ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-101/2022 от 08.02.2022 Усольского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

Усольский городской суд Иркутской области в составе судьи Норкиной М.В., при секретаре судебного заседания Ф.И.О2, с участием представителя административного истца Ф.И.О3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (данные изъяты) по административному исковому заявлению Ф.И.О1 к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> о признании незаконными бездействия государственного органа,

установил:

В обоснование административных исковых требований указано, что на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГФ.И.О1 является собственником индивидуального жилого дома с кадастровым номером (данные изъяты), назначение: жилое, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером (данные изъяты), площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий жилой дом на одну семью), собственность Российской Федерации, принадлежал продавцу на праве аренды: договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности (данные изъяты), выдан ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации (данные изъяты), дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с договором о передаче прав и обязанностей (уступки) по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГФ.И.О1 является арендатором указанного участка. ДД.ММ.ГГГГ (вх. (данные изъяты)-ж) Ф.И.О1 обратился в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> (далее - МТУ Росимущества) с заявлением о предоставлении в собственность посредством осуществления выкупа земельного участка с кадастровым номером (данные изъяты) в целях эксплуатации принадлежащего ему объекта недвижимого имущества (индивидуального жилого дома) с кадастровым номером (данные изъяты). Письмами от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ на электронный адрес административного истца: <данные изъяты> МТУ Росимущество были направлены промежуточные ответы о направлении запроса в Росимущество о даче разъяснений по вопросу продажи федеральных земельных участков в частную собственность, расположенных в <адрес>, в рамках рассмотрения поставленного в обращении административного истца вопроса. Письмом (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ МТУ Росимущества фактически отказал административному истцу в предоставлении в собственность путем выкупа земельного участка с кадастровым номером (данные изъяты), сославшись на письмо Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ(данные изъяты) «О курортах федерального значения <адрес>», Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 № 591 -р, принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 № 1470 «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей», федеральными законами «Об особо охраняемых природных территориях» и «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», а также на п. 5 ст. 27 п. 6 ст. 39.16 и абз. 2 п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ. Считает отказ государственного органа Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> в предоставлении в собственность земельного участка, выраженный в письме (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ, не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы. В настоящее время в свободном доступе отсутствуют данные о том, что находящийся в аренде земельный участок отнесен к категории земель особо охраняемых природных территорий, как и отсутствуют документы об изъятии этого земельного участка из хозяйственного оборота, либо ограничения его в обороте. Таким образом, отказ в предоставлении в собственность путем выкупа земельного участка с кадастровым номером (данные изъяты), выраженный в Письме (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ МТУ Росимущества не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы. Просил признать незаконным выраженный в Письме (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ отказ Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> в предоставлении в собственность путем выкупа земельного участка с кадастровым номером (данные изъяты)Ф.И.О1 и обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> устранить нарушение прав и законных интересов взыскателя Ф.И.О1 путем рассмотрения заявления о предоставлении в собственность путем выкупа земельного участка с кадастровым номером (данные изъяты) в соответствии с нормами действующего Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании представитель административного истца Ф.И.О3, действующий на основании доверенности (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11), административные исковые требования поддержал в полном объёме.

Административный истец Ф.И.О1 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д. 60).

Представитель административного ответчика Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>Ф.И.О4, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, диплома о высшем образовании (л.д. 80, 78-79), в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, направила письменные возражения, согласно которым просит отказать в удовлетворении иска (л.д. 75-76).

Представитель заинтересованного лица Федерального агентства по управлению государственным имуществом, в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом.

Исследовав материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод

Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что Ф.И.О1 является собственником индивидуального жилого дома с кадастровым номером (данные изъяты), площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-17), а также выпиской из ЕГРН (л.д. 20-23).

Указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером (данные изъяты), площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий жилой дом на одну семью), собственность Российской Федерации, принадлежал продавцу на праве аренды земельного участка по договору (данные изъяты), сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24-27).

