№ 2а-1013/2018 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«09» апреля 2018 г. г. Тамбов
Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Симоновой Т.А.,
при секретаре Чичериной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Тамбовского района Тамбовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Тамбовского района Тамбовской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по принятию административного регламента,
установил:
Прокурор Тамбовского района Тамбовской области обратился в суд с административным иском с учетом уточнений в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тамбовского района Тамбовской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по принятию административного регламента.
В обосновании требований указано, что прокуратурой района 16.06.2017 г. по результатам проверки исполнения градостроительного законодательства в администрацию Тамбовского района внесено представление об устранении нарушений градостроительного законодательства при реализации правил землепользования и застройки территорий, которое администрацией не исполнено.
Согласно п.2 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», муниципальная услуга, предоставляемая органом местного - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных Федеральным законом №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований. Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона №210-ФЗ определено, что административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. В соответствии с п. 15 ч.1 ст. 15 Федерального закона №131-Ф3 к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе и утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд
Согласно Устава Тамбовского района Тамбовской области к вопросам местного значения Тамбовского района относится утверждение схем планирования Тамбовского района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования Тамбовского района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории Тамбовского района (ст.3 п. 17).
Так, в силу п.4 ч.2 ст.8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относятся в том числе и утверждение документации по планировке территорий в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.
В соответствии со ст.41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательным в случае, если размещение объекта капитального строительства планируется на территориях двух и более муниципальных образований, имеющих общую границу.
Согласно ч. 4 ст. 45 ГрК РФ указано, что уполномоченные органы местного самоуправления муниципального района принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов местного значения муниципального района и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более поселений и (или) межселенной территории в границах муниципального района, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 3.2, 4.1, 4.2 настоящей статьи.
Согласно п. 4.1 ч. 45 Градостроительного кодекса РФ принятие решения о подготовке документации по планировке территории, обеспечение подготовки документации по планировке территории и утверждение документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта местного значения муниципального района, городского округа, финансирование строительства, реконструкции которого осуществляется полностью за счет средств местного бюджета муниципального района, городского округа и размещение которого планируется на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов, имеющих общую границу, в границах субъекта Российской Федерации, осуществляются органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, за счет средств местных бюджетов, которых планируется финансирование строительства, реконструкции такого объекта, по согласованию с иными муниципальными районами, городскими округами, на территориях которых планируются строительство, реконструкция такого объекта. Предоставление согласования или отказа в согласовании документации по планировке территории органу местного самоуправления муниципального района или городского округа, за счет средств местных бюджетов которых планируется финансирование строительства, реконструкции такого объекта, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территориях которых планируются строительство, реконструкция такого объекта, в течение двадцати рабочих дней со дня поступления им указанной документации.
Считает бездействие администрации Тамбовского района Тамбовской области, выразившееся в непринятии мер по разработке административного регламента по предоставлению муниципальной услуги, незаконным нарушающим законные права граждан на гарантированные социальные меры государственной поддержки населения.
Просит признать бездействие администрации Тамбовского района Тамбовской области, выразившееся в непринятии мер по разработке административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по вопросу подготовки и утверждению документации по планировке территории, предусматривающую размещение объектов местного значения муниципального района и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более поселений в границах муниципального района.
Обязать администрацию Тамбовского района Тамбовской области в срок до 30.07.2018 года принять административный регламент, регулирующий предоставление муниципальной услуги по подготовке и утверждению документации по планировке территории, предусматривающую размещение объектов местного значения муниципального района и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более поселений в границах муниципального района.
В судебном заседании заместитель прокурора Тамбовского района Тамбовской области Фирсова Н.В. административные исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, с учетом уточнений. Также указала, что согласно Федеральному закону от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», любое обращение граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, других заявителей, связанное с реализацией полномочий органов местного самоуправления, в пределах их компетенции, является муниципальной услугой. Предоставление любой муниципальной услуги регламентируется административным регламентом, в котором прописываются сроки, порядок, основания, стандарты, то есть вся административная процедура, предоставления муниципальной услуги. Прокуратурой района по результатам проверки исполнения градостроительного законодательства в администрацию Тамбовского внесено представление, в рамках ст. 15 Федерального закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», об устранении нарушений градостроительного законодательства при реализации правил землепользования и застройки территорий. Однако, администрация при рассмотрении представления проигнорировала данные требования, административный регламент не разработала, на сайте администрации Тамбовского района Тамбовской области проект административного регламента не разместила. Считает, что администрация Тамбовского района Тамбовской области обязана принять административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по вопросу подготовки и утверждения документации по планировке территории, предусматривающую размещение объектов местного значения муниципального района и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более поселений в границах муниципального района.
В судебном заседании допрошенная в качестве специалиста начальник отдела контроля градостроительной деятельности Управления градостроительства и архитектуры Тамбовской области Е.О.В. пояснила суду, что в статье 41 Градостроительного кодекса РФ содержится положение о том, что подготовка документации по планировке территории осуществляется, в том числе, в целях установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, то есть для того, чтобы определить, где пройдет какой-либо объект. В административном исковом заявлении идет речь о размещении линейных объектов: объектов газоснабжения, дорог и так далее. Ст. 45 Градостроительного кодекса РФ разграничивает полномочия исполнительных ветвей власти по подготовке и утверждению документации по планировке территории, ч. 1.1. данной статьи вычленяет субъекты, которые самостоятельно принимают решение о подготовке документации по планировке территории. Градостроительный кодекс РФ разделяет понятия: принятие решения по подготовке документации по планировке территории и утверждение документации по планировке территории. Согласно ч. 4 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные органы местного самоуправления муниципального района принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов местного значения муниципального района и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более поселений в границах муниципального района, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 3.2, 4.1, 4.2 настоящей статьи. Согласно ч. 20 настоящей статьи, порядок подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления, порядок принятия решения об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов, указанных в частях 4, 4.1 и 5 - 5.2 настоящей статьи, подготовленной, в том числе, лицами, указанными в пунктах 3 и 4 части 1.1 настоящей статьи, устанавливаются Градостроительным кодексом РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. То есть, имеет место наличие муниципального правового акта, который определяет порядок подготовки документации по планировке территории. Ст. 45 Градостроительного кодекса РФ, определяет: полномочия федеральных органов исполнительной власти в ч. 2, полномочия исполнительных органов субъектов РФ в ч. 3. Однако федеральные органы исполнительной власти руководствуются также Постановлением правительства РФ от 26 июля 2017 г. № 884 «Об утверждении правил подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, и принятия уполномоченными федеральными органами исполнительной власти решений об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях 2 и более субъектов Российской Федерации», данные правила и определяют, кто является инициатором подготовки документации по планировке территории, какие акты издаются и так далее. Если провести аналогию между федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления муниципального района, то исходя из ч. 20 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ, в органе местного самоуправления (в поселении, муниципальном районе) должен быть разработан порядок по подготовке документации по планировке территории, который определит круг лиц и документы, которые необходимо предъявить заявителю.
В судебном заседании допрошенный в качестве специалиста первый заместитель начальника Управления по взаимодействию с органами местного самоуправления администрации Тамбовской области Л.О.Н. пояснил, что к вопросам местного значения муниципального района отнесен вопрос о планировке территории, в уставе муниципального образования указаны его полномочия. Указал, что в ряде случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, муниципальный район вправе принять решение о подготовке и утверждению проектной документации по планировке территории по собственной инициативе, в таких случаях заявительный порядок отсутствует и это не является муниципальной услугой. В ч. 1.1 ст. 45 ГрК РФ указаны лица, которые самостоятельно принимают решение о подготовке документации по планировке территории. Согласно ч. 3.1 ст. 46 ГрК РФ, заинтересованные лица, указанные в ч. 1.1 ст. 45 ГрК РФ, осуществляют подготовку документации по планировке территории и направляют ее для утверждения в орган местного самоуправления поселения. По мнению специалиста, к полномочиям муниципальных районов, могут относиться только те случаи, которые касаются строительства линейных объектов, которые проходят через территории двух и более поселений. Поскольку в п. 3 ч. 1.1 ст. 45 ГрК РФ к лицам, самостоятельно принимающим решение о подготовке документации по планировке территории, и которые должны осуществлять подготовку документации по планировке территории и направлять ее для утверждения в орган местного самоуправления поселения, относятся правообладатели существующих линейных объектов, подлежащих реконструкции, в случае подготовки документации по планировке территории в целях их реконструкции. Согласно ч. 4 ст. 45 ГрК РФ уполномоченные органы местного самоуправления муниципального района принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в ч. 1.1 ст. 45 ГрК РФ, и утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов местного значения муниципального района и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более поселений и (или) межселенной территории в границах муниципального района, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 3.2, 4.1, 4.2 ст. 45 ГрК РФ. Часть 20 ст. 45 ГрК РФ предусматривает наличие подзаконных актов органа местного самоуправления, которые должны регулировать: порядок подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления, порядок принятия решения об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов, указанных в частях 4, 4.1 и 5 - 5.2 ст. 45 ГрК РФ, подготовленной в том числе лицами, указанными в пунктах 3 и 4 ч. 1.1 ст. 45 ГрК РФ. Представляется возможным провести аналогию между подзаконными актами органов местного самоуправления и подзаконным актом федеральных органов исполнительной власти, в частности принять во внимание положения Постановления Правительства РФ от 26.07.2017 № 884 «Об утверждении Правил подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, и принятия уполномоченными федеральными органами исполнительной власти решений об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более субъектов Российской Федерации», где говорится, что в целях принятия решения о подготовке документации по планировке территории инициатор направляет в уполномоченный орган заявление о подготовке документации по планировке территории вместе с проектом задания на разработку документации по планировке территории, а также проектом задания на выполнение инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории. В постановлении администрации Тамбовского района Тамбовской области от 04.04.2014 г. № 1397 «Об утверждении Порядка подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании постановления администрации Тамбовского района Тамбовской области» вопрос о запросе (заявлении) физического или юридического лица не освещен, возможно, это связано с тем, что Порядок был принят до принятия Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» от 03.07.2016 № 373-ФЗ.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Тамбовского района Тамбовской области, заинтересованных лиц: администрации Бокинского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области, администрации Селезневского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области, администрации Малиновского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области, администрации Лысогорского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области, администрации Кузьмино-Гатьевского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области, администрации Красносвободненского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области, администрации Комсомольского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области, администрации Донского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области, администрации Горельского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области, администрации Богословского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области, администрации Беломестнокриушинского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области, администрации Большелиповицкого сельского совета Тамбовского района Тамбовской области, администрации Беломестнодвойневского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области, администрации Новосельцевского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области, администрации Покрово-Пригородного сельского совета Тамбовского района Тамбовской области, администрации Стрелецкого сельского совета Тамбовского района Тамбовской области, администрации Столовского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области, администрации Суравского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области, администрации Татановского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области, администрации Тулиновского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области, администрации Цнинского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области, администрации Челнавского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области, администрации Черняновского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области К.Н.В. с административным иском не согласилась. Ссылаясь на положения ч.1, ч.4, ч.4.1. ст. 45 ГрК РФ считает, что процедура подготовки документации по планировке территории (принятие решения, подготовка и утверждение) осуществляется органом местного самоуправления района, подача каких-либо обращений, заявлений третьих лиц, законодателем не предусмотрена. В подтверждение своей позиции ссылается на то, что обеспечение подготовки документации по планировке территории и утверждение документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта местного значения муниципального района, городского округа, финансирование строительства, реконструкции осуществляется полностью за счет средств местного бюджета муниципального района. Лица, о которых говорит прокуратура, осуществляют свою деятельность в рамках областной или муниципальной программы, либо осуществляют строительство в рамках Федерального закона № 44-ФЗ, но они не могут быть заказчиками по изготовлению документации по планировке территорий и по ее утверждению.
По мнению представителя, подготовка и утверждение документации по планировке территории относятся к полномочиям сельских советов на основании п.20 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В судебное заседание не явились представитель заинтересованного лица - администрации Авдеевского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области, представитель заинтересованного лица - администрации Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом о месте, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п.4 ч.2 ст.8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относятся в том числе, и утверждение документации по планировке территорий в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.
В соответствии с п.4 ч.3 ст.41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательным в случае размещение объекта капитального строительства планируется на территориях двух и более муниципальных образований, имеющих общую границу.
Согласно ч. 4 ст. 45 ГрК РФ, уполномоченные органы местного самоуправления муниципального района принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов местного значения муниципального района и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более поселений и (или) межселенной территории в границах муниципального района, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 3.2, 4.1, 4.2 настоящей статьи.
Согласно ч. 1.1. ст. 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно:
1) лицами, с которыми заключены договоры о развитии застроенной территории, договоры о комплексном освоении территории, в том числе в целях строительства стандартного жилья, договоры о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления;
2) лицами, указанными в части 3 статьи 46.9 настоящего Кодекса;
3) правообладателями существующих линейных объектов, подлежащих реконструкции, в случае подготовки документации по планировке территории в целях их реконструкции;
4) субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса в случае подготовки документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно п. 4.1 ч. 45 Градостроительного кодекса РФ принятие решения о подготовке документации по планировке территории, обеспечение подготовки документации по планировке территории и утверждение документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта местного значения муниципального района, городского округа, финансирование строительства, реконструкции которого осуществляется полностью за счет средств местного бюджета муниципального района, городского округа и размещение которого планируется на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов, имеющих общую границу, в границах субъекта Российской Федерации, осуществляются органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, за счет средств местных бюджетов которых планируется финансирование строительства, реконструкции такого объекта, по согласованию с иными муниципальными районами, городскими округами, на территориях которых планируются строительство, реконструкция такого объекта. Предоставление согласования или отказа в согласовании документации по планировке территории органу местного самоуправления муниципального района или городского округа, за счет средств местных бюджетов которых планируется финансирование строительства, реконструкции такого объекта, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территориях которых планируются строительство, реконструкция такого объекта, в течение двадцати рабочих дней со дня поступления им указанной документации.
