дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ...<адрес> Советский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Колобковой В.В., при секретаре судебного заседания ФИО1 рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Управлению Росреестра по РСО-Алания, Государственному земельному надзору РСО-Алания о признании незаконными действия (бездействие) административных ответчиков, выразившееся в игнорировании прав и обязанностей, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от ...№ «О государственном земельном надзоре», не извещении смежных землевладельцев о выявленных в ходе проверки нарушений земельного законодательства, не принятие каких-либо мер по составлению акта по вручению предписания об устранении выявленных нарушений нарушителями земельного законодательства и обязании устранить допущенные нарушения, установил: ФИО2. обратилась в суд с указанным административным иском к административным ответчикам, обосновав его тем, что ... на основании запроса заместителя начальника ОП № УМВД России по г..Владикавказ от ...№ Управлением Росреестра по РСО-Алания по обращению ФИО2 была проведена внеплановая проверка земельных участков по <адрес> событий, 23 и 25. В присутствии правообладателя ФИО2., работника ОП № УМВД России по <адрес> специалистами Управления был осуществлен вынос на местность значений координат смежных точек земельных участков <адрес> В результате внеплановой проверки обнаружены грубые нарушения установленных требований, в следствии чего происходит наложение поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером 15:09:0010116:9 (<адрес> на смежный земельный участок, расположенный по <адрес>, более чем на 2,0 метра. В соответствии со ст.7 ст.71 ЗК РФ по результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации, к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Руководствуясь ст.71 ЗК РФ, административный истец 04.09.2018г. обратилась с заявлением к административному ответчику, в котором просила разъяснить, направлялось ли решение Росреестра о необходимости устранить реестровую ошибку заинтересованным лицам и в ответ получила отписку: «согласно должностным регламентам в полномочия специалистов, уполномоченных на осуществление функций по государственному земельному надзору, не входят обязанности по принятию решений и направлению заинтересованным лицам информации о необходимости исправления реестровых ошибок». С бездействием ответчиков, выраженном в игнорировании прав и обязанностей, предоставленных им ЗК РФ, постановлением Правительства РФ от ...№ «О государственном земельном контроле» и уполномочивающие управление Росреестра от имени государства осуществлять государственный земельный контроль, в том числе на территории РСО-Алания, административный истец не согласна. В частности, не извещение смежных землевладельцев о выявленных в ходе проверки нарушений земельного законодательства, не принятие каких-либо мер (по составлению акта по вручению предписания об устранении выявленных нарушений нарушителям земельного законодательства) нарушают её права, право на постановку на кадастровый учет, право пользования в полном объёме беспрепятственно земельным участком по <адрес>, площадью 452 кв.м., перешедшего к ей вместе с расположенным на нём домовладением по наследству. В силу ст.1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации. В судебном заседании административный истец ФИО2 заявленные требования поддержала по основаниям и доводам, изложенным в иске, и просила удовлетворить. Представитель административных ответчиков Управления Росреестра по РСО-Алания и Государственного земельного надзора, являющегося структурным подразделением Управления Росреестра ФИО3 действующая на основании доверенности и имеющая высшее юридическое образование, административные исковые требования не признала, указав, что административный истец не является собственником земельного участка, границы земельного участка не сформированы. Право собственности смежных землевладельцев было зарегистрировано на основании постановления АМС <адрес> от 05.09.2007г. и кадастрового плана земельного участка, выданного ... ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РСО-Алания. Основанием для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет и выдаче ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РСО-Алания кадастрового плана земельного участка для последующей регистрации права послужили материалы межевания. По заданию ФИО2. кадастровые работы в отношении земельного участка в установленном порядке не проводились и необходимые документы не подавались. Наличие реестровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка и решение об его исправлении должностным лицом органа регистрации не принималось. Просила отказать ФИО2 в удовлетворении заявленных требований. Заслушав лиц, участвующих при рассмотрении административного дела, проверив доводы административного иска, исследовав материалы административного дела, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. Частью 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. В соответствии со ст. 71 Земельного кодекса РФ под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности (п. 1). Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 2). Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность (п. 3). Должностные лица органов государственного земельного надзора (далее - должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора) имеют право, в том числе осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (подп. 1 и 5 п. 5). По результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 7). Согласно подп. 3 п. 6 ст. 71.1 Земельного кодекса РФ внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случае поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан. Порядок осуществления государственного земельного контроля установлен Положением о государственном земельном надзоре, утвержденном постановлением Правительства РФ от ...№. В соответствии с п. 3 Положения о земельном контроле Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и её территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением: требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок (подп. а); требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и её территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений (подп. з). Согласно п. 6 Положения о земельном контроле в рамках государственного земельного надзора осуществляются: организация и проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (далее - плановые и внеплановые проверки); систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства, проведение анализа и прогнозирование состояния исполнения требований земельного законодательства Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности; принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений. Порядок проведения внеплановых проверок урегулирован Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденным приказом Минэкономразвития России от ...