ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1015/18 от 06.09.2018 Ленинскогого районного суда (город Севастополь)

Дело№ 2а-1015/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 сентября 2018 г. г. Севастополь

Ленинский районный суд г. Севастополя в составе

Председательствующего: Степановой Ю.С.,

при секретаре Цукановой Д.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО2 к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя об оспаривании решения органа государственной власти,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО2 обратился в суд с административным иском, которым просит признать незаконным и отменить принятое Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя предписание от 08.12.2017 г. об устранении нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации.

В обоснование требований истец указал, что он является собственником земельного участка площадью 664 кв.м, расположенного в СТ "<данные изъяты>", кадастровый номер , с разрешенным использованием - для ведения садоводства. 20.11.2017 в ходе контрольных мероприятий установлено, что на вышеуказанном земельном участке расположен трехэтажный объект капитального строительства – садовый (жилой) дом, обладающий признаками многоквартирности. При этом, по мнению административного ответчика, нарушается целевое использование земельного участка, в связи с чем государственным органом принято обжалуемое предписание, которое административный истец считает незаконным и подлежащим отмене, поскольку ФИО2 были выполнены все требования законодательства, ввиду того, что на строительство индивидуального (садового) жилого дома в июне 2017 г. получение разрешения не требовалось и не требуется до 01.03.2019 г., согласно положений ч. 3 ст. 81 закона Севастополя 46-ЗС. Кроме того, административный истец считает, что обжалуемое предписание принято с нарушением процедуры принятия ряда документов, а также ФИО2 обращает внимание суда на недоказанность наличия признака многоквартирности жилого дома. В совокупности указанных обстоятельств, административный истец просит суд признать незаконным и отменить обжалуемое предписание.

В судебное заседание административный истец не явился, извещался надлежащим образом, его представитель ФИО3 в суде настаивал на исковом заявлении по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика, представители заинтересованных лиц в суд не явились, извещались надлежащим образом, в связи с чем, с учетом положений закона, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействие) должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

Согласно ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно ст.6 ЗС № 46–зс от 22.04.2014 с изменениями и дополнениями по состоянию на 26.12.2017 (последнее изменение в части продления сроков "дачной амнистии" от 22.02.2018) "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в переделах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона.

До утверждения правил землепользования и застройки, утверждения лесохозяйственных регламентов, разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя с учетом утвержденных документов территориального планирования (при их наличии).

Документы территориального планирования г. Севастополя отсутствуют и не утверждены, что является общеизвестным фактом.

Согласно ст. ст. 209, 288 ГК РФ, ст. 30 ЖК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.

Согласно ч.3 ст.81 Закона Севастополя 46-ЗС до 1 марта 2019 года при выполнении кадастровых работ и подготовке технического плана здания - объекта индивидуального жилищного строительства не требуется использование разрешения на строительство соответствующего объекта недвижимости, если получение такого разрешения не было предусмотрено законодательством, действовавшим до вступления в силу Федерального конституционного закона, или соответствующее разрешение не было выдано до вступления в силу настоящей части. В предусмотренном настоящей частью случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании декларации о таком объекте недвижимости, установленной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 декабря 2015 года № 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".

Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1), каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им (часть 2), никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (часть 3).

В соответствии со статьей 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим липам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ строение, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил является самовольной постройкой.

Как установлено в судебном заседании, ФИО2 принадлежит на праве собственности земельный участок , площадью 664 кв.м, в границах землепользования СТ «<данные изъяты>», кадастровый (договор купли-продажи земельного участка от 07.03.2017 г., удостоверенный нотариусом г. Севастополя ФИО1) Переход права собственности зарегистрирован в Управлении государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя.

Управлением земельного контроля Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в соответствии с п.п. 1 п. 3.4.1 Административного регламента по исполнению Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя государственной функции по осуществлению земельного контроля и осуществлению деятельности по контролю за использованием объектов земельных отношений, находящихся в собственности города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 28.12.2016 № 1292-1111, 10.11.2017 проведены контрольные мероприятия в отношении земельного участка площадью 664 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в границах землепользования СТ <данные изъяты>", уч. , кадастровый , разрешенное использование: для ведения садоводства.

В результате проведенных контрольных мероприятий составлен акт планового (рейдового) осмотра, обследования от 20.11.201 7 .