В соответствии с п.20 ст.1 ГрК РФ объекты местного значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов. Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.8 ст. 45 ГрК РФ Подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
Согласно ч. 20 ст.45 ГрК РФ порядок подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления, порядок принятия решения об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов, указанных в частях 4, 4.1 и 5 - 5.2 настоящей статьи, подготовленной, в том числе, лицами, указанными в пунктах 3 и 4 части 1.1 настоящей статьи, устанавливаются Градостроительным кодексом РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
К вопросам местного значения администрации Тамбовского района в силу п. 15 ч.1 ст. 15 Федерального закона №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории.
Согласно п. 17 ст.7 Устава Тамбовского района Тамбовской области к вопросам местного значения Тамбовского района относятся: утверждение схем территориального планирования Тамбовского района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования Тамбовского района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории Тамбовского района, резервирование и изъятие земельных участков в границах Тамбовского района для муниципальных нужд.
Таким образом, как следует из вышеприведенных нормативно-правовых актов, уполномоченный орган обязан принимать решения о подготовке документации по планировке территории и обеспечивать подготовку такой документации, за исключением случаев, указанных в части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса, а также принимать решения об утверждении документации по планировке территории, предусматривающей размещение объектов местного значения муниципального района и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более поселений и (или) межселенной территории в границах муниципального района.
Решение о подготовке документации по планировке территории принимается уполномоченным органом по инициативе самих органов местного самоуправления, физических или юридических лиц, заинтересованных в строительстве, реконструкции объекта местного значения муниципального района, а также по инициативе физических и юридических лиц, заинтересованных в строительстве объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территории двух и более поселений.
Таким образом, физические и юридические лица вправе обратиться с заявлением в уполномоченный орган о разработке документации по планировке территории, за исключением лиц, указанных в ч. 1.1. ст. 45 ГрК РФ. С заявлением об утверждении документации по планировке территории вправе обратиться физические и юридические лица, которым осуществлена подготовка документации по планировке территории или лица, указанные в ч. 1.1. ст. 45 ГрК РФ.
Из изложенного следует, что подготовка и утверждение документации по планировке территории, в случаях, предусмотренных ч.4 ст. 45 ГрК РФ, носит заявительный характер, за исключением случаев, когда инициаторами выступают органы местного самоуправления.
В соответствии с п.2 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ
"Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.
Согласно пункта 3 названной статьи заявителем является физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, или в организации, указанные в пункте 5 настоящей статьи, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, в том числе в порядке, установленном статьей 15.1 настоящего Федерального закона, выраженным в устной, письменной или электронной форме;
В пункте 4 названной статьи определено, что административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Таким образом, исходя из положений Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», подготовка и утверждение документации по планировке территории, в случае размещения объектов местного значения муниципального района и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более поселений в границах муниципального района, является муниципальной услугой, поскольку связана с реализацией полномочий органов местного самоуправления муниципального района в сфере градостроительной деятельности по вопросам местного значения муниципального района и носит заявительный характер.
Предоставление муниципальной услуги осуществляется на основании административного регламента, предусматривающего процедуру предоставления такой услуги.
Судом установлено, и не отрицалось представителем административного ответчика К.Н.В., что в администрации района отсутствует административный регламент, предусматривающий разрешение вопросов по предоставлению муниципальной услуги в случае, предусмотренном ч.4 ст. 45 ГрК РФ.
Таким образом, бездействие администрации Тамбовского района Тамбовской области, выразившееся в непринятии мер по разработке административного регламента, нарушает законные права и интересы неопределенного круга лиц на получение муниципальной услуги, предусмотренной градостроительным законодательством, является незаконным.
Доводы представителя административного ответчика о том, что в администрации района имеется действующий Порядок подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании постановления администрации Тамбовского района Тамбовской области, утвержденный постановлением администрации Тамбовского района Тамбовской области от 04.04.2014 г. № 1397, определяющий процедуру по подготовке документации, является несостоятельными, поскольку не регулирует вышеизложенные вопросы и не является административным регламентом.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд считает, что административные исковые требования прокурора Тамбовского района Тамбовской области являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме. При этом суд считает разумным и достаточным, предложенный прокурором срок для принятия административного регламента.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
решил:
Административные исковые требования прокурора Тамбовского района Тамбовской области удовлетворить.
Признать бездействие администрации Тамбовского района Тамбовской области, выразившееся в непринятии мер по разработке административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по вопросу подготовки и утверждению документации по планировке территории, предусматривающей размещение объектов местного значения муниципального района и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более поселений в границах муниципального района.
Обязать администрацию Тамбовского района Тамбовской области в срок до 30.07.2018 года принять административный регламент, регулирующий предоставление муниципальной услуги по вопросу подготовки и утверждения документации по планировке территории, предусматривающей размещение объектов местного значения муниципального района и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более поселений в границах муниципального района.
Решение может быть обжаловано сторонами в административную коллегию Тамбовского областного суда через районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 12 апреля 2018 г.
Судья- Т.А.Симонова