ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10139/2021 от 16.11.2021 Вологодского городского суда (Вологодская область)

Дело № 2а-10139/2021

УИД 35RS0010-01-2021-016080-04

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Вологда

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Федосеевой Ю.С.,

при секретаре Грязевой К.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Лентцкова М. В. к Правительству Вологодской области о признании незаконным решения,

установил:

Лентцков М.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Вологодской области, указывая на то, что решением начальника управления по работе с обращениями граждан и организаций Правительства Вологодской области Рожиной О.Н. от 13 сентября 2021 года обращение Лентцкова М.В. было перенаправлено в Управление федеральной службы исполнения наказаний Вологодской области на рассмотрение в соответствии с компетенцией, что, по мнению административного истца, является нарушением Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит суд признать решение начальника управления по работе с обращениями граждан и организаций Правительства Вологодской области Рожиной О.Н. от 13 сентября 2021 года незаконным, возложить обязанность по устранению допущенного нарушения.

В порядке подготовки к рассмотрению дела определением от 22 октября 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена начальник управления по работе с обращениями граждан и организаций Правительства Вологодской области Рожина О.Н.

В судебном заседании истец Лентцков М.В., принимавший участие в рассмотрении дела посредством системы видеоконференц-связи, административные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика Правительства Вологодской области, заинтересованное лицо начальник управления по работе с обращениями граждан и организаций Правительства Вологодской области Рожина О.Н. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Представителя Правительства Вологодской области ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.

Суд, выслушав Лентцкова М.В., исследовав материалы дела, приходит к следующему:

в соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом пунктом 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на суд возложена обязанность выяснить при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

На основании пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из содержания вышеприведенных норм права следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае доказательств наличия совокупности обязательных вышеприведенных условий суду не представлено.

В силу статьи 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Механизм реализации такого права закреплен в Федеральном законе от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от № 59-ФЗ).

В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право, в том числе, получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Частями 1, 2 статьи 8 Федерального закона № 59-ФЗ установлено, что гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

В соответствии с частью 3 статьи 8 указанного закона, письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Частью 4 статьи 5 Федерального закона № 59-ФЗ установлено, что действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего в связи с рассмотрением обращения могут быть оспорены в суде.

Устав Вологодской области от 18 октября 2001 года № 716-ОЗ, принятый Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 03 октября 2001 года № 481, в соответствии с законодательством Российской Федерации определяет предметы ведения Вологодской области, территориальное устройство области, статус органов государственной власти области, порядок их формирования, взаимодействия, полномочия и ответственность, правовую и материальную основу деятельности, формы прямого волеизъявления населения Вологодской области и его участие в осуществлении государственной власти области.

В соответствии с частью 1 статьи 60 Устава Вологодской области Правительство Вологодской области является высшим исполнительным органом государственной власти области.

Руководство деятельностью Правительства области осуществляется Губернатором области – высшим должностным лицом области и руководителем высшего исполнительного органа государственной власти области (статьи 35, 38, 61 Устава области).

Губернатор области формирует высший исполнительный орган государственной власти области – Правительство области и входит в структуру Правительства области (статьи 38, 62 Устава области).

Как высшее должностное лицо и руководитель правительства области Губернатор области обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной государственной власти области с иными органами государственной власти области (статья 38 Устава области).

При этом действующее законодательство не исключает право Губернатора области как высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по возложению обязанности по рассмотрению обращения гражданина на соответствующего члена Правительства области либо орган исполнительной государственной власти области.

Вопросы организации рассмотрения обращений граждан в Правительстве Вологодской области регулируются разделом XII Регламента Правительства Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 28 декабря 2012 года № 1601 (далее – Регламент).

В соответствии с подпунктом 12.1.1 пункта 12.1 Регламента рассмотрение в Правительстве области обращений граждан осуществляется Губернатором области, первым заместителем Губернатора области, председателем Правительства области, заместителями Губернатора области, государственными гражданскими служащими Правительства области в соответствии с их должностными регламентами.

В соответствии с подпунктом 12.1.3 пункта 12.1 Регламента организацию рассмотрения обращений граждан, в том числе их регистрацию, осуществляет управление по работе с обращениями граждан и организаций Департамента внутренней политики Правительства области.

На основании подпункта 12.4.10 пункта 12.4 Регламента зарегистрированные обращения, адресованные Правительству области, Губернатору области, первому заместителю Губернатора области, председателю Правительства области, заместителям Губернатора области, руководителям структурных подразделений Правительства области, иным должностным лицам Правительства области, направляются в день регистрации Управлением по работе с обращениями вышеуказанным лицам в соответствии с распределением обязанностей между членами Правительства области, компетенцией структурных подразделений Правительства области.

Согласно подпункту 12.4.10 пункта 12.4 Регламента зарегистрированные обращения, в которых содержатся вопросы, не относящиеся к компетенции Правительства области, направляются для рассмотрения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, осуществляющие публично-значимые функции, и их должностным лицам.

В соответствии с подпунктом 12.4.17 пункта 12.4 Регламента ответы на обращения подписывают Губернатор области, первый заместитель Губернатора области, председатель Правительства области, заместители Губернатора области в соответствии с распределением обязанностей между членами Правительства области, руководители структурных подразделений Правительства области.

Уведомления гражданам, представителям объединений граждан, в том числе юридическим лицам, о направлении обращений в соответствии с компетенцией в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, осуществляющие публично-значимые функции, и их должностным лицам подписывает начальник Управления по работе с обращениями на основании подпункта 12.4.25 Регламента.

Как следует из материалов дела, 13 сентября 2021 года обращение Лентцкова М.В. зарегистрировано Управлением по работе с обращениями с присвоением регистрационного номера и рассмотрено. Как следует из жалобы Лентцков М.В. просил принять меры в отношении учреждения МБ-10 г. Вологды за нарушение части 1 статьи 60 ГрК РФ, а также отсутствии договора о комплексном освоении территории. Создать комиссию по осмотру прогулочных двориков и всех зданий МБ-10 и выплатить ему компенсацию по нахождению в МБ-10.

В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в уголовно-исполнительную систему входят - учреждения, исполняющие наказания; - территориальные органы уголовно-исполнительной системы; - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, кроме того, в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, медицинские, образовательные и иные организации.

Финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации. Имущество уголовно-исполнительной системы находится в федеральной собственности, в соответствии со статьями 9, 11 указанного Закона. Вопросы связные с организацией функционирования учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему (в том числе медицинских), относятся к исключительному ведению федеральных органов государственной власти. Правительство Вологодской области не наделено полномочиями в данной сфере.

На основании части 3 статьи 8 Федерального закона № 59-ФЗ обращение Лентцкова М.В. было направлено Управлением по работе с обращениями в УФСИН России по Вологодской области в соответствии с компетенцией с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Указанное уведомление, в тот же день, 13 сентября 2021 года направлено по почте в адрес заявителя.

Принимая во внимание изложенное, суд считает, что административным истцом свое право на обращение и получение информации по своему обращению, со стороны должностных лиц, государственных органов каких-либо действий, направленных на ограничение прав заявителя, не совершалось, нарушений конституционных прав заявителя допущено не было, его обращение было направлено на рассмотрение в соответствии с компетенцией в уполномоченный орган, о чем заявитель был уведомлен надлежащим образом в соответствии с требованиями действующего законодательства в установленный срок.

Довод административного истца о запрете направления жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется не нашел своего подтверждения, поскольку обращение Лентцкова М.В. было направлено в УФСИН России по Вологодской области, так как в соответствии со статьей 38 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» непосредственный контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов осуществляют федеральный орган уголовно-исполнительной системы и территориальные органы уголовно-исполнительной системы.

В свою очередь, сам по себе факт направления обращения для рассмотрения в УФСИН России по Вологодской области не повлек нарушения прав и законных интересов истца.

Таким образом, действия Правительства Вологодской области по рассмотрению обращения Лентцкова М.В. соответствовали нормам Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

На основании изложенного суд приходит к выводу, что незаконных действий ответчиком не допущено, права истца не нарушены, в связи с чем суд полагает необходимым в удовлетворении требований Лентцкову В.М. отказать.

Руководствуясь статьями 175-180, 295-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Лентцкову М. В. отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Ю.С. Федосеева

Мотивированное решение изготовлено 30 ноября 2021 года.