Согласно договору о передаче прав и обязанностей (уступки) по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГФ.И.О1 в настоящее время является арендатором указанного участка (л.д. 18-19).

Частью 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В силу пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 6 пункта 2 данной статьи. Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Земельным кодексом Российской Федерации установлено, что не может быть предметом аукциона находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам (подпункт 8 пункта 8 статьи 39.11).

Приведенные законоположения направлены на реализацию основополагающего принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты, следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 указанного кодекса).

При таких обстоятельствах с учетом того, что на испрашиваемом земельном участке расположен принадлежащий административному истцу на праве собственности объект недвижимости, Ф.И.О1 имеет право на приобретение арендуемого земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.

Как следует из материалов дела, Ф.И.О1 обратился в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> (далее - МТУ Росимущества) с заявлением о предоставлении в собственность посредством осуществления выкупа земельного участка с кадастровым номером (данные изъяты) в целях эксплуатации принадлежащего ему объекта недвижимого имущества (индивидуального жилого дома) с кадастровым номером (данные изъяты).

Письмами от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ на электронный адрес административного истца <данные изъяты> МТУ Росимущество были направлены ответы о направлении запроса в Росимущество о даче разъяснений по вопросу продажи федеральных земельных участков в частную собственность, расположенных в <адрес>, в рамках рассмотрения поставленного в обращении административного истца вопроса (л.д. 28-29, 30).

Письмом (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ МТУ Росимущества отказал административному истцу в предоставлении в собственность путем выкупа земельного участка с кадастровым номером (данные изъяты) со ссылкой на письмо Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ(данные изъяты) «О курортах федерального значения <адрес>», Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 № 591-р, принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 № 1470 «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей», федеральными законами «Об особо охраняемых природных территориях» и «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», а также на п. 5 ст. 27 п. 6 ст. 39.16 и абз. 2 п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ (л.д. 33-36).

Земельный кодекс Российской Федерации определяет порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предусматривая общий принцип недопустимости отказа в выкупе, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Согласно пункту 6 статьи 39.16 и абзацу второму пункта 2 статьи 27 ЗК РФ изъятый из оборота или ограниченный в обороте земельный участок не предоставляется в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В пункте 5 статьи 27 ЗК РФ содержится перечень ограниченных в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, к которым относятся участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 той же статьи.

В соответствии с положениями подпункта 1 пункта 2 статьи 94 ЗК РФ, пункта «ж» части 1 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», действовавшими в редакции до вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 406-ФЗ), к землям особо охраняемых природных территорий относились земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ, вступившим в силу 30 декабря 2013 года, из состава земель особо охраняемых природных территорий исключены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, в связи с чем они перестали быть ограниченными в обороте.

Согласно статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ в Федеральный закон от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» внесены изменения, а именно с 30 декабря 2013 года лечебно-оздоровительные местности и курорты относятся соответственно к особо охраняемым объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите (преамбула), а ранее относились к особо охраняемым природным объектам и особо охраняемым природным территориям (абзац четвертый статьи 1).

Приведенные законоположения, свидетельствуют о том, что после вступления в силу Закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ курорты утратили статус особо охраняемых природных территорий, земли которых ограничены в обороте.

В связи с этим после принятия данного закона на курорты не распространяется запрет на приватизацию, установленный для земель особо охраняемых природных территорий пунктом 8 статьи 28 Закона № 178-ФЗ и пунктом 1 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, правовой режим, установленный для особо охраняемых природных территорий и предусматривающий ограничение оборота (приватизацию) таких земель, с 30 декабря 2013 года не распространяется на земельные участки, расположенные в границах земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1996 года № 591 -р, утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей, согласно которому курортные и рекреационные зоны в границах округов санитарной охраны курорта Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение. Распоряжением Правительства РФ от 21 апреля 2011 года № 685-р указанное распоряжение признано утратившим силу.

