ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1012/2022 от 03.03.2022 Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

2а-1012/2022

61RS0003-01-2022-000205-30

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 марта 2022 года г. Ростов-на-Дону

Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Бабакова А.В.

с участием:

представителя административного истца: Иваньковой А.Д. – по доверенности в деле

представителя административного ответчика: Джелаухова М.М. - по доверенности в деле

при секретаре Смаглиеве Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1012/2022 по заявлению ООО «Эмпилс-цинк» к Федеральной службе по труду и занятости Государственной инспекции труда в Ростовской области о признании незаконным и отмене п.12 акта выездной проверки от 09.11.2021г. п. 9 и 10 предписания государственного инспектора от ДД.ММ.ГГГГг.

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился в суд с административным иском к Федеральной службе по труду и занятости Государственной инспекции труда в <адрес> о признании незаконным и отмене предписания государственного инспектора от ДД.ММ.ГГГГг., ссылаясь на то что, Государственной инспекцией труда в <адрес> в лице государственного инспектора труда Джелаухова М.М. на основании решения от 04.10.2021г., учетный номер выездной проверки в едином реестре контрольных была проведена проверка деятельности ООО «Эмпилс-цинк» в рамках соблюдения трудового законодательства. По результатам проверки вынесен Акт документарной проверки от 09.11.2021г. и предписание от 09.11.2021г., в соответствии с которым трудовым инспектором установлено что ООО «Эмпилс-цинк» допущены нарушения норм трудового законодательства. Не согласившись в части с вышеуказанными Актом документарной проверки и Предписанием со стороны ООО «Эмпилс-цинк» были поданы жалобы в ГИТ в РО. А также ходатайство о приостановке срока исполнения предписаний. Решением по жалобе на акт проверки заместителя руководителя ГИТ в РО от ДД.ММ.ГГГГ, а также Решением по жалобе на предписание заместителя руководителя ГИТ в РО от ДД.ММ.ГГГГ, жалобы ООО «Эмпилс-цинк» были оставлены без удовлетворения. Административный истец считает, что вышеуказанное Предписание от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Предписание) в части пунктов 9, 10 и 12 вынесено с нарушением норм действующего законодательства, является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям. Пункт 9 Предписания является незаконным и подлежит отмене, по мнению административного истца, поскольку согласно статье 68 ТК РФ при приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.Соблюдая данное требование законодательства, при приеме на работу в ООО «Эмпилс-цинк» все работники были ознакомлены с Правилами внутреннего распорядка.В июне 2021г. на предприятии был принят Коллективный договор на новый срок (2021- 2024 г.г.) и ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором ООО «Эмпилс-цинк»,в порядке установленном ст. 372 ТК РФ, были утверждены Правила внутреннего трудового распорядка общества. Каких-либо изменений указанный документ не содержит. Трудовой распорядок ипрочие условия трудовой деятельности, непосредственно связанные с трудовой деятельностью работников, не изменились.При этом Правила внутреннего распорядка, с которыми знакомили работников до ДД.ММ.ГГГГ, не были отменены и не утратили своей силы. Действие указанных Правил распространяется и в настоящее время на всех работников принятых до ДД.ММ.ГГГГ до момента ознакомления с Правилами внутреннего распорядка от ДД.ММ.ГГГГ.Таким образом, утверждение о том, что работники ООО «Эмпилс-цинк» не ознакомлены с Правилами внутреннего распорядка как считает административный истец, не соответствует действительности, и требования ст. 22 ТК РФ в данном случае нарушены не были.Трудовым Кодексом РФ установлены сроки и порядок ознакомления принимаемых на работу работников с Правилами внутреннего трудового распорядка. ООО «Эмпилс-цинк» выполняет данное требование и до подписания трудового договора знакомит вновь принятых работников под роспись с Правилами внутреннего трудового распорядка от 04.06.2021г. Это подтверждается «Листом ознакомления с локальными нормативными актами и иными документами предприятия, относящимися к трудовой деятельности Работника» на каждого принятого работника. Порядок и срок ознакомления работников ООО «Эмпилс-цинк» с Правилами внутреннего трудового распорядка от ДД.ММ.ГГГГ определены приказом генерального директора от 04.06.2021г. с учетом эпидемиологической ситуации и с учетом отсутствия изменении в трудовом распорядке и условиях трудовой деятельности, непосредственно связанных с трудовой деятельностью работников, установленных Правилами.Согласно приказу срок ознакомления с Правилами внутреннего трудового распорядка работников, принятых на работу до ДД.ММ.ГГГГ установлен - 01.12.2021г. С учетом указанных выше обстоятельств, административный истец считает срок, установленный приказом для ознакомления уже работающих работников, обоснованным. На момент проведения плановой проверки Государственной инспекцией груда ООО «Эмпилс-цинк» проводило работу по ознакомлению работников с данным локальным актом, что подтверждается частичным наличием листов ознакомления с Правилами внутреннего трудового распорядка ООО «Эмпилс-цинк» от 04.06.2021г. При этом, самостоятельно определенный работодателем порядок и срок ознакомления работников с Правилами внутреннего распорядка нс противоречит нормам трудового права. Административный истец считает, что доводы инспекции, о том, что в момент проверки приказ генерального директора об ознакомлении с правилами внутреннего трудового распорядка в срок до ДД.