Дело № 2а-101/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Кыра 26 мая 2021 года
Кыринский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Курсиновой М.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Батуриным И.А.,
с участием:
представителя административного истца Нимаева Б.Б.,
представителя административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Читинского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», Министерству транспорта Российской Федерации о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что Читинской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об обустройстве и оснащении пунктов пропуска через государственную границу РФ в двустороннем автомобильном пункте пропуска «Верхний-Ульхун», который согласно распоряжению Правительства РФ №1724-р от 20.11.2008 включен в перечень пунктов пропуска через Государственную границу РФ и Республики Монголия, отнесен к категории автомобильных грузопассажирских постоянных двусторонних пунктов пропуска с реверсивным движением. Проведенной выездной проверкой в ДАПП Верхний Ульхун установлено, что границы пункта пропуска не обозначены на местности; ограждение пункта пропуска, асфальтовое покрытие, система принудительной остановки транспортных средств, которые не состоят на балансе Читинского филиала ФГКУ Росгранстрой, но используются контролирующими органами, находятся в неудовлетворительном состоянии. Непосредственно в пункте пропуска не обозначена зона пограничного контроля, отсутствует система видеонаблюдения и видеофиксации, дорожная разметка, зона движения пешеходов, знаки и средства ограничения скорости перед въездом в пункт пропуска, рамка металлоискателя. Согласно пунктам 2,10 Правил определения пределов пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ №253 от 07.04.2008, под пределами пункта пропуска понимаются границы территории (акватории) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного (озерного) порта, аэропорта (аэродрома), военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также специально выделенного в непосредственной близости от государственной границы участка местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов и т.д.. Пределы пункта пропуска подлежат обозначению на местности специальными знаками прямоугольной формы, где на белом фоне красным цветом выполнена надпись соответственно на русском и английском языках – «Пункт пропуска» и «Check point». Размеры знаков должны быть не менее 700 х 500 мм и гарантировать четкость и различимость информационной надписи, которая наносится на знак печатными буквами и выравнивается по центру. Знаки выполняют различными технологическими способами, обеспечивающими их четкое и ясное изображение в течение всего срока службы. Допускается замена надписи на английском языке надписью на любом другом языке, целесообразном для использования при создании конкретного пункта пропуска. Согласно п.5 Общих требований к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ №930 от 25.12.2007, территория пункта пропуска должна быть ограждена или обозначена, а также должна иметь при необходимости разметку, дорожные знаки и светофоры, другое технологическое оборудование, достаточное освещение. Пунктами 34,39 Единых требований ЕАЭС установлено, что территория пункта пропуска, а именно места стоянок и площадки для осмотра, оборудуются по периметру ограждением и освещением с целью исключения доступа посторонних лиц к местам совершения контрольных операций в отношении автотранспортных средств. Согласно п.21 Единых требований ЕАЭС система телевизионного наблюдения (видеонаблюдения) предназначена для обеспечения визуального контроля объектов (территории) пункта пропуска с помощью электронных средств наблюдения. Система телевизионного наблюдения (видеонаблюдения) создается с применением телевизионных систем различных типов и должна обеспечить возможность ведения наблюдения за объектами (территорией) пункта пропуска в режиме реального времени с сохранением данных. Система телевизионного наблюдения (видеонаблюдения) при необходимости обеспечивает обнаружение потенциально опасных и противоправных действий в пункте пропуска и оповещение должностных лиц контролирующих органов о таких действиях. Контролирующие органы в пункте пропуска могут использовать отдельные системы телевизионного наблюдения (видеонаблюдения) либо одну совместную. Проверкой установлено, что границы пункта пропуска ДАПП Верхний Ульхун на местности не обозначены, ограждение пункта пропуска находится в неудовлетворительном состоянии, технологическое оборудование - система видеонаблюдения и видеофиксации, стационарный металлоискатель в пункте пропуска отсутствует, что создает условия для несанкционированного доступа на его территорию посторонних лиц, угрозу безопасности пункта пропуска от актов незаконного вмешательства (актов терроризма). Кроме того, согласно паспорту пункта пропуска по порядку функционирования ДАПП Верхний Ульхун является