В ходе проведения контрольных мероприятий установлено, что на земельном участке расположен трехэтажный капитальный объект. Доступ к земельному участку ограничен путем установки ограждения из металлического профнастила с запирающим устройством (замком). В соответствии с результатами осуществленных изысканий (замеров) установлено, что общая площадь капитального объекта составляет 420 кв.м. Согласно информации, изложенной в письме Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 14.09.2017 , разрешительная документация па строительство в отношении названного капитального объекта Департаментом не выдавалась. Управлением земельного контроля Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее Управление земельного контроля) установлено, что указанный объект имеет признаки многоквартирного жилого дома, а именно: наличие балконов на втором, третьем этажах объекта, визуальное секционное деление. Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости собственником земельного участка является ФИО2 Разрешенное использование земельного участка: для ведения садоводства. Строительство трехэтажного капитального объекта площадью 420 кв.м, расположенного на указанном земельном участке осуществляется без получения на то необходимых разрешений, что позволяет отнести спорный объект к самовольной постройке. Кроме того, спорный объект обладает признаками многоквартирного жилого дома.

По результатам проверки государственным органом 08.12.2017 г. принято предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 08.12.2017 г., которым ФИО2 предписано устранить указанное в предписании нарушение в установленном законодательством РФ порядке в срок до 07.03.2018 г. путем демонтажа объекта капитального строительства (перепланировки внутреннего объекта капитального строительства). Кроме того, в качестве рекомендации ФИО2 в предписании указано, что устранение нарушения возможно путем изменения целевого назначения указанного земельного участка.

Кроме того, 08.12.2017 г. в отношении ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.

Как указанно выше, земельный участок , расположенный в границах землепользования СТ <данные изъяты>», имеет вид разрешенного использования - для ведения садоводства.

Согласно ч. 2 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. В то же время, определения "садового дома" нормы законодательства Российской Федерации не содержат.

Согласно декларации об объекте недвижимости, поданной ФИО2 для регистрации права, регистрации подлежит вид объекта: здание (п.1.1), назначение: жилое строение (п.1.2). При этом квартиры (комнаты) как отдельные объекты недвижимости, подлежащие регистрации, в декларации не указаны.

Кроме того, в рамках рассмотрения гражданского дела по иску Правительства Севастополя к ФИО2, третье лицо: Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя о сносе самовольного строения, находящего в производстве Ленинского районного суда г. Севастополя, получено заключение судебной экспертизы от 04.06.2018 г., проведенной ООО «Про.Эксперт».

Экспертом установлено, что объемно-планировочное решение исследуемого объекта капитального строительства позволяет разместить в нем как жилые, так и вспомогательные помещения (кухню, санузлы, коридоры и т.д.), что соответствует п. 4.5, п. 6.1 СП 55.13330.2016 (см. схематические планы помещений выше); исследуемый объект капитального строительства подключен к следующим инженерным коммуникациям: электроснабжение, водоснабжение и водоотведение централизованное; вентиляция - приточно-вытяжная с естественным побуждением, что соответствует п.9.4, 9.6, 9.9 СП55.13330.2016, п. 4.7. СанПиН 2.1.2.2645-10; помещения исследуемого объекта капитального строительства имеют естественное освещение, что соответствует п.9.18 СанПиН 55.13330.2016 и п.5.1 СП 52,13330.2016; в исследуемом объекте капитального строительства высота потолков во всех помещениях: I-III этажей составляет 2,5 м, что соответствует п. 6.2. СП 55.13330.2016.

На основании изложенного, экспертом сделан вывод, что объемно планировочное решение исследуемого объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес>, в границах землепользования СТ «<данные изъяты>», участок , соответствует требованиям действующих строительных и санитарных норм и правил.

Эксперт, отвечая на вопрос «Является ли объект капитального строительства, состоящий из трех надземных этажей, расположенный на земельном участке площадью 664 кв.м. по адресу: <адрес>, в границах землепользования СТ «<данные изъяты>», уч. , многоквартирным или одноквартирным жилым домом и соответствует ли строительным нормам и правилам для многоквартирных или одноквартирных жилых домов?» пришел к выводу, что объект капитального строительства, состоящий из трех надземных этажей, расположенный на земельном участке площадью 664 кв.м по адресу: <адрес>, в границах землепользования СТ <данные изъяты>», участок , является одноквартирным жилым домом и его объемно-планировочное решение соответствует действующим строительным и санитарным нормам и правилам, предъявляемым к одноквартирным жилым домам.

Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 25.07.2018 г. по названному гражданскому делу в удовлетворении иска отказано, данным решением установлено, что спорное строение не является многоквартирным жилым домом.

При таких обстоятельствах, в совокупности всех обстоятельств по делу, суд приходит к выводу о том, что предписание от 08.12.2017 г., принятое Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя, об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации противоречит закону и нарушает права истца, в связи с чем суд считает его незаконным и подлежащим отмене.

В порядке положений ст. 111 КАС РФ, с административного ответчика в пользу административного истца подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 175-189 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО2 удовлетворить.

Предписание Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 08.12.2017 года об устранении нарушений требований земельного законодательства признать незаконным и отменить.

Взыскать с Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в пользу ФИО2 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд г. Севастополя в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированный текст решения изготовлен 10.09.2018 г.

Судья Ю.С. Степанова