ММ.ГГГГ представлен не был и административный истец не указал на его наличие при проведении проверки, а также о том, что в данном приказе идет речь об эпидемиологической ситуации на предприятии, в то время как предприятие работает, проводит набор работников, каких либо ограничений не имеется, в связи с чем срок ознакомления с приказом ничем не обусловлен, являются необоснованными, поскольку при проведении проверки, административным истцом инспектору были представлены все документы, указанные в его запросе. Указанный выше приказ об ознакомлении с ПВР на предприятии не был запрошен при проверке, в связи с чем ООО «Эмпилс-цинк» его приложил при обжаловании в качестве обоснования доводов жалобы.Данный приказ является документом, на основании которого работодатель самостоятельно определил сроки и порядок ознакомления с указанным локальным актом работниками, принятыми на работу до 04.06.2021г., также данным локальным актом, как указано выше, не изменяются и не нарушаются права и законные интересы работников. Пункт 10 Предписания о предоставлении ежегодного отпуска ФИО3, является незаконным и подлежит отмене, по мнению административного истца, посколькусогласно ст. 115 ТК РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами. Согласно ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней. Исходя из норм ст. 122 ТК РФ ежегодный оплачиваемой отпуск исчисляется и предоставляется работнику за его рабочий год. Отпуск за рабочий период 2021 - 2022 год работник имеет право использовать в 2022 году. При составлении графика отпусков на 2021 год ФИО3, в соответствии со своим заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, изъявила желание использовать в 2021 году только 28 дней отпуска, соответственно, 25 дней работник вправе будет использовать в 2022 году. При этом данные об этих днях отпуска будут отражены в графике отпусков на 2022 год, который на момент проведения проверки еще не составлялся. Таким образом, планируя с учетом пожеланий работника в графике отпусков на 2021 год 28 дней ежегодного отпуска, ООО «Эмпилс-цинк» обеспечило ФИО3 возможность реализации ее субъективного права на ежегодный оплачиваемый отпуск в удобное для нее время, в том числе в 2022году. Административный истец считает, что доводы административного ответчика, о том, что отпуск для ФИО3, должен предоставляться в количестве 30 дней, что должно быть отражено в графике отпусков на 2021 год, и оснований переноса отпуска в порядке ст. 124 ТК РФ при проведении проверки не представлены, не соответствуют действительности, поскольку в рассматриваемой ситуации основанием для планирования отпуска работника на период 2021-2022 г.г. является волеизъявление ФИО3, указанное в ее заявлении, что непротиворечит положениям трудового законодательства, закрепленным, в том числе в ст. 124 ТК РФ. Пункт 12 Предписания в отношении требования оформления изменений условий трудового договора, заключенного с ФИО8, является незаконным и подлежит отмене, по мнению административного истца, поскольку в соответствии со статьей 57 ТК РФ, обязательными для включения в трудовой договор являются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.В соответствии со статьей 41 ТК РФ. в коллективном договоре с учетом финансово- экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.В соответствии со статьей 116 ТК РФ, работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено Трудовым Кодексом и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Согласно п. 3.3 трудового договора с работником ФИО8: «...Работнику предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, за работу с вредными (опасными) условиями труда в количестве 7 календарных дней. Изменение количества дней меньше установленных настоящим договором не допускается. Изменение количества дней больше установленных настоящим договором допускается в одностороннем порядке внутренним распорядительным документом Работодателя...».Во исполнение условий трудового договора ООО «Эмпилс-цинк» 12.04.2021г. был издан Приказ , которым определена продолжительность отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда для ряда должностей предприятия. Данный приказ распространял свое действие и на должность, занимаемую работником.Также требования данного приказа в дальнейшем были учтены и включены в Положение об отпусках работников ООО «Эмпилс-цинк», которое является приложением к Коллективному договору на период 2021-2024гг. С коллективным договором и, соответственно, с Положением об отпусках ФИО4 был ознакомлен под роспись в Листе ознакомления с локальными нормативными актами и иными документами предприятия, относящимися к трудовой деятельности Работника. Как следует из ст. 72 ГК РФ заключение соглашения в письменной форме требуется оформлять в случае изменении определенных сторонами условий трудового договора.Вместе с тем, в данной ситуации никаких изменений в условия трудового договора нс вносится. Увеличение количества дополнительных дней отпуска для работника было осуществлено именно в порядке, установленном условиями трудового договора, заключенного с ФИО8, путем принятия локального нормативного акта.С учетом вышеизложенного, условия трудового договора работника ФИО8 не изменялись, следовательно, как указывает административный истец никаких оснований для заключения соглашения об изменении определенных сторонами условий трудового договора в письменной форме не имеется.

