Дело № 2а-1011/2021
УИД 26RS0017-01-2021-001356-89
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 апреля 2021 года город Кисловодск
Кисловодский городской суд Ставропольского края под председательством судьи Коротыча А.В., при секретаре судебного заседания Холодковой Д.В., с участием заместителя прокурора г. Кисловодска Кузьменко П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Кисловодска в интересах РФ к администрации города-курорта Кисловодска и Управлению городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска о признании незаконным бездействия ответчиков и возложении обязанности по принятию мер к заключению муниципального контракта,
установил:
Заместитель прокурора г. Кисловодска обратился с административным иском к администрации города-курорта Кисловодска и Управлению городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска о признании незаконным бездействие управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска, администрации города-курорта Кисловодска, выразившееся в непринятии мер по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры города и возложении обязанности в принятии мерпо заключению муниципального контракта со специализированной организацией, имеющей соответствующую аккредитациюв сфере обеспечения транспортной безопасности, в течение 3 месяцев со дня поступления финансирования; обязании администрации города-курорта Кисловодска обеспечить управление городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска финансированием для принятия мер по заключению муниципального контракта со специализированной организацией, имеющей соответствующую аккредитацию в сфере обеспечения транспортной безопасности, в целях дальнейшей реализации плана обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры города-курорта Кисловодска.
Свои доводы прокурор обосновал следующим.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон № 16-ФЗ) органы местного самоуправления участвуют в обеспечении транспортной безопасности в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно информации, поступившей 23.04.2020 из управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска, в настоящее время проводится разработка планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, план транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры находится в стадии утверждения в Росавтодоре, ПСД на реализацию плана обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры отсутствует.
Как следует из письма ООО «Специализированная организация «Антитеррор» от 03.06.2020 № 109, планы обеспечении транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры разработаны, но не могут быть утверждены Росавтодором, поскольку субъектом транспортной инфраструктуры – администрацией города-курорта Кисловодска, не выполнены предусмотренные законом требования по обеспечению транспортной безопасности.
Таким образом, в нарушение п.п. 1,4 ст. 9 Закона № 16-ФЗ, п. 7 Требований сроки разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры не соблюдены, план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры не утвержден, не реализуется на протяжении 5 лет со дня присвоения категории объектам транспортной инфраструктуры города, транспортная безопасность объектов транспортной инфраструктуры города не обеспечена.
По результатам проверки, 26.05.2020 прокурором города в администрацию города-курорта Кисловодска внесено представление об устранении выявленных нарушений, которые до настоящего времени фактически не устранены, что подтверждается ответом заместителя главы администрации города-курорта Кисловодска – начальника управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска ФИО1 от 19.10.2020 исх. № 5691.
В судебном заседании заместитель прокурора г. Кисловодска Кузьменко П.А. административный иск поддержал, просил удовлетворить его по изложенным в нем основаниям. Административные ответчики длительное время фактически бездействуют, активных мер к исполнению требований ФЗ «О транспортной безопасности» от 2006г. не предпринимают, ссылаясь на отсутствие финансирования.
Представитель администрации города-курорта Кисловодска ФИО2 суду пояснил, что в бюджете г. Кисловодска отсутствуют денежные средства для проведения работ по исполнению требований ФЗ «О транспортной безопасности», но некоторые работы были проведены.
Представитель УГХ администрации города-курорта Кисловодска ФИО3 пояснила, что организация готова выполнить все необходимые работы, для чего необходимо, чтобы администрация г. Кисловодска выделила средства.
Выслушав заместителя прокурора города, представителей административных ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к убеждению о том, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (ст. 39 КАС РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»органы местного самоуправления участвуют в обеспечении транспортной безопасности в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Закона № 16-ФЗ целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Согласно п. 1 ст. 9 Закона № 16-ФЗ на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с п. 4 ст. 9 Закона № 16-ФЗ реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и паспортов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиками, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, субъектами транспортной инфраструктуры совместно с органами государственной власти или органами местного самоуправления либо исключительно органами государственной власти.
Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1642 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта (далее – Требования).
В соответствии с п. 7 Требований на субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры возложены следующие обязанности:
- обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление ее результатов на утверждение в Федеральное дорожное агентство в установленном порядке в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального дорожного агентства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры, которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде;
- на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры представить в Федеральное дорожное агентство план обеспечения безопасности объекта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры;
- утвердить в течение 2 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, предусмотренные Требованиями организационно-распорядительные документы, которые направлены на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, заверены субъектом транспортной инфраструктуры и копии которых прилагаются к плану обеспечения безопасности объекта;
- реализовать план обеспечения безопасности объекта поэтапно, не позднее 2 лет со дня присвоения категории объекту транспортной инфраструктуры, и иные.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой города в апреле-мае 2020 года, установлено, что приказом Федерального дорожного агентства от 18.05.2015 № 376 «О присвоении категорий объектам транспортной инфраструктуры» искусственным дорожным сооружениям управления городского хозяйства, транспорта и строительства администрации города-курорта Кисловодска присвоена третья категория, и они внесены в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Отчеты об оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры утверждены заместителем начальника управления транспортной безопасности Росавтодора 17.07.2018.