№ (далее - Административный регламент). В соответствии с пунктами 63, 64, 67 Административного регламента проведение внеплановых проверок включает в себя следующие административные действия: принятие решения о проведении проверки; подготовка к проверке; проведение проверки; подготовка акта проверки. Юридическим фактом - основанием для принятия решения о проведении внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, гражданином, органом государственной власти, органом местного самоуправления выданного предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации. Решение о поведении внеплановой проверки выносится руководителем (заместителем руководителя) Росреестра (территориального органа) в форме распоряжения о проведении внеплановой проверки. Согласно п. 69 Административного регламента внеплановые проверки проводятся в форме документарной и (или) выездной проверки. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что согласно свидетельству о праве на наследство по закону № от ..., выданному нотариусом Владикавказского нотариального округа РСО-Алания, ФИО2. является наследником имущества супруга гр.ФИО4., умершего ... в виде ? доли домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке мерою 452 кв.м. В установленном законом порядке, право собственности ФИО2 на указанные доли домовладения, не зарегистрировано. Земельный участок в установленном законом порядке не сформирован, границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены. ФИО2 в судебном заседании пояснила, что земельный участок имеет статус ранее учтенный. В ходе рассмотрения заявления ФИО2. о принятии мер к сотрудникам Управления Росреестра по РСО-Алания и ГУП «Аланиятехинвентаризация» по РСО-Алания, следователем ОД ОП № УМВД России по <адрес>ФИО5 было установлено и отражено в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела от 24.05.2018г., что на основании постановления АМС <адрес> от ...ФИО6. и ФИО7 был предоставлен в общую долевую собственность (на праве ? доли) земельный участок с кадастровым номером 15:09:0010116:9, площадью 459 кв.м. из земель населенных пунктов предназначенного для содержания и эксплуатации индивидуального жилого дома по адресу: <адрес> событий, 23. Право собственности указанных лиц на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем осуществлена запись государственной регистрации права. В последующем на основании договора купли-продажи и акта приема-передачи от ..., заключенного между ФИО7. и ФИО8 право собственности на земельный участок с кадастровым номером 15:09:0010116:9 (1/2 доли) перешло ФИО8. Контрольные замеры границ земельного участка по <адрес> событий, 23 не производились. В присутствии ФИО2 специалистами Управления был осуществлен вынос на местность значений координат смежных точек земельных участков <адрес> событий, 23 и 25 и установлено наложение на земельный участок № по <адрес> событий, 25 более чем на 2 м., что является реестровой (кадастровой) ошибкой. Согласно части 3 статьи 61 Федерального закона от ... № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции Федерального закона от ... N 361-ФЗ) воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. Частью 4 той же статьи предусмотрено, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. По смыслу вышеприведенных норм реестровая ошибка может быть исправлена по решению суда в ином порядке (исковом производстве) и в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания наличия реестровой ошибки возлагается на лицо, требующее исправления такой ошибки. Ошибка в местоположении земельного участка с кадастровым номером 15:09:0010116:9, расположенного в <адрес>, смежного с земельным участком, расположенным по <адрес>, была выявлена специалистами Управления при рассмотрении обращения УМВД России по <адрес> отдела полиции №. Вынос на местность координат земельного участка административного истца был осуществлен специалистами Управления Росреестра в рамках рассмотрения заявления ФИО2 следователем ОД ОП № УМВД России по <адрес>. Распоряжение на проведение внеплановой проверки не издавалось, соответственно не составлялся Акт по результатам проверки, и не выдавалось предписание на устранение выявленных нарушений. В полномочия специалистов, уполномоченных на осуществление функций по государственному земельному надзору, не входят обязанности по принятию решения и направления заинтересованным лицам информации о необходимости исправления реестровых ошибок. В настоящем деле, оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется, поскольку материалы административного дела не содержат доказательств, что смежные землевладельцы по <адрес> самовольно изменили границы своего земельного участка, что повлекло увеличение его площади, по сравнению с тем, как такие границы были установлены при передаче земельного участка в собственность. Согласно п. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В силу ст. ст. 8, 9 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ использование лицом земельного участка предполагает наличие у такого лица документов, удостоверяющих его права, возникшие по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В соответствии с п. 1 ст. 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". Из положений ч.ч. 8, 9, 10 ст. 22 Федерального закона от ... № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Административный истец в судебном заседании пояснила, что не обращалась к кадастровому инженеру для составления межевого плана и определения границ земельного участка, право собственности на указанный земельный участок по <адрес> у административного истца также отсутствует. Суд также приходит к выводу о том, что данные, сделанные при обмере земельного участка административного истца, не позволяют в достаточной степени сделать однозначный вывод о достоверности проведенной проверки, так как при проведении обмера координат характерных поворотных точек земельного участка, принадлежащего на праве собственности смежным землевладельцам, на местности определены не были. В соответствии со ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений. Однако, органами государственной регистрации права и кадастрового учета право ФИО2. на внесение соответствующих изменений в сведения государственного кадастрового учета, либо исправления ошибок в сведениях государственного кадастрового учета не нарушено, поскольку с указанными заявлениями ФИО2. не обращалась и предметом рассмотрения соответствующего органа подобные заявления не являлись. С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении заявленных требований. При таких обстоятельствах совокупности условий, предусмотренных правилами ст. 227 КАС РФ, для признания решения, действий незаконными не имеется. На основании изложенного, руководствуясь главой 15 и 22 КАС РФ, суд решил: Административные исковые требования ФИО2 к Управлению Росреестра по РСО-Алания, Государственному земельному надзору РСО-Алания о признании незаконными действия (бездействие) административных ответчиков, выразившееся в игнорировании прав и обязанностей, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от ...№ «О государственном земельном надзоре», не извещении смежных землевладельцев о выявленных в ходе проверки нарушений земельного законодательства, не принятие каких-либо мер по составлению акта по вручению предписания об устранении выявленных нарушений нарушителями земельного законодательства и обязании устранить допущенные нарушения, оставить без удовлетворения. Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда РСО-Алания через Советский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья В.В.Колобкова |