ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1018/2022 от 25.08.2022 Сафоновского районного суда (Смоленская область)

Дело № ххха-1018/2022

67RS0№ ххх-13

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 августа 2022 г.

Сафоновский районный суд в составе:

председательствующего федерального судьи Павловой О.О., при участии помощника судьи Ковеченковой Ю.Н., с участием представителя административного истца Кондрашовой М.А., представителя административного ответчика Шахова Д.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Досуговой Л. Л. к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № ххх» о признании незаконными действий директора образовательного учреждения,

У С Т А Н О В И Л:

Досугова Л.Л. обратилась в Сафоновский районный суд с административным иском к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № ххх» в лице директора Шахова Д.Н. о признании незаконными действий директора образовательного учреждения, выразившихся в отказе исключения из программы основанного общего образования предмета «Второй иностранный язык» и обязывании исключить из программы основанного общего образования учреждения изучение предмета «Второй иностранный язык». В обоснование иска Досугова Л.Л. указала, что является родителем (законным представителем) несовершеннолетнего ребенка, который обучается в 6 «А» классе МБОУ СОШ № ххх . Вместе с другими родителями несовершеннолетних дважды она обращалась с коллективным заявлением на имя директора МБОУ СОШ № ххх об отказе в изучении второго иностранного языка. По результатам рассмотрения первого обращения дд.мм.гггг им было отказано, положительного ответа на второе обращение, направленное в адрес директора дд.мм.гггг, также не получено. Истица полагает, что административным ответчиком неверно истолкованы нормы, регламентирующие изучение учебного предмета «второй иностранный язык», полагает, что решение вопроса об обязательном изучении второго иностранного языка должно решаться в образовательной организации с обязательным учетом мнения родителей (законных представителей). В связи с чем истица просит суд признать действия директора МБОУ СОШ № хххШахова Д.Н. по отказу в исключении предмета «второй иностранный язык» из школьной программы незаконными, а также обязать директора МБОУ СОШ № ххх исключить из программы изучение предмета «второй иностранный язык».

В судебном заседании представитель административного истца Кондрашова М.А. исковые требования поддержала в полном объеме и подтвердила обстоятельства, указанные в иске.

Административный ответчик Шахов Д.Н. заявленные требования не признал и в судебном заседании показал, что на основании действующего Федерального государственного образовательного стандарта у образовательного учреждения отсутствуют основания для исключения из программы 6 класса предмета «второй иностранный язык», просил в удовлетворении иска отказать.

Представитель заинтересованного лица - администрации муниципального образования «» Деменкова И.И. в судебном заседании нашла поданный административный иск не обоснованным и указала на отсутствие оснований для его удовлетворения.

Представитель заинтересованного лица по образованию и науке в процесс не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном в суд отзыве указал, что приказом Минпросвещения России от дд.мм.гггг№ ххх утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Согласно указанного документа учебный предмет «Второй иностранный язык» может быть включен в учебный план в случае поступления соответствующих заявлений от родителей (законных представителей) при наличии в образовательной организации необходимых условий. Прием на обучение по программам основного общего образования (в 5 класс) в соответствии с обновленным ФГОС начнется с дд.мм.гггг. Обучение лиц, зачисленных до дд.мм.гггг в имеющую государственную аккредитацию образовательную организацию, осуществляется в соответствии с указанным стандартом до завершения обучения. Вместе с тем, образовательная организация имеет право принять решение об обучении учащихся 6 - 9 классов в соответствии с обновленным ФГОС ООО с дд.мм.гггг с согласия их родителей (законных представителей). Данное решение принимается до начала учебного года, с учетом возможности создания условий реализации программы основного общего образования, установленных обновленным ФГОС ООО.

Заслушав стороны, изучив письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Приказом Минпросвещения России от дд.мм.гггг N 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с дд.мм.гггг вводится в действие новый федеральный государственный образовательный стандарт основного общего обучения (далее - ФГОС ООО 2021); (пункт 2 настоящего Приказа).

Согласно этому же пункту прием на обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от дд.мм.гггг N 1897 (далее - ФГОС ООО 2010), прекращается с дд.мм.гггг

В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от дд.мм.гггг N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон № 273-ФЗ) образование подразделяется на следующие виды: общее образование; профессиональное образование; дополнительное образование; профессиональное обучение, обеспечивающее возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования (ч. 3 ст. 10 Закона № 273-ФЗ).

На основании ч. 4 ст. 10 Закона № 273-ФЗ устанавливаются следующие уровни общего образования: дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам (за исключением образовательных программ дошкольного образования), разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных образовательных программ (ч. 5 - 7 ст. 12 Закона N 273-ФЗ).

Форма получения общего образования по каждому уровню образования определяется соответствующими ФГОС, образовательными стандартами, если иное не установлено законом (ч. 5 ст. 17 Закона от дд.мм.гггг N 273-ФЗ).

ФГОС разрабатываются по уровням образования и устанавливают следующие сроки получения общего образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся (ч, 4, 5,6 ст. 11 Закона N 273-ФЗ): 1) для дошкольного общего образования - четкие сроки не определены, но в дошкольное учреждение принимаются дети в возрасте от двух месяцев и до восьми лет; 2) для начального общего образования - четыре года, а для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при обучении по адаптированным основным образовательным программам начального общего образования; независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на два года; 3) для основного общего образования - пять лет, а для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при обучении по адаптированным основным образовательным программам основного общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на один год; 4) для среднего общего образования - два года, а для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при обучении по адаптированным основным образовательным программам среднего общего образования, а также для обучающихся, осваивающих основную образовательную программу в очно-заочной или заочной формах, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на один год. Для получения основного общего образования обучение проходят с 5 по 9 класс включительно в общеобразовательной организации.

Структура программы основного общего образования, в том числе адаптированной, включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений за счет включения в учебные планы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся из перечня, предлагаемого образовательной организацией в соответствии с Приказом Министерства Просвещения России от дд.мм.гггг N 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Форма получения общего образования по каждому уровню образования определяется соответствующими ФГОС, образовательными стандартами, если иное не установлено законом (ч. 5 ст. 17 Закона от дд.мм.гггг N 273-ФЗ).

Согласно письма Минпросвещения России от дд.мм.гггг N АЗ-113/03 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Информационно-методическим письмом о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования") обучение лиц, зачисленных до дд.мм.гггг в имеющие государственную аккредитацию образовательные организации для обучения по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утвержденными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от дд.мм.гггг N 1897 (ФГОС ООО 2010), осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения, за исключением случаев готовности образовательной организации к реализации обновленных ФГОС НОО и ООО (ФГОС ООО 2021) и наличия согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних, обучающихся по программам начального общего и основного общего образования.

Таким образом, новый ФГОС ООО 2021 в обязательном порядке действует в отношении обучающихся, которые впервые зачисляются на начальное и основное общее образование, это относится к 1 и 5 классам соответственно. Для остальных классов начального общего и основного общего образования предусмотрено поэтапное введение обучения по новым ФГОС ООО 2021.

Наряду с зачислением на обучение в 1 и 5 классы обучающихся по основным образовательным программам начального общего и основного общего образования, разработанным в соответствии с новыми ФГОС ООО 2021, рекомендуется к 2024-2025 учебному году обеспечить переход на обучение в соответствии с обновленными ФГОС 2-4 классов и 6 - 9 классов (стр. 5 данного Письма).

В отношении 2 - 4 классов и 6 - 9 классов решение о переходе на обучение и соответствии с требованиями обновленных ФГОС принимается образовательной организацией при наличии соответствующих условий и согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Такое решение образовательная организация должна принять не позднее дд.мм.гггг (стр. 6 данного письма).

В приложении 5 Письма определены критерии готовности образовательной организации к введению новых ФГОС ООО 2021 начального общего и основного общего образования. Важнейшими критериями готовности является обновление и укомплектование библиотечно-информационного центра образовательной организации учебной и учебно-методической литературой, а также обеспеченность кадровыми, финансовыми, материально-техническими и иными условиями реализации основной образовательной программы основного общего образования, соответствующей требованиям новых ФГОС ООО 2021.

В судебном заседании установлено, что Досугова Л.Л. является родителем (законным представителем) несовершеннолетнего ребенка, который обучается в 6 «А» классе МБОУ СОШ № ххх . Административным истцом дважды вместе с другими родителями подавалось коллективное заявление на имя директора МБОУ СОШ № ххх об отказе в изучении второго иностранного языка. По результатам рассмотрения первого обращения дд.мм.гггг им было отказано, положительного ответа на второе обращение, направленное в адрес директора дд.мм.гггг, не получено.

В административном иске истец указывает, что для перевода на новый ФГОС ООО 2021, при реализации которого изучение учебного предмета «Второй иностранный язык» необязательно, достаточно только согласия родителей.

Данная правовая позиция не соответствует действительности и противоречит правовым нормам, регулирующим спорные правоотношения.

Исходя из анализа приведенных правовых норм в их системной взаимосвязи, очевидно, что для перевода на новый ФГОС ООО 2021 необходимо не только согласие родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, но и в обязательном порядке наличие в образовательном учреждении соответствующих условий (критериев) готовности к введению нового ФГОС ООО 2021.

Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого Организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в образовательной организации необходимых условий (п. 33.1 ФГОС ООО 2021).

Согласно части 1 статьи 35 Закона № 273-ФЗ обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Закона № 273-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится, в том числе, и обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в части приобретения учебников и учебных пособий, средств обучения в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.

Лицам, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований в пределах федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), бесплатно предоставляются в пользование учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания. Нормы обеспеченности учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) устанавливаются соответствующими ФГОС.

Таким образом, обеспеченность учебной и учебно-методической литературой для образовательной программы по новым ФГОС ООО 2021 относится к обязательствам субъекта РФ.

В обоснование своих возражений директором МБОУ «СОШ № ххх» в материалы дела представлены приказ от дд.мм.гггг о создании рабочей группы по введению и реализации ФГОС начального и основного общего образования, а также аналитические справки, из которых следует, что на 2022/2023 учебный год МБОУ «СОШ № ххх» обеспечена учебной и учебно-методической литературой для обучения по новым ФГОС ООО 2021 только для 1 и 5 классов. Для обучения 2,3,4,6,7,8,9 классов по новым ФГОС ООО 2021 учебная и учебно-методическая литература не поступала в МБОУ «СОШ № ххх».

В связи с чем администрация МБОУ «СОШ № ххх» не вправе исключать из основной общеобразовательной программы изучение учебного предмета «Второй иностранный язык», поскольку образовательный процесс не отвечает критериям готовности к введению нового ФГОС ООО 2021.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии факта нарушения прав истца со стороны административного ответчика, в связи с чем оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного иска Досуговой Л. Л. к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя обще-образовательная школа № ххх» в лице директора Шахова Д. Н. о признании незаконными действий директора образовательного учреждения и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: О.О. Павлова

(решение в окончательной форме изготовлено дд.мм.гггг)