ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1011/2021 от 27.12.2021 Красноперекопского районного суда (Республика Крым)

Дело № 2а-1011/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 декабря 2021 г. <адрес>

Красноперекопский районный суд Республики Крым в составе

председательствующего судьи Шевченко О.В.,

при секретаре судебного заседания ФИО5

с участием помощника Красноперекопского межрайонного прокурора ФИО6

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению заместителя Красноперекопского межрайонного прокурора ФИО7 в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ заместитель Красноперекопского межрайонного прокурора ФИО7 обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия.

Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведения Красноперекопской межрайонной прокуратурой проверки исполнения законодательства в сфере охраны и содержания зеленых насаждений, что на территории ФИО1 сельского поселения <адрес> местным самоуправлением не выполняются требования законодательства ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления», ФЗ-7 Закон «Об охране окружающей среды», 50-ЗРК «О растительном мире». ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой в адрес главы ФИО2 местного самоуправления внесено представление об устранении выявленных нарушений, по результатам рассмотрения которого ФИО2 сообщено, что имеет место нарушения в данной сфере, но работы по устранению нарушений не выполнены, в связи с чем просит суд ФИО1 ответчика принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей к вышеуказанным объектам незавершенного строительства путем установления ограждения, а также сносу указанных объектов.

В судебном заседании пом. прокурора Красноперекопской межрайонной прокуратуры - исковые требования, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика – ФИО1 сельского поселения <адрес> в суд не явились.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Учитывая наличие неисполнение возложенных на ФИО2 муниципального образования обязанностей, приводит к нарушению прав и законных интересов жителей муниципального образования, а также граждан Российской Федерации и иных лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, а также по учету природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности в целях сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов, прокурором подан в суд данный иск.

Судом установлено, что Красноперекопской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым (далее - ФИО2) законодательства в сфере охраны и содержания зеленых насаждений, по результатам которой выявлены следующие нарушения законодательства.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Сохранение зеленых насаждений является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, установленного ст. 42 Конституции РФ.

Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции РФ и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

К основным принципам охраны окружающей среды Закон относит, в том числе и ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (ст. 3 Закона № 7-ФЗ).

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее - Закон № 131-ФЗ), ст. 2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК-2015 «О закреплении за сельскими поселениями Республики Крым вопросов местного значения» к вопросам местного самоуправления сельских поселений отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со ст. 61 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.

Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

Отношения в сфере охраны зеленых насаждений на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК «О растительном мире» (далее - Закон -ЗРК), принятым в целях защиты конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и нормализации экологической обстановки в населенных пунктах Республики Крым.

Положениями ст. 3 Закона -ЗРК определено, что под охраной зеленых насаждений понимается система правовых, организационных и экономических мер, направленных на сохранение зеленых насаждений.

Частью 2 ст. 9 Закона -ЗРК установлено, что пользователи растительным миром ФИО1 осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов растительного мира, а также оценку состояния мест их произрастания.

Стоимостная оценка конкретных деревьев (кустарников), травяного и иного напочвенного растительного покрова в денежном эквиваленте устанавливается с целью определения размера компенсации за их удаление (снос, уничтожение), с учетом их ценности, экологической и социальной значимости и фактического жизненного состояния.

Вишневским сельским советом <адрес> Республики Крым принято решение ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений на территории муниципального образования ФИО3 сельское поселение <адрес> Республики Крым».

В соответствии с указанным решением инвентаризация зеленых насаждений - процесс регистрации информации о количественной и качественной структуре зеленых насаждений на территории муниципального образования с целью оптимизации ведения муниципального хозяйства на всех уровнях управления, эксплуатации и финансирования, а также отнесения данных насаждений к соответствующим категориям земель, охранному статусу и режиму содержания.

Учет зеленых насаждений ведется на основании данных инвентаризации. Инвентаризация проводится в соответствии с «Методикой инвентаризации городских зеленых насаждений» (Минстрой России, 1997 г.).

Установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства, ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым инвентаризация зеленых насаждений территории муниципального образования ФИО3 сельское поселение <адрес> Республики Крым не проводилась, реестр зеленых насаждений на бумажном и электронном носителе не ведется.

Поскольку зеленый фонд сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территориях в границах этих поселений, и является необходимым условием для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды, бездействие ответственных лиц органа местного самоуправления в части не проведения инвентаризации зеленого фонда поселения может привести к незаконному, без разрешительных документов, сносу или уничтожению зеленых насаждений удовлетворительного состояния.

Межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 сельского поселения было направлено требование о предоставлении информации о принятых НПА, регулирующих порядок содержания зеленых насаждений в границах муниципального образования, административный регламент получения разрешений на их снос, а также о проведении инвентаризации зеленых насаждений и их долгосрочной оценки в границах муниципального образования.

В ответе на требование от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 сельского поселения сообщила, что инвентаризация зеленых насаждений и их долгосрочная оценка на территории муниципального образования не проводилась.

Таким образом ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым в нарушение ст. 61 Закона № 7-ФЗ, п. 19 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ инвентаризация зеленых насаждений, не проводилась, реестр зеленых насаждений не ведется.

В связи с указанными нарушениями заместителем межрайонного прокурора ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере охраны и содержания зеленых насаждений.

ДД.ММ.ГГГГ из ФИО1 сельского поселения поступил ответ, что требования прокурора удовлетворены, к дисциплинарной ответственности привлечено 1 должностное лицо, инвентаризация зеленых насаждений и их долгосрочная оценка на территории муниципального образования будет проведена.

Однако, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указанные работы не проведены, нарушения не устранены.

Отсутствие учета зеленых насаждений, их систематического обследования приводит к возможности незаконного, без разрешительных документов сноса зеленых насаждений удовлетворительного состояния, не позволяет надлежащим образом осуществлять содержание и охрану зеленых насаждений, обеспечивать своевременное выявление аварийно-опасных деревьев и сухостойных деревьев, принимать обоснованные решения об их вырубке.

Выявленные нарушения свидетельствуют о самоустранении должностных лиц ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым от решения вопросов местного значения при реализации возложенных на них полномочий, являются следствием низкого уровня исполнительской дисциплины и подменой решения принципиально важных задач фактами формального подхода при исполнении своих обязанностей, а также полным отсутствием должного контроля за их деятельностью со стороны руководства.

Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований законодательства инвентаризация зеленых насаждений, обеспечивающая эффективный контроль и разработку своевременных мер по защите и восстановлению озелененных территорий, а также прогноз состояния зеленых насаждений с учетом реальной экологической обстановки и других факторов, определяющих состояние зеленых насаждений и уровень благоустройства, не проведена.

Также отсутствие учета зеленых насаждений, их систематического обследования не позволяет надлежащим образом осуществлять содержание и охрану зеленых насаждений, обеспечивать своевременное выявление аварийно-опасных деревьев и сухостойных деревьев, принимать обоснованные решения об их вырубке.

Таким образом исковое заявление истца подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 218 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление заместителя Красноперекопского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым выразившееся в непроведении инвентаризации зеленых насаждений.

ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения природоохранного законодательства посредством проведения инвентаризации (долгосрочной оценки) зеленых насаждений.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Крым через Красноперекопский районный суд Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено – ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: О.В. Шевченко