ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-100/19 от 21.02.2019 Советского районного суда (Республика Крым)

Дело № 2а-100/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 февраля 2019 года Советский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего - судьи Бражника И.С.,

при секретаре - Самокоз Н.И.,

при участии: административного истца - Винникова В.В.,

представителя ответчика - Штанке О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт. Советский Республики Крым административное дело по административному исковому заявлению Винникова Виктора Васильевича к администрации Прудовского сельского поселения Советского района Республики Крым об оспаривании решения органа местного самоуправления,

установил:

Винников В.В. 23 января 2019 г. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления. Заявление мотивировано тем, что с 19 февраля 2012 г. административный истец состоял на квартирном учете на внеочередное получение жилья. Однако, постановлением от 4 июля 2017 г. административный истец снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении. В связи с чем просит признать незаконными решения органа наделенного государственными или иными публичными полномочиями, обязать восстановить нарушенные права путем совершения определенных действий.

Административный истец в судебном заседании просил суд административный иск удовлетворить в полном объеме, по основаниям, изложенным в нем.

Представитель административного ответчика в судебном заседании оставила разрешение вопроса об удовлетворении административного искового заявления на усмотрение суда.

Заслушав пояснения административного истца, представителя административного ответчика, исследовав представленные письменные доказательства по делу, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства дела, на которых обосновываются требования, объективно оценив доказательства, имеющие юридическое значение для рассмотрения дела по существу, суд пришел к выводу, что заявление подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

С целью реализации конституционного права статья 218 КАС РФ устанавливает порядок подачи заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Суд при рассмотрении административного искового заявления Винникова В.В. руководствуется положениями п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», согласно которым, при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта с награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Как установлено решением Советского районного суда Республики Крым № 2а-1006/2016 от 15 ноября 2016 г., согласно справки, выданной администрацией Прудовского сельского поселения Советского района Республики Крым №924 от 26 марта 2015 г. Винников В.В., 9 сентября 1967 г. состоит на квартирном учете под №1 на внеочередное получение жилья как инвалид войны 3 группы с 19 июня 2012 г., решением исполкома №47 Прудовского сельского совета АР Крым (дело № 2а-1006/2016 л.д. 11).

Постановлением администрации Прудовского сельского поселения Советского района Республики Крым № 173-П от 04 июля 2017 г. было принято решение снять Винникова В.В. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, на основании выявления в представленных в администрацию документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет (л.д.18).

О наличии указанного решения административный истец узнал из письма административного ответчика от 15 января 2019 г. № 16 (л.д. 11), ввиду данных обстоятельств, Винников В.В. вынужден был обратиться в суд с данным административным иском с целью защиты своих прав на восстановление его на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма под соответствующим номером в очереди.

Как установлено решением Советского районного суда Республики Крым № 2а-1006/2016 от 15 ноября 2016 г., согласно акта обследования материально-бытовых условий семьи, составленного депутатом, а также сельским головой с.Пруды Советского района Республики Крым от декабря 2013 года, Винников В.В. проживает в домовладении своего отца, своего жилья не имеет, является инвалидом третей группы, других источников дохода не имеет, нуждается в получении жилья, так как средств для приобретения жилья не имеет (дело № 2а-1006/2016 л.д.18-20).

Согласно справки №923 от 26 марта 2015 г., выданной администрацией Прудовского сельского поселения Советского района Республики Крым, Винников В.В. жилья на праве личной собственности на территории Прудовского сельского поселения не имеет (дело № 2а-1006/2016 л.д.10).

Справкой Филиала ГУП РК «Крым БТИ» в городе Джанкой №233 от 16 декабря 2015 года подтверждается отсутствие в собственности у административного истца недвижимости по адресу: Республика Крым, Советский район, с.Пруды, ул.Шакина, д.93 (дело № 2а-1006/2016 л.д.8-9).

Также, в соответствии со справкой №925 от 26 марта 2015 года, выданной администрацией Прудовского сельского поселения Советского района Республики Крым, Винников В.В. не имеет земельных участков, предоставленных ему для индивидуального жилищного строительства, для ведения ЛКХ, для ведения товарного сельскохозяйственного производства (пай) (дело № 2а-1006/2016 л.д.12).

