Административное дело № 2а-1013/2022
УИД 48RS0001-01-2022-000234-83
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2022 года г. Липецк
Советский районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего Полухина Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черниковой Я.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к УГИБДД УМВД России по Липецкой области, МРЭО ГИБДД УМВД России по Липецкой области, УМВД России по Липецкой области о признании незаконным решения, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился с административным исковым заявлением к УГИБДД УМВД России по Липецкой области о признании незаконным решения экзаменатора от 30 ноября 2021 года, прекратившего проведение экзамена на право управление транспортным средством категории «С» и выставившего оценку «НЕ СДАЛ», признать результат экзамена с оценкой «СДАЛ».
В обоснование требований указал, что 30 ноября 2021 года он сдавал практический экзамен на право управления транспортным средством категории «С», экзаменатор необоснованно вменил ему такое нарушение, как превышение максимальной скорости движения. Руководствуясь п. 186 Приказа МВД России от 20 февраля 2021 года № 80 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений», экзаменатор прекратил проведение экзамена и выставил истцу оценку «НЕ СДАЛ».
В ответ на поданные истцом заявления в УГИБДД УМВД России по Липецкой области и прокуратуру Советского района г. Липецка о несогласии с решением экзаменатора, первое подтвердило неправомерность действий экзаменатора, отказавшись удовлетворить его требование, второй орган не нашел оснований для принятия мер прокурорского реагирования. Считает, что его право в качестве получателя государственных услуг было нарушено.
В судебном заседании ФИО1 поддержал заявленные требования, объяснил, что решением инспектора по результатам экзамена выставлена оценка "НЕ СДАЛ", с указанием на нарушение в виде превышения разрешенной максимальной скорости движения и начислением 5 штрафных баллов. Позднее выставление оценки "НЕ СДАЛ" признано необоснованным, при этом результат экзамена аннулирован, ему предложено повторно сдать экзамен. Полагает, что экзамен по управлению транспортными средствами в условиях дорожного движения он сдал, так как все маневры, предусмотренные маршрутом, он выполнил, а обязательность выполнения всех указанных в экзаменационном листе маневров ничем не предусмотрена, поэтому указание в оспариваемом решении на необходимость повторной сдачи экзамена является неправомерным.
Представители административного ответчика УГИБДД УМВД России по Липецкой области ФИО2 и УМВД России по Липецкой области (привлеченного протокольным определением к участию в деле) ФИО3 возражали против удовлетворения административного иска, указывали, что действительно экзаменатором необоснованно отражено 5 штрафных баллов за нарушение максимально допустимой скорости движения с выставлением общей оценка «НЕ СДАЛ», однако результат практического экзамена ФИО1 на право управления транспортным средством был аннулирован, и принято решение о назначении истцу новых даты и времени пересдачи экзамена, что полностью согласуется с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 N 1097 "О допуске к управлению транспортными средствами", которым утверждены Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, а также с Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утвержденным Приказом МВД России от 20 февраля 2021 года № 80, поскольку ФИО1 не выполнены все необходимые маневры для сдачи практического экзамена на право управления транспортным средством.
Привлеченный судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица инспектор МРЭО ГИБДД УМВД России по Липецкой области ФИО4 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь, по сути, на те же доводы, что и вышеназванные представители административных ответчиков, о невозможности выставления ФИО1 оценки «СДАЛ» при аннулировании результата экзамена «НЕ СДАЛ», поскольку им не пройдены все 14 маневров, необходимых для получения права управления транспортным средством категории «С». Также объяснил, что необходимости прохождения маневров, указанных в экзаменационном листе под номерами 1.3, 1.5, 1.10, 1.17 и 1.19 отсутствовала, поскольку маневр 1.3 выполняется при выполнении маневра 1.1 «Постановка транспортного средства на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов»; 1.5 – предназначен для проверки на иных категориях ТС, автобусов; 1.10 – выполняется при его наличии, а железнодорожного переезда на маршруте движения ТС под управлением ФИО1 не было; маневры под номерами 1.17 и 1.19 предназначены для проверки на иных категориях ТС.
Представитель МРЭО ГИБДД УМВД России по Липецкой области, привлеченного судом к участию в деле в качестве административного ответчика, в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, и их представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Как следует из части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Как усматривается из материалов дела, 30 ноября 2021 года ФИО1 успешно прошел теоретический экзамен для получения права на управление транспортными средствами категорий «С».
В этот же день ФИО1 на транспортном средстве – экзаменационном автомобиле «Камаз», гос.рег.знак № осуществлялось выполнение практического экзамена по управлению транспортными средствами, на утвержденных согласно соответствующему перечню улицах Кривенкова, ФИО5 и ФИО11 в г. Липецке.
Во время сдачи практического экзамена по управлению транспортными средствами ФИО1 начислено 6 штрафных баллов, из которых 1 – за неуверенное пользование органами управления ТС и не обеспечение плавности движения (допущено на ул. ФИО5), 5 – за превышение разрешенной максимальной скорости движения 20 км/ч (на пересечении ул. ФИО11 и проезда Сиреневый), в связи с чем ему выставлена итоговая оценка «НЕ СДАЛ».
8 и 10 декабря 2021 года ФИО1 обратился с двумя заявлениями (№ и №) на имя начальника УГИБДД УМВД России по Липецкой области в связи с действиями инспектора ФИО4, связанными с выставлением 5 штрафных баллов за нарушение правил скоростного режима в районе магазина «Шинторг» и пересечения ул. ФИО11 и проезда Сиреневый, одним из требований заявлений являлось засчитать результат экзамена «СДАН».
По указанным обращениям ФИО1 в УГИБДД УМВД России по Липецкой области была проведена соответствующая проверка.
Как усматривается из представленных материалов, в рамках указанной проверки выполнено следующее:
10.12.2021г. начальником ОТН и РЭР УГИБДД УМВД России по Липецкой области полковником полиции ФИО2 был осуществлён телефонный звонок на номер, указанный в заявлении ФИО1, в целях приглашения последнего для комиссионного просмотра видеозаписи практического этапа его экзамена на право управления транспортным средством категории «С» от 30.11.2021г., а также для дачи пояснений по существу поданного заявления;
изучены экзаменационные маршрут и лист ФИО1;
осуществлен комиссионный (в составе начальника ОТН и РЭР УГИБДД полковника полиции ФИО2, начальника КПО УГИБДД майора полиции ФИО6 и инспектора КПО УГИБДД капитана полиции ФИО7, в присутствии сотрудников МРЭО ГИБДД УМВД России по Липецкой области старшего государственного инспектора майора полиции ФИО4, и государственного инспектора старшего лейтенанта полиции ФИО12) просмотр видеозаписи видеорегистратора экзаменационного автомобиля КАМАЗ, гос. рег. знак №, при проведении 30.11.2021 г. практического экзамена по проверке навыков вождения у ФИО1;
опрошены государственный инспектор МРЭО ГИБДД УМВД России по Липецкой области майор полиции ФИО4, принимавший 30.11.2021 г. у ФИО1 практический экзамен по проверке навыков вождения у кандидатов в водители на категорию «С», водитель-инструктор ФИО8, участвовавший в принятии указанного экзамена, а также старшие инспекторы МРЭО ГИБДД УМВД России по Липецкой области старшие лейтенанты полиции ФИО9 и ФИО10, в присутствии которых ФИО4 было разъяснено ФИО1 об ошибочности выставления при проведении практического экзамена нарушения ПДД в виде превышения максимально разрешенной скорости движения 20 км/ч (5 штрафных балов), при движении по ул. ФИО11, в направлении ул. Папина, в районе магазина «Шинторг», после пересечения проезда Сиреневый, аннулировании результата данного экзамена и его пересдаче.
В частности, как следует из содержания экзаменационного листа, на одной его стороне указано 19 навыков управления транспортным средством, подлежащих проверке (с 1.1 по 1.19), на которой имеются отметки о проверке 8 навыков по управлению транспортным средством категории «С» (1.6. Проезд регулируемого перекрёстка; 1.7. Проезд нерегулируемого перекрёстка равнозначных дорог; 1.8. Проезд нерегулируемого перекрёстка неравнозначных дорог; 1.9. Левые и правые повороты; 1.11. Перестроение на участке дороги, имеющей 2 или более полосы для движения в одном направлении; 1.14. Проезд пешеходных переходов и мест остановок маршрутных транспортных средств; 1.15. Торможение и остановка при движении на различных скоростях; 1.18 Разворот на перекрёстке и вне перекрёстка). На другой стороне экзаменационного листа указан перечень ошибок и нарушений, которые возможно допустить в процессе экзамена, и в данном перечне у ФИО1 отмечены п. 2.14 («превысил разрешенную максимальную скорость движения»), за что начислено 5 штрафных баллов, и п. 5.3 («неуверенно пользовался органами управления ТС, не обеспечил плавность движения»), за который начислен 1 штрафной балл.
В результате комиссионного просмотра видеозаписи было установлено, что находящийся на ул. ФИО11 дорожный знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости» 20 км/ч, прекратил своё действие после пересечения экзаменационным транспортным средством под управлением ФИО1 перекрёстка дорог: ул. ФИО11 (при пересечении обозначена дорожным знаком 2.1. «Главная дорога») и проезда Сиреневый г. Липецка (при пересечении обозначен дорожным знаком 2.4 «Уступите дорогу»). Проехав этот перекрёсток, ФИО1 ускорил движение экзаменационного автомобиля КАМАЗ, гос.рег.знак №, превысив 20 км/ч, но не превысив максимально разрешенную на данном участке автодороги скорость 60 км/ч. Однако экзаменатор ФИО4 не заметил дорожный знак 2.1 «Главная дорога», отменяющий действие ограничения скоростного режима и посчитал, что экзаменуемый превысил максимально допустимое ограничение скорости 20 км/ч, выставил соответствующее нарушение в экзаменационном листе, с указанием 5 штрафных баллов, и дальнейшим прекращением проведения экзамена с выставлением оценки «Не сдал».
По результатам проверки, проведенной по указанным обращениям ФИО1, решением заместителя начальника УГИБДД УМВД России по Липецкой области от 16 декабря 2021 года содержащиеся в указанных обращениях сведения о необоснованном выставлении 5 штрафных баллов за нарушение максимально допустимой скорости движения признаны подтвердившимися, результат проведенного у ФИО1 практического экзамена по управлению транспортным средством категории «С» был аннулирован, поскольку ФИО1 не выполнены все предписанные условиями экзамена упражнения и элементы, подлежащие проверке, в связи с чем ему предложено сдать экзамен повторно. 17 декабря 2021 года ФИО1 подготовлен и направлен соответствующий ответ.
Оценивая заявленные административным истцом требования, суд приходит к выводу о том, что результаты практического экзамена ФИО1 по проверке навыков управления транспортным средством категории «С» правомерно аннулированы в связи с выставлением 5 необоснованных из 6 штрафных баллов, при этом основания считать, что ФИО1 сдал данный экзамен в полном объеме и не нуждается в повторной сдаче экзамена отсутствуют, так как указанным кандидатом в водители совершены не все маневры и действия, предусмотренные маршрутом.
Приходя к данным выводам, суд исходит из следующего.
Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" право на управление транспортным средством предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 N 1097 "О допуске к управлению транспортными средствами" утверждены Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений (далее – Правила).
Цель проведения экзаменов по управлению транспортных средств состоит в проверке у кандидата в водители знаний и практических навыков управления транспортными средствами в реальных дорожных условиях с тем, чтобы не допустить к управлению автомобилем, являющимся источником повышенной опасности, лиц, у которых в достаточной степени еще не сформированы навыки, необходимые для соблюдения требований Правил дорожного движения и обеспечения безопасности других участников движения.
Пунктом 6 Правил (в редакции, действовавшей в спорный период) определено, что экзамены проводятся в форме теоретического и практического экзаменов.
