ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1018/2016 от 29.03.2016 Геленджикского городского суда (Краснодарский край)

К делу а-1018/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 марта 2016 г. г.Геленджик

Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Попова П.А.,

при секретаре Раковой Е.Ф.,

с участием помощника прокурора г.Геленджика Грызунок С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора г.Геленджика в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Геленджика обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, выразившееся в не приведении в соответствие с требованиями федерального законодательства постановления администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 11.10.2013 № 2816 «Об утверждении административного регламента по предоставлению администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик муниципальной услуги по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)», и обязанности администрации муниципального образования город-курорт Геленджик привести указанное постановление в соответствие с требованиями федерального законодательства.

В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, поддержал заявленные требования, просит возложить на администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик обязанности по приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства постановление администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 11.10.2013 № 2816 «Об утверждении административного регламента по предоставлению администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик муниципальной услуги по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)», в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования город-курорт Геленджик иск не признал, пояснив, что администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик принимаются меры по приведению муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями федерального законодательства.

Выслушав прокурора, полагавшего заявление удовлетворить, представителя Администрации МО город-курорт Геленджик, суд находит, что административный иск подлежит удовлетворению.

Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Геленджика по результатам проведенной проверки установлено, что отдельные положения административного регламента по предоставлению администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик муниципальной услуги по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), утвержденного постановлением администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 11.10.2013 № 2816 (далее – Административный регламент), не соответствуют требованиям федерального законодательства и содержат коррупциогенные факторы.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) к основным принципам государственной политики в сфере образования отнесено обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации.

Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования, в силу ч.3 ст.4 Закона № 273-ФЗ, являются обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование, создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации.

В соответствии с п.13 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.

Согласно ст.9 Закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования, в том числе относятся:

- организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях;

- учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа.

Прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с Законом № 273-ФЗ предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.

Проведенной прокуратурой г.Геленджика проверкой установлено, что Административный регламент разработан без учета и не приведен в соответствие с указанными требованиями законодательства, а также приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования», приказом Министерства образования и науки Краснодарского края от 14.01.2014 № 117 «О государственной и муниципальной услуге в сфере образования и науки, предоставляемой органом исполнительной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления», приказом Министерства образования и науки Краснодарского края от 18.11.2013 № 6995 «О введении краевой информационной системы «Электронная очередь» в детский сад», рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации, закрепленных в письме от 08.08.2013 № 08-1063 «О рекомендациях по порядку комплектования дошкольных образовательных учреждений», что нарушает основные принципы государственной политики в сфере образования и создает предпосылки для коррупционных проявлений.

Кроме того, Административным регламентом закреплен порядок предоставления муниципальной услуги, основанный на нормативных правовых актах утративших силу, а именно Законе Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» и постановлении администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 23.07.2012 №2104 «О комплектовании муниципальных дошкольных образовательных учреждений муниципального образования город-курорт Геленджик» (п.13 Административного регламента).

В связи с неприведением Административного регламента в соответствие с изменениями законодательства п.41 Административного регламента необоснованно предусмотрено участие в процессе предоставления муниципальной услуги Комиссии по распределению путевок в муниципальные дошкольные образовательные учреждения муниципального образования город-курорт Геленджик, положение о которой признано утратившим силу в связи с принятием постановления администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 17.12.2014 №3822 «О порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений муниципального образования город-курорт Геленджик».

Кроме того, в нарушение ч.5 ст.63 Закона № 273-ФЗ, а также приказа Министерства образования и науки Краснодарского края от 14.01.2014 № 117 «О государственной и муниципальной услуге в сфере образования и науки, предоставляемой органом исполнительной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления», Административным регламентом не определена процедура учета детей, нуждающихся в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, в том числе посредством использования автоматизированных информационных систем, что не обеспечивает "прозрачности" процедуры приема детей в дошкольные образовательные учреждения.

В соответствии с поднктом «ж» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка, является коррупциогенным фактором.

В целях приведения муниципального нормативного правового акта в соответствие с требованиями законодательства, устранения содержащихся в нем коррупциогенных факторов, на постановление администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 11.10.2013 № 2816 «Об утверждении административного регламента по предоставлению администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик муниципальной услуги по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» прокурором города 21.09.2015 принесен протест № 7/5-2015/4887, по результатам рассмотрения которого 05.10.2015 из администрации муниципального образования город-курорт Геленджик поступил ответ от 02.10.2015 №110-15-13244/15-44-04, согласно которому в целях удовлетворения протеста прокурора администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик разработан проект постановления «Об утверждении административного регламента по предоставлению администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик муниципальной услуги по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады) в новой редакции», который после его согласования будет направлен в прокуратуру города на антикоррупционную и правовую экспертизу.

Вместе с тем, на момент рассмотрения дела, постановление администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 11.10.2013 № 2816 «Об утверждении административного регламента по предоставлению администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик муниципальной услуги по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)», в соответствие с требованиями законодательства не приведено, в прокуратуру города муниципальный нормативный правовой акт с внесенными изменениями не представлен.

Ненадлежащее осуществление администрацией полномочий по приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства муниципальных нормативных правовых актов, нарушает положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», права и законные интересы неопределенного круга лиц, что в соответствии со ст. 218 КАС РФ дает прокурору право обращения в суд в защиту этих прав и законных интересов.

У суда нет каких-либо оснований не доверять данным, изложенным в административном исковом заявлении, представленном административным истцом, в связи с чем, суд приходит к выводу о необходимости признать бездействие административного ответчика незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 177, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г.Геленджика к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик - удовлетворить

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, выразившееся в неприведении в соответствие с требованиями федерального законодательства постановления администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 11.10.2013 № 2816 «Об утверждении административного регламента по предоставлению администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик муниципальной услуги по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)».

Обязать администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик привести в соответствие с требованиями федерального законодательства постановление администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 11.10.2013 № 2816 «Об утверждении административного регламента по предоставлению администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик муниципальной услуги по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)», в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Геленджикский городской суд в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: