ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1013/20 от 10.06.2020 Конаковского городского суда (Тверская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 июня 2020 года г. Конаково

Конаковский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Чувашовой И.А.,

при секретаре Кудряшовой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Тверской области к Скрябину Роману Викторовичу о взыскании задолженности по налогам и пени,

у с т а н о в и л:

В суд обратилась Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 9 по Тверской области с исковым заявлением к Скрябину Роману Викторовичу о взыскании задолженности по налогам и пени.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в соответствии с гл. 28, 31 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Тверской области № 75-30 от 06.11.2002 г. «О транспортном налоге в Тверской области» налогоплательщику Скрябину Р.В. начислен транспортный налог за 2016,2017 года в размере - 4284 руб. 00 коп., со сроком уплаты по налоговому уведомлению в срок не позднее 01.12.2017 г, 03.12.2018 г. Налогоплательщику были отправлены налоговое уведомление № 55935029 от 21.09.2017 г. и требование № 9050 по состоянию на 08.02.2018 г. в срок исполнения до 03.04.2018 г., № 55515716 от 15.08.2018 г и требование № 18630 по состоянию на 01.02.2019 г. в срок исполнения до 27.03.2019 г. на уплату задолженности по транспортному налогу, что подтверждается реестром почтовых отправлений. Ответчиком налог в бюджет не уплачен. В связи с неисполнением обязанности по уплате налога в установленный законом срок, Скрябину Р.В. были начислены пени по транспортному налогу в размере – 70 руб. 60 коп., в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации. Процентная ставка пени рассчитана, исходя из одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Межрайонная ИФНС России № 9 по Тверской области направляла мировому судье судебного участка № 28 Тверской области заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с должника задолженности по транспортному налогу. 26.08.2019 г. мировой судья вынес судебный приказ № 2а-1729/2019. Вместе с тем, в связи с поступившими возражениями должника на требования взыскателя судебный приказ мировым судьей судебного участка № 28 Тверской области 15.11.2019 был отменен. На основании ст.291 Кодекса об административном судопроизводстве административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного производства в случае, если общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцати тысяч рублей. Межрайонная ИФНС России № 9 по Тверской области на основании вышеизложенного и в соответствии со ст.ст.45, 48 Налогового кодекса РФ, ст.ст. 19, 124, 175, 286 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, административный истец просит суд:

Взыскать со Скрябина Романа Викторовича задолженность по транспортному налогу за 2016, 2017 года недоимка в размере – 4284 руб. 00 коп., и пени в размере - 70 руб. 60 коп., всего в сумме – 4354 руб. 60 коп., и обратить на административного ответчика уплату судебных расходов.

Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 9 по Тверской области своего представителя в судебное заседание не направила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Административный ответчик Скрябин Р.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в деле имеется расписка о получении судебной повестки. В суд поступили письменные возражения Скрябина Р.В,, в которых он просит отказать в удовлетворении иска, применив срок исковой давности, предусмотренный ч.1 ст.113 НК РФ.

Учитывая надлежащее извещение сторон по правилам ст.96 Кодекса административного судопроизводства РФ, а также положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся представителей административных ответчиков и заинтересованного лица.

Исследовав и проанализировав представленные доказательства, оценив их в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ, проанализировав нормы материального права, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует и подтверждается карточкой учета транспортного средства от 19.05.2020 г., что административный ответчик Скрябин Р.В. с 21.09.2011 г. является собственником автомобиля SKODA OCTAVIA, 2011 г.в., гос.рег.знак .

Скрябину Р.В. было сформировано налоговое уведомление № 55935029 от 21.09.2017 года об уплате транспортного налога в размере 2142,00 руб. за 2016 год со сроком уплаты до 01.12.2017 года.

В связи с отсутствием оплаты начисленного транспортного налога в адрес Скрябина Р.В. сформировано требование № 9050 об уплате налога и пени по состоянию на 08 февраля 2018 года в сумме 2142,00 рублей и пени в размере 38,19 руб. со сроком уплаты начисленных сумм до 03 апреля 2018 года.

15.08.2018 г. Скрябину Р.В. сформировано налоговое уведомление № 55515716 об уплате транспортного налога в размере 2142,00 руб. за 2017 год со сроком уплаты до 03.12.2018 года.

В связи с отсутствием оплаты начисленного транспортного налога в адрес Скрябина Р.В. сформировано требование № 18630 об уплате налога и пени по состоянию на 01 февраля 2019 года в сумме 2142,00 рублей и пени в размере 32,41 руб. со сроком уплаты начисленных сумм до 27 марта 2019 года.

Направление налоговых уведомлений и требований в адрес ответчика подтверждено реестрами почтовых отправлений.