Согласно подп. «а» п.9 Правил, для лиц, желающих получить право на управление транспортными средствами соответствующих категорий или подкатегорий (далее - кандидаты в водители), проводятся следующие экзамены: для лиц, желающих получить право на управление транспортными средствами категорий "А", "В", "С", "D", "М", "ВЕ", "СЕ" и "DE" и подкатегорий "А1", "В1", "С1", "D1", "С1Е" и "D1E", за исключением лиц, указанных в подпунктах "в" и "г" настоящего пункта, - теоретический и практический экзамены.
В соответствии с п.11 Правил в случае, указанном в подпункте "а" пункта 9 настоящих Правил, практический экзамен назначается кандидату в водители, сдавшему теоретический экзамен. Такой практический экзамен проводится в 6-месячный срок со дня сдачи теоретического экзамена.
Для кандидата в водители, не сдавшего практический экзамен в срок, установленный в абзаце первом настоящего пункта, назначается повторный теоретический экзамен, который проводится в 30-дневный срок со дня окончания срока проведения практического экзамена, установленного в абзаце первом настоящего пункта.
В силу п.11 2 Правил, для кандидата в водители, не сдавшего практический экзамен, назначается повторный практический экзамен, который проводится не ранее чем через 7 и не позднее 60 календарных дней со дня проведения предыдущего несданного практического экзамена, а для кандидата в водители, не сдавшего практический экзамен с третьей и последующих попыток, - не ранее чем через один и не позднее 3 месяцев со дня проведения предыдущего несданного практического экзамена.
Пунктом 14 Правил установлено, что практический экзамен на право управления транспортными средствами категорий "В", "С", "D", "ВЕ", "СЕ" и "DE" и подкатегорий "С1", "D1", "С1Е" и "D1E" проводится на маршрутах, отвечающих требованиям к маршрутам, на которых проводятся практические экзамены, согласно приложению N 2.
При проведении практического экзамена на право управления транспортными средствами категорий "B", "C", "D", "BE", "CE" и "DE" и подкатегорий "C1", "D1", "C1E" и "D1E" у кандидата в водители проверяются навыки управления транспортным средством указанных категорий и подкатегорий путем выполнения следующих маневров: а) постановка транспортного средства на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов; б) постановка транспортного средства на место стоянки параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении задним ходом; в) прямолинейное движение задним ходом и парковка для погрузки (разгрузки) на погрузочной эстакаде (платформе) (для транспортных средств категорий "С" и "СЕ" и подкатегорий "С1" и "С1Е"); г) разворот транспортного средства в ограниченном пространстве (при ограниченной ширине проезжей части) с использованием движения задним ходом; д) остановка и начало движения на подъеме и на спуске; е) проезд регулируемого перекрестка (при его наличии); ж) проезд нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог (при его наличии); з) проезд нерегулируемого перекрестка неравнозначных дорог; и) левые и правые повороты; к) разворот на перекрестке и вне перекрестка (для транспортных средств категорий "ВЕ", "СЕ" и "DE" и подкатегорий "С1Е" и "D1E" при наличии возможности осуществления разворота); л) проезд железнодорожного переезда (при наличии); м) перестроение на участке дороги, имеющей 2 или более полосы для движения в одном направлении (при наличии); н) обгон или опережение; о) движение с максимальной разрешенной скоростью; п) проезд пешеходных переходов и мест остановок маршрутных транспортных средств; р) торможение и остановка при движении на различных скоростях; с) постановка транспортного средства параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении по направлению вперед; т) остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров (для транспортных средств категорий "D" и "DE" и подкатегорий "D1" и "D1E"); у) сцепление и расцепление или расцепление и повторное сцепление прицепа с тягачом (для транспортных средств категорий "ВЕ", "СЕ" и "DE" и подкатегорий "С1Е" и "D1E", за исключением сочлененных автобусов).
Согласно пунктам 23(1) и 23(2) Правил результаты экзамена подлежат аннулированию в случае: а) удовлетворения жалобы кандидата в водители на результат проведения экзамена; б) признания в установленном порядке документов, указанных в подпунктах "б" - "е" пункта 18 настоящих Правил, подложными (поддельными); в) получения от компетентного органа иностранного государства информации об отсутствии сведений о выдаче иностранного водительского удостоверения - в случае обмена иностранного водительского удостоверения; г) проведения экзамена с нарушением требований, установленных настоящими Правилами.
