ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10147/2021 от 24.11.2021 Люберецкого городского суда (Московская область)

УИД 50RS0-19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГ<адрес>

<адрес>

Люберецкий городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Михайлиной Н.В.

при секретаре судебного заседания Воронине В.С.

с участием в судебном заседании представителя административного истца ФИО1, доверенность от ДД.ММ.ГГ<адрес>1

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным решения о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности и обязании совершить действия,

У С Т А Н О В И Л:

?ФИО2 обратился в суд с вышеуказанным административным иском со следующими исковыми требованиями:

?-признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от ДД.ММ.ГГ № КУВД-001/2021-31980161/1 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в виде части жилого дома общей площадью 106,5 кв.м. (площадью всех частей здания) 119, 2 кв.м., жилой-53,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>;

-обязать Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в течение месяца со дня вступления в силу решения суда осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности ФИО2 на часть жилого дома общей площадью 106,5 кв.м. (площадью всех частей здания) 119, 2 кв.м., жилой-53,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Исковые требования мотивированы тем, что решением Люберецкого городского суда Московской области отДД.ММ.ГГ удовлетворены исковые требования по гражданскому делу по иску ФИО2 к Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области о сохранении части жилого дома в реконструированном состоянии, признание права собственности на часть жилого дома после реконструкции, прекращении права общей долевой собственности.

В соответствии с решением суда прекращено право общей долевой собственности на 1/2 долю, в праве общей долевой собственности на жилой дом ФИО2, расположенный по адресу: <адрес>;сохранено жилое помещение общей площадью 106,5 кв.м. (площадью всех частей здания) 119, 2 кв.м., жилой-53,4 кв.м в реконструированном состоянии и признано право собственности на реконструированное помещение за ФИО2 по указанному адресу.

Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГ.

При обращении в органы государственного учета и регистрации о постановке на учет и регистрации права собственности в отношении данного объекта административным истцом получено уведомление от ДД.ММ.ГГ1 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в связи с тем, у объекта неверно задан способ образования и что способ образования может быть задан только объектам, появившимся в результате преобразования другого объекта.

Административный истец ДД.ММ.ГГ, вх. официально обратился с жалобой в апелляционную комиссию Управления Росреестра по Московской области по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета. Решением апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГ административному истцу отказано в удовлетворении жалобы.

Административный истец считает приостановление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права незаконным, нарушающий его права.

Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явился, извещался о слушании дела, направил в суд своего представителя.

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме, представила суду технический план здания от ДД.ММ.ГГ который был подан на регистрацию совместно с решением суда.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Московской области в судебное заседание не явился, управление извещалось о слушании дела надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении, отзыва на административный иск и сведения об уважительности причины неявки представителя в суд не сообщило.

Изучив материалы административного дела, выслушав представителя административного истца, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Порядок осуществления кадастрового учета регламентируется нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Как определено статьей 1 вышеуказанного Федерального закона, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Статьей 14 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1).

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты (пункт 5 части 2 указанной статьи).

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что вступившим в законную силу решением Люберецкого городского суда от ДД.ММ.ГГ удовлетворены исковые требования по гражданскому делу по иску ФИО2 к Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области о сохранении части жилого дома в реконструированном состоянии, признание права собственности на часть жилого дома после реконструкции, прекращении права общей долевой собственности.

Решением суда постановлено:-прекратить право общей долевой собственности на 1/2 долю, в праве общей долевой собственности ФИО2 на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>;-сохранить жилое помещение общей площадью 106,5 кв.м. (площадью всех частей здания) 119, 2 кв.м., жилой-53,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> реконструированном состоянии;- признать ФИО2 право собственности на жилое помещение общей площадью 106,5 кв.м. (площадью всех частей здания) 119, 2 кв.м., жилой-53,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Также указано, что настоящее решение является основанием для внесения изменений в кадастровый учет на указанный объект недвижимого имущества.

В силу ч.2 ст. 64 КАС РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

В рамках гражданского дела установлено и отражено в решении суда, что в 2000 г. состоялось решение Люберецкого городского суда Московской области, по которому судом был произведен раздел жилого <адрес> по адресу: <адрес>, между сособственниками домовладения ФИО3, ФИО4 и ФИО5

В соответствии с выписками из ЕГРН помещение с кадастровым номером находится в собственности ФИО6, правопреемником ФИО4 и помещение с кадастровым номером в собственности ФИО3

В результате раздела домовладения 1/2 доля ФИО5 осталась не выделенной из общего имущества и право на эту долю прекращено судебными актами не было.

Согласно договора дарения земельного участка, 1/2 доли жилого дома и других хозяйственных и бытовых сооружений от ДД.ММ.ГГ ФИО5 подарила указанное имущество своему сыну ФИО2 В связи с чем доля в праве на жилой дом перешла от одного собственника к другому без прекращения права собственности.

После вступления в законную силу решения суда по делу в законную силу, административный истец обратился 20.05.2021г. в Управление Росреестра по Московской области о постановке на кадастровый учет и о регистрации права собственности ФИО2 в отношении спорного объекта недвижимости предоставив решение суда и технический план здания от ДД.ММ.ГГ.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГ административный ответчик сообщил о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в связи с тем, у объекта неверно задан способ образования и что способ образования может быть задан только объектам, появившимся в результате преобразования другого объекта.

Административный истец ДД.ММ.ГГ, вх. официально обратился с жалобой в апелляционную комиссию Управления Росреестра по Московской области по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета. Решением апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГ административному истцу отказано в удовлетворении жалобы.

