Дело ...а-620/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 января 2019 года ...
Советский районный суд ... Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Ярмухамедовой А.С.,
при секретаре Фаизовой Т.А.,
с участием административного истца ФИО1, его представителя по устному ходатайству ФИО6,
представителя административного ответчика Управления земельных и имущественных отношении Администрации городского округа ... РБ по доверенности ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа ... Республики Башкортостан, Администрации городского округа ... Республики Башкортостан о признании отказа в согласовании границ земельного участка незаконным, обязании установить границы,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа ... Республики Башкортостан (далее по тексту – УЗИО ...), в котором просит признать отказ в согласовании границ земельного участка, площадью 773 кв.м., расположенного по адресу: РБ, ..., с кадастровым номером ..., незаконным и обязать административного ответчика установить границы земельного участка в соответствии с данными межевого плана от < дата >.
В обоснование исковых требований указано, что истцу на праве аренды принадлежит муниципальный земельный участок, площадью 773 кв.м., расположенный по адресу: РБ, ..., с кадастровым номером .... Права ФИО1 на земельный участок подтверждаются договором аренды ... от < дата >. В 2018 году по заказу истца проведены кадастровые работы по определению границ земельного участка, < дата > составлен межевой план. Проведение кадастровых работ обусловлено ответом УЗИО ... №Ф-12844 от < дата > на обращение истца о заключении договора купли-продажи земельного участка от < дата >. Согласно ответу, объект недвижимости с кадастровым номером 02:55:010619:3394, принадлежащий административному истцу на праве собственности, расположен на двух земельных участках, что противоречит действующему законодательству. Для разъяснения этого вопроса ФИО1 был организован выезд кадастрового инженера в место расположения земельного участка. Выездом установлено, что объект недвижимости в реальности отсутствует. В этой связи < дата >ФИО1 обратился в УЗИО ... с заявлением об организации выезда представителей отдела контроля для составления акта об отсутствии объекта недвижимости для внесения актуальных сведений в базы Росреестра и УЗИО .... Письмом №П-18944 от < дата > УЗИО ... сообщило ФИО1, что для составления акта обследования о прекращении существования здания, сооружения, он может обратиться к кадастровому инженеру. После консультации с кадастровым инженером было принято решение об изменении границ земельного участка на кадастровой карте, в целях приведения данных границ в соответствие с реальными границами. < дата > межевой план, подготовленный кадастровым инженером ИП ФИО3< дата >, с комплексом сопроводительных документов были переданы в УЗИО .... Письмом №П-12945 от < дата > в согласовании границ земельного участка отказано, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок в границах, представленных на согласование, не соответствует фактическим границам и накладывается на земли общего пользования, что в соответствии с п.2.12 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Согласование границ земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа ... РБ и земельных участков, расположенных на территории городского округа ... РБ, государственная собственность на которые не разграничена» влечет отказ в предоставлении услуги в связи с предоставлением заявителем недостоверных сведений. таким образом, ответчик отказался от согласования местоположения границ земельных участков с истцом. В то же время местоположение границ земельного участка верно указано кадастровым инженером в межевом плане от < дата >, составленном при проведении кадастровых работ земельного участка, иного ответчиком не доказано. В результате отказа ответчика от согласования с истцом границ земельного участка имеет место нарушение границ земельного участка истца, поскольку на земельном участке нет никаких объектов недвижимости, расположенных вне границ земельного участка.
Определением суда в качестве административного соответчика привлечена Администрация городского округа ... Республики Башкортостан.
Представитель административного ответчика Администрации городского округа ... Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
На основании ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ), с учетом мнения участвующих лиц, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя административного ответчика Администрации городского округа ... РБ.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании поддержал исковые требования, просил удовлетворить по приведенным в иске доводам и основаниям, при этом пояснил, что ему необходимо согласовать границы земельного участка, на котором он живет.
Представитель административного истца ФИО1 по устному ходатайству ФИО6 в судебном заседании поддержал исковые требования, просил удовлетворить по приведенным в иске доводам и основаниям, при этом пояснил, что кадастрового инженера просили изменить границы земельного участка для устранения ошибки Росреестра, земля принадлежит городу. ФИО1 длительное время проживает на данном земельном участке и имеет право на приватизацию. Если земельный участок впоследствии изымут, то истец получит компенсацию чуть больше.
Представитель административного ответчика УЗИО по доверенности ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признал, в удовлетворении просил отказать, пояснив, что земельный участок, который просит ФИО1, расположен в пределах красных линий. В данном квартале предусмотрен снос ветхого жилья, расположенного на данном участке. УЗИО ... принято решение об изъятии жилых домов и земельных участков, в том числе дома по адресу: РБ, ....
Суд, изучив доводы административного искового заявления, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно п. 1 ст. 39.20. Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
На основании п. 1 ст. 39.3. и пп 6 п. 2 ст. 39.3. Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Согласно п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В силу абз. 2 п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от < дата > N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (введена Федеральным законом от < дата > N 171-ФЗ вступившим в действие с < дата >) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа осуществляется органом местного самоуправления городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно ст. 11.10 ЗК РФ (введенной в действие с < дата > Федеральным законом от < дата > N 171-ФЗ) под схемой расположения земельного участка понимается изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (п. 1). Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории и иной градостроительной документации (п. 2). Схема расположения земельного участка должна быть утверждена решением органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение земельными участками (п. 13).