Аннулирование результатов экзамена в случае, установленном подпунктом "г" пункта 23(1) настоящих Правил, осуществляется до выдачи российского национального водительского удостоверения. Кандидату в водители назначаются место, дата и время пересдачи экзамена не позднее сроков, установленных абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил и пунктом 11(2) настоящих Правил (п.23(2)).
В пункте 1 Приложения № 2 к Правилам (в редакции, действующей в спорный период), определено, что маршрут, используемый для проведения практического экзамена на право управления транспортными средствами категорий "В", "С", "D", "ВЕ", "СЕ" и "DE" и подкатегорий "С1", "D1", "С1Е" и "D1E" (далее - маршрут), должен содержать определенный набор элементов улично-дорожной сети, дорожных знаков и дорожной разметки, а также предусматривать возможность выполнения кандидатом в водители обязательных действий по заданию экзаменатора с соблюдением правил дорожного движения.
В соответствии с пунктом 2 данных требований, указанных в Приложении № 2, маршрут должен обеспечивать возможность и особенности выполнения кандидатом в водители маневров и действий, указанных в пункте 14 Правил.
Пунктами 4 и 5 указанных требований установлено, что маршруты разрабатываются для категорий и подкатегорий транспортных средств, на право управления которыми подразделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации осуществляется проведение практических экзаменов, и содержат перечень дорог (их участков) и территорий, на которых проводятся практические экзамены.
Маршруты утверждаются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения по субъектам Российской Федерации либо уполномоченными ими главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, по закрытым административно-территориальным образованиям, а также комплексу "Байконур".
Предоставление государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений осуществляется в соответствии с Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утвержденной Приказом МВД России от 20 февраля 2021 г. N 80.
Данным нормативным правовым актом определены, в том числе, сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий), связанных с проведением экзаменов на предоставление специального права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и входящих в них подкатегорий, предусмотренных пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", выдачей российских национальных и международных водительских удостоверений…
В состав административных процедур, предусмотренных Административным регламентом, входят проведение теоретического экзамена; проведение практического экзамена на право управления транспортными средствами категорий "B", "C", "D", "BE", "CE" и "DE" и подкатегорий "C1", "D1", "C1E" и "D1E"; аннулирование результатов экзаменов (пункты 78.4. 78.6, 78.10).
В соответствии с п. 173 Административного регламента, при проведении практического экзамена на право управления транспортными средствами категорий "B", "C", "D", "BE", "CE" и "DE" и подкатегорий "C1", "D1", "C1E" и "D1E" осуществляется проверка: соблюдения кандидатом в водители Правил дорожного движения при движении по маршруту и выполнении им маневров, предусмотренных пунктом 14 Правил (п.173.1); выполнения маневров, предусмотренных подпунктами "а" - "д" и "у" пункта 14 Правил, в соответствии с приложением №8 к Административному регламенту (п.173.2).
Как следует из п.1 раздела II «Общие условия выполнения маневров» приложения №8 к Административному регламенту, при проведении практического экзамена на право управления транспортными средствами категорий "B", "C", "D", "BE", "CE" и "DE" и подкатегорий "C1", "D1", "C1E" и "D1E" проверка навыков управления транспортными средствами указанных категорий и подкатегорий при выполнении маневров, предусмотренных подпунктами "а" - "д" и "у" пункта 14 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. N 1097, осуществляется на закрытых площадках, автодромах, в том числе автоматизированных, территориях, имеющих твердое покрытие и ограниченных для движения иных транспортных средств и пешеходов, и (или) участках дорог с малоинтенсивным движением, тупиковых участках дорог, преимущественно за пределами жилой застройки.
В п.25 указанного раздела II приложения № 8 к Административному регламенту установлено, что для категорий "C", "D", "BE", "CE" и "DE" и подкатегорий "C1", "D1", "C1E" и "D1E" проверка выполнения маневра «Разворот транспортного средства в ограниченном пространстве (при ограниченной ширине проезжей части) с использованием движения задним ходом» осуществляется при выполнении кандидатом в водители маневра "Постановка транспортного средства на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов" (рисунок 2).
