УИД 26RS0034-01-2020-000085-75РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 апреля 2020 года с. Летняя Ставка
Туркменский районный суд Ставропольского края
в составе: председательствующего судьи Филипенко А.В..
при секретаре Сагандыкове А.С.,
с участием:
помощника прокурора Туркменского района Ставропольского края Чотчаевой П.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Туркменского района Ставропольского края в интересах неопределённого круга лиц к администрации Летнеставочного сельсовета Туркменского района Ставропольского края о признании незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по обращению в Управление Россреестра по Ставропольскому краю с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества – гидротехнических сооружений
установил:
прокурор Туркменского района Ставропольского края в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Летнеставочного сельсовета Туркменского района Ставропольского края о признании незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по обращению в Управление Россреестра по Ставропольскому краю с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества – гидротехнических сооружений, в котором указал, что прокуратурой Туркменского района во исполнение задания прокуратуры Ставропольского края проведена проверка соблюдения федерального законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, исполнения органами местного самоуправления полномочий по постановке на кадастровый учет бесхозяйных гидротехнических сооружений и последующей регистрации права собственности на них. В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131 -ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. В целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций, при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений принят Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Закон №117-ФЗ). В силу ст. 3 Закона № 117 под гидротехническими сооружениями понимаются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. Согласно ст. 3 Закона № 117-ФЗ под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. В соответствие с абз. 4 ст. 3 Закона № 117-ФЗ собственником гидротехнического сооружения может являться, в том числе муниципальное образование.На основании ст. 9 Закона № 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения и т.д. Из толкования указанных выше положений закона следует, что в связи с повышенной опасностью гидротехнических сооружений, представляющей при ненадлежащей эксплуатации, ненадлежащем содержании и недостаточном финансировании, угрозой возникновения чрезвычайных ситуаций и нанесения ущерба окружающей природной среде и нормальному процессу жизнедеятельности людей, ГТС должны иметь собственника или обслуживающую организацию.На основании данных Геоинформационной системы гидротехнических сооружений Ставропольского края установлено, что в границах Летнеставочного сельсовета Туркменского района Ставропольского края расположены бесхозяйные гидротехнические сооружения:
1. ГТС пруда в 7,0 км СВ с. Летняя Ставка на р. Айгурка в 65,0 км от устья р. Айгурка
Форма собственника: бесхозяйные
Бассейн реки: р. Восточный Маныч
Река, балка: р. Айгурка
Расстояние от устья или истока водотока створа ГТС:. 65,0 км от устья р. Айгурка
Северная широта: 45°29"56.04"
Восточная долгота: 43°27"25.56"
Собственник: отсутствует
Функциональное назначение (использование): нужды сельского хозяйства
Вид регулирования: сезонный
Класс капитальности: IV
Площадь водного зеркала, га: 81,0
Перечень установленных дефектов и повреждений: наблюдается просадка гребня водоподпорного сооружения, зарастание травянистой растительностью верхового откоса водоподпорного сооружения пруда, наличие коррозии на трещин и сколов на ж/б элементах водосбросных сооружений, частичное разрушение конструкции водосбросного сооружения пруда (открытый водосброс). Пруд спущен и не используется по назначению.
Характеристика уровня безопасности эксплуатационного состояния ГТС: неудовлетворительный.
2. ГТС пруда ЮВ п. Поперечный на р. Ягурка в 15,1 км от устья р. Ягурка.
Форма собственника: бесхозяйные
Бассейн реки: р. Восточный Маныч
Река, балка: р. Ягурка
Расстояние от устья или истока водотока створа ГТС: 15,1 км от истока р. Ягурка
Северная широта: 45°25"10.56"
Восточная долгота: 43°15"45"
Собственник: отсутствует
Функциональное назначение (использование): нужды сельского хозяйства
Вид регулирования: сезонный
Класс капитальности: IV
Площадь водного зеркала, га: 71,0
Перечень установленных дефектов и повреждений: Трещины и расхождение швов облицовочных ж/б плит. Коррозия арматуры ж/б конструкций водосбросного сооружения.
Характеристика уровня безопасности эксплуатационного состояния ГТС: пониженный.
3. ГТС пруда в СЗ части с. Летняя Ставка
Форма собственника: бесхозяйные
Бассейн реки: р. Восточный Маныч
Река, балка: Питание пруда осуществляется за счет атмосферных осадков
Расстояние от устья или истока водотока створа ГТС: В СЗ части с. Летняя Ставка
Северная широта: 45°26"0.24"
Восточная долгота: 43°26"9.6"
Собственник: отсутствует
Функциональное назначение (использование): нужды сельского хозяйства
Вид регулирования: сезонный
Класс капитальности: IV
Площадь водного зеркала, га: 5,3
Перечень установленных дефектов и повреждений: Откосы водоподпорного сооружения пруда обрывисты, заросли травянистой и кустарниковой растительностью. В теле водоподпорного сооружения имеется проран
Характеристика уровня безопасности эксплуатационного состояния ГТС: опасный.
