросе Мостовского районного суда Краснодарского края, по сути, ставится вопрос о соответствии закона субъекта Российской Федерации действующему федеральному законодательству, а также вопрос о законности и обоснованности передачи в собственность Бесленеевского сельского поселения Мостовского района Краснодарского края определенного имущества от муниципального образования Мостовский район. Однако эти вопросы, как и выбор норм законов, подлежащих применению в конкретном деле, рассматриваемом Мостовским районным судом Краснодарского края, не относятся к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Согласно части 2 статьи 36 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ оспариваемое в обращении законоположение. Вместе с тем в запросе Мостовского районного суда Краснодарского края оспариваются положения закона субъекта Российской Федерации, относящие к собственности муниципального образования определенное имущество, передаваемое в муниципальную собственность, и фактически предлагается оценить их на предмет соответствия действующему федеральному законодательству в сфере разграничения полномочий и имущества публично-правовых образований. Также Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что вопрос о порядке безвозмездной передачи имущества от одного публичного собственника другому неоднократно являлся предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который в своих решениях указывал, что такая передача - независимо от состава публично-территориальных субъектов, выступающих ее участниками, и направления движения находящегося в публичной собственности имущества - предполагает при ее реализации соблюдение общих принципов и гарантий, к числу которых относятся наличие волеизъявления всех заинтересованных субъектов и согласованность действий соответствующих уполномоченных органов, что обусловливает учет позиции органов местного самоуправления и в том случае, когда муниципальное образование выступает в роли получателя имущества, находящегося в собственности РФ, т.е. при передаче имущества из федеральной собственности в собственность муниципальную. Необходимость же выявления в этом случае позиции органов местного самоуправления определяется конституционной природой муниципальной власти, призванной обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, прежде всего за счет собственных материально-финансовых ресурсов муниципального образования: отсутствие у муниципальных образований возможности сформулировать и отстаивать свою позицию в отношении соответствующего имущества порождало бы возможность передачи в муниципальную собственность имущественных объектов, наименее эффективных в социально-экономическом плане и не являющихся объективно необходимыми для решения вопросов местного значения (Постановление от 30.06.2006 № 8-П; определения от 07.12.2006 № 542-О, от 04.12.2007 № 828-О-П и от 09.11.2017 № 2516-О). Соответственно, с учетом указанных правовых позиций, а также статьи 46 Конституции РФ в компетенцию суда при решении вопросов о допустимости передачи имущества от одного муниципального образования другому и о возможности нахождения определенного вида имущества в муниципальной собственности относится не только установление факта закрепления возможности передачи этого имущества на основании правового акта, но и учет иных обстоятельств, в том числе правомерность нахождения этого имущества у публично-правового образования, от которого оно передается; допустимость нахождения конкретного вида имущества в муниципальной собственности с учетом ее целевого назначения и необходимости обеспечения принципа соразмерности ресурсов местного самоуправления предоставленным полномочиям (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 № 8-П и от 20.12.2010 № 22-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 02.11.2006 № 540-О и от 04.12.2007 № 828-О-П). При этом положения статьи 46 Конституции Российской Федерации предопределяют, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, обязанность суда исследовать по существу фактические обстоятельства и недопустимость установления лишь формальных условий применения нормы (постановления от 31.03.2015 № 6-П, от 05.07.2016 № 15-П, от 11.02.2019 № 9-П и др.). Иное означало бы формальный подход суда к решению настоящего вопроса, что приводило бы к нарушению права муниципального образования на судебную защиту, гарантированного Конституцией РФ (статья 133).
Одновременно оспариваемые нормы Закона Краснодарского края от 29.12.2006 № 1178-КЗ должны соотноситься - при решении вопроса о разграничении публичной собственности на гидротехнические сооружения - с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иным федеральным законодательством, в том числе устанавливающим требования к берегоукрепительным сооружениям, предназначенным для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (часть 3 статьи 67.1 ВК РФ), предусматривающим единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединяющую органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах (статья 4 ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»), а также закрепляющим полномочия органов государственной власти субъектов РФ по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях (подпункт 5 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Принимая решение о частичном удовлетворении административных исковых требований прокурора суд руководствуется следующим.