Согласно п. 29 раздела II приложения № 8 к Административному регламенту проверка выполнения маневра «Остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров (для транспортных средств категорий "D" и "DE" и подкатегорий "D1" и "D1E")» осуществляется при проверке выполнения предусмотренного подпунктом "с" пункта 14 Правил маневра "Постановка транспортного средства параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении по направлению вперед".
Исходя из п.174 Административного регламента административная процедура проведения практического экзамена включает в себя следующие административные действия: в соответствии с п.174.2 проведение практического экзамена на право управления транспортными средствами категорий "B", "C" и "D" и подкатегорий "C1" и "D1" - в срок не более 30 минут, при условии выполнения кандидатом в водители на маршруте всех маневров, предусмотренных пунктом 14 Правил. В случае наличия непроверенных маневров при истечении установленного для проведения экзамена времени его проведение продолжается до завершения проверки всех маневров, предусмотренных пунктом 14 Правил.
В экзаменационном листе проведения практического экзамена на право управления транспортными средствами категорий "B", "C", "D", "BE", "CE" и "DE" и подкатегорий "C1", "D1", "C1E" и "D1E" (рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к Административному регламенту) экзаменатор указывает дату и время проведения экзамена, фамилию, имя, отчество и дату рождения кандидата в водители, марку, модель, государственный регистрационный номер, категорию (подкатегорию) и тип трансмиссии транспортного средства (п.178).
Согласно п.182 Административного регламента при движении по маршруту кандидат в водители по команде экзаменатора выполняет маневры, предусмотренные пунктом 14 Правил. Последовательность выполнения маневров определяется экзаменатором в процессе проведения экзамена.
В п.183 Административного регламента установлено, что экзаменатор в ходе проведения практического экзамена: заблаговременно подает команды кандидату в водители о направлении движения на маршруте и выполнении маневров; контролирует ход выполнения маневров, соблюдение Правил дорожного движения; оценивает навыки кандидата в водители управления транспортным средством, умение контролировать дорожную обстановку и принимать решения в случае ее изменения; проставляет отметки в пунктах 1.1 - 1.19 экзаменационного листа (рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к Административному регламенту) о проверке навыков, предусмотренных пунктом 14 Правил; фиксирует ошибки (нарушения) в пунктах 2.1 - 5.4 экзаменационного листа (рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к Административному регламенту) в соответствии с контрольной таблицей (рекомендуемый образец приведен в приложении N 5 к Административному регламенту); вмешивается в процесс управления транспортным средством в целях предотвращения возникновения дорожно-транспортного происшествия или наезда на препятствие; по результатам проведенного экзамена указывает в пункте 6 экзаменационного листа (рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к Административному регламенту) нарушенные пункты Правил дорожного движения, совершенные ошибки (нарушения), предусмотренные контрольной таблицей (рекомендуемый образец приведен в приложении N 5 к Административному регламенту), соответствующие выставленным штрафным баллам.
Исходя из п. 184 Административного регламента экзамен оценивается по следующей системе: положительная оценка - "СДАЛ", отрицательная - "НЕ СДАЛ".
Пунктами 185, 186, 186.1, 186.2 Административного регламента предусмотрено, что за совершение каждой ошибки (нарушения), содержащейся в пунктах 3.1 - 3.14 экзаменационного листа (рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к Административному регламенту), кандидату в водители начисляются 3 штрафных балла, в пунктах 4.1 - 4.4 экзаменационного листа - 2 балла, в пунктах 5.1 - 5.4 экзаменационного листа - 1 балл (п.185).
Проведение экзамена прекращается и выставляется оценка "НЕ СДАЛ", если кандидат в водители: допустил 1 ошибку (нарушение), содержащуюся в одном из пунктов 2.1 - 2.15 экзаменационного листа (рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к Административному регламенту); допустил ошибки (нарушения), содержащиеся в пунктах 3.1 - 5.4 экзаменационного листа, сумма штрафных баллов которых составляет 5 и более баллов (пункты 186, 186.1, 186.2 Административного регламента).