Согласно информации главы администрации Летнеставочного сельсовета Туркменского района от 04.02.2020 № 02-16/107 данные ГТС на кадастровый учет не поставлены.
Указанные гидротехнические сооружения в соответствие со ст. 130 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) относятся к недвижимому имуществу, поскольку прочно связаны с землёй, перемещение этих объектов невозможно без несоразмерного ущерба их назначению.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался.
Порядок принятия на учет бесхозяйной вещи закреплен в ч. 3 ст. 225 ГК РФ, согласно которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, и регламентируется Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее - Порядок).
Согласно п.п. 3, 5 Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
По смыслу указанных положений орган местного самоуправления обладает полномочиями по постановке гидротехнических сооружений на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости поскольку отсутствие должного контроля за их состоянием увеличивает риск возникновения чрезвычайных ситуаций.
Учитывая что, бесхозяйное гидротехническое сооружение, расположенное на территории Летнеставочного сельсовета, не ликвидировано путем его демонтажа, засыпания, сноса либо иным способом и фактически продолжает свое существование с возможностью определения его на местности, данное ГТС с целью обеспечения его безопасной эксплуатации, в том числе, реконструкции, консервации и ликвидации, подлежит принятию его на кадастровый учет как бесхозяйного объекта недвижимости.
Кроме того, на основании ст. 12.1 Закона № 117-ФЗ и Правил консервации и ликвидации гидротехнического сооружения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.10.2014 № 1081 решения о ликвидации гидротехнических сооружений могут приниматься их собственниками либо органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится гидротехническое сооружение, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен с учетом предложений органов местного самоуправления, на территории которых находится это гидротехническое сооружение, о необходимости его консервации и (или) ликвидации. На данном основании, для указанных целей необходимо признание гидротехнического сооружения бесхозяйным объектом недвижимости либо оформление его в муниципальную собственность.
Вместе с тем, на период проверки администрацией Летнеставочного сельсовета меры к постановке на кадастровый учет гидротехнического сооружения в качестве бесхозяйного объекта недвижимости не принимались, орган местного самоуправления в органы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о принятии на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения не обращался. Документы, подтверждающие постановку ГТС на кадастровый учет, и иные правоустанавливающие документы в отношении ГТС отсутствуют, собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация не определены.
В связи с отсутствием собственника гидротехнических сооружений, а также бездействия органа местного самоуправления по их определению и постановке гидротехнических сооружений на учёт в качестве бесхозяйного, постоянный контроль за состоянием гидротехнического сооружения, соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при его эксплуатации, работа по содержанию, реконструкции и ликвидации ГТС проводиться не может, что создает угрозу причинения ущерба окружающей природной среде, материальных потерь и нарушает права неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Учитывая то, что установленное в рамках проверки длительное бездействие органа местного самоуправления не соответствует требованиям федерального законодательства, затрагивает и нарушает права, законные интересы неопределенного круга лиц, прокурор вправе обратится в суд с административным исковым заявлением.
Поэтому прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Летнеставочного сельсовета Туркменского района Ставропольского края, выразившееся в не обращении в Управление Росреестра по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений: ГТС пруда в СЗ части с. Летняя Ставка; ГТС пруда ЮВ п. Поперечный на р. Ягурка в 15,1 км от устья р. Ягурка; ГТС пруда в 7,0 км СВ с. Летняя Ставка на р. Айгурка в 65,0 км от устья р. Айгурка. Возложить на администрацию Летнеставочного сельсовета Туркменского района обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подготовить в полном объеме и обеспечить направление в Управление Росреестра по Ставропольскому краю документацию, необходимую для обращения с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений: ГТС пруда в СЗ части с. Летняя Ставка; ГТС пруда ЮВ п. Поперечный на р. Ягурка в 15,1 км от устья р. Ягурка; ГТС пруда в 7,0 км СВ с. Летняя Ставка на р. Айгурка в 65,0 км от устья р. Айгурка.
В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Туркменского района Ставропольского края Чотчаева П.Я. просила суд удовлетворить административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Также не возражала против рассмотрения дела в отсутствие административного ответчика – представителя администрации Летнеставочного сельсовета Туркменского района Ставропольского края.
Представитель административного ответчика администрации Летнеставочного сельсовета Туркменского района Ставропольского края в судебное заседание не явился. В представленном отзыве представитель ответчика просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации и не возражал против удовлетворения административного иска.
При указанных обстоятельствах, с учетом положения ч. 7 ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика, явка которого признана судом не обязательной.
Суд, выслушав представителя административного истца и исследовав материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1. ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131 - ФЗ) к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. В целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций, при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений принят Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Закон №117-ФЗ).
Согласно ст. 3 Закона № 117-ФЗ под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.
В соответствие с абз. 4 ст. 3 Закона № 117-ФЗ собственником гидротехнического сооружения может являться, в том числе муниципальное образование.На основании ст. 9 Закона № 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения и т.д. Из толкования указанных выше положений закона следует, что в связи с повышенной опасностью гидротехнических сооружений, представляющей при ненадлежащей эксплуатации, ненадлежащем содержании и недостаточном финансировании, угрозой возникновения чрезвычайных ситуаций и нанесения ущерба окружающей природной среде и нормальному процессу жизнедеятельности людей, ГТС должны иметь собственника или обслуживающую организацию.
Из материалов дела следует, что в границах муниципального образования Летнеставочного сельсовета Туркменского района Ставропольского края расположены три бесхозяйные гидротехнические сооружения: ГТС пруда в СЗ части с. Летняя Ставка; ГТС пруда ЮВ п. Поперечный на р. Ягурка в 15,1 км от устья р. Ягурка; ГТС пруда в 7,0 км СВ с. Летняя Ставка на р. Айгурка в 65,0 км от устья р. Айгурка.
Порядок принятия на учет бесхозяйной вещи закреплен в ч. 3 ст. 225 ГК РФ, согласно которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, и регламентируется Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее - Порядок).
Согласно п.п. 3, 5 Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
По смыслу указанных положений орган местного самоуправления обладает полномочиями по постановке гидротехнических сооружений на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости поскольку отсутствие должного контроля за их состоянием увеличивает риск возникновения чрезвычайных ситуаций.
Учитывая что, бесхозяйное гидротехническое сооружение, расположенное на территории Летнеставочного сельсовета, не ликвидировано путем его демонтажа, засыпания, сноса либо иным способом и фактически продолжает свое существование с возможностью определения его на местности, данное ГТС с целью обеспечения его безопасной эксплуатации, в том числе, реконструкции, консервации и ликвидации, подлежит принятию его на кадастровый учет как бесхозяйного объекта недвижимости.
Кроме того, на основании ст. 12.1 Закона № 117-ФЗ и Правил консервации и ликвидации гидротехнического сооружения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.10.2014 № 1081 решения о ликвидации гидротехнических сооружений могут приниматься их собственниками либо органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится гидротехническое сооружение, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен с учетом предложений органов местного самоуправления, на территории которых находится это гидротехническое сооружение, о необходимости его консервации и (или) ликвидации. На данном основании, для указанных целей необходимо признание гидротехнического сооружения бесхозяйным объектом недвижимости либо оформление его в муниципальную собственность.
Прокуратурой района в ходе проверки установлено, что указанные гидротехнические сооружения на кадастровый учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости не поставлены, право муниципальной собственности на них не оформлено. Административным ответчиком - администрацией Летнеставочного сельсовета меры к постановке на кадастровый учет гидротехнического сооружения в качестве бесхозяйного объекта недвижимости не принимались. Административный ответчик в органы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о принятии на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения не обращался. Документы, подтверждающие постановку ГТС на кадастровый учет, и иные правоустанавливающие документы в отношении ГТС отсутствуют, собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация не определены.
Суд считает, что выявленные прокуратурой Туркменского района Ставропольского края нарушения требований ч. 3 ст. 225 ГК РФ, п. 1. ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 3, 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», допущенные администрацией Летнеставочного сельсовета Туркменского района Ставропольского края, указывают на ненадлежащее исполнение муниципальным органом своих обязанностей по принятию мер для постановки на кадастровый учет указанных бесхозяйных объектов недвижимости. Указанное бездействие со стороны административного ответчика создает угрозу причинения ущерба окружающей природной среде, материальных потерь и нарушает права неопределенного круга лиц.
Административное исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В силу указанного, административное исковое заявление прокурора Туркменского района Ставропольского края подлежит удовлетворению в полном объёме.
Кроме того, суд считает необходимым обязать административного ответчика в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу исполнить решение суда. Указанный срок, по мнению суда, достаточен для исполнения администрацией Летнеставочного сельсовета Туркменского района Ставропольского края возложенного обязательства.
На основании п. 9 ст. 333.36 НК РФ, прокуроры по заявлению в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образования освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В силу п. 19 ст. 333.36 НК РФ, административный ответчик – администрация Летнеставочного сельсовета Туркменского района Ставрпоольского края освобождена от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
признать незаконным бездействие администрации Летнеставочного сельсовета Туркменского района Ставропольского края, выразившееся в не обращении в Управление Росреестра по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений: ГТС пруда в СЗ части с. Летняя Ставка; ГТС пруда ЮВ п. Поперечный на р. Ягурка в 15,1 км от устья р. Ягурка; ГТС пруда в 7,0 км СВ с. Летняя Ставка на р. Айгурка в 65,0 км от устья р. Айгурка.
Возложить на администрацию Летнеставочного сельсовета Туркменского района обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подготовить в полном объеме и обеспечить направление в Управление Росреестра по Ставропольскому краю документацию, необходимую для обращения с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений: ГТС пруда в СЗ части с. Летняя Ставка; ГТС пруда ЮВ п. Поперечный на р. Ягурка в 15,1 км от устья р. Ягурка; ГТС пруда в 7,0 км СВ с. Летняя Ставка на р. Айгурка в 65,0 км от устья р. Айгурка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Туркменский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись А.В. Филипенко
Подлинник решения находится в административном деле № 2а-100/2020 Туркменского районного суда Ставропольского края.