В связи с неоплатой Скрябиным Р.В. недоимки по транспортному налогу и пени, МИФНС № 9 по Тверской области 26.08.2019 г. обратилось к мировому судье судебного участка № 28 Тверской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с должника недоимки по транспортному налогу в общей сумме 4284 руб. и пени в размере 70,60 руб.

26 августа 2019 года мировым судьей судебного участка № 28 Тверской области вынесен судебный приказ № 2а-1729/2019 о взыскании со Скрябина Р.В. в пользу МИФНС № 9 по Тверской области задолженности по транспортному налогу в размере 4284 руб. 00 коп. и пени 70 руб. 60 коп., всего 4354 руб. 60 коп.

На основании письменных возражений Скрябина Р.В. относительно исполнения судебного приказа, поступивших 15.11.2019 г., определением от 15 ноября 2019 года мировой судья судебного участка № 28 Тверской области отменил судебный приказ № 2а-1729/2019 от 26.08.2019 г.

10 апреля 2020 года административный истец обратился в Конаковский городской суд Тверской области с административным исковым заявлением о взыскании со Скрябина Р.В. недоимки по налогу за 2016, 2017 года в размере 4284 руб. 00 коп. и пени в размере 70 руб. 60 коп.

Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 этого же Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Как следует из абзаца 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Оснований для применения положений части 1 статьи 113 Налогового кодекса РФ, согласно которой лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности), не имеется по следующим основаниям.

В силу пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора.

Статья 45 Налогового кодекса РФ регламентирует, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения налоговым органом мер по принудительному взысканию задолженности. В случае неуплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в установленном законом порядке.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса РФ.

Согласно п.1 ст.48 НК РФ, в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Статья 48 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2017 года, содержит аналогичные положения.

В силу пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Таким образом, в соответствии с положениями абз. 2 п.2 ст.48 Налогового кодекса РФ, налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогам и пени, если сумма налогов и пеней превысила 3 000 рублей. Срок обращения в суд ограничен шестью месяцами со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей, то есть в течение 6 месяцев с даты окончания срока, установленного в последнем требовании налогового органа об уплате общей суммы недоимки по транспортному налогу, превысившей 3 000 рублей, в данном случае в течение шести месяцев, начиная с 27 марта 2019 года до 27 сентября 2019 года.

Материалами приобщенного дела № 2а-1729/2019 подтверждается, что налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа 26 августа 2019 года, то есть до истечения срока, предусмотренного абз. 2 ч.2 ст.48 Налогового кодекса РФ.

После отмены судебного приказа определением мирового судьи от 15 ноября 2019 года, налоговый орган до истечения шестимесячного срока, а именно 10 апреля 2020 года обратился в Конаковский городской суд Тверской области с административным исковым заявлением о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени за 2016 г., 2017 г.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что административным ответчиком неправильно определен срок давности по уплате транспортного налога, а именно данный срок рассчитан им с момента окончания налогового периода, за который не уплачен налог.

Однако по закону налогоплательщик исчисляет и уплачивает налог после окончания налогового периода. Соответственно тогда же может произойти и само правонарушение - неуплата или неполная уплата налога. И срок давности в таком случае исчисляется после окончания налогового периода, когда налог должен быть уплачен. В данном случае Скрябин Р.В. не уплатил транспортный налог за 2016 год, срок оплаты которого был установлен до 01.12.2017 г., а значит, срок давности отсчитывается с 1 января 2018 года. Соответственно, срок давности по оплате транспортного налога за 2017 год по сроку уплаты до 03.12.2018 г. исчисляется с 1 января 2019 года.

Принимая во внимание, что срок исковой давности административным истцом не пропущен, порядок и условия взыскания с административного ответчика транспортного налога и пеней в связи неисполнением им в установленный срок обязанности по уплате налога и пеней административным истцом соблюден, расчет налога и пени административным истцом произведен правильно, то исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Тверской области к Скрябину Р.В. подлежат полному удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 103, частью 1 статьи 114 КАС РФ с административного ответчика в доход государства (федеральный бюджет) подлежит взысканию государственная пошлина, от которой истец освобожден в силу статьи 333.36 Налогового кодекса РФ, в размере 400 рублей (подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ).

Руководствуясь ст.ст.103,114,175-180,286-290,298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Тверской области к Скрябину Роману Викторовичу удовлетворить.

Взыскать со Скрябина Романа Викторовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Тверской области задолженность по транспортному налогу за 2016, 2017 года недоимка в размере 4284 руб. 00 коп., пени за несвоевременную уплату налога в размере 70 руб. 60 коп., всего 4354 руб. 60 коп.

Взыскать со Скрябина Романа Викторовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес> в доход государства (федеральный бюджет) государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Конаковский городской суд Тверской области в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, которое изготовлено 17 июня 2020 года.

Председательствующий Чувашова И.А.

1версия для печатиДело № 2а-1013/2020 ~ М-769/2020 (Решение)