На основании ч.3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, реализация конституционного права на получение жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в нормативных актах жилищного законодательства (определения от 9 апреля 2002 г. № 123-О, от 4 марта 2004 г. № 80-О, от 15 июля 2010 г. № 955-О-О, от 22 марта 2011 г. N 359-О-О и др.), что само по себе также не может рассматриваться как нарушение статей 7 (часть 2) и 40 Конституции Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О ветеранах» предусмотрено, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно статьи 23.2 «Обеспечение мер социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению их жильем», по существу - положения абзаца второго подпункта 3 ее пункта 3, согласно которым, в частности, объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по обеспечению жильем инвалидов боевых действий определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.55 Жилищного кодекса РФ, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

Согласно ч.1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Согласно ч.2 ст.56 Жилищного кодекса РФ, решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

На основании п.5 ч.1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей.

Однако на территории Республики Крым нормы ЖК РФ начали своё действие лишь после присоединения территории Республики Крым к Российской Федерации, то есть с 18 марта 2018 г., таким образом до указанной даты препятствий для нахождения гражданина на жилищном учете в случае предоставления ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства не имелось.

Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 6 ЖК РФ, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В самом же ЖК РФ нормы, которая устанавливала бы возможность применения этого Кодекса к правоотношениям, возникшим до введения его в действие, не содержится.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений названной части.

Исходя из системного толкования норм ЖК РФ следует прийти к выводу, что граждане, принятые на жилищный учет на территории Республики Крым в соответствии с ЖК Украины, могут быть сняты с такого учета по указанным выше основаниям только в случае, если данные основания возникли после 18 марта 2014 г. Иное толкование противоречило бы Конституции Российской Федерации и позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в его судебных актах от 4 декабря 2007 г. № 965-О-П, 15 мая 2006 г. № 5-П, согласно которым изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.

На основании данной нормы не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или в улучшении жилищных условий граждане, только в случае, если они осуществляют строительство индивидуального жилого дома и получили на эти цели социальные выплаты от соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 11.02.2010 № 205-В10-9.

Согласно решения исполнительного комитета Автономной Республики Крым №47 от 19 июня 2012 г. «О постановке на квартирный учет», Винников В.В., 9 сентября 1967 года рождения был поставлен на квартирный учет в Прудовском сельском совете, как инвалид третей группы.

Постановлением администрации Прудовского сельского поселения Советского района Республики Крым № 173-П от 4 июля 2017 г.. Было принято решение снять Винникова В.В. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, на основании выявления в представленных в администрацию документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет (л.д.18).

Статус инвалида административного истца в настоящее время подтверждается актом судебно-медицинского исследования (обследования) №221 от 19 января 2010 г. о подтверждении получения ранения в период боевых действий в Афганистане, а также справкой Центрального архива МО РФ от 7 октября 2014 г. о подтверждении прохождения срочной службы на территории Республики Афганистан (дело № 2а-1006/2016 л.д. 21-24).

Таким образом, то основание, что Винников В.В., 9 сентября 1967 года рождения, был поставлен на квартирный учет в Прудовском сельском совете, как инвалид третей группы 19 июня 2012 года действительно и в настоящее время.

Таким образом, Винников В.В. с 19 июня 2012 г., то есть с момента постановки на квартирный учет, вправе находиться на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма под соответствующим номером в очереди, который занимал на момент принятия Постановления Администрации Прудовского сельского совета Советского района Республики Крым от 173-П от 4 июля 2017 г. «О снятии с учета гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий Винникова В.В.».

Учитывая вышеизложенное, учитывая тот факт, что решение органа местного самоуправления постановления Постановления Администрации Прудовского сельского совета Советского района Республики Крым № 173-П от 4 июля 2017 г. является нарушением законных прав Винникова В.В. в реализации права на предоставление жилого помещения, данное постановление подлежит отмене.

Кроме того административный истец подал заявление в котором просит обратить решение суда к немедленному исполнению, в связи с чем согласно ст.188 КАС РФ, суд считает возможным его удовлетворить и обратить решение суда к немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, ст. 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Винникова Виктора Васильевича к администрации Прудовского сельского поселения Советского района Республики Крым об оспаривании решения органа местного самоуправления, удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Постановления Администрации Прудовского сельского совета Советского района Республики Крым № 173-П от 4 июля 2017 г. «О снятии с учета гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий Винникова В.В.».

Обязать Администрацию Прудовского сельского совета Советского района Республики Крым восстановить Винникова Виктора Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма под соответствующим номером в очереди, который занимал на момент принятия Постановления Администрации Прудовского сельского совета Советского района Республики Крым № 173-П от 4 июля 2017 г. «О снятии с учета гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий Винникова В.В.».

Обратить указанное решение к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд Республики Крым.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

Судья И.С.Бражник