Согласно части 10 ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 на основании договора аренды ... от < дата > пользуется земельным участком с кадастровым номером ..., расположенным по адресу: РБ, .... Срок аренды установлен с < дата > до < дата >.
< дата >ФИО1 обратился в Администрацию городского округа ... Республики Башкортостан с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ...
Письмом от < дата > №П-12945 в предоставлении услуги отказано, в связи с представлением заявителем недостоверных сведений. Указано, что испрашиваемый земельный участок не соответствует фактическим границам и накладывается на земли общего пользования.
Письмом УЗИО ... №Ф-12844 от < дата > дополнительно сообщено, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования в границах красных линий; объект недвижимости с кадастровым номером ... расположен на двух земельных участках.
< дата >ФИО1 вновь обратился в УЗИО ... с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, указав, в УЗИО ... и Росреестре устаревшие сведения, просил организовать выезд представителей отдела контроля УЗИО для составления акта об отсутствии объекта недвижимости с кадастровым номером 02:55:010619:3394 в целях внесения актуальных сведений в электронные базы УЗИО ... и Росреестра.
Письмом №П-18944 от < дата >ФИО1 рекомендовано обратиться к кадастровому инженеру для рассмотрения вопроса о составлении акта обследования о прекращении существования здания, сооружения.
Согласно п. 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации в числе прочих приведены следующие самостоятельные основания для отказа в предоставлении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность физических и юридических лиц:
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования (п. 7);
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (п. 17).
Как усматривается из разъяснений, данных в п. 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации ... (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации < дата >, по смыслу ст. 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному п. 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.
В ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно чч. 3, 4 и 9 ст. 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, являющиеся документами территориального планирования, содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся в том числе к области транспорта (железнодорожного, водного, воздушного транспорта), автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; на картах также отображаются планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований.
Спорный участок расположен в границах муниципального образования - городского округа. В соответствии со ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Частью 3 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно ч. 5 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на указанных в пп. 2 - 4 ч. 3 данной статьи картах отображаются, в том числе, планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (ч. 6 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с приведенными нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральные планы городского округа включают карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов, при этом в данных документах не предусмотрено перечисление конкретных земельных участков, попадающих в зоны размещения планируемых объектов.
Таким образом, для отказа в предоставлении земельного участка в собственность по основанию, предусмотренному п. 17 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
Постановлением Администрации городского округа ... Республики Башкортостан ... от < дата > ООО «Содружество» разрешена разработка проекта планировки и межевания территории, ограниченной ..., малой Шелководной, проспектом Салавата Юлаева, ..., казанской, Комсомольской, продолжением ... шелководной и ...х ГО ... РБ, с целью размещения торгово-развлекательного комплекса на земельном участке ориентировочной площадью 48,2 га городских земель.
Постановлением Администрации городского округа ... Республики Башкортостан ... от < дата > утвержден проект планировки территории, ограниченной ..., Малой Шелководной, проспектом Салавата Юлаева, ..., Казанской, Комсомольской, продолжением ... и ...х ГО ... РБ площадью 20,8 га
В соответствии с решением Совета городского округа ... Республики Башкортостан ... от < дата > «Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков, жилых и нежилых помещений в Октябрьском и ...х ГО ... РБ», земельный участок с кадастровым номером ... изъят для муниципальных нужд в установленном законом порядке у землепользователя; также указано об изъятии жилых и нежилых помещений по адресу: РБ, ....
В соответствии с указанными выше общедоступными правовыми актами и надлежащими документами территориального планирования, спорный земельный участок с кадастровым номером 02:55:010619:291 расположен на территории, подлежащей изъятию для муниципальных нужд.
Принимая во внимание, что в судебном заседании нашло подтверждение, что земельный участок, испрашиваемый истцом, находится в границах территории, изъятой для муниципальных нужд, суд приходит к убеждению, что в удовлетворении заявления об установлении границ земельного участка УЗИО Администрации ГО ... отказано на законных основаниях.
Проанализировав положения приведенных выше правовых норм, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований, поскольку оспариваемый отказ принят ответчиком в пределах предоставленных ему полномочий, не противоречит действующему законодательству, права и законные интересы административного истца не были нарушены.
Доводы административного истца не содержат фактов, которые не были бы учтены ответчиком и имели бы юридическое значение, влияли бы на обоснованность и законность отказа, основаны на неверном толковании закона, опровергаются материалами дела, в связи с чем, признаются несостоятельными.
Таким образом, суд, проанализировав нормы права, оценив в совокупности все доказательства, обладающие юридической силой, приходит к выводу об отказе удовлетворении требований административного истца.
Руководствуясь ст.ст. 174, 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа ... Республики Башкортостан, Администрации городского округа ... Республики Башкортостан о признании отказа в согласовании границ земельного участка незаконным, обязании установить границы - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Советский районный суд ... Республики Башкортостан.
В окончательной форме мотивированное решение изготавливается в течение пяти дней со дня окончания судебного разбирательства по административному делу, полный текст и копии судебного постановления стороны вправе получить по истечении пяти дней.
Председательствующий судья А.С. Ярмухамедова
В окончательной форме мотивированное решение изготовлено 28.01.2019