УИД: 66RS0049-01-2022-000064-24
Дело № 2а-100/2022
Мотивированное решение изготовлено 25 февраля 2022 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 февраля 2022 года город Реж
Режевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Старковой Е.Н., при секретаре Бурковой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Режевского городского прокурора, действующего в интересах Режевского городского округа к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 9 «Улыбка» о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Режевской городской прокурор, действуя в интересах Режевского городского округа, обратился в суд с иском к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 9 «Улыбка» о признании бездействия Муниципального автономного дошкольного образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 9 «Улыбка», выразившееся в невозвращении денежных средств согласно акту проверки использования субсидий на выполнение муниципального задания и иные цели № 1 от 01.03.2021 г. незаконным. Просил обязать Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 9 «Улыбка» произвести возврат денежных средств в сумме 98 112 руб. 72 копейки в бюджет Режевского городского округа в срок до 01.06.2022 г. в УФК по Свердловской области (получать-Финансовое управление в Режевском городском округе 04623064800, кор.счет №, расчетный счет №).
В обоснование заявленных требований в заявлении указал, что финансовым управлением администрации Режевского городского округа в период с 12.01.2021 г. по 01.03.2021 г. проведена проверка в МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №9 «Улыбка» использования субсидий на выполнение муниципального задания и иные цели. Акт проверки направлен Режевскому городскому прокурору для принятия мер прокурорского реагирования. В ходе проверки установлено следующее. Порядок предоставления субсидий на выполнение муниципального задания по оказанию муниципальных услуг (выполнения работ) регламентирован постановлением Администрации РГО от 02.08.2018 № 1504 «Об утверждении Порядка формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений РГО и финансового обеспечения выполнения муниципального задания», с изменениями, внесенными постановлениями Администрации РГО от 30.04.2019 № 723, от 26.12.2019 № 2520 (далее - постановление от 02.08.2018 № 1504, Порядок). В соответствии с п. 6 Порядка Учредитель при формировании муниципального задания руководствовался общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) государств и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам. Методика расчета показателей качества и объема утверждена Управления образования Администрации РГО № 197/01-07 от 16.08.2019 «Об утверждении Перечня муниципальных услуг и работ в 2019 году в новой редакции» (далее - Перечень муниципальных услуг). Максимально допустимое (возможное) отклонение от установленных показателей объема и (или) качества муниципальной услуги (выполнение работы), в пределах которых муниципальное задание считается выполненным, в 2019 году не может превышать 5 %. В п.37 Порядка установлено, что Учредитель обязан обеспечить частичный или полный возврат субсидии, предоставленной автономному учреждению, при фактическом исполнении муниципального задания в меньшем объеме, чем это предусмотрено, или с качеством, не соответствующим требованиям к оказанию муниципальных услуг (выполнению работ), определенным в муниципальном задании. МАДОУ «Детский сад № 9» в 2019 году в соответствии с утвержденным Учредителем муниципальным заданием предоставлялись следующие услуги: «Реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования (от 1 года до 3 лет)» (далее - услуга № 1); «Реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования (от 3 до 8 лет)» (далее - услуга № 2); «Реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования (Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), от 3 до 8 лет)» (далее - услуга № 3); «Присмотр и уход» (Обучающиеся, за исключением детей-инвалидов и инвалидов) (далее - услуга № 4); «Присмотр и уход» (Физические лица льготных категорий, определяемых учредителем) (до 3 лет) (далее - услуга № 5); «Присмотр и уход» (Физические лица льготных категорий, определяемых учредителем) (от 3 до 8 лет) (далее - услуга № 6); «Присмотр и уход» (Дети-инвалиды) (далее - услуга № 7).
Проверкой установлены превышения допустимого отклонения (5 %) по следующим показателям объема и качества муниципальной услуги:
1. Показатель «Доля педагогов, имеющих специальное педагогическое образование» не выполнен по услугам №, № на 3 %, на 12% соответственно.
Причиной невыполнения является: по услуге № работник из 13 не имеет специального педагогического образования, по услуге № педагог из 6 не имеет специального педагогического образования.
Данный показатель подтвержден копиями дипломов работников Учреждения.
2. Показатель «Посещаемость детьми дошкольных образовательных организаций» перевыполнен по услугам №№, 5, 6, 7 на 10 %, на 28%, на 14 %, на 16 % соответственно.
Причиной перевыполнения является расчет показателя Учреждением по своей методике, отличной от методики Учредителя.
3. Показатель «Число обучающихся» не выполнен по услуге № на 28 %.
В качестве подтверждающих документов при проверке выполнения объема муниципальной услуги использовались табеля учета посещаемости детей, находящиеся в МКУ ЦСУ, предоставляемые Учреждением для расчета родительской платы, заявление родителей об отказе о зачислении ребенка в речевую группу, заключения Территориальной психолого-медико- педагогической комиссии о создании специальных условий для получения образования обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью.
Причиной невыполнения данного показателя является то, что в отчет об исполнении муниципального задания за 2019 год Учреждением включены обучающиеся, заключения на которых получены в 2020 году и на 1 ребенка не предоставлено заключение Территориальной психолого-медико- педагогической комиссии.
4.Показатель «Укомплектованность кадрами (количество основных работников, совместителей) по услуге № перевыполнен на 50%. В отчет об исполнении муниципального задания за 2019 год по данной услуге не включен один воспитатель.
По отчету об исполнении муниципального задания за 2019 год от 09.01.2020 все показатели объема и качества всех услуг выполнены полностью, но фактические данные проверки отличаются от данных Учреждения. Таким образом, отчет об исполнении муниципального задания за 2019 год содержит недостоверную информацию, допустимое (возможное) отклонение по качественным и количественным показателям превышает норму в 5 %, муниципальное задание на 2019 год не выполнено. При невыполнении Учреждением муниципального задания Учредителем должны приниматься меры по корректировке муниципального задания с соответствующим уменьшением объемов финансирования. В нарушение п.37 Порядка при невыполнении муниципального задания не осуществлен возврат субсидии в сумме 349 959,88 руб., в том числе из них средства местного бюджета - 106 144,08 руб.
Сумма субсидии к возврату по услуге № 3 рассчитана по следующей методике: сумма субсидии из местного бюджета на конкретную услугу х процент невыполнения по муниципальной услуге: 104 154,72 х 3 ребенка = 312 464,16 руб., где: 104 154,72 руб. стоимость услуги на 1 ребенка, 3 ребенка - невыполнение по данной услуге сверх допустимых отклонений.
При проверке начисления заработной платы выявлено: в феврале сторожу ФИО2 начислена заработная плата за 172 часа, фактически отработано 166 часов, излишне начислено и выплачено 435,16 руб., начисления 30,2% - 131,42 руб., всего - 697,99 руб., в соответствии с Приложением № к Коллективному договору на 2017-2020 г.г., утвержденного на общем собрании трудового коллектива, протокол от ДД.ММ.ГГГГ№, зарегистрирован Государственным казенным учреждением службы занятости населения Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ, запись за №-КД график работы сторожей понедельник-пятница: начало работы 17-00 часов, окончание - 05-30 часов; праздничные и выходные дни: начало работы 17-00 часов, окончание 17-00 часов; в предпраздничный день: начало работы 16-00 часов, окончание 17-00 часов. При проверке начисления заработной платы сторожам, выявлено: за работу в ночное время производят доплату за 8 часов в смену, фактически с понедельника до пятницы сторожа отрабатывают по 7,5 часов, в выходные - по 8 часов, в результате этого излишне начислено и выплачено за январь и февраль 2019 года: ФИО3 за 5 часов в сумме 125,14 рублей; ФИО2 за 20,5 часов в сумме 506,24 рублей; ФИО4 за 14 часов в сумме 344,54 рубля. Всего излишне начислено и выплачено на сумму 975,92 рублей, начисления 30,2% - 294,73 рубля, всего - 1 270,65 руб. Таким образом, сумма к возврату в бюджет Режевского городского округа составила 108 112, 72 руб.
Режевским городским прокурором ДД.ММ.ГГГГ в адрес заведующей учреждения внесено представление с требованием об устранении выявленных нарушений. Во исполнение требований прокурора ДД.ММ.ГГГГ учреждением возвращены денежные средства в бюджет Режевского городского округа в сумме 10 тысяч рублей, что подтверждается платежным поручением №. В декабре 2021 г. Режевской городской прокуратурой проведена сверка с Финансовым управлением администрации Режевского городского округа в ходе, которой установлено, что до настоящего времени учреждением не возмещены неправомерно израсходованные бюджетные средства в сумме 98 112,72 руб., нарушения не устранены в полном объеме.
На основании вышеизложенного, истец просит суд признать бездействия по возвращению денежных средств МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 9 «Улыбка» незаконными. Обязать МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 9 «Улыбка» произвести возврат денежных средств в сумме 98 112,72 руб. в бюджет Режевского городского округа в срок до 01.06.2022 года в УФК по Свердловской области (Получатель: Финансовое управление в Режевском городском округе, 04623064800, кор. счет. №, рас. счет №.
В судебном заседании помощник Режевского городского прокурора Кувалдина Е.В. требования поддержала, просила признать бездействия по возвращению денежных средств МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 9 «Улыбка» незаконными. Обязать МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 9 «Улыбка» произвести возврат денежных средств с учетом частичного возврата денежных средств в размере 10000 руб. в сумме 88 112,72 руб. в бюджет Режевского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ в УФК по Свердловской области (Получатель: Финансовое управление в Режевском городском округе, 04623064800, кор. счет. №, рас. счет №.
Представитель ответчика – Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 9 «Улыбка» Кузьмина И.А. действующая на основании доверенности с исковыми требованиями не согласилась, просила в удовлетворении иска отказать по основаниям указанным в отзыве на иск.
Представитель заинтересованного лица - Финансового управления Администрации Ррежевского городского округа в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Поскольку на основании ч.6 ст. 226 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к разрешению и рассмотрению административного дела, то суд определил рассмотреть административное дело при данной явке.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Финансовым управлением администрации Режевского городского округа в период с 12.01.2021 г. по 01.03.2021 г. проведена проверка в МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №9 «Улыбка» использования субсидий на выполнение муниципального задания и иные цели. Акт проверки направлен Режевскому городскому прокурору для принятия мер прокурорского реагирования. В ходе проверки установлено следующее. Порядок предоставления субсидий на выполнение муниципального задания по оказанию муниципальных услуг (выполнения работ) регламентирован постановлением Администрации РГО от 02.08.2018 № 1504 «Об утверждении Порядка формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений РГО и финансового обеспечения выполнения муниципального задания», с изменениями, внесенными постановлениями Администрации РГО от 30.04.2019 № 723, от 26.12.2019 № 2520 (далее - постановление от 02.08.2018 № 1504, Порядок). В соответствии с п. 6 Порядка Учредитель при формировании муниципального задания руководствовался общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) государств и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам. Методика расчета показателей качества и объема утверждена Управления образования Администрации РГО № 197/01-07 от 16.08.2019 «Об утверждении Перечня муниципальных услуг и работ в 2019 году в новой редакции» (далее - Перечень муниципальных услуг). Максимально допустимое (возможное) отклонение от установленных показателей объема и (или) качества муниципальной услуги (выполнение работы), в пределах которых муниципальное задание считается выполненным, в 2019 году не может превышать 5 %. В п.37 Порядка установлено, что Учредитель обязан обеспечить частичный или полный возврат субсидии, предоставленной автономному учреждению, при фактическом исполнении муниципального задания в меньшем объеме, чем это предусмотрено, или с качеством, не соответствующим требованиям к оказанию муниципальных услуг (выполнению работ), определенным в муниципальном задании. МАДОУ «Детский сад № 9» в 2019 году в соответствии с утвержденным Учредителем муниципальным заданием предоставлялись следующие услуги: «Реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования (от 1 года до 3 лет)» (далее - услуга № 1); «Реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования (от 3 до 8 лет)» (далее - услуга № 2); «Реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования (Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), от 3 до 8 лет)» (далее - услуга № 3); «Присмотр и уход» (Обучающиеся, за исключением детей-инвалидов и инвалидов) (далее - услуга № 4); «Присмотр и уход» (Физические лица льготных категорий, определяемых учредителем) (до 3 лет) (далее - услуга № 5); «Присмотр и уход» (Физические лица льготных категорий, определяемых учредителем) (от 3 до 8 лет) (далее - услуга № 6); «Присмотр и уход» (Дети-инвалиды) (далее - услуга № 7).
Проверкой установлены превышения допустимого отклонения (5 %) по следующим показателям объема и качества муниципальной услуги:
1. Показатель «Доля педагогов, имеющих специальное педагогическое образование» не выполнен по услугам № 2, № 3 на 3 %, на 12% соответственно.
Причиной невыполнения является: по услуге № 2 1 работник из 13 не имеет специального педагогического образования, по услуге № 3 1 педагог из 6 не имеет специального педагогического образования.
Данный показатель подтвержден копиями дипломов работников Учреждения.
2. Показатель «Посещаемость детьми дошкольных образовательных организаций» перевыполнен по услугам №№ 4, 5, 6, 7 на 10 %, на 28%, на 14 %, на 16 % соответственно. Причиной перевыполнения является расчет показателя Учреждением по своей методике, отличной от методики Учредителя.
3. Показатель «Число обучающихся» не выполнен по услуге №3 на 28 %.
В качестве подтверждающих документов при проверке выполнения объема муниципальной услуги использовались табеля учета посещаемости детей, находящиеся в МКУ ЦСУ, предоставляемые Учреждением для расчета родительской платы, заявление родителей об отказе о зачислении ребенка в речевую группу, заключения Территориальной психолого-медико- педагогической комиссии о создании специальных условий для получения образования обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью.
Причиной невыполнения данного показателя является то, что в отчет об исполнении муниципального задания за 2019 год Учреждением включены обучающиеся, заключения на которых получены в 2020 году и на 1 ребенка не предоставлено заключение Территориальной психолого-медико- педагогической комиссии.