постоянным пунктом пропуска с реверсивным движением, то есть движение автотранспортных средств и граждан может осуществляться только в одном направлении по выделенной для движения полосе. Пунктом 48 Единых требований ЕАЭС установлено, что на подъездах к АПП и на их территории обеспечивается управление движением автотранспортных средств и пешеходов путем использования дорожной разметки, дорожных знаков, светофоров, других технических средств организации дорожного движения, а также указателей направления движения. В ходе проверки установлено, что асфальтовое покрытие полосы, по которой осуществляется движение автотранспортных средств и граждан, находится в неудовлетворительном состоянии; дорожная разметка, в том числе отграничивающая полосу движения автотранспорта и пешеходов по нему, знаки и средства ограничения скорости, отсутствуют, что влечет за собой несоблюдение водителями транспортных средств правил режима движения в пункте пропуска, создает угрозу безопасности граждан - пешеходов в пункте пропуска. Пунктами 1,2,3 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ №778 от 27.07.2012, установлено, что участки путей автомобильного сообщения от Государственной границы до пункта пропуска через Государственную границу должны быть обозначены и оборудованы, участки автомобильных дорог в пределах полосы, отведенной пограничным органам для надлежащего содержания государственной границы Российской Федерации, оборудуются средствами принудительной остановки транспорта, при этом, вид и тип технических средств, их количество и места размещения определяются Росграницей по предложению Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Проверкой установлено, что имеющаяся и расположенная перед въездом на территорию пункта пропуска система принудительной остановки транспортных средств изготовлена кустарным способом и не отвечает требованиям органов пограничного контроля в пункте пропуска ДАПП Верхний Ульхун. По фактам выявленных нарушений закона Читинским транспортным прокурором в адрес Читинского филиала ФГКУ Росгранстрой 16.07.2018 внесено представление, по результатам рассмотрения которого приняты меры к устранению выявленных нарушений закона посредством направления запросов в ФГКУ Росгранстрой о выделении средств для проведения мероприятий по оснащению пункта пропуска необходимым оборудованием. Однако фактически до настоящего времени лимиты денежных обязательств не выделены, допущенные нарушения фактически не устранены. Из ответа Читинского филиала ФГКУ Росгранстрой №ст-2158/12ор от 26.11.2020 на требование прокурора следует, что для устранения выявленных нарушений требуется выполнение комплекса мероприятий, связанных с изменением пределов пунктов пропуска, возведения капитальных строений возможно только в рамках их реконструкции и при наличии соответствующего финансирования. На ФГКУ Росгранстрой и Министерстве транспорта РФ лежит обязанность оборудовать и оснастить пункт пропуска ДАПП Верхний Ульхун в соответствии с требованиями закона. Бездействие ФГКУ Росгрантсрой и Министерства транспорта РФ по не приведению пункта пропуска в соответствие Общим типовым требованиям, предъявляемым к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу РФ, нарушает интересы Российской Федерации, граждан РФ и иностранных лиц, поскольку не обеспечивает необходимых условий для организации государственного контроля, осуществляемого в пункте пропуска, а значит и безопасность Российской Федерации. Согласно п.п.5.1, 5.5, 5.6 Устава ФГКУ Росгранстрой финансовое обеспечение деятельности ФКГУ Росгранстрой осуществляется за счет средств федерального бюджета на основании бюджетной сметы и доведенных лимитов бюджетных обязательств. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств по таким обязательствам от имени РФ отвечает Министерство транспорта РФ как орган государственной власти, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится ФКГУ Росгранстрой. Просит суд признать бездействие Федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» по оборудованию и оснащению пункта пропуска ДАПП Верхний Ульхун в соответствии с Общими типовыми требованиями, предъявляемыми к оборудованию и техническому оснащению территории пункта пропуска через государственную границу РФ, незаконным, обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», а при недостаточности денежных средств учреждения - Министерство транспорта РФ, в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу: оборудовать пункт пропуска ДАПП Верхний Ульхун ограждением, системой видеонаблюдения и видеофиксации, обозначить границы пункта пропуска на местности, установить перед въездом в пункт пропуска систему принудительной остановки автомобильного транспорта и стационарный металлоискатель; осуществить ремонт асфальтового покрытия полосы, по которой осуществляется движение автотранспортных средств и граждан, нанести дорожную разметку, отвечающую требованиям безопасности пешеходов и режима пункта пропуска.
Представитель административного истца старший помощник прокурора Кыринского района Нимаев Б.Б., действующий на основании поручения, в судебном заседании поддержал административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании административный иск не признала по доводам, изложенным в отзыве на административный иск.
Административный ответчик Министерство транспорта Российской Федерации о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для удовлетворения административного иска является установление несоответствия оспоренных решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В силу ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч.5 ст.3 Закона РФ от 01.04.1993 №4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу.
В силу ст.9 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через Государственную границу и перечень пунктов пропуска через Государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 2, 10 Правил определения пределов пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ №253 от 07.04.2008, под пределами пункта пропуска понимаются границы территории (акватории) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного (озерного) порта, аэропорта (аэродрома), военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также специально выделенного в непосредственной близости от государственной границы участка местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пункта пропуска обозначаются специальными знаками прямоугольной формы, где на белом фоне красным цветом выполнена надпись соответственно на русском и английском языках - "Пункт пропуска" и "Check point". Размеры знаков должны быть не менее 700 x 500 мм и гарантировать четкость и различимость информационной надписи, которая наносится на знак печатными буквами и выравнивается по центру. Знаки выполняют различными технологическими способами, обеспечивающими их четкое и ясное изображение в течение всего срока службы.
Частью 1 ст. 11 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» установлено, что пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых в соответствии со статьей 12 настоящего Закона пунктах пропуска через Государственную границу и заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию Российской Федерации, перемещения через Государственную границу грузов, товаров, животных на территорию Российской Федерации либо в разрешении на пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами, убывающими из пределов Российской Федерации, перемещение через Государственную границу грузов, товаров, животных за пределы Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст. 12 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» порядок установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу, а также общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 25.12.2007 №930 утверждены «Общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации».
Согласно п.5 Общих требований территория пункта пропуска должна быть ограждена или обозначена, а также должна иметь при необходимости разметку, дорожные знаки и светофоры, другое технологическое оборудование, достаточное освещение.
Решением Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 №688 утверждены Единые типовые требования к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через внешнюю границу государств - членов Таможенного союза.
Пунктами 34, 39 указанных Единых типовых требований установлено, что территория пункта пропуска оборудуется по периметру ограждением и освещением. Места проведения контрольных операций в пункте пропуска должны оборудоваться освещением для обеспечения возможности совершения таких операций. С целью исключения доступа посторонних лиц к местам совершения контрольных операций в отношении автотранспортных средств места стоянок и площадки для осмотра оборудуются ограждением и освещением. В местах осуществления государственного контроля, в том числе на полосах движения автотранспортных средств, оборудуются рабочие места для проведения контрольных операций.
Согласно п.21 Единых типовых требований система телевизионного наблюдения (видеонаблюдения) предназначена для обеспечения визуального контроля объектов (территории) пункта пропуска с помощью электронных средств наблюдения. Система телевизионного наблюдения (видеонаблюдения) создается с применением телевизионных систем различных типов и должна обеспечивать возможность ведения наблюдения за объектами (территорией) пункта пропуска в режиме реального времени с сохранением данных. Система телевизионного наблюдения (видеонаблюдения) при необходимости обеспечивает обнаружение потенциально опасных и противоправных действий в пункте пропуска и оповещение должностных лиц контролирующих органов о таких действиях. Контролирующие органы в пункте пропуска могут использовать отдельные системы телевизионного наблюдения (видеонаблюдения) либо одну совместную.
Постановлением Правительства РФ от 27.07.2012 №778 утверждены Требования к обозначению и оборудованию участков путей международного железнодорожного и автомобильного сообщения от государственной границы Российской Федерации до пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Пунктом 2 Требований установлено, что участки автомобильных дорог в пределах полосы, отведенной пограничным органам для надлежащего содержания государственной границы Российской Федерации, оборудуются средствами принудительной остановки транспорта.
В пункте 48 Единых типовых требований указано, что на подъездах к АПП и на их территории обеспечивается управление движением автотранспортных средств и пешеходов путем использования дорожной разметки, дорожных знаков, светофоров, других технических средств организации дорожного движения, а также указателей направления движения.
В соответствии с п.12.4. главы 2 Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных приказом ФТС России от 31.10.2008 года №1349, в качестве системы обнаружения металлических предметов, в том числе оружия, должны использоваться стационарные многозонные металлодетекторы гармонического метода детектирования, а также портативные металлодетекторы.
Согласно паспорту пункта пропуска Верхний Ульхун, утвержденного 12.03.2019, пункт пропуска Верхний Ульхун расположен по адресу Забайкальский край Кыринский район 372 км автомобильной дороги Чита-курорт Дарасун - Верхний Ульхун - Государственная граница, принадлежит Российской Федерации, сопредельное государство – Монголия, юридическое лицо, ответственное за эксплуатацию, - ФГКУ Росгранстрой; по виду международного сообщения является автомобильным, на пункте пропуска федеральными органами исполнительной власти осуществляются следующие виды контроля: пограничный, таможенный, санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный, транспортный.
Как следует из материалов дела, 08.09.2020 года Читинским транспортным прокурором было принято решение о проведении проверки соблюдения требований законодательства при обустройстве пункта пропуска через Государственную границу РФ ДАПП Верхний Ульхун.
Ранее 16.07.2018 в адрес директора Читинского филиала ФГКУ Росгранстрой по результатам ранее проведенной проверки исполнения законодательства, регламентирующего деятельность пунктов пропуска через государственную границу РФ, внесено представление об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации и Евразийского экономического союза, предъявляемых к материально-техническому оснащению и оборудованию пунктов пропуска, а именно указано, что пределы пункта пропуска Верхний Ульхун не обозначены на местности, отсутствуют ограждение пункта пропуска, системы контроля и управления доступом и охранной сигнализации, телевизионного наблюдения (видеонаблюдения), пожарной сигнализации, инженерных средств охраны, система принудительной остановки автотранспортных средств.
17.08.2018 Читинским филиалом ФГКУ Росгранстрой в адрес Читинского транспортного прокурора дан ответ о том, что специальные знаки «Пункт пропуска» - «Check point» в пункте пропуска в наличии, что следует из акта комплексной проверки от 3 мая 2018 года №2/2018, по оснащению ДАПП Верхний Ульхун комплексными системами безопасности (охранная, пожарная системы, система контроля доступа и видеонаблюдения) Филиалом был выполнен расчет (смета) и направлено письмо в ФГКУ Росгранстрой на выделение лимитов бюджетных обязательств на выполнение проектных работ, при выделении ЛБО на эти цели указанные работы будут выполнены; Филиалом проводятся мероприятия по перемещению специального средства принудительной остановки (автозаградитель «Гарпун») на ДАПП Верхний Ульхун; вопрос обустройства ДАПП Верхний Ульхун ограждением не может быть решен без демонтажа существующего ограждения его правообладателем; Филиалом будут приниматься исчерпывающие меры, направленные на обустройство пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством в сфере их оборудования и материально-технического оснащения.
В ходе проведенной Читинской транспортной прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства в части обустройства пункта пропуска ДАПП Верхний Ульхун 10 сентября 2020 года, установлено, что движение через пункт пропуска осуществляется по одной полосе, где отсутствуют знаки дорожного движения, обозначающие реверсивное движение, отсутствуют светофоры, указатели направления движения, дорожное покрытие требует ремонта, имеет ямы, выбоины, со стороны въезда в РФ отсутствует твердое дорожное полотно, отсутствует комплексная система безопасности, средства оперативного видеонаблюдения, сигналозащитные средства, противопожарного оповещения, периметр пункта пропуска огорожен колючей проволокой, отсутствует стационарное ограждение, освещение недостаточно при осуществлении таможенного контроля, в том числе в зимний период времени, осмотровая яма требует ремонта, отсутствует защита от атмосферных осадков, отсутствует полоса для движения в пешем порядке, отсутствует резервный источник электроснабжения, имеющаяся дизельная электростанция находится в нерабочем аварийном состоянии, отсутствует специально оборудованная отдельная зона для досмотра транспортных средств, оборудование, помещение для личного досмотра, отсутствует площадка для обработки транспортных средств, место для временного содержания животных, пункт пропуска не оборудован информационным стендом, регламентирующим режим работы пункта пропуска, техническое устройство для бесконтактного измерения температуры (тепловизор) находится в нерабочем состоянии, контроль за системами отопления не осуществляется, имеющееся средство принудительной остановки транспортных средств не в полной мере обеспечивает безопасность, что следует из комиссионного акта проверки от 10 сентября 2020 года.
Из информации Читинского филиала ФГКУ Росгранстрой от 26.11.2020 следует, что на автомобильном пункте пропуска Верхний Ульхун система оперативного наблюдения, комплексная система безопасности, средства управления потоками транспортных средств отсутствуют, дорожные знаки установлены, средства принудительной остановки транспортных средств не установлены, зона для проведения досмотра транспортных средств, осмотровая эстакада, осмотровая яма, дорожное покрытие имеется, охрана зданий, помещений, сооружений, имущества, в том числе в ночное время не производится. Филиалом подготовлены и направлены запросы о выделении лимитов бюджетных обязательств для проведения мероприятий по оснащению пункта пропуска ДАПП Верхний Ульхун комплексными системами безопасности, системами охранно-пожарной сигнализации, системами контроля и управления доступом, системой видеонаблюдения, до настоящего времени лимиты бюджетных обязательств на проектирование комплексной системой безопасности не выделены. Направлено письмо от 10.06.2020 о выделении лимитов бюджетных обязательств на мероприятия по устройству асфальтированной (бетонированной) площадки для установки средств принудительной остановки транспортных средств, текущему ремонту досмотровой эстакады, дорожного покрытия, лимиты бюджетных обязательств до настоящего времени не доведены. Письмом от 04.02.2020 направлен запрос о выделении лимитов бюджетных обязательств на осуществление государственной охраны на пункте пропуска ДАПП Верхний Ульхун, лимиты бюджетных обязательств до настоящего времени не выделены.
Таким образом, в ходе проведенной Читинской транспортной прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации в части обустройства ДАПП Верхний Ульхун установлены нарушения законодательства, которые зафиксированы в комиссионном акте проверки от 10 сентября 2020 года и информации, предоставленной Читинским филиалом ФГКУ «Росгранстрой».
В материалы дела представлены письма Читинского филиала ФГКУ Росгранстрой, направленные в ФГКУ Росгранстрой, о выделении лимитов бюджетных обязательств на выполнение проектных работ на установку охранных, пожарных систем, систем контроля доступа и видеонаблюдения, на текущий ремонт объектов ДААП Верхний Ульхун.
Как следует из акта технического состояния, утвержденного директором Читинского филиала ФГКУ Росгранстрой от 2020 года (без указания даты и месяца), в ходе осмотра дороги и прилегающей к ней территории ДАПП Верхний Ульхун выявлено, что на дорожном покрытии имеются частные продольные и косые трещины, пробоины, имеются разрушения дорожного покрытия, местами вообще отсутствует покрытие, в местах расположения СПО «Гарпун» основание асфальтобетонного покрытия местами разрушено, требуется устройство бетонного основания покрытия усиленного арматурной сеткой, которое будет являться покрытием проезда и основанием для установки СПО «Гарпун».
Из описи работ и локального сметного расчета, утвержденных директором Читинского филиала ФГКУ Росгранстрой от 2020 года (без указания даты и месяца), следует, что требуется текущий ремонт дороги с асфальтовым покрытием (в местах размещения СПО «Гарпун»).
В протоколе №6/2020 очередного заседания Координационного совета автомобильного грузопассажирского постоянного двустороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации Верхний Ульхун от 16 ноября 2020 года указано на отсутствие на ДАПП Верхний Ульхун выделенной пешеходной дорожки, досмотровой площадки, о необходимости решения вопроса по охране пункта пропуска, о необходимости обеспечения системой принудительной остановки транспортных средств типа «Прокат», установке знаков дорожного движения, также указано о том, что в настоящее время проводится работа по согласованию оборудования пункта пропуска системами принудительной остановки транспортных средств типа «Покат», Читинским филиалом ФГКУ Росгранстрой сформирована потребность и расчеты необходимых дорожных знаков, ряд вопросов могут быть решены только в рамках реконструкции (строительства), техническое обеспечение ДАПП Верхний Ульхун не позволяет в полном объеме осуществлять мероприятия по соблюдению требований режима физическими и юридическими лицами.
Доказательств, свидетельствующих о выполнении нормативных предписаний, установленных вышеприведенными Постановлениями Правительства Российской Федерации и невозможности своевременного устранения нарушений Общих типовых требований к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через внешнюю границу государств - членов Таможенного союза, как и доказательств того, что эти нарушения не могут привести к неблагоприятным последствиям для Российской Федерации, и не нарушают права и свободы неопределенного круга лиц в нарушение ч.1 ст. 62 КАС РФ административными ответчиками суду не представлено.
Доводы представителя административного ответчика ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в судебном заседании о наличии на пункте пропуска ограждения и обозначения границы пункта пропуска с помощью знака «Check point», не нашли своего подтверждения в судебном заседании, надлежащих доказательств об этом суду не представлено, а представленные суду фотоснимки таковыми не являются, поскольку не содержат сведений с достоверностью подтверждающих наличие именно на пункте пропуска ДАПП Верхний Ульхун ограждения и знака «Пункт пропуска», суду не представлены соответствующие акты (комплексные, комиссионные) о наличии на пункте пропуска ДАПП Верхний Ульхун ограждения и обозначения границы пункта пропуска на местности соответствующим знаком, к тому же один из представленных фотоснимков датирован 6 июля 2017 года, то есть, был сделан до комиссионной проверки, которой были установлены нарушения, указанные в административном исковом заявлении. В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.
Наличие в пункте пропуска ДАПП Верхний Ульхун системы принудительной остановки автомобильного транспорта «Гарпун», о чем указала представитель административного ответчика ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в судебном заседании, не освобождает административного ответчика от обязанности установить данную систему перед въездом в пункт пропуска и обеспечить ее функционирование. Доказательств установки названной системы перед въездом в пункт пропуска Верхний Ульхун суду не представлено. При этом, как следует из представленных в материалы дела информации Читинского филиала ФГКУ Рогранстрой от 26.11.2020, акта технического состояния, описи работ и локального сметного расчета средства принудительной остановки транспортных средств не установлены, для установки системы принудительной остановки транспортных средств и ее функционирования на пункте пропуска Верхний Ульхун необходимо устройство асфальтированной (бетонированной) площадки, что подтверждает доводы административного истца и его требования об установке перед въездом в пункт пропуска системы принудительной остановки автомобильного транспорта.
Вопреки доводам представителя административного ответчика обязательное наличие на пункте пропуска стационарного металлоискателя предусмотрено п.12.4 главы 2 Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных приказом ФТС России от 31.10.2008 года № 1349, при этом наличие на пункте пропуска портативных металлодетекторов не исключает обязанность административного ответчика по оснащению пункта пропуска стационарным металлодетектором, поскольку исходя из положений п.12.4 указанных Типовых требований портативные металлодетекторы используются наряду со стационарным металлодетектором и не являются его альтернативой.
Об этом же свидетельствует представленный суду представителем административного ответчика ФГКУ Росгранстрой в судебном заседании перечень оборудования для осуществления таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ, подлежащего передаче в оперативное управление, направленный ФТС России Министерству транспорта РФ 15 марта 2019 года, предусматривающий наличие и портативного металлоискателя и стационарного металлоискателя в пунктах пропуска через государственную границу РФ.
Ссылка представителя административного ответчика на п.3.3.5 Устава ФГКУ Росгранстрой в данном случае несостоятельна, поскольку в п.3.3.5 Устава ФГКУ Росгранстрой указано о цели деятельности ФГКУ Росгранстрой в пунктах пропуска через Государственную границу РФ при международных пассажирских перевозках железнодорожным транспортом, а как следует из паспорта пункта пропуска Верхний Ульхун, данный пункт пропуска относится к автомобильному виду международного сообщения.
Представленный суду представителем административного ответчика перечень оборудования, указанный выше, не подтверждает доводы представителя административного ответчика об отсутствие обязанности административного ответчика по установке стационарного металлоискателя на пункте пропуска Верхний Ульхун, а напротив, опровергает его доводы, поскольку предусматривает обязательное наличие стационарного металлоискателя на пункте пропуска через государственную границу РФ и передачи его в оперативное управление таможенного органа.
Решая вопрос о надлежащем ответчике, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 1 ст.296 ГК РФ установлено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.09.2008 №1308-р в целях обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством и реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации, а также осуществление федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации создано федеральное государственное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы».
Распоряжением Министерства транспорта РФ №СА-78-р от 23.06.2016 утвержден Устав ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы».
Пунктом 1.5 Раздела 1 «Общие положения» Устава ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» установлено, что Дирекция является федеральным государственным казенным учреждением, обеспечивающим выполнение функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, оборудованием, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и вне пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации при международных пассажирских перевозках железнодорожным транспортом, для обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации, а также осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации.
В силу положений пункта 3.1 Устава ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» предметом деятельности Дирекции является организация проектирования, строительства, реконструкции, оборудования, эксплуатации и технического оснащения зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Учитывая положения указанных нормативных правовых актов, функции по проектированию, строительству и реконструкции, эксплуатации и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, и обустройству мест пересечения государственной границы Российской Федерации возложены именно на ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», поэтому суд приходит к выводу, что именно на данном административном ответчике лежит обязанность по оборудованию и оснащению пункт пропуска ДАПП Верхний Ульхун в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов.
На основании изложенного с учетом установленных судом обстоятельств, суд приходит к выводу, что со стороны административного ответчика ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» имеет место бездействие.
Бездействием ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» нарушаются обязательные требования, предъявляемые к оборудованию и техническому оснащению территории пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, что приводит к необеспечению необходимых условий для организации государственного контроля, осуществляемого в пункте пропуска, и, как следствие к нарушению интересов Российской Федерации и безопасности Российской Федерации.
Таким образом, системное толкование приведенных норм права в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела и установлением судом незаконности оспариваемого бездействия, позволяют суду сделать вывод о необходимости возложения обязанности устранить допущенные нарушения на ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы».
В удовлетворении исковых требований к Министерству транспорта РФ о привлечении Министерства как распорядителя бюджетных средств к субсидиарной ответственности следует отказать, так как данное требование не соответствует положениям Бюджетного Кодекса РФ.
Учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание характер работ и необходимость значительных денежных затрат, суд полагает возможным определить срок исполнения решения в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Читинского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» и Министерству транспорта Российской Федерации о признании бездействия незаконным и возложении обязанности удовлетворить частично.
Признать бездействие Федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» по оборудованию и оснащению пункта пропуска ДАПП Верхний Ульхун в соответствии с Общими типовыми требованиями, предъявляемыми к оборудованию и техническому оснащению территории пункта пропуска через государственную границу РФ, незаконным, обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать пункт пропуска ДАПП Верхний Ульхун ограждением, системой видеонаблюдения и видеофиксации, обозначить границы пункта пропуска на местности, установить перед въездом в пункт пропуска систему принудительной остановки автомобильного транспорта и стационарный металлоискатель; осуществить ремонт асфальтового покрытия полосы, по которой осуществляется движение автотранспортных средств и граждан, нанести дорожную разметку, отвечающую требованиям безопасности пешеходов и режима пункта пропуска.
В иске к Министерству транспорта Российской Федерации отказать.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Кыринский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.И. Курсинова
Мотивированное решение составлено 31мая 2021 года.