ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1012/2022 от 02.06.2022 Кумертауского городского суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-1012/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 июня 2022 года село Ермолаево РБ

Кумертауский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Карачурина Т.Ш.,

при секретаре Зиновьевой Т.С.,

с участием:

представителя административного истца ООО «СПФ Ремстрой» - Пономаревой О.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ООО «СПФ Ремстрой» к ОСП по г. Кумертау и Куюргазинскому району УФССП России по РБ, УФССП России по РБ, заместителю начальника ОСП по г. Кумертау и Куюргазинскому району УФССП России по РБ Васильевой Д.А. о признании незаконными постановлений, признании необоснованными действий, возложении обязанности возвратить исполнительский сбор,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «СПФ Ремстрой» обратился в суд с административным иском к ОСП по г. Кумертау и Куюргазинскому району УФССП России по РБ о признании незаконными постановлений о возбуждении исполнительных производств о взыскании исполнительских сборов <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...> от <...>, <...>СД от <...>, <...> от <...>, признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по списанию денежных средств со счетов ООО «СПФ Ремстрой» в размере 173 503 руб. 87 коп., возложении обязанности возвратить незаконно взысканный исполнительский сбор в размере 173 503 руб. 87 коп., указав, что в производстве судебного пристава-исполнителя Васильевой Д.А. находятся исполнительные производства <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...> от <...>, предмет исполнения – исполнительский сбор по 10 000 руб. Х 8 = 80 000 руб., ИП 56932/19/02009СД от <...> на сумму 74 167 руб. 77 коп., ИП 286277921/0209 от <...> на сумму 15 599 руб. 07 коп., <...> – списание 8 589 руб. 47 коп. в отношении должника ООО «СПФ Ремстрой». <...> – списание 80 000 руб. (10 000 Х 8), <...> – списание 74 167 руб. 77 коп., <...> – списание 15 599 руб. 07 коп., <...> – списание 8 589 руб. 47 коп., всего списано 173 503 руб. 87 коп. Эти списания незаконно и необоснованно произведены, несмотря на тот факт, что ООО «СПФ Ремстрой» до возбуждения ИП <...> самостоятельно добровольно произвел оплату трех штрафов ГИБДД на сумму 1 500 руб., квитанции были предоставлены в ОСП по г. Кумертау и Куюргазинскому району УФССП России по РБ, но по этим штрафам тоже было незаконное списание исполнительского сбора. ООО «СПФ Ремстрой» <...> самостоятельно добровольно произвел оплату штрафа ГИБДД на сумму 500 руб., но ОСП по г. Кумертау и Куюргазинскому району УФССП России по РБ <...> повторно списывает эту сумму и производит необоснованное списание исполнительского сбора. ООО «СПФ Ремстрой» <...> самостоятельно добровольно произвел оплату семи штрафов ГИБДД по 500 руб. на сумму 3 500 руб. и один на сумму 2 000 руб., квитанции были предоставлены в ОСП по г. Кумертау и Куюргазинскому району УФССП России по РБ, но по этим штрафам тоже был необоснованно списан исполнительский сбор, и ООО «СПФ Ремстрой» оплатил два исполнительских сбора по 10 000 руб., всего 20 000 руб. Административный истец за последние три года ни разу не получал ни по почте, ни нарочно, ни иным способом постановления ОСП по г. Кумертау и Куюргазинскому району УФССП России по РБ о возбуждении исполнительных производств, а равно и постановлений об исполнительских сборах, в связи с чем у судебного пристава-исполнителя нет законных оснований для взыскания исполнительских сборов.

В ходе судебного разбирательства в дело в качестве административных ответчиков привлечены УФССП России по РБ, заместитель начальника ОСП по г. Кумертау и Куюргазинскому району УФССП России по РБ Васильева Д.А.

В судебном заседании представитель административного истца Пономарева О.А. требования административного искового заявления поддержала, просила удовлетворить.

Административные ответчики в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены.

На основании ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом, как указано в п. 2 той же статьи, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 121 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», в соответствии с которой постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Исходя из вышеуказанных норм закона заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым постановлением или действием (бездействием) судебного пристава-исполнителя и указать способ их восстановления.

Из анализа указанных норм права следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ «О судебных приставах» судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами. В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов (ст. 12 ФЗ РФ «О судебных приставах»).

В соответствии с ч. 2 ст. 4 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Согласно ч.ч. 1,2 ст. 5 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов и актов других органов возлагается на службу судебных приставов и службы судебных приставов субъектов РФ.

Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 30 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 11, 12 ст. 30 закона).

Основанием для возбуждения исполнительного производства также является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам в случае прекращения исполнительного производства в соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 43 настоящего Федерального закона, о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа (ч. 6 ст. 30 закона).

После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа (ч. 16 ст. 30 закона).

В силу ст. 64 указанного закона исполнительский сбор является одним из исполнительных действий, то есть мер, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Вместе с тем закон строго регламентирует основания и порядок совершения указанных исполнительных действий.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1 ст. 112 названного Закона).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2 ст. 112 Закона).

