ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1014/16 от 14.07.2016 Кимрского городского суда (Тверская область)

дело № 2а-1014/16

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июля 2016 года

Кимрский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Осиповой О.В.,

с участием представителя административного истца Ступина Д.И.

представителя административного ответчика Сомовой Д.В.

при секретаре судебного заседания Карповой Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кимры административное дело по иску Автономной некоммерческой организации «Редакция газеты «Кимры Сегодня» к Администрации города Кимры Тверской области о признании бездействия незаконным и обязании предоставить информацию по запросу,

у с т а н о в и л :

АНО «Редакция газеты «Кимры Сегодня» обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя свои требования тем, что в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации» является средством массовой информации.

Согласно ст. 38 Закона «О средствах массовой информации» граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

На основании ст. 39 Закона «О средствах массовой информации» редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

В соответствии со ст. 40 Закона «О средствах массовой информации», орган местного самоуправления вправе отказать в предоставлении запрашиваемой информации, а так же отсрочить ее предоставление. Уведомление об отказе и отсрочке в предоставлении информации вручаются представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации допустима, если требуемые сведения не могут быть предоставлены в семидневный срок.

АНО «Редакция газеты «Кимры Сегодня» направила в Администрацию города Кимры Тверской области запрос о предоставлении информации о деятельности органа местного самоуправления, который был получен Администрацией города ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени (в нарушение семидневного срока) в редакцию газеты информация по запросу не предоставлена. Бездействием Администрации города Кимры нарушаются права, предусмотренные Законом «О средствах массовой информации».

Просит признать незаконным бездействие Администрации города Кимры Тверской области по непредставлению информации о деятельности органа местного самоуправления по запросу АНО «Редакция газеты «Кимры Сегодня» и обязать Администрацию города Кимры предоставить информацию на запрос в трехдневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель административного истца Ступин Д.И. поддержал заявленные исковые требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Пояснил, кроме того, что ДД.ММ.ГГГГ административным истцом получено письмо Администрации города Кимры Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, однако информация, изложенная в данном письме, не является ответом на редакционный запрос.

Представитель административного ответчика Сомова Д.В. исковые требования не признала. Пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Кимры Тверской области был получен запрос АНО «Редакция газеты «Кимры Сегодня» о предоставлении информации. Полученный запрос вызвал сомнения в его достоверности, поскольку был направлен от имени главного редактора АНО «Редакция газеты «Кимры Сегодня» Д.И. Ступина, однако подписан иным лицом. Кроме того, на запросе отсутствовала печать органа СМИ. В связи с наличием сомнений в достоверности полученного запроса, ДД.ММ.ГГГГ управляющим делами Администрации города Кимры А.В. Крестниковым в адрес главного редактора АНО «Редакция газеты «Кимры Сегодня» Ступина Д.И. было направлено письмо, в котором содержалась просьба оформить запрос должным образом.

ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию города Кимры Тверской области поступил запрос АНО «Редакция газеты «Кимры Сегодня» аналогичного содержания, на который Администрацией города Кимры Тверской области ДД.ММ.ГГГГ дан ответ в установленный законом срок. Просила исковые требования административного истца оставить без удовлетворения.

Суд, заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее-орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий регулируется Кодексом Административного судопроизводства Российской Федерации, согласно ч. 2 ст. 227 которого, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными идя иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным, правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения действия (бездействия) незаконными.Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

При этом, бездействие при исполнении должностных обязанностей предполагает полное отсутствие или не совершение каких-либо действий, прямо предусмотренных Федеральным законом.

В соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

На основании ст. 39 Закона РФ от 27.12.1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации» редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

Судом установлено, что АНО «Редакция газеты «Кимры Сегодня» направила в Администрацию города Кимры Тверской области запрос редакции СМИ о предоставлении информации о деятельности органа местного самоуправления, который получен Администрацией города Кимры ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ<****>К.А.В. в адрес главного редактора АНО «Редакция газеты «Кимры Сегодня» Ступина Д.И. направлено письмо, в котором содержалась просьба оформить запрос должным образом, поскольку запрос подписан ненадлежащим лицом, а также отсутствует печать.

Факт направления письма от ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного истца подтвержден документально и сомнений у суда не вызывает.

ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию <адрес> поступил запрос АНО «Редакция газеты «Кимры Сегодня» за подписью заместителя <****>К.С.В., содержащий просьбу о предоставлении информации, в том числе и аналогичной той, что содержалась в предыдущем запросе.

ДД.ММ.ГГГГ на запросы редакции СМИ от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Кимры Тверской области на имя главного редактора АНО «Редакция газеты «Кимры Сегодня» дан ответ.

В соответствии с п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 года № 16 (в ред. от 09.02.2012 г.) «О практике применения судами Закона РФ «О средствах массовой информации», отказ и отсрочка в предоставлении запрашиваемой редакцией информации могут быть обжалованы (оспорены) в судебном порядке (пункт 3 части 1 статьи 61 Закона РФ «О средствах массовой информации»).

На момент обращения в суд с настоящим административным иском АНО «Редакция газеты «Кимры Сегодня» от Администрации г. Кимры Тверской области получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный ответ в установленном законом порядке административным истцом не обжалован.

Кроме того, административный истец считает незаконным бездействие административного ответчика в связи с направлением ответа от ДД.ММ.ГГГГ по истечении установленного законом срока на один день.

Между тем, в данном случае, незаконное бездействие выражается в неисполнении органом местного самоуправления тех действий, которые предписаны законом как обязательные к исполнению. При этом, предоставление информации с нарушением установленного срока является самостоятельным требованием, в рамках которого подлежит установлению законность действий, совершенных органом местного самоуправления, применительно к предмету спора, тогда как по настоящему делу, административный истец просит признать незаконным бездействие административного ответчика, то есть непринятие всех установленных законом действий по даче информации на запрос, а равно дачи ответа, в случае невозможности ее предоставления.

Вместе с тем, судом установлено, что поступивший в Администрацию г. Кимры Тверской области ДД.ММ.ГГГГ запрос редакции СМИ, рассмотрен. Административным истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав либо прав иных лиц со стороны административного ответчика.

Исковые требования об обязании ответчика предоставить информацию по запросу в трехдневный срок со дня вступления решения суда в законную силу являются производными от требований о признании незаконным бездействия по не направлению ответа на запрос, и в связи с приведенными выше доводами подлежат оставлению без удовлетворения.

Иные доводы административного истца не связаны с предметом административного иска о признании бездействия администрации незаконным, не влияют на суть решения, а потому во внимание судом не принимаются.

При указанных обстоятельствах, вопреки доводам административного истца, судом не установлено каких-либо фактов нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца со стороны административного ответчика в связи с неисполнением им (бездействием) своих должностных обязанностей.

Оценивая представленные сторонами доказательства в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что исковые требования административного истца удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 226-227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Автономной некоммерческой организации «Редакция газеты «Кимры Сегодня» к Администрации города Кимры Тверской области о признании бездействия незаконным и обязании предоставить информацию по запросу, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Кимрский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья О.В. Осипова