Согласно пунктам 192-195 Административного регламента общее время выполнения административной процедуры в отношении одного кандидата в водители при проведении экзамена на право управления транспортными средствами категорий "B", "C", "D" и подкатегорий "C1", "D1" - до 60 минут (п.192).
Критериями принятия решения по данной административной процедуре является наличие (отсутствие) ошибок, предусмотренных пунктом 186 Административного регламента (п.193).
Результатом административной процедуры является получение кандидатом в водители итоговой оценки по результатам проведенного практического экзамена (п.194).
Способом фиксации результата выполнения административной процедуры является выставление экзаменатором в экзаменационном листе оценки, полученной кандидатом в водители на практическом экзамене, и внесение в информационную систему Госавтоинспекции сведений о результатах проведенного практического экзамена (п.195).
В соответствии с пунктами 196, 196.1 Административного регламента, основанием для начала административной процедуры по принятию решения о выдаче водительского удостоверения является наличие положительной оценки, полученной кандидатом в водители по результатам экзаменов, установленных пунктом 9 Правил.
В силу п. 232 Административного регламента, основаниями для начала административной процедуры по аннулированию результатов экзаменов в соответствии с пунктом 23(1) Правил являются: удовлетворение жалобы кандидата в водители на результат проведения экзамена (п.232.1); проведение экзамена с нарушением требований, установленных Правилами (п.232.4).
Пунктами 233, 234, 236, 237 Административного регламента установлено, что аннулирование результатов экзамена в случае, установленном подпунктом 232.4 пункта 232 Административного регламента, осуществляется до выдачи российского национального водительского удостоверения. Кандидату в водители назначаются место, дата и время пересдачи экзамена не позднее сроков, установленных абзацем вторым пункта 11 и пунктом 11(2) Правил (п.233).
Аннулирование результатов экзамена осуществляется уполномоченным должностным лицом экзаменационного подразделения на основании заключения проверки посредством внесения сведений о его аннулировании в информационную систему Госавтоинспекции, а также в распечатанный в соответствии с пунктами 145 и 167 Административного регламента протокол проведения экзаменов (п.234).
Критериями принятия решения по данной административной процедуре является наличие решений уполномоченных должностных лиц об аннулировании результатов экзаменов в случаях, предусмотренных подпунктами 232.1, 232.2, 232.4 пункта 232 Административного регламента, или получение информации, предусмотренной подпунктом 232.3 пункта 232 Административного регламента (п.236).
Результатом административной процедуры является аннулирование результата проведенного экзамена (п.237).
Оценивая объяснения и доводы сторон, материалы проверки, проведенной УГИБДД УМВД России по Липецкой области, суд приходит к выводу о том, что само по себе признание необоснованным выставления 5 из 6 штрафных баллов не являлось достаточным основанием считать практический экзамен на право управления транспортными средствами категорий «С» с участием ФИО1 сданным, поскольку административный истец не выполнил все обязательные маневры, предусмотренные маршрутом.
ФИО1 выполнено 8 маневров из необходимых 16 для проверки навыков управления ТС категории «С» (согласно перечню из 19 элементов, приведенных в экзаменационном листе (приложение N 4 к Административному регламенту), необходимых для выполнения при проведении практического экзамена на право управления ТС категорий (подкатегорий) "B", "C", "D", "BE", "CE" и "DE" и подкатегорий "C1", "D1", "C1E" и "D1E").
При этом часть данных маневров выполняется в условиях дорожного движения, а часть, согласно п.1 раздела II «Общие условия выполнения маневров» приложения №8 к Административному регламенту, - на закрытых площадках, автодромах, в том числе автоматизированных, территориях, имеющих твердое покрытие и ограниченных для движения иных транспортных средств и пешеходов, и (или) участках дорог с малоинтенсивным движением, тупиковых участках дорог, преимущественно за пределами жилой застройки.
