ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1010/19 от 22.02.2019 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело № 2а-1010/2019г.

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 февраля 2019 года г. Липецк

Советский районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего Акимовой Е.А.,

при секретаре Кондратьевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Липецкого муниципального района Липецкой области, Комитету градостроительной и дорожной деятельности администрации Липецкого муниципального района Липецкой области о признании незаконным уведомления, возложении обязанности выдать уведомление,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Комитету градостроительной и дорожной деятельности администрации Липецкого муниципального района Липецкой области о признании незаконным уведомления, возложении обязанности выдать уведомление, указывая, что 14 сентября 2018 года она направила уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в комитет градостроительной и дорожной деятельности администрации Липецкого муниципального района Липецкой области. 13 октября 2018 года от административного ответчика получено письмо с уведомлением о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилого строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилого строительства или садового дома на земельном участке. Данное уведомление административный истец считает незаконным, поскольку границы зон подтопления не определены и не установлены надлежащим образом, административным ответчиком не соблюдено 7 рабочих дней на отправку уведомления. В связи с чем просит признать незаконным уведомление от 02 октября 2018 года, обязав административного ответчика выдать уведомление о допустимости размещения объекта индивидуального строительства, взыскав государственную пошлину в сумме 300 руб.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена - администрация Липецкого муниципального района Липецкой области и в качестве заинтересованных лиц привлечены: администрация сельского поселения Введенский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области и Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель административных ответчиков администрации Липецкого муниципального района Липецкой области и Комитета градостроительной и дорожной деятельности администрации Липецкого муниципального района Липецкой области по доверенности ФИО2 возражала против удовлетворения исковых требований, объяснив, что разрешение на строительство не может быть выдано, поскольку земельный участок, на котором предполагалось строительство, находится в зоне подтопления.

Представители заинтересованных лиц: отдела водных ресурсов по Липецкой области по доверенности ФИО3, администрации сельского поселения Введенский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области по доверенности ФИО4 и глава администрации сельского поселения Введенский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области ФИО5 полагали административные исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Как следует из пункта 26 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях городских округов, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве) параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами (далее также - приведение в соответствие с установленными требованиями), решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

Пунктом 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство: уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения при отсутствии необходимых документов или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Судом установлено, что ФИО6, имеющей статус ребенок-инвалид, на основании договора аренды от 02 февраля 2018 года принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>

14 сентября 2018 года законный представитель ФИО6 – ФИО1 в комитет градостроительной и дорожной деятельности администрации Липецкого муниципального района Липецкой области направила уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

13 октября 2018 года ФИО1 от комитета градостроительной и дорожной деятельности администрации Липецкого муниципального района Липецкой области получила письмо с уведомлением о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилого строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилого строительства или садового дома на земельном участке.

Административный истец уведомлена о недопустимости размещения объекта индивидуального жилого строительства или садового дома на земельном участке по следующим основаниям:

Земельный участок расположен в границах зоны подтопления реки Воронеж с уровнем обеспеченности паводка 1 %. В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких объектов от затопления, подтопления.

Из ответа от 28 сентября 2018 года заместителя руководителя Донского БВУ – начальника отдела водных ресурсов по Липецкой области ФИО3 усматривается, что сведения зон затопления, подтопления <адрес> не направлялись в государственный кадастр недвижимости в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления».

Также как следует из объяснений, данных административным истцом ФИО1, при личной беседе с заместителем начальника отдела водных ресурсов по Липецкой области ей было разъяснено, что данные мероприятия не проводились и запланированы Федеральным агентством водных ресурсов на 2022 год.

Согласно ответу на запрос суда отдела водных ресурсов по Липецкой области Донского БВУ от 20 февраля 2019 года график определения границ зон затопления, подтопления, утвержденного руководителем Федерального агентства водных ресурсов 27 февраля 2015 года по предложениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с которым изначально предусматривалось определение границ зон затопления, подтопления в <адрес>, в том числе срок разработки – 2021 год, срок направления на утверждение в Росводресурсы – 2022 год и срок направления Росводресурсами сведений в Росреестр – 2023 год. Так же, как следует из данного ответа, в последующем график определения границ зон затопления, подтопления был актуализирован, при этом, по предложению администрации <адрес> ряд населенных пунктов, в том числе <адрес>, из графика были исключены.

В соответствии со статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий (подпункт 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации).

К зонам с особыми условиями использования территорий относятся в том числе водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают зоны с особыми условиями использования территорий (подпункт 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод (пункт 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации), в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр (часть 3, пункт 8 части 4 статьи 31 ВК РФ).

Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 67.1 ВК РФ в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения).

Пунктом 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года N 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления" (далее - Правила), предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон.

Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (пункт 5 Правил). Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в единый государственный реестр недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 Правил).

Однако судом установлено, что соответствующие зоны затопления, подтопления в порядке, определенном Правилами, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не устанавливались и их границы не определялись.

Сведения о нахождении земельного участка, принадлежащего административному истцу, в зонах затопления, подтопления в государственных реестрах отсутствуют.

Указанные обстоятельства не оспаривались сторонами и в судебном заседании.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в том числе, утверждение правил землепользования и застройки поселений, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

В силу пункта 3 части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;

Согласно пункту 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе и с учетом сложившейся планировки территорий и существующего землепользования.

В соответствии со статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельный участок могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда.

При этом в отношении земельного участка с кадастровым номером 48-13-10202048:8-48/001/2018-2, расположенного по адресу: <адрес>, какие-либо ограничения отсутствуют, земельный участок имеет вид разрешенного использования – под индивидуальное жилищное строительство.

Таким образом, установленное правоустанавливающими документами целевое назначение земельного участка позволяет административному истцу в соответствии с установленным видом разрешенного использования осуществить строительство индивидуального жилого дома.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о наличии оснований для признания незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Комитетом градостроительной и дорожной деятельности администрации Липецкого муниципального района Липецкой области ФИО1, и о возложении обязанности на Комитет градостроительной и дорожной деятельности администрации Липецкого муниципального района Липецкой области повторно рассмотреть уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, поданное ФИО1 14 сентября 2018 года.

В тоже время, поскольку в уведомлении от 02 октября 2018 года указанным обстоятельствам надлежащая оценка с учетом приведенного нормативного регулирования не дана, то в части требований о возложении обязанности на Комитет градостроительной и дорожной деятельности администрации Липецкого муниципального района Липецкой области выдать уведомление о допустимости размещения объекта индивидуального строительства, расположенного по адресу: <адрес>, суд полагает необходимым отказать.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В силу части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

С учетом удовлетворенной части административных исковых требований с Комитета градостроительной и дорожной деятельности администрации Липецкого муниципального района Липецкой области в доход бюджета муниципального образования города Липецка надлежит взыскать государственную пошлину в сумме 300 руб.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 02 октября 2018 года, выданное Комитетом градостроительной и дорожной деятельности администрации Липецкого муниципального района Липецкой области ФИО1.

Обязать Комитет градостроительной и дорожной деятельности администрации Липецкого муниципального района Липецкой области повторно рассмотреть уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, поданное ФИО1 14 сентября 2018 года после вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Комитета градостроительной и дорожной деятельности администрации Липецкого муниципального района Липецкой области в доход бюджета муниципального образования города Липецка государственную пошлину в сумме 300 руб.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований ФИО1 к Комитету градостроительной и дорожной деятельности администрации Липецкого муниципального района Липецкой области, администрации Липецкого муниципального района Липецкой области, - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.А. Акимова

Решение суда изготовлено в окончательной форме 27 февраля 2019 года.