Согласно информации, поступившей 23.04.2020 из управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска, в настоящее время проводится разработка планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, план транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры находится в стадии утверждения в Росавтодоре, ПСД на реализацию плана обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры отсутствует.
Установлено, что между управлением городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска и ООО «Специализированная организация «Антитеррор» заключен муниципальный контракт № 16 от 07.11.2017 на оказание услуг по проведению оценки уязвимости, разработке и утверждению планов обеспечения транспортной безопасности 4 объектов транспортной инфраструктуры, расположенных в городе курорте Кисловодске.
Согласно письму ООО «Специализированная организация «Антитеррор» от 03.06.2020 № 109 планы обеспечении транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры разработаны, но не могут быть утверждены Росавтодором, поскольку субъектом транспортной инфраструктуры – администрацией города-курорта Кисловодска, не выполнены предусмотренные законом требования по обеспечению транспортной безопасности.
Таким образом, в нарушение п.п. 1,4 ст. 9 Закона № 16-ФЗ, п. 7 Требований сроки разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры не соблюдены, план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры не утвержден, не реализуется на протяжении 5 лет со дня присвоения категории объектам транспортной инфраструктуры города, транспортная безопасность объектов транспортной инфраструктуры города не обеспечена.
По результатам проверки, 26.05.2020 прокурором города в администрацию города-курорта Кисловодска внесено представление об устранении выявленных нарушений, которые до настоящего времени фактически не устранены, что подтверждается ответом заместителя главы администрации города-курорта Кисловодска – начальника управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска ФИО1 от 19.10.2020 исх. № 5691.
В соответствии с п. п. 1, 5, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон № 35-ФЗ) противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритета мер предупреждения терроризма, системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму.
В силу ст. 3Закона № 35-ФЗ предупреждение (профилактика) терроризма, в том числе выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов, является неотъемлемой частью деятельности по противодействию терроризму.
Согласно ч. 9 ст. 9 Устава городского округа города-курорта Кисловодска, утвержденного решением Думы города-курорта Кисловодска Ставропольского края от 27.03.2019 № 27-519 к вопросам местного значения городского округа города-курорта Кисловодска относится, в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон № 16-ФЗ) закреплено, что транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
В п.п. 5, 9 ст. 1 Закона № 16-ФЗ установлено, что объекты транспортной инфраструктуры представляют собой технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование; субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками ОТИ и/или ТС или использующие их на ином законном основании.
Пунктом 2 ст. 2 Закона № 16-ФЗ определено, что основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры; разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности; подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности.
Согласно п. 1 ст. 4 названного Закона обеспечение транспортной безопасности ОТИ и/или ТС возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона № 16-ФЗ к субъектам транспортной инфраструктуры относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона № 16-ФЗ органы местного самоуправления участвуют в обеспечении транспортной безопасности в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 9 Устава городского округа города-курорта Кисловодска, утвержденного решением Думы города-курорта Кисловодска Ставропольского края от 27.03.2019 № 27-519 к вопросам местного значения городского округа города-курорта Кисловодска относится составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета городского округа.
В ходе судебного заседания установлено, что в настоящее время в бюджете города-курорта Кисловодска финансирование на заключение муниципального контракта со специализированной организацией, имеющей соответствующую аккредитацию в сфере обеспечения транспортной безопасности, в целях дальнейшей реализации плана обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры города-курорта Кисловодска, не предусмотрено, предложения о внесении изменений в бюджет на реализацию указанных целей длительное время не вносились, что свидетельствует обездействии органа местного самоуправления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление прокурора г. Кисловодска в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска и администрации города-курорта Кисловодска, выразившееся в непринятии мер по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры города.
Обязать управление городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска принять меры по заключению муниципального контракта со специализированной организацией, имеющей соответствующую аккредитацию в сфере обеспечения транспортной безопасности, в течение 3 месяцев со дня поступления финансирования.
Обязать администрацию города-курорта Кисловодска обеспечить управление городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска финансированием для принятия мер по заключению муниципального контракта со специализированной организацией, имеющей соответствующую аккредитацию в сфере обеспечения транспортной безопасности, в целях дальнейшей реализации плана обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры города-курорта Кисловодска.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Кисловодский городской суд в течение месяца.
Мотивированное решение суда изготовлено 11мая 2021 года.
Судья А.В. Коротыч