Проверке не подлежали маневры согласно пунктам 1.17 и 1.19, как предусмотренные для иных категорий транспортных средств, прямо указанных в названных пунктах; и п. 1.10, поскольку выполнение такого маневра было обязательно при его наличии на маршруте движения экзаменационного автомобиля под управлением ФИО1, однако железнодорожного переезда не имелось на данном маршруте).
Вопреки объяснениям заинтересованного лица ФИО4 маневры, предусмотренные пунктами 1.3 и 1.5, также подлежали проверке.
В отношении п.1.3 следует иметь в виду, что в п.25 раздела II приложения № 8 к Административному регламенту не предусмотрено поглощение одного маневра выполнением другого, из него дословно следует, что проверка выполнения маневра «Разворот транспортного средства в ограниченном пространстве (при ограниченной ширине проезжей части) с использованием движения задним ходом» осуществляется при выполнении кандидатом в водители маневра "Постановка транспортного средства на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов", то есть оценке правильности выполнения подлежат оба маневра, с выставлением соответствующих отметок напротив каждого пункта.
Относительно п. 1.5 стоит отметить, что ни в Правилах, ни в Административном регламенте не установлен абсолютный запрет на проверку выполнения данного маневра при проверке навыков управления ТС категории «С», напротив, имеющееся в п. 29 раздела II приложения № 8 к Административному регламенту указание о том, что проверка выполнения маневра «Остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров (для транспортных средств категорий "D" и "DE" и подкатегорий "D1" и "D1E")» осуществляется при проверке выполнения предусмотренного подпунктом "с" пункта 14 Правил маневра "Постановка транспортного средства параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении по направлению вперед", и подразумевает совместную проверку данных маневров для транспортных средств иных категорий - "D" и "DE" и подкатегорий "D1" и "D1E".
Вместе с тем, как выполнение указанных двух (п.1.3 и п.1.5), так и иных (п.1.1, 1.2, 1.4, 1.12, 1.13, 1.16) маневров не было проверено 30.11.2021 года у ФИО1, ввиду прекращения проведения экзамена, что не противоречит положениям пунктов 185, 186, 186.1, 186.2 Административного регламента.
Поскольку навыки ФИО1 по выполнению всех основных и необходимых маневров при движении на транспортном средстве категории «С» в полном объеме проверены не были, административный ответчик, аннулируя результаты экзамена, с учетом допущенной и признанной подтвердившейся ошибки экзаменатора, обоснованно предложил административному истцу повторно пройти экзамен в удобное для него время, что также согласуется с положениями пунктов 23 (1) и 23 (2) Правил, пунктов 232, 233, 234, 236, 237 Административного регламента.
Доводы ФИО1 о выполнении им всех маневров, предусмотренных маршрутом движения, опровергаются представленными материалами, а также объяснениями сторон, из которых следует, что все перечисленные и необходимые к выполнению согласно экзаменационному листу маневры не были совершены ФИО1, выполнение лишь 8 маневров и проставление соответствующих отметок об этом в экзаменационном листе следует из материалов дела и никем не оспаривалось.
Вопреки утверждению административного истца, обязательность выполнения маневров следует из системного толкования положений п. 14 Правил, пунктов 1 и 2 Приложения № 2 к Правилам, пунктов 173, 174, 174.2, 182, 183 Административного регламента.
Согласно ч.1 ст.218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; наличие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
Совокупности условий, предусмотренных законом, для удовлетворения административного иска по делу не установлено.
Учитывая изложенное, принимая во внимание установленные обстоятельства, оснований для признания незаконным решения по прекращению проведения у ФИО1 практического экзамена на право управление транспортным средством категории «С» с выставлением оценки «НЕ СДАЛ», и возложении обязанности по признанию результата экзамена с оценкой «СДАЛ», не имеется.
С учетом вышеприведенных обстоятельств административный иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к УГИБДД УМВД России по Липецкой области, МРЭО ГИБДД УМВД России по Липецкой области, УМВД России по Липецкой области о признании незаконным решения, возложении обязанности отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Д.И. Полухин
Решение в окончательной форме изготовлено 31 марта 2022 года.