ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10154/2021 от 19.05.2022 Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2а-1956/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 мая 2022 года г.Челябинск

Центральный районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Е.В. Гречишниковой,

при секретаре А.Х. Ахметжановой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ГУ МВД России по Челябинской области о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к ГУ МВД России по Челябинской области о признании незаконным отказа административного ответчика в предоставлении ФИО1 государственной услуги - выдаче российского национального водительского удостоверения взамен ранее выданного российского национального водительского удостоверения, которая должна быть предоставлена административному истцу на основании его заявления от ДД.ММ.ГГГГ, поданного в МРЭО ГИБДД ГУ МВД РФ по ;

обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения, а именно: выдать ФИО1 национальное водительское удостоверение взамен национального водительского удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ГИБДД г. Челябинска, в связи с истечением ДД.ММ.ГГГГ срока его действия.

Требования административного иска мотивированы тем, что за нарушение ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ постановлением мирового судьи административный истец был лишен права управления транспортным средством сроком на 18 месяцев со штрафом в размере 30 000 руб., которое вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. После вступления в законную силу данного постановления, им в отдел исполнения административного законодательства () было сдано водительское удостоверение , а также оплачен штраф в размере 30 000 руб., при этом квитанция об оплате штрафа была предоставлена в данный административный орган. В связи с окончанием истечения срока лишения права управления транспортным средством, после прохождения необходимых процедур (сдача экзамена на знание ПДД, предоставление медицинской справки установленного образца) водительское удостоверение было возвращено, и он беспрепятственно управлял транспортным средством на протяжении длительного времени. Срок действия водительского удостоверения истек ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по с заявлением о замене водительского удостоверения, с приложением водительского удостоверения, подлежащего замене, медицинской справки, квитанции об оплате госпошлины за предоставляемую государственную услугу. Именно МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по должны были оказать государственную услугу - выдаче российского национального водительского удостоверения взамен ранее выданного российского национального водительского удостоверения. Однако в замене водительского удостоверения было отказано в связи с тем, что им не оплачен штраф в размере 30 000 руб., назначенный в связи с административным проступком. При этом в заявлении на замену водительского удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом была указана причина отказа в предоставлении государственной услуги «п. 36.3 Административного регламента наличие сведений о лишении права управления ТС». ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к руководителю МРЭО ГИБДД ГУ МВД России, который на личном приеме пояснил, что в связи с отсутствием сведений об уплате штрафа по делу об административном правонарушении в замене водительского удостоверения отказано, при этом предложено или найти квитанцию об оплате штрафа, или оплатить штраф повторно или обратиться за судебной защитой. Так как квитанция об оплате штрафа была передана в административный орган, а копию себе не сохранил, он обратился в отделение Сбербанка, в котором осуществлял оплату, а также к мировому судье, рассматривавшему материал по делу об административном правонарушении, с просьбой выдать копию квитанции об оплате штрафа. Однако копию документа, подтверждающего оплату штрафа, не предоставили, так как материалы хранятся в течение 5 лет и на сегодняшний момент невозможно восстановить данную квитанцию. Между тем, указывает, что если бы им не была произведена оплата судебного штрафа, то, несмотря на длительный период времени, прошедший с момента вступления решения суда в силу, в отношении него было бы возбуждено исполнительное производство. Однако исполнительного производства, связанного с взысканием штрафа, назначенного по делу об административном правонарушении в производстве судебных приставов не имеется. Кроме того, как следует из ч. 1 ст.31.9 КоАП РФ, постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу. Таким образом, требование о повторной оплате штрафа по истечении двухлетнего срока является незаконным. Помимо этого, в п. 36 Приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений» дан исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче и замене национального водительского удостоверения, который не содержит запрет на предоставление данной государственной услуги в связи с неуплатой штрафа по делу об административном правонарушении. Таким образом, даже не смотря на, якобы, отсутствие у органа ГИБДД сведений об оплате штрафа по делу об административном правонарушении, само по себе, данное обстоятельство не может являться основанием для отказа в осуществлении замены водительского удостоверения в связи с истечением срока его действия. С очевидностью следует, что должностные лица органов ГИБДД, отказавшие в замене водительского удостоверения, действовали неправомерно, чем нарушили законные права и интересы истца, а именно, лишили возможности получения водительского удостоверения, дающего право на управление транспортным средством.

Протокольным определением к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УМВД России по г. Челябинску.

Административный истец ФИО1 при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принял. Ранее в судебном заседании настаивал на удовлетворении административного иска в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в нем.

Представитель административного ответчика ГУ МВД России по Челябинской области, МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области - ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве. Пояснил, что для получения водительского удостоверения административному истцу необходимо исполнить условия возврата водительского удостоверения, предусмотренные п. 4.1 ст. 32.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Полагает, что действия должностных лиц ГУ МВД России по Челябинской области соответствуют требованиям Административного регламента, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 не имеется.

Представитель заинтересованного лица УМВД России по г.Челябинску - ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагал необходимым отказать истцу в удовлетворении административного иска.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования административного иска подлежащими частичному удовлетворению ввиду следующего.

На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Право на обжалование решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего предусмотрено главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения наряду с другими обстоятельствами суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (подп. «в» п. 3, п. 4 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

При этом федеральный законодатель обязанность доказывания указанных обстоятельств возлагает на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение (ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно ст. 32.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством соответствующего вида осуществляется путем изъятия водительского удостоверения, если водитель лишен права управления всеми видами транспортных средств, или временного разрешения на право управления транспортным средством соответствующего вида.

По истечении срока лишения специального права за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 9.3 и главой 12 настоящего Кодекса, водительское удостоверение или удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, возвращаются после проверки знания им Правил дорожного движения и после уплаты в установленном порядке наложенных на него административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения, а за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26 и частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса, также медицинского освидетельствования данного лица на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, если указанное постановление не было обжаловано либо опротестовано (ч. 1 ст. 30.3, ст. 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Статьей 32.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права. В случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов срок лишения специального права прерывается. В течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права лицо, лишенное специального права, должно сдать документы, предусмотренные частями 1 - 2 статьи 32.6 настоящего Кодекса, в орган, исполняющий этот вид административного наказания (в случае, если документы, указанные в части 1 статьи 32.6 настоящего Кодекса, ранее не были изъяты в соответствии с частью 3 статьи 27.10 настоящего Кодекса), а в случае утраты указанных документов заявить об этом в указанный орган в тот же срок. В случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов срок лишения специального права прерывается. Течение срока лишения специального права начинается со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов, а равно получения органом, исполняющим этот вид административного наказания, заявления лица об утрате указанных документов.

Таким образом, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для его обжалования, при этом исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством осуществляется путем изъятия водительского удостоверения или временного разрешения на право управления транспортным средством соответствующего вида и после уплаты в установленном порядке наложенных административных штрафов.

В ходе рассмотрения дела установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было выдано водительское удостоверение № .

Постановлением мирового судьи судебного участка № от ДД.ММ.ГГГГ по делу ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. с лишением права управления транспортными средствами сроком на один год шесть месяцев.

В постановлении также указано, что в силу ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в течение 60 дней со дня вступления в законную силу данного постановления влечет наложение административного штрафа в двукратном размере, административный арест на срок до 15 суток либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ответу мирового судьи судебного участка № , предоставить сведения об исполнении постановления суда не представляется возможным, ввиду того, что дело уничтожено в связи с истечением срока хранения.

По данным ФИС ГИБДД МВД России у ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками ГИБДД УМВД России по городу Челябинску изъято водительское удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ. Исчисление срока лишения права управления транспортными средствами началось с даты изъятия водительского удостоверения ДД.ММ.ГГГГ, окончание срока лишения права управления транспортными средствами ДД.ММ.ГГГГ.

В настоящее время водительское удостоверение находится у ФИО1, выдано ему ДД.ММ.ГГГГ в установленном законном порядке, что подтверждается выпиской из журнала сдачи-выдачи водительских удостоверений.