Предметом рассмотрения настоящего дела является бездействие администрации Бесленеевского сельского поселения Мостовского района, выразившееся в непринятии мер по регистрации права собственности на берегоукрепительные дамбы на р. Ходзь и р. Куба.
Из преамбулы Закона Краснодарского края от 29.12.2006 № 1178-КЗ следует, что в соответствии с настоящим Законом, требованиями статьи 85 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 31 Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», на основании согласованных предложений соответствующих органов местного самоуправления осуществляется разграничение имущества, находящегося в собственности муниципального образования Мостовский район, между вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным образованием Мостовский район, в состав которого они входят.
При этом момент возникновения права собственности на берегоукрепительные дамбы на р. Ходзь и р. Куба, как указано выше, установлен статьей 2 Закона Краснодарского края от 29.12.2006 № 1178-КЗ – со дня подписания соответствующего передаточного акта, который должен быть подписан в трехнедельный срок со дня вступления в силу настоящего Закона.
Такой передаточный акт был подписан главой администрации Беленеевского сельского поселения Мостовского района, что свидетельствует о волеизъявлении администрации Бесленеевского сельского поселения Мостовского района, как стороны административного правоотношения, на принятие в собственность передаваемых берегоукрепительных дамб.
Кроме того, согласно общедоступным сведениям, содержащимся на официальном сайте администрации Бесленеевского сельского поселения Мостовского района в сети «Интернет» (раздел – «Поселение», вкладка – «Общая информация»), указанные дамбы включены администрацией в реестр имущества, находящегося в собственности поселения на 01.01.2017.
Статьей 31 Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», ссылка на которую имеется в преамбуле Закона Краснодарского края от 29.12.2006 № 1178-КЗ, были внесены изменения в Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в частности, статья 154 была дополнена частью 11.1 следующего содержания: «Установить, что в целях обеспечения выполнения требований статьи 85 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» безвозмездная передача в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с установленным указанным Федеральным законом разграничением вопросов местного значения и со статьей 50 указанного Федерального закона производится в следующем порядке.
Разграничение имущества осуществляется между:
вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным районом, в границах которого они образованы;
вновь образованным муниципальным районом и расположенными в его границах городскими, сельскими поселениями;
вновь образованными муниципальными образованиями в случае разделения муниципального образования;
муниципальным районом и городским округом в случае наделения городского поселения, входящего в границы муниципального района, статусом городского округа;
муниципальными образованиями в случае изменения их границ, влекущего за собой отнесение территорий отдельных населенных пунктов одного муниципального образования к территории другого муниципального образования.
До 01.01.2009 разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят, осуществляется законом субъекта РФ, определяющим порядок решения вопросов местного значения в указанных муниципальных образованиях в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан передать его, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании закона субъекта РФ в трехнедельный срок после вступления данного закона в силу. В случае, если устав хотя бы одного муниципального образования из указанных в настоящей части не утвержден в течение указанного срока, этот срок отсчитывается со дня утверждения указанного устава.
Указанными в настоящей части решениями утверждаются перечни передаваемого имущества, включающие в себя муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, которые подлежат передаче, а также иного имущества.
Законы субъектов РФ о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами принимаются по согласованным предложениям соответствующих органов местного самоуправления. Не разрешенные в процессе согласования разногласия регулируются законом субъекта РФ о разграничении указанного имущества.
Органы местного самоуправления, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями по передаче (принятию) имущества, в установленный срок после вступления в силу закона субъекта РФ передают (принимают) имущество в муниципальную собственность, их уполномоченные лица подписывают передаточный акт о принятии имущества в муниципальную собственность.
Изменения в учредительные документы соответствующих муниципальных предприятий и учреждений вносятся в двухмесячный срок.
Основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является закон субъекта РФ.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящей частью, возникает с момента, устанавливаемого законом субъекта РФ.
Муниципальное образование, имущество которого передано в соответствии с настоящей частью, несет субсидиарную ответственность по обязательствам переданных им учреждений и казенных предприятий, возникшим до перехода права собственности.
Установить, что к правоотношениям, возникающим при разграничении муниципального имущества в соответствии с настоящей частью, нормы ГК РФ и Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи».
Судом также установлено, что Постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 26.03.2008 № 362-П «Об исполнении законов Краснодарского края о разграничении имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, между вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальными образованиями, в состав которых они входят» работа по разграничению имущества, находящегося в собственности муниципального образования Мостовской район признана положительной.
Учитывая изложенное и тот факт, что Закон Краснодарского края от 29.12.2006 № 1178-КЗ вступил в законную силу, его положения о передаче берегоукрепительных дамб на р. Ходзь и р. Куба в собственность Бесленеевского сельского поселения Мостовского района не отменялись, право собственности администрации Бесленеевского сельского поселения Мостовского района на берегоукрепительные дамбы на р. Ходзь и р. Куба, в силу закона, возникло с даты подписания передаточного акта с учетом требований п.1 ст.4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», действующего в момент возникновения указанного права собственности и до 31.12.2016, а также действующие с 01.01.2017 положения ч.6 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которым государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним, во взаимосвязи с частью 2 статьи 15 Конституции РФ, согласно которой органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы, суд полагает, что бездействие администрации Бесленеевского сельского поселения Мостовского района, выразившееся в непринятии мер по регистрации права собственности на берегоукрепительные дамбы на р. Ходзь и р. Куба является незаконным, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению в данной части.
Вместе с тем, в удовлетворении административного искового требования прокурора о возложении на администрацию муниципального образования Бесленеевское сельское поселение Мостовского района Краснодарского края обязанности обратиться в межмуниципальный отдел по Мостовскому и Отрадненскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю и зарегистрировать право собственности на берегоукрепительные дамбы на р. Ходзь и р. Куба в установленном законом порядке суд отказывает по следующим основаниям.
Главой муниципального образования Бесленеевское сельское поселение Мостовского района предоставлена информация, указывающая на то, что берегоукрепительных дамб, указанных в законе Краснодарского края и являющихся предметом административного искового заявления, в настоящее время фактически не существует, они размыты в результате наводнения в 2013 году, о чем свидетельствуют представленные фотоматериалы. Участвующим в деле прокурором данные сведения не опровергнуты.
Часть 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определяет государственный кадастровый учет недвижимого имущества как внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных указанным Законом сведений об объектах недвижимости. В соответствии с частью 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним.
Учитывая тот факт, что берегоукрепительные дамбы на р. Ходзь и р. Куба в ст. Бесленеевской в настоящее время фактически не существуют, что административным истцом не оспаривалось, зарегистрировать за администрацией Бесленеевского сельского поселения Мостовского района право муниципальной собственности на них не представляется возможным. Что касается доводов представителя административного ответчика о том, что берегоукрепительные дамбы на р. Ходзь и р. Куба могут находиться исключительно в федеральной собственности, регистрация права собственности на данное имущество за администрацией Бесленеевского сельского поселения Мостовского района Краснодарского края приведет к нарушению права собственности Российской Федерации, что является недопустимым, то суд расценивает их как уклонение от выполнения требований Закона Краснодарского края от 29.12.2006 № 1178-КЗ. Вопрос о допустимости передачи имущества от одного муниципального образования другому и о возможности нахождения определенного вида имущества в муниципальной собственности предметом рассмотрения настоящего дела не является.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление прокурора Мостовского района к администрации Бесленеевского сельского поселения Мостовского района Краснодарского края о признании незаконным бездействия – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Бесленеевского сельского поселения Мостовского района, выразившееся в непринятии мер по регистрации права собственности на берегоукрепительные дамбы на р. Ходзь и р. Куба;
В удовлетворении остальных требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Мостовской районный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Председательствующий
судья Р.А. Колониченков