Таким образом, необходимым условием взыскания исполнительского сбора является установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником обязанности, к исполнению которой должник может быть понужден, если не исполнил ее добровольно в установленный судебным приставом-исполнителем или в иной срок - для решений, подлежащих немедленному исполнению.

Как установлено судом и подтверждается материалами исполнительных производств, предоставленных по запросу суда, в производстве ОСП по г. Кумертау и Куюргазинскому району УФССП России по РБ находились исполнительные производства о взыскании с административного истца ООО «СПФ Ремстрой» штрафов, назначенных в качестве административного наказания (всего 8 производств), и 3 административных производства о взыскании с административного истца в пользу КУС Минземимущества РБ по <...> задолженности на основании решения Арбитражного Суда РБ от <...>.

В рамках всех указанных исполнительных производств судебным приставом-исполнителем были вынесены постановления о взыскании с должника ООО «СПФ Ремстрой» исполнительского сбора за неисполнение в установленный постановлениями о возбуждении исполнительных производств срок требований исполнительных документов в общем размере 173 503 руб. 87 коп.

Указанная сумма взыскана со счета ООО «СПФ Ремстрой» в принудительном порядке, что подтверждается представленными административным истцом платежными документами. В связи с этим исполнительные производства о взыскании исполнительского сбора были окончены.

В соответствии с ч. 17 ст. 30 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» извещения, адресованные взыскателю и должнику, направляются по адресам, указанным в исполнительном документе. Извещение, адресованное лицу, участвующему в исполнительном производстве, направляется по месту жительства или месту нахождения такого лица.

Согласно ч. 2 ст. 29 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» лица, участвующие в исполнительном производстве, считаются извещенными, если повестка, иное извещение направлены по последнему известному месту жительства лица, участвующего в исполнительном производстве, или по адресу, сообщенному им в письменной форме судебному приставу-исполнителю для уведомления данного лица (в том числе по адресу электронной почты), или повестка, иное извещение направлены иным способом, указанным таким лицом, однако лицо направленные повестку, иное извещение не получило.

Данное законоположение направлено на скорейшее уведомление должника о поступлении исполнительного документа в службу судебных приставов и возбуждении исполнительного производства с тем, чтобы он имел возможность добровольно исполнить содержащиеся в исполнительном документе требования в установленный срок и избежать тем самым взыскания с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.

Пунктом 4.8.3.4 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной Приказом ФССП России <...> от <...>, предусмотрено, что постановление о возбуждении исполнительного производства направляется должнику регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении адресату.

Аналогичные разъяснения даны в пункте 2.4.2 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов Министерства Юстиции Российской Федерации от <...><...>, согласно которому постановление о возбуждении исполнительного производства направляется должнику заказным письмом с обратным почтовым уведомлением о вручении почтового отправления. На конверте и обратном почтовом уведомлении указывается информация о содержимом конверта: «постановление о возбуждении исполнительного производства №... от...». Кроме того, постановление о возбуждении исполнительного производства рекомендуется отправлять с описью вложения документов. Наличие в материалах исполнительного производства только почтового отправления является недостаточным доказательством надлежащего уведомления должника

Согласно пункту 2.4.1 указанных Методических рекомендаций уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке.

Из вышеизложенного следует, что судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора с должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, при наличии сведений о вручении должнику постановления о возбуждении исполнительного производства. При этом, согласно пункту 3.1 вышеуказанных Методических рекомендаций, в мотивировочной части постановления о взыскании исполнительского сбора указываются дата получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения.

Между тем, административным истцом доказательств направления в адрес административного истца копий постановлений о возбуждении исполнительных производств не представлено. В судебном заседании представитель административного истца отрицал факт получения постановлений о возбуждении исполнительных производств.

Таким образом, административными ответчиками нарушены сроки и порядок направления копии постановления о возбуждении исполнительных производств. В связи с чем взыскание с административного истца исполнительского сбора нельзя признать законным.

Следовательно, требования административного искового заявления ООО «СПФ Ремстрой» о признании незаконными постановлений о возбуждении исполнительных производств о взыскании исполнительских сборов <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...> от <...>, <...>СД от <...>, <...> от <...>, признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по списанию денежных средств со счетов ООО «СПФ Ремстрой» в размере 173 503 руб. 87 коп., возложении обязанности возвратить незаконно взысканный исполнительский сбор в размере 173 503 руб. 87 коп. подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск ООО «СПФ Ремстрой» удовлетворить.

Признать незаконными постановления ОСП по г. Кумертау и Куюргазинскому району УФССП России по РБ о возбуждении исполнительных производств о взыскании исполнительских сборов <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...> от <...>, <...>СД от <...>, <...> от <...>.

Признать необоснованными действия ОСП по г. Кумертау и Куюргазинскому району УФССП России по РБ по списанию со счетов ООО «СПФ Ремстрой» денежных средств в размере 173 503 руб. 87 коп.

Возложить на ОСП по г. Кумертау и Куюргазинскому району УФССП России по РБ обязанность возвратить ООО «СПФ Ремстрой» денежные средства в размере 173 503 руб. 87 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кумертауский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Т.Ш. Карачурин