4.Показатель «Укомплектованность кадрами (количество основных работников, совместителей) по услуге № перевыполнен на 50%. В отчет об исполнении муниципального задания за 2019 год по данной услуге не включен один воспитатель.
По отчету об исполнении муниципального задания за 2019 год от ДД.ММ.ГГГГ все показатели объема и качества всех услуг выполнены полностью, но фактические данные проверки отличаются от данных Учреждения. Таким образом, отчет об исполнении муниципального задания за 2019 год содержит недостоверную информацию, допустимое (возможное) отклонение по качественным и количественным показателям превышает норму в 5 %, муниципальное задание на 2019 год не выполнено. При невыполнении Учреждением муниципального задания Учредителем должны приниматься меры по корректировке муниципального задания с соответствующим уменьшением объемов финансирования. В нарушение п.37 Порядка при невыполнении муниципального задания не осуществлен возврат субсидии в сумме 349 959,88 руб., в том числе из них средства местного бюджета - 106 144,08 руб.
Сумма субсидии к возврату по услуге № рассчитана по следующей методике: сумма субсидии из местного бюджета на конкретную услугу х процент невыполнения по муниципальной услуге: 104 154,72 х 3 ребенка = 312 464,16 руб., где: 104 154,72 руб. стоимость услуги на 1 ребенка, 3 ребенка - невыполнение по данной услуге сверх допустимых отклонений.
При проверке начисления заработной платы выявлено: в феврале сторожу ФИО2 начислена заработная плата за 172 часа, фактически отработано 166 часов, излишне начислено и выплачено 435,16 руб., начисления 30,2% - 131,42 руб., всего - 697,99 руб., в соответствии с Приложением № к Коллективному договору на 2017-2020 г.г., утвержденного на общем собрании трудового коллектива, протокол от ДД.ММ.ГГГГ№, зарегистрирован Государственным казенным учреждением службы занятости населения Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ, запись за №-КД график работы сторожей понедельник-пятница: начало работы 17-00 часов, окончание - 05-30 часов; праздничные и выходные дни: начало работы 17-00 часов, окончание 17-00 часов; в предпраздничный день: начало работы 16-00 часов, окончание 17-00 часов. При проверке начисления заработной платы сторожам, выявлено: за работу в ночное время производят доплату за 8 часов в смену, фактически с понедельника до пятницы сторожа отрабатывают по 7,5 часов, в выходные - по 8 часов, в результате этого излишне начислено и выплачено за январь и февраль 2019 года: ФИО3 за 5 часов в сумме 125,14 рублей; ФИО2 за 20,5 часов в сумме 506,24 рублей; ФИО4 за 14 часов в сумме 344,54 рубля. Всего излишне начислено и выплачено на сумму 975,92 рублей, начисления 30,2% - 294,73 рубля, всего - 1 270,65 руб. Таким образом, сумма к возврату в бюджет Режевского городского округа составила 108 112, 72 руб.
Данные обстоятельства объективно подтверждаются актом № 1 от 01.03.2021 г., составленным Финансовым управлением Администрации Ррежевского городского округа по результатам проверки использования субсидий на выполнение муниципального задания и иные цели в МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № «Улыбка» (л.д.№), представлением Режевского городского прокурора о выявленных нарушениях бюджетного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ вынесенного в адрес руководителя МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №9 «Улыбка».
Представленные доказательства свидетельствуют о необходимости принятия мер по устранению выявленных в 2021 г. Финансовым управлением администрации Режевского городского округа нарушений бюджетного законодательства в МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №9 «Улыбка».
Факт выявленных недостатков стороной административного ответчика не оспаривался. Доказательств, опровергающих доводы прокурора и свидетельствующих о законности бездействия Муниципального автономного дошкольного образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 9 «Улыбка», выразившееся в невозвращении денежных средств согласно акту проверки использования субсидий на выполнение муниципального задания и иные цели № от ДД.ММ.ГГГГ суду не представлены.
С учетом изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Режевского городского прокурора в полном объеме, поскольку допущенное бездействие административного ответчика не соответствует требованиям бюджетного законодательства в части использования субсидий на выполнение муниципального задания и иные цели за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административный иск Режевского городского прокурора – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Муниципального автономного дошкольного образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 9 «Улыбка», выразившееся в невозвращении денежных средств согласно акту проверки использования субсидий на выполнение муниципального задания и иные цели № 1 от 01.03.2021 г.
Обязать Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 9 «Улыбка» произвести возврат денежных средств в сумме 88 112 руб. 72 копейки в бюджет Режевского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ в УФК по Свердловской области (получать-Финансовое управление в Режевском городском округе 04623064800, кор.счет №, расчетный счет №).
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Режевской городской суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Е.Н. Старкова