Административный истец, считает что утверждения административного ответчика о том, что изменения трудовою должно происходить по соглашению сторон, а не в одностороннем порядке не обоснованы, поскольку в рассматриваемом случае условия об изменении порядка определения и порядка предоставления количества дней дополнительного отпуска ранее были сторонами трудового договора согласованы и включены в трудовой договор.

Административный истец, указывает, что в соответствии с требованиями действующего законодательства ООО «Эмпилс-цинк» обращалось с жалобами в ГИТ в РО, в которых ставился вопрос об отмене вынесенных по результатам проверки акта документарной проверки и предписания от ДД.ММ.ГГГГ, однако трудовая инспекция решениями от ДД.ММ.ГГГГ жалобы административного истца оставила без удовлетворения. Данные решения получены административным истцом, посредством электронной почты ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом приведенных доводов, по мнению административного истца, постановленные решение, а также ранее вынесенные акты и предписания государственной инспекции труда в Ростовской области нарушают права и законные интересы административного истца в сфере предпринимательской деятельности, противоречат нормам действующего закона, а следовательно подлежат отмене.

На основании вышеизложенного, административный истец просил суд признать незаконным и отменить пункт 9, 10 и 12 Предписания Государственной инспекции труда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг.

В последующем, административным истцом были уточнены административные исковые требования, согласно которым он просит суд : признать незаконным и отменить пункт 9, 10 и 12 Предписания Государственной инспекции труда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг.; признать незаконным и отменить п.12 акта выездной проверки от 09.11.2021г. п. 9 и 10 предписания государственного инспектора от ДД.ММ.ГГГГг.

Представитель административного истца: Иванькова А.Д. – по доверенности в деле, в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика: Джелаухов М.М. - по доверенности в деле, в судебное заседание явился, заявленные требования не признал, просил оставить их без удовлетворить. Дополнительно пояснил суду, что была проведена плановая выездная проверка в отношении административного истца. По результатам проверки, были выявлены нарушения.ст.22 ТК РФ. В ходе проверки «Эмпилс-цинк» предоставил приказ о том, что у них ведется работа по ознакомлению сотрудников с правилами, ссылаясь на сложную эпидемиологическую обстановку, хотя организация продолжала работу, правила были приняты еще летом, а проверка завершалась 9 ноября. При проведении проверки, приказ предоставлен не был. Что касается п.10 предписания, представитель административного истца пояснил, что у некоторых работников установлен класс 3 - работа с вредными(опасными) условиями труда, при котором полагается дополнительный отпуск, не менее 7 дней, доплата, а также сокращенный рабочий день. Как пояснил представитель ответчика, у «Эмпилс-цинк» есть положения, согласно которому, устанавливают 14 дополнительных дней отпуска. В данном случае речь идет о нарушении ст. 72 ТК РФ, поскольку в ТД говорится о том, что работнику предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве 7 календарных дней, а по факту ему предоставляется 14 дней, такой приказ ничем не регламентирован, это инициатива организации. У Государственной инспекции труда имеется только правила в текущей редакции, никаких других правил, как пояснил представитель административного ответчика, им не предоставляли.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФгражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 1 статьи227 КАС РФ,решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (далее в настоящей статье - решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.

Согласно статье 15 ТК РФ, трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В силу части 2 статьи 57 ТК РФ, обязательными для включения в трудовой договор являются в том числе следующие условия: трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов;

Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.

К числу основных способов защиты трудовых прав работников ст. 352 ТК РФ относит федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Реализация данного способа предполагает защиту трудовых прав работников органами государственного надзора и контроля.

В силу положений статей 353-356, 382 ТК РФ, Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 324 федеральная инспекция труда относится к органам исполнительной власти и уполномочена осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 356 ТК РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав; организует и проводит мероприятия, направленные на профилактику нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в соответствии с ежегодно утверждаемой ею программой профилактики таких нарушений;принимает меры по принудительному исполнению обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 357 ТК РФ, государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе имеют право: в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения контрольных (надзорных) мероприятий организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц; запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, включая материалы фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационные базы, банки данных и иные носители информации, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации полномочия федеральной инспекции труда и государственных инспекторов труда, предоставленные абзацем вторым статьи 356 и абзацем шестым части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации, направлены на выполнение основной функции данного государственного органа - осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и обеспечение реализации права работников на защиту их трудовых прав (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 октября 2015 года N 2454-О).

Для исполнения своих задач федеральная инспекция труда проводит проверки работодателей, предметом которых является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан (статья 360 Трудового кодекса Российской Федерации).

По смыслу данных положений закона при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание, в случае нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381 - 397 ТК РФ комиссиями по трудовым спорам и судами, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В судебном заседании установлено, что Государственной инспекцией труда в Ростовской области в лице государственного инспектора труда Джелаухова М.М. на основании решения от 04.10.2021г., учетный номер выездной проверки в едином реестре контрольных была проведена проверка деятельности ООО «Эмпилс-цинк» в рамках соблюдения трудового законодательства.

По результатам проверки вынесен Акт документарной проверки от 09.11.2021г. и предписание от 09.11.2021г., в соответствии с которым трудовым инспектором установлено что ООО «Эмпилс-цинк» допущены нарушения норм трудового законодательства.

Так, в акте выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГг , указано, что по результатам выездной проверки выявлены следующие нарушения обязательных требований:

- не проведена разработка в объеме актуализировавших инструкций по охране труда:

- инструкция по охране труда при выполнении работ по безопасному производству на заточном станке, в связи со вступлением в действие с ДД.ММ.ГГГГ новых Правил по охране труда не проходили, чем нарушены требования ст. 212 Трудового Кодекса РФ.

- в нарушении п. 179 Правил по охране груда при работе на высоте Зарегистрировано в Минюсте России 15.12.2020 N61477, Приказ Минтруда России от 16.11.2020 №782н, лестниц-стремянка не взята на инвентарный учет, не проведено испытание, не указано принадлежность подразделению.

- в нарушение требования п. 28, п. 29, 30 Приказ Минтруда России от 27.11.2020 N835н "Об утверждении Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями" используется инструмент ударного действия (молоток, кувалда), не соответствующий требованиям безопасности.

- на складах временного хранения готовой продукции, не проведена подготовка рабочих мест к работе, а именно не ликвидированы ямы, рытвины чем нарушен п. 32 Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, утвержденных Приказом Минтруда России от 28.10.2020 N753н.

-нет контроля со стороны администрации за использованием выданной спецодежды, спец, обуви и др. СИЗ допускаются работники к выполнению своих трудовых обязанностей в не предусмотренной обуви, в нарушение требования "Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты", утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития.

- не ограждены вращающиеся устройства с выступающими частями или углублениями, которые при работе могут травмировать работающих или захватить одежду (патроны, планшайбы, оправки и др.), в нарушение требования п.27 Приказ Минтруда России от 27.11.2020 N833н "Об утверждении Правил по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования"

- в помещениях ремонтного участка нет должного порядка, имеется мусор и ненужные Предметы проходы и подходы к оборудованию загромождены, в нарушение требования п.28 Приказ Минтруда России от 27.11.2020 N833н "Об утверждении Правил по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования".

Административным ответчиком в адрес ООО «Эмпилс-цинк» вынесено предписание , согласно которому административному истцу предписывается в установленные предписанием сроки устранить нарушения действующего трудового законодательства, в том числе: в соответствии с пунктом 9 предписания возложена обязанность ознакомить работников с Правилами внутреннего трудового распорядка в течение 15 рабочих дней; в соответствии с пунктом 10 предписания возложена обязанность заключить дополнительное соглашение с ФИО8 и другими работниками у которых отпуск свыше 7 календарных дней в течение 15 рабочих дней.

Не согласившись в части с вышеуказанными Актом документарной проверки и Предписанием со стороны ООО «Эмпилс-цинк» были поданы жалобы в ГИТ в РО. А также ходатайство о приостановке срока исполнения предписаний.

Решением по жалобе на акт проверки заместителя руководителя ГИТ в РО от ДД.ММ.ГГГГ, а также Решением по жалобе на предписание заместителя руководителя ГИТ в РО от ДД.ММ.ГГГГ, жалобы ООО «Эмпилс-цинк» были оставлены без удовлетворения.

ООО «Эмпилс-Цинк» полагает, что пункта 9,10 предписания Государственной инспекции труда Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ являются незаконными, противоречащие положениям действующего законодательства.

При проведении выездной проверки в отношении ООО «Эмпилс-Цинк» установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Эмпилс-Цинк» приняты Правила внутреннего трудового распорядка. Однако, в нарушение положений статьи 22 Трудового кодекса работники не были ознакомлены под роспись с Правилами внутреннего трудового распорядка.

Соответственно Государственной инспекцией труда в Ростовской области вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе содержащее требование о необходимости ознакомления работников с Правилами внутреннего трудового распорядка.

Установлено, что ООО в «Эмпилс-цинк» принят приказ о необходимости ознакомления с правилами внутреннего трудового распорядка в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Указанный срок ознакомления обусловлен сложной эпидемиологической обстановкой.

Оспаривания предписания в указанной части административный истец указывает, что действующим законодательством не регламентированы сроки ознакомления работников с Правилами внутреннего трудового распорядка. Кроме того, директором ООО «Эмпилс-цинк» вынесен приказ о необходимости ознакомления работников с Правилами внутреннего трудового распорядка в срок до 01.12.2021.

Суд не может согласиться с доводами административного истца, в связи со следующим.

В соответствии с ч. 4 ст. 189 ТК РФ, трудовой распорядок определяется правилами внутреннего трудового распорядка.

Правила внутреннего трудового распорядка - локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.

На основании ч. 1 ст. 190 ТК РФ, Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

Работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью (абзац десятый части второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).

При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором(часть третья статьи 68 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 1 Трудового кодекса РФ, целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

В соответствие с Конституцией РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (с часть 3 статьи 37).

Работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда (абз. 4, 7 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из анализа указанных положений действующего законодательства следует, что обязанность работник имеет право на труд в условиях, отвечающих государственным нормативным требованиям охраны труда, включая требования безопасности, знать режим труда и отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя. Эти права работника реализуется исполнением работодателем обязанности, в том числе, знакомить работника с правилами внутреннего трудового распорядка. В этой связи федеральный законодатель предусмотрел обязанность работодателя знакомить работника с правилами внутреннего трудового распорядка именно при приеме на работу. В рассматриваемом случае Государственной инспекцией труда в Ростовской области в ходе проведенной выездной проверки установлено, что правила внутреннего трудового распорядка в ООО «Эмпилс-цинк» приняты в новой редакции ДД.ММ.ГГГГ. На момент проведения проверки – ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя 5 месяцев, работники ООО «Эмпилс-цинк» с правилами внутреннего трудового распорядка не ознакомлены, что безусловно является нарушением положений статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации.

Указание административного истца на то, что содержание Правил внутреннего трудового распорядка не изменились по сравнению с ранее действовавшей редакцией, с которой сотрудники были ознакомлены при приеме на работу, не свидетельствует о незаконности пункта Предписания Государственной инспекции труда в Ростовской области, которым на административного истца возложена обязанность в течение 15 рабочих дней ознакомить всех сотрудников с Правилами внутреннего трудового распорядка, поскольку, в данном случае, ознакомление работников является обязанностью работодателя в силу закона, а предписание Трудовой инспекции, в соответствии с положениями статьи 356 ТК РФ, являются обязательными к исполнению. Также суд полагает необоснованным указание ответчика на приказ директора ООО «Эмпилс-цинк» об ознакомлении с правилами внутреннего трудового распорядка в срок до ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на сложную эпидемиологическую обстановку, поскольку в ходе проведения выездной проверки Государственной инспекцией труда в Ростовской области установлено, что общество работает в обычном режиме, никаких изменений в связи со сложной эпидемиологической обстановкой не установлено.

В этой связи суд не усматривает оснований для признания пункта 9 предписания Государственной инспекции труда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Разрешая требования административного истца о признании пункта 10 предписания Государственной инспекции труда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 и ч.4 ст.122 ТК РФ, оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно.

Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев.

Отпуск за второй и последующие годы работы может предоставляться в любое время рабочего года в соответствии с очередностью предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, установленной у данного работодателя.