В соответствии с частями 8 и 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела в порядке главы 22 КАС РФ суд выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 этой статьи, в полном объеме, в том числе как соблюдение истцом сроков обращения в суд, так и нарушение его прав, свобод и законных интересов, соответствие оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, наличие полномочий и оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) и соблюдение порядка принятия такого решения, совершения действия (бездействия).

Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 КАС РФ). Одним из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 КАС РФ).

В силу чего обстоятельство пропуска срока на обращение в суд само по себе не может быть признано достаточным и веским основанием для принятия судом решения об отказе в удовлетворении административных требований без проверки законности оспариваемых административным истцом действий, что следует из статьи 226 КАС РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ граждане вправе обратиться с административным исковым заявлением в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов.

Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Причины пропуска установленного срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут является основанием для отказа в удовлетворении административного иска, если нарушен без уважительных причин или является пресекательным (части 5 и 8 статьи 219 КАС РФ).

Вместе с тем в силу положений части 7 этой же статьи пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено поименованным кодексом.

Суд приходит к выводу что срок подачи настоящего административного иска не пропущен, поскольку дата принятия решения апелляционной комиссией по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав Управления Росреестра по Московской области (далее - Комиссия) по заявлению административного истца – ДД.ММ.ГГ. Решением заседания апелляционной комиссии Управление Росреестра по Московской области по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав от 19.08.2021г. признано соответствующим основаниям, предусмотренным пп. 5, 7 ч.1 ст. 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи с чем заявление административного истца о его обжаловании отклонено.

В уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГ содержится разъяснение, что обжалование указанного приостановления в судебном порядке возможно лишь после его обжалования в апелляционную комиссию (часть 1 статьи 26.1 Федерального закона "О кадастровой деятельности").

С административным исковым заявлением административный истец обратился ДД.ММ.ГГ, то есть в пределах срока, предусмотренного частью 1 статьи 219 КАС РФ с момента вынесения решения апелляционной комиссией.

Согласно статье 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают, в том числе из судебного решения, их установившего; в соответствии со статьей 14 Закона о регистрации основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты (пункт 5 части 2), а согласно части 2 статьи 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Государственный регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт; следовательно, уполномоченные органы и должностные лица в своих действиях не могут исходить из предположения, что вступивший в законную силу акт является неправильным.

В силу пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В силу положений частей 3 и 7 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (пункт 1 части 2 статьи 7 Закона о государственной регистрации недвижимости).

Согласно частям 1 и 2 статьи 8 Закона о государственной регистрации недвижимости в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений, перечень которых со держится в части 4 статьи 8 Закона о государственной регистрации недвижимости.

Как следует из пунктов 2 и 3 части 3 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно по общим правилам в связи с образованием объекта недвижимости и прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН.

Согласно частям 1 и 2 статьи 14 названного Закона государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления и необходимых документов, в частности вступивших в законную силу судебных актов, а также технического плана или акта обследования, подготовленных в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера (часть 1 статьи 24 Закона о государственной регистрации недвижимости).

Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения в частности, о здании, сооружении, помещении, необходимые для государственного кадастрового учета такого сооружения либо новые, необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера (часть 1 статьи 24 Закона о государственной регистрации недвижимости). В техническом плане указываются, в том числе, новые, необходимые для внесения в ЕГРН сведения о сооружении, которому присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 24 Закона о государственной регистрации недвижимости).

Учитывая изложенное, административным истцом при обращении в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права, был приложен необходимый документ, являющийся основанием для осуществления государственного кадастрового учета – вступившее в законную силу решение Люберецкого городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГ по гражданскому делу и технический план здания от ДД.ММ.ГГ.

В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Таким образом, исходя из приведенных законоположений, административный ответчик должен был представить в суд доказательства, свидетельствующие о законности оспариваемого решения.

В соответствии с п. 70 Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГ N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество" (далее также - Приказ N 278) уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления.

При этом, данные причины и рекомендации должны быть указаны таким образом, чтобы без дополнительных разъяснений заявителю было понятно, на основании каких правовых норм и какие действия он должен совершить в целях устранения этих причин.

Между тем решение Управления о приостановлении указанным требованиям не соответствует.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, административным ответчиком не представлено доказательств в силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ, при этом оспариваемым решением нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, созданы препятствия к осуществлению ее прав, свобод и реализации законных интересов.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является вступивший в законную силу судебный акт.

Согласно части 1 статьи 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 218-ФЗ права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с названным федеральным законом. Пунктом 7 части 1 статьи 16 указанного закона установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение пяти рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу судебного акта, установившего обязанность осуществить государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав.

В силу пункта 2 части 3 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.

Вместе с тем данная норма не относит к полномочиям названного органа проверку законности вступивших в законную силу решений судов.

Обстоятельств, при которых вступивший в законную силу судебный акт можно не исполнять, действующее законодательство не предусматривает.

Исходя из изложенного приостановление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права при наличии вступившего в законную силу судебного акта со всей очевидностью свидетельствует о незаконности решений Управления Росреестра по Московской области о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от от ДД.ММ.ГГ.

руководствуясь ст.176-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО2 – удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ в отношении объекта недвижимости части жилого дома площадью 106,5кв.м. (площадью всех частей здания 119, 2 кв.м.), жилой - 53,4кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственный кадастровый учет и зарегистрировать право собственности, поставить на государственный кадастровый учет и зарегистрировать право собственности ФИО2 на часть жилого дома площадью 106,5кв.м. (площадью всех частей здания 119, 2 кв.м.), жилой - 53,4кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Люберецкий городской суд Московской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий судья Н.В. Михайлина

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГