Дело № 2а-101/2020
УИД 26RS0024-01-2019-004102-81
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 марта 2020 года г. Невинномысск
Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Филатовой В.В.
при секретаре судебного заседания Хижняк И.А.,
с участием административного истца Дубинина Е.А., представителя административного истца Дубинина Е.А. – Матюшенко А.Н., представителя административного ответчика Администрации города Невинномысска по доверенности № 52-01 от 26.11.2019 года Мирошниченко Н.А., представителя заинтересованного лица Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска по доверенности № 73-14 от 17.01.2020 года Мирошниченко Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кировой Л.М., действующей также в интересах Дубинина М.Е., Дубинина Е.А. к Администрации <адрес> о признании незаконным пункта 1 постановления администрации города Невинномысска Ставропольского края от 20.08.2019 года № 1394 «Об отказе в признании нуждающимися в жилых помещениях»; обязании администрации города Невинномысска признать Кирову Л.М. с составом семьи из трех человек, нуждающимися в жилых помещениях в целях включения в число участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки семьям в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» за очередным номером, действовавшим на день принятия постановления администрации города Невинномысска Ставропольского края от 20.08.2019 года № «Об отказе в признании нуждающимися в жилых помещениях»,
Установил:
Кирова Л.М., действующая также в интересах Дубинина М.Е., Дубинин Е.А. обратились в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, предъявленным к Администрации города Невинномысска о признании незаконным пункта 1 постановления администрации города Невинномысска Ставропольского края от 20.08.2019 года № «Об отказе в признании нуждающимися в жилых помещениях»; обязании администрации города Невинномысска признать Кирову Л.М. с составом семьи из трех человек, нуждающимися в жилых помещениях в целях включения в число участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки семьям в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» за очередным номером, действовавшим на день принятия постановления администрации города Невинномысска Ставропольского края от 20.08.2019 года № 1394 «Об отказе в признании нуждающимися в жилых помещениях», в котором указали, что в соответствии с п. 1 постановления администрации города Невинномысска от 20.08.2019 года № Кировой Л.М., <данные изъяты> с составом семьи 3 человека: она, муж - Дубинин Е.А., <данные изъяты>, сын - Дубинин М.Е., <данные изъяты>, отказано в признании нуждающимися в жилых помещениях в целях включения в число участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно - коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Постановление администрации города Невинномысска от 20.08.2019 года № не содержит указания на причины отказа, в признании их семьи нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. На их устный запрос, специалистом жилищного отдела управления жилищно - коммунального хозяйства администрации города, предоставлена пояснительная записка к проекту постановления администрации города Невинномысска «О признании нуждающимися в жилых помещениях», согласно которой основаниями для отказа в признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма послужило, то обстоятельство, что орган местного самоуправления при расчете нуждаемости учел жилое помещение, принадлежащее на праве собственности родителям Кировой Л.М., не являющимися членами их семьи, а так же принял в учет 1/2 часть дома, в котором они не проживают, не принимая во внимание, что дом состоит из двух обособленных жилых помещений, по сути, является двухквартирным жилым домом и собственник второй половины дома к ним никакого отношения не имеет, в результате чего, административным органом сделан вывод, что каждый член их семьи обеспечен жильем более учетной нормы. Просили суд признать незаконным п. 1 постановления администрации города Невинномысска Ставропольского края от 20.08.2019 года № «Об отказе в признании нуждающимися в жилых помещениях»; обязать администрацию города Невинномысска признать Кировой Л.М., <данные изъяты> с составом семьи 3 человека: она, муж - Дубинина Е.А., <данные изъяты>, сын - Дубинина М.Е., <данные изъяты>, нуждающимися в жилых помещениях в целях включения в число участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно - коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» за очередным номером, действовавшим на день принятия постановления администрации города Невинномысска Ставропольского края от 20.08.2019 года № «Об отказе в признании нуждающимися в жилых помещениях».
Определением Невинномысского городского суда Ставропольского края от 23.12.2019 года в качестве заинтересованного лица по делу привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска (л.д. 52-54).
Определением Невинномысского городского суда Ставропольского края от 20.01.2020 года в качестве заинтересованного лица по делу привлечен Комитет по труду и социальной поддержке населения администрации города Невинномысска (л.д. 66-68).
Административный истец Кирова Л.М., действующая также в интересах Дубинина М.Е., будучи надлежащим образом уведомленной о дате и времени судебного заседания, в судебное заседание не явилась, в представленном ходатайстве просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
В судебном заседании административный истец Дубинин Е.А. и его представитель Мирошниченко А.Н. уточненные исковые требования я поддержали и просили их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, оглашенном в судебном заседании (л.д. 4-9).
Представитель административного ответчика Администрации города Невинномысска Мирошниченко Н.А. исковые требования не признала, просила в иске отказать и принять во внимание представленные по делу возражения (л.д. 43-45).
Представитель заинтересованного лица Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска по доверенности Мирошниченко Н.А. исковые требования не признала, просила в иске отказать.
Заинтересованные лица Саркисян С.В., Комитет по труду и социальной поддержки населения администрации города Невинномысска, будучи надлежащим образом уведомленными о дате и времени судебного заседания в суд не явились, своих представителей не направили, в представленных отзывах просили рассмотреть дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц.
С учетом мнения участников процесса, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения данного административного дела в отсутствие неявившихся лиц, поскольку в силу требований ст.150 КАС РФ их явка в судебное заседание не была признана обязательной.
Выслушав административного истца, представителя административного истца представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.46 Конституции РФ и ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как указано в ч. 9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия): б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административною дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При этом, следует учитывать, имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия); соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению административного искового заявления в таком случае может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Из смысла приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решении и действий и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
Как установлено по вышеприведенным обстоятельствам и материалам дела, Постановлением главы города Невинномысска Ставропольского края от 20 августа 2019 года № «Об отказе в признании нуждающимися в жилых помещениях», Кировой Л.М., <данные изъяты>, с составом семьи 3 человека: она, муж – Дубинин Е.А., <данные изъяты>, сын – Дубинин М.Е., <данные изъяты>, отказано в признании нуждающимися в жилых помещениях в целях включения в число участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
По мнению истцов администрацией города, при определении уровня обеспеченности жилыми помещениями, послужившей основанием для отказа в признании нас нуждающимися в жилых помещениях в целях включения в число участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно - коммунальных услуг» государственной программы, был необосновано, включен в расчет нуждаемости жилой дом <адрес>, общей площадью 44,9 кв.м., принадлежащий родителям Кировой Л.М. Заключив брак в 2016 году с Дубининым Е.А. Кирова Л.В., переехала на постоянное место жительства в Невинномысск, оставаясь зарегистрированной в доме своих родителей. Перед рождением ребенка с целью получения медицинского обслуживания и социального обеспечения в октябре 2018 года Кирова Л.В. временно зарегистрировалась по месту жительства своего мужа в домовладении <адрес>, а с 23 января 2019 года получила постоянную регистрацию, что свидетельствует о реализации нашего права на совместное проживание, ведение общего хозяйства, воспитание детей. По данному адресу Дубинин Е.А. зарегистрирован с 2000 года, в свою очередь ребенок Дубинин М.Е. зарегистрирован с 2018 года.
Факт регистрации Кировой Л.М. до 2019 года по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности ее родителям, не является основанием считать их семью обеспеченной жилым помещением. Регистрация необходима в силу прямого указания статьи 6 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и является предусмотренным законом способом учета граждан в Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Одна только регистрация не является основанием для возникновения права собственности на жилое помещение. Аналогичная позиция содержится в кассационном определении Верховного суда от 21 декабря 2018 г. № 78-КГ 18-63.
Кроме того, данное обстоятельство не может рассматриваться как намеренное ухудшение жилищных условий. Действующее законодательство не предусматривает возможность отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае, если ухудшение жилищных условий граждан произошло не искусственно, а вследствие изменения семейного положения.
В данной части суд соглашается с доводами истцов.
В статье 51 ЖК РФ приведены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно пункту 2 части 1 указанной статьи гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу пункта 3 части 1 статьи 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок.
Статьей 53 ЖК РФ предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Положения указанной статьи направлены на предотвращение злоупотреблений, которые возможны со стороны граждан, претендующих на получение социального жилья.
Вместе с тем, законодательство не содержит разъяснения о том, какие именно действия могут считаться совершенными с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 19 апреля 2007 года N 258-O-O, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Решение вопроса о том, можно ли рассматривать действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для признания нуждающимися в жилом помещении, требует оценки всех фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции.
Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.
В связи с тем, что срок действия Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы истек, постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 была утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, в состав которой включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы, а также Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Согласно федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы она является продолжением программы на 2002-2010 годы (раздел 1. Характеристика проблемы).
В дальнейшем Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710 (ред. от 07.05.2019) утверждены государственная программа Российской Федерации Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.
Данным постановлением были внесены изменения также в Паспорт федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы.
Согласно Постановлению Правительства от 17.12.2010 №1050, с 1 января 2018 г. мероприятия федеральной целевой программы «Жилище» интегрируются в состав государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. N 1243 «О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации», и их реализация будет осуществляться с учетом настоящих особенностей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Согласно пункту 6 Правил (в редакции, действовавшей на момент обращения истца) участником основного мероприятия может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы основного мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно п. 7 Правил, в настоящих Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные для цели участия в основном мероприятии органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Таким образом, субъектами - участниками названной целевой программы могут быть только молодые семьи, а не отдельные граждане, поэтому при решении вопроса о признании молодой семьи участницей данной программы необходимым условием является установление факта реализации конкретной молодой семьей своего права на улучшение жилищных условий путем получения государственной поддержки.
Исходя из указанного, уровень обеспеченности молодой семьи общей площадью жилого помещения для признания нуждающейся в жилом помещении должен быть определен исходя из размера общей площади жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, или жилых помещений принадлежащих им на праве собственности.
Поскольку жилые помещения, занимаемые членами молодой семьи по договорам социального найма и находящиеся в собственности отсутствовали соответственно, члены молодой семьи обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Предоставление мер социальной поддержки молодым семьям в приобретении жилых помещений регулируется специальным нормативным актом, соответственно, необходимо руководствоваться нормами данного нормативного акта, который, в отличие от ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при определении уровня обеспеченности жилым помещением не предусматривает необходимости учета жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи в качестве членов семьи собственника жилого помещений, не являющегося членом молодой семьи.
При этом, заявив об участии в вышеуказанной жилищной программе обеспечения жильем молодых семей, истец не указывала иных лиц, кроме себя, мужа и ребенка в составе семьи.
В силу ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.
Определение понятия «часть жилого дома» в Жилищном кодексе Российской Федерации отсутствует. При этом согласно положениям ст. ст. 15 и 16 ЖК РФ часть жилого дома является объектом жилищных прав. Гражданский кодекс Российской Федерации также указывает на часть жилого дома как на недвижимую вещь, которая может являться самостоятельным предметом сделки (ст. 558 ГК РФ).
Согласно разъяснений, содержащихся в письме ФГБУ «ФКП Росреестра» от 05.08.2013 № 08-2508-КЛ, часть жилого дома представляет собой не что иное, как помещение (совокупность помещений - комнат и подсобных помещений в жилом доме), являющееся конструктивной частью здания (его неотъемлемой частью).
Семья истцов из трех человек: Кирова Л.М., Дубинин Е.А., Дубинин М.Е. зарегистрированы по адресу: г. Невинномысск, ул. Революционная, д. 31, общей площадью 67,10 кв.м. Указанное домовладение находится в долевой собственности у следующих лиц: Дубинина Е.А. – 1/4 доли в праве общей долевой собственности на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 28.09.2010 года, Дубинина Н.А. (брат Дубинина Е.А.) – 1/4 доля в праве общей долевой собственности на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 28.09.2010 года и Саркисян С.В. – 1/2 доли в праве общей долевой собственности на основании договора дарения 1/2 доли в праве на жилой дом и земельный участок в простой письменной форме от 28.04.2014 года, который не является членом семьи и родственником истцам не приходится.
Фактически данное домовладение представляет собой двухквартирный жилой дом с обособленными входными узлами. Согласно инвентаризационной карточки и экспликации к поэтажному плану составленной БТИ г. Невинномысска 25.01.1994 года основное строение литер А (жилой дом) состоит из двух жилых помещений каждое из которых состоит из жилых комнат и коридора, в квартире 1 имеется тамбур. Дом расположен на земельном участке, который разделен на две части, граница установлена в результате сложившегося порядка использования.
При расчете нуждаемости, содержащемся в пояснительной записке к проекту постановления администрации города Невинномысска «О признании нуждающимися в жилых помещениях» не было учтено, что члены семьи истцов не являются собственниками всего домовладения, расположенного по адресу: <адрес>. площадью 67,10 кв. м. следовательно, при расчете должна учитываться только площадь дома принадлежащая Дубининым, то есть 1/2 доли в праве на него, что составляет 32,3 кв.м.
Суд приходит к выводу, что при определении уровня обеспеченности жилой площадью истцов недопустимо исходить из суммарной общей площади жилых помещений, принадлежащих на праве собственности иным лицам, не являющимся членами их семьи.
Кроме того, если орган местного самоуправления при определении уровня обеспеченности жилой площадью производит расчет исходя из общей площади всего домовладения <адрес>, то он должен произвести расчет с учетом всех зарегистрированных лиц по данному адресу. Согласно пояснительной записке к проекту постановления, в доме <адрес> зарегистрировано 7 человек, однако административным ответчиком не учтено, что во второй половине дома, принадлежащей Саркисян С.В. зарегистрировано еще 2 человека, он сам (с мая 2014 года), а также его дочь - Саркисян Э.С. (с мая 2018 года), которые в расчете нуждаемости не участвовали.
При таких обстоятельствах административный орган должен был производить расчет с учетом общего количества всех зарегистрированных граждан в домовладении <адрес> путем деления общей площади всего дома на количество всех зарегистрированных по данному адресу, то есть на 9 человек.
Учитывая изложенное, суд считает возможным удовлетворить требования истцов и признать постановление администрации г. Невинномысска Ставропольского края от 20.08.2019 № 1394 незаконным, признать за ними право на включение в число участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы, а также возложить на ответчиков обязанность рассмотреть вопрос о возможности включения семьи Кировой Л.М., Дубинина М.Е., Дубинина Е.А. в список нуждающихся.
Руководствуясь ст.ст. 175, 176, 177-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства РФ,
Решил:
Признать незаконным пункт 1 постановления администрации города Невинномысска Ставропольского края от 20.08.2019 года № «Об отказе в признании нуждающимися в жилых помещениях».
Признать за Кировой Л.М., <данные изъяты> с составом семьи 3 человека: она, муж – Дубинина Е.А., <данные изъяты>, сын – Дубинина М.Е., <данные изъяты>, право на включение в число участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» как нуждающихся в жилых помещениях.
Обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска, администрацию города Невинномысска рассмотреть вопрос о признании нуждающимися в жилых помещениях в целях включения в число участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» Кировой Л.М., <данные изъяты>, с составом семьи 3 человека: она, муж – Дубинина Е.А., <данные изъяты>, сын – Дубинина М.Е., <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Невинномысский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения 16.03.2020 года.
Судья В.В. Филатова