В силу статьи 123 ТК РФ, очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника. О времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее чем за две недели до его начала. Отдельным категориям работников в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время. По желанию мужа ежегодный отпуск ему предоставляется в период нахождения его жены в отпуске по беременности и родам независимо от времени его непрерывной работы у данного работодателя.

В соответствии с п. 3.3 трудового договора, ФИО9 предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, за работу с вредными (опасными) условиями труда в количестве 7 календарных дней.

Согласно н. 3.1 положения об отпусках работников ООО «Эмпилс-Цинк» ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда продолжительностью от 7 до 14 календарных дней предоставляется в соответствии с приложением. На основании приложения грузчику предоставляется 14 календарных дней.

В соответствии со ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Соглашение об изменении определенных сторонами условии трудового договора заключается в письменной форме.

В силу абзаца 6 части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются, в том числе, условия о режиме рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя).

В данном случае, работнику ФИО7 за работу с вредными (опасными) условиями труда (3 класс опасности), предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве не менее 7 календарных дней. Исходя из анализа положений статей 57, 72 Трудового кодекса Российской Федерации изменение режима времени отдыха является обязательным условием, подлежащим включению в трудовой договор.

Режим отдыха некоторых работников ООО «Эмпилс-цинк», в том числе ФИО8, отличается от общих правил, действующих у данного работодателя, что является основанием для заключения дополнительного соглашения между работодателем и работником.

Согласно представленным в материалы дела документам, в ООО «Эмпилс-цинк» имеется положение, согласно которому устанавливается 14 дополнительных календарных дней отпуска работникам за работу с вредными (опасными) условиями труда (3 класс опасности). Однако, в трудовом договоре, заключенном с ФИО8 ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск установлен в количестве 7 дней, что не соответствует Положению.

Пунктом 10 предписания Государственной инспекции труда Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ на ООО «Эмпилс-цинк» возложена обязанность в течение 15 рабочих дней заключить дополнительное соглашение с ФИО8 и с другими работниками, у которых отпуск свыше 7 календарных дней.

Принимая во внимание положения статьи 57, 72 Трудового кодекса Российской Федерации, суд не усматривает оснований для признания незаконным пункта 10 предписания Государственной инспекции труда Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Требования административного истца о признании незаконным пункта 12 Акта выездной проверки -И/34-35 от 09.11.2021г, суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с актом выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, выездная проверка проведена в соответствии с решением о проведении выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ., учетный номер выездной проверки в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий 61.

В рамках выездной проверки сотрудниками Государственной инспекции труда в Ростовской области истребованы документы по месту осуществления деятельности контролируемого лица.

Согласно пункту 12 оспариваемого акта, к настоящему акту прилагаются копии документов работодателя.

ООО «Эмпилс-цинк», полагая акт выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ незаконным обратился с жалобой в Государственную инспекцию труда в Ростовской области.

Решением заместителя руководителя государственной инспекции труда в Ростовской области ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение об оставлении жалобы генерального директора ООО «Эмпилс-цинк» об отмене акта проверки от 09.11.2021г без удовлетворения. При этом, административный истец пункт 12 указанного акта не оспаривал.

Суд учитывает, что пунктом 12 акта выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ регламентированы документы, представленные ООО «Эмпилс-цинк» в рамках выездной проверки. Какое-либо нарушение прав административного истца указанный пункт не содержит. Административный истец представил те документы, в рамках проверки, которые посчитал необходимыми представить в целях устранения выявленных нарушений трудового законодательства.

Таким образом, суд не находит оснований для признания пункта 12 акта выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ-И/34-35 незаконным.

В силу положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ суд принимает решение: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересы административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), обстоятельств соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Частью 11 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Обстоятельств, которые бы свидетельствовали о том, что оспариваемым предписанием нарушены права и свободы административного истца, созданы препятствия к осуществлению им своих прав и свобод, и незаконно возложена какая-либо обязанность, судом не установлено.

При этом, представленными материалами подтверждается, что оспариваемое предписание вынесено государственным инспектором труда в соответствии с законом, в пределах полномочий, нарушений прав административного истца не выявлено.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ООО «Эмпилс-цинк» к Федеральной службе по труду и занятости Государственной инспекции труда в Ростовской области о признании незаконным и отмене п. 9 и 10 предписания государственного инспектора от ДД.ММ.ГГГГг., п.12 акта выездной проверки от 09.11.2021г. -И/34-35, – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья: Бабакова А.В.

Мотивированное решение суда изготовлено 18 марта 2022 года.


<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>