Следовательно, статья 27 Земельного кодекса РФ не устанавливает ограничение оборота в отношении земельных участков, расположенных в границах второй и третей зоны санитарной (горно-санитарной) охраны.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество с характеристиками индивидуально-определенной вещи. При этом, без проведения процедуры вынесения на местность установленных границ округа горно-санитарной охраны и входящих в него зон горно-санитарной охраны невозможно поставить указанные зоны на государственный кадастровый учет, поскольку для земельных участков характеристиками, позволяющими определить их в качестве индивидуально-определенной вещи, являются их границы (с вынесением на местность) и площадь.

Доказательств того, что находящийся в аренде у административно истца земельный участок отнесен к категории земель особо охраняемых природных территорий, как и доказательств об изъятии этого земельного участка из хозяйственного оборота, либо ограничения его в обороте, стороной административного ответчика не представлено.

Ссылка административного ответчика на письмо Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ(данные изъяты) является неуместной, поскольку данное письмо не носит характера нормативного акта. Ссылка на Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 № 591-р также несостоятельна, ввиду признания утратившим силу этого распоряжения распоряжением Правительства РФ от 21 апреля 2011 года № 685-р. Указ Президента Российской Федерации от 06.07.1994 № 1470 не относит конкретные природные ресурсы к федеральным природным ресурсам, не устанавливает границы особо охраняемых природных территорий.

В соответствии с частью 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Из материалов дела следует, что административный истец Ф.И.О1 использует земельный участок согласно его целевому назначению, вносит арендную плату, а отказ Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> в предоставлении в собственность путем выкупа земельного участка с кадастровым номером 23:49:0420001:1282 нарушает его законные интересы и создает препятствия к осуществлению прав на приобретение участка.

Довод административного ответчика о том, что в силу части 3 статьи 10 Закона № 406-ФЗ лечебно-оздоровительные местности и курорты, созданные до вступления этого закона в силу, сохраняют статус особо охраняемых природных территорий и остаются ограниченными в обороте, ошибочен ввиду неправильного толкования норм материального права.

Указанная норма не определяет статус ранее созданных особо охраняемых природных территорий, а констатирует сохранение границ, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу упомянутого Закона, в отношении особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, созданных до 30 декабря 2013 года и продолжающих быть таковыми после этой даты.

Иное толкование приведенной нормы невозможно, поскольку статьей 6 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, в частности, в пункт 2 статьи 94, содержащий перечень земель, относящихся к землям особо охраняемых территорий, в который включались особо охраняемые природные территории, в том числе лечебно-оздоровительные местности и курорты (подпункт 1), а именно исключены слова «в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов».

Соответствующие изменения внесены статьей 2 названного закона в Федеральный закон от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

Так, с 30 декабря 2013 года лечебно-оздоровительные местности и курорты относятся соответственно к особо охраняемым объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите (преамбула), а ранее относились к особо охраняемым природным объектам и особо охраняемым природным территориям (абзац четвертый статьи 1).

Приведенные законоположения свидетельствуют о том, что после вступления в силу Закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ курорты утратили статус особо охраняемых природных территорий, земли которых ограничены в обороте. Соответственно, отказ Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> в предоставлении истцу спорного земельного участка в собственность путем выкупа не соответствует требованиям законодательства. Более того, представителем административного истца представлена публичная кадастровая карта, из которой следует, что спорный земельный участок расположен вблизи иных земельных участков, которые предоставлены в частную собственность гражданам (л.д.91-99).

На основании изложенного, с учетом указанных обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административные исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным выраженный в письме (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ отказ Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> в предоставлении в собственность путем выкупа земельного участка с кадастровым номером (данные изъяты)Ф.И.О1.

Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> устранить нарушение прав и законных интересов Ф.И.О1 путем рассмотрения заявления о предоставлении в собственность путем выкупа земельного участка с кадастровым номером (данные изъяты) в соответствии с нормами действующего Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усольский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья М.В. Норкина