Также в ходе судебного разбирательства установлено, что согласно базы данных АИПС «Административная практика» существовавшей на момент выдачи водительского удостоверения ФИО2 административный штраф в размере 30 000 руб. числится оплаченным. Однако согласно базы данных ФИС ГИБДД МВД России административный штраф в размере 30 000 руб. числится неоплаченным.

Согласно представленному административным ответчиком платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 уплатил штраф в размере 30 000 руб.

ДД.ММ.ГГГГ в связи с истечением срока действия указанного водительского удостоверения административный истец ФИО1 обратился в МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области с заявлением о замене водительского удостоверения.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в замене водительского удостоверения, со ссылкой на пункт 36.3 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации в связи с наличием сведений о лишении права управления ТС.

Не согласившись с таким решением, ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением.

Разрешая заявленные требования, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, установив, что ФИО1 постановление мирового судьи судебного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, исполнено (ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками ГИБДД УМВД России по изъято водительское удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ, было выдано административному истцу ДД.ММ.ГГГГ в установленном законном порядке; произведена оплата штрафа в размере 30000 руб.), а доказательств, отвечающих положениям статей 60, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, об уклонения ФИО1 от исполнения административного наказания, как и доказательств, обосновывающих отказ административного ответчика в предоставлении ФИО1 государственной услуги - выдаче российского национального водительского удостоверения взамен ранее выданного российского национального водительского удостоверения, в материалы дела не представлено.

Доводы административного ответчика о том, что для получения водительского удостоверения административному истцу необходимо исполнить условия возврата водительского удостоверения, предусмотренные п. 4.1 ст. 32.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необоснованны, поскольку такие условия им исполнены.

Согласно ч. 4.1 ст. 32.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по истечении срока лишения специального права за совершение административных правонарушений, предусмотренных главой 12 настоящего Кодекса, водительское удостоверение, изъятое у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, возвращается после проверки знания им Правил дорожного движения и после уплаты в установленном порядке наложенных на него административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения, а за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, также медицинского освидетельствования данного лица на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.

Из материалов дела усматривается, что ФИО1, будучи лишенным права управления транспортными средствами, по истечении срока лишения его права управления транспортными средствами обратился в подразделение Госавтоинспекции с заявлением о возврате водительского удостоверения, предоставил медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, прошел проверку знания Правил дорожного движения и получил водительское удостоверение, которое в настоящее время находится у административного истца. Из представленного административным ответчиком платежного поручения следует, что штраф в размере 30 000 руб. им уплачен.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным признать незаконным отказ административного ответчика в предоставлении ФИО1 государственной услуги - выдаче российского национального водительского удостоверения взамен ранее выданного российского национального водительского удостоверения.

В целях устранения допущенных нарушений прав административного истца суд считает необходимым возложить на МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области обязанность рассмотреть повторно по существу, в соответствии с действующим законодательством, заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, поданное в МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области, о предоставлении государственной услуги - выдаче российского национального водительского удостоверения взамен ранее выданного российского национального водительского удостоверения, в связи с истечением ДД.ММ.ГГГГ срока его действия.

Между тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца о возложении обязанности на административного ответчика выдать ФИО1 национальное водительское удостоверение взамен национального водительского удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ГИБДД г. Челябинска, в связи с истечением ДД.ММ.ГГГГ срока его действия, поскольку законодательством предусмотрено, что указанные полномочия в силу закона возложены на административного ответчика.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Административный иск ФИО1 к ГУ МВД России по Челябинской области о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги, возложении обязанности, - удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ ГУ МВД России по Челябинской области в предоставлении ФИО1 государственной услуги - выдаче российского национального водительского удостоверения взамен ранее выданного российского национального водительского удостоверения, на основании его заявления от ДД.ММ.ГГГГ, поданного в МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области.

Возложить повторно на МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области обязанность рассмотреть по существу, в соответствии с действующим законодательством, заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, поданное в МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области, о предоставлении государственной услуги - выдаче российского национального водительского удостоверения взамен ранее выданного российского национального водительского удостоверения в связи с истечением ДД.ММ.ГГГГ срока его действия.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г.Челябинска.