ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10114/2021 от 15.10.2021 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-10114/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Якутск 15 октября 2021 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кочкиной А.А., при секретаре Бишаевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием технического средства аудиозаписи дело по административному иску ФИО1к Департаменту градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска об оспаривании решения,

установил:

Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ____ с разрешенным видом использования под одноквартирный дом с приквартирным участком. Правилами землепользования и застройки городского округа «город Якутск», утвержденными нормативным правовым актом Якутской городской Думы от ____, указанный участок вопреки Генеральному плану застройки г. Якутска отнесен к территориальной зоне ОД-Б1 – общественно-деловая зона для размещения многофункциональной общественно-деловой застройки и жилых домов на территории периферийных районов г. Якутска. С целью приведения территориальной зоны в соответствие с разрешенным видом использования земельного участка и дальнейшего строительства жилого дома истец обратился к ответчику с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки. Оспариваемым решением от ____ года ответчик отказал во внесении изменений в градостроительные документы ссылаясь на то, что проектом межевания территории квартала участок учтен под объекты дошкольного, начального и среднего общего образования. Истец не согласен с решением, указывает, что земельный участок согласно Генеральному плану застройки располагается в зоне Ж-2А, решение о резервировании участка для муниципальных нужд не принималось, отказ нарушает права истца как собственника участка на его использование по назначению. Просит признать отказ незаконным, обязать ответчика повторно рассмотреть вопрос на Комиссии вопрос о внесении изменений в ПЗЗ в соответствии с требованиями закона.

В судебном заседании представитель истца ФИО2 исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО3 иск не признал, просит в иске отказать, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в оспариваемом отказе.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: г. ____, с разрешенным видом использования под одноквартирный дом с приквартирным участком, однако не может использовать его по назначению – для строительства дома, поскольку ____ года ответчиком отказано в согласовании планируемого строительства.

Основанием отказа послужили те обстоятельства, что земельный участок расположен территориальной зоне ОД-Б1 – общественно-деловая зона для размещения многофункциональной общественно-деловой застройки и жилых домов на территории периферийных районов г. Якутска, а также то, что проектом планировки и межевания территории квартала «Покровский <...> км.» учтен под объекты дошкольного, начального и среднего общего образования.

С целью приведения территориальной зоны в соответствие с разрешенным видом использования земельного участка и дальнейшего строительства жилого дома ____ года истец обратился в Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Якутска.

Решением Комиссии по внесению изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» №____ года ответчик отказал во внесении изменений в документы территориального планирования ссылаясь на те же основания, а именно, что проектом межевания территории квартала участок учтен под объекты дошкольного, начального и среднего общего образования.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из ЗК РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

В соответствии с п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.

Согласно ст. 85 Земельного кодекса РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Установление в правилах землепользования и застройки зоны, в градостроительных регламентах которых отсутствует разрешенное использование земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, ограничивает право собственника или иного законного владельца по использованию принадлежащего ему земельного участка для строительства, реконструкции находящихся на участке объектов индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.

Задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними баланса.

Согласно части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков (пункт 1); функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 данного Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2); определенных данным Кодексом территориальных зон (пункт 3); сложившейся планировки территории и существующего землепользования (пункт 4).

Статьей 33 Градостроительного кодекса РФ предусмотрена возможность внесения изменений в правила землепользования и застройки.

Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки, является в числе прочих несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, а также поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

В соответствии с п.4 ст. 33 ГрК РФ комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.

Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (п.5).

Как следует из обстоятельств дела, решение по заявлению истца о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Якутска принято ответчиком без учета вышеперечисленных норм закона.

Так истец, в установленном порядке обратился с соответствующим заявлением к компетентному должностному лицу, Генеральным планом застройки ГО «город Якутск», территория, где расположен земельный участок истца, отнесена в зоне Ж-2А, то есть к зоне индивидуальной жилой застройки. Основанием для обращения истца послужило несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа, а также те обстоятельства, что в результате применения правил землепользования и застройки земельный участок не используется эффективно, не реализуются права и законные интересы истца как собственника земельного участка. Таким образом, основания для внесения изменений в ПЗЗ по обращению истца имелись.

Доказательств того, что заявление истца было рассмотрено комиссией, как это установлено ст. 33 ГрК РФ, с исследованием всех обстоятельств, суду не представлено.

Невозможность внесения изменений в градостроительные регламенты ответчиком не подтверждена, приоритет публичных интересов перед частным интересом при установлении общественно-деловой зоны при существующем землепользовании под жилищное строительство, как при утверждении зон и регламентов, так и при решении вопроса о невозможности внесения изменений в ПЗЗ, не обоснован.

В соответствии со статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории.

Согласно статье 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны (часть 1). Подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (пункт 1 части 2).

Согласно пункту 12.6 статьи 45 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия проекта планировки и межевания квартала «Покровский <...> км» и подлежащей применению к спорным правоотношениям) проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, на земельных участках, принадлежащих либо предоставленных физическим или юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, не действует в части определения границ зон планируемого размещения таких объектов в случае, если в течение трех лет со дня утверждения данного проекта планировки территории не принято решение об изъятии таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

В установленный указанной нормой срок решение об изъятии для муниципальных нужд находящегося в собственности истца земельного участка принято не было, для муниципальных или государственных нужд участок не зарезервирован, земельный участок расположен в зоне жилой застройки и имеет целевое назначение для использования под ИЖС, что подтверждается выпиской из ЕГРН и не оспаривается ответчиком.

Поскольку земельный участок не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд и с момента принятия проекта планировки и межевания территории три года истекли, проекты, предполагающие размещение на земельном участке административного истца объектов образования, являются недействующими.

Следовательно, ответчик в спариваемом решении сослался на недействующие основания для отказа, оспариваемое решение нарушает права истца, как собственника имущества, а административный иск подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение Комиссии по внесению изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» в виде выписки из протокола заседания № от ____ года, направленное Департаментом градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска ФИО1____ года под №.

Обязать Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска повторно рассмотреть на заседании Комиссии в установленные законом сроки и порядке заявление ФИО1от ____ года с входящим № о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья А.А. Кочкина