ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10201/19 от 05.11.2019 Вологодского городского суда (Вологодская область)

Дело № 2а-10201/2019

УИД 35RS0010-01-2019-013498-55

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Вологда 05 ноября 2019 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Леоновой И.М.,

с участием:

- представителя административного истца по доверенности ФИО1,

- представителя административного ответчика по доверенности ФИО2,

при секретаре Стариковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Администрации города Вологды о признании незаконным отказа в выдаче согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков,

установил:

ФИО3 обратилась в суд с иском к Администрации города Вологды о признании незаконным отказа в выдаче согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков. Требования мотивированы тем, что согласно Правил землепользования и застройки г. Вологды от 26.06.2009 с последующими изменениями от 24.01.2019, испрашиваемый земельный участок находится в зоне индивидуальной жилой застройки. До недавнего времени на месте ул. Евковской была деревня Евковка с индивидуальными жилыми домами и огородами. Испрашиваемые 2 кв.м. были частью огорода совместного с земельным участком ФИО3 В настоящее время по ул. Евковской построены только индивидуальные и малоэтажные жилые дома. Испрашиваемый земельный участок по своему местоположению не может быть присоединен ни к какому другому земельному участку, как и образован самостоятельно ввиду незначительного размера, соответственно не сможет быть вовлечен в хозяйственный оборот другими лицами. На испрашиваемом земельном участке проходят коммуникации к индивидуальному жилому дому, принадлежащему ФИО3, а именно: канализация, водопровод. По настоящее время ФИО3 ухаживает за земельным участком: убирает мусор, окашивает. Непрямолинейную конфигурацию границ испрашиваемого земельного участка нельзя квалифицировать как изломанность границ в контексте статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку исходя из смысла земельного и кадастрового законодательства, изломанность границ земельного надела – это специфическое место расположения поворотных точек границ, вызванное объективными условиями рельефа и почвы.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит признать незаконным отказ Департамента градостроительства Администрации города Вологды в выдаче согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков, изложенных в письме от 17.09.2019 .

В судебное заседание ФИО3 не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ее представитель по доверенности ФИО1 административные исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель Администрации города Вологды по доверенности ФИО2 возражала относительно удовлетворения исковых требований по доводам и основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

По смыслу части 1 статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий (бездействия) и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

Совокупности таких обстоятельств из материалов дела не усматривается.

Как следует из материалов дела, ФИО3 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым по адресу: <адрес>, площадью 600 +/-5 кв.м.

27.08.2019 ФИО3 обратилась в Департамент градостроительства Администрации города Вологды с заявлением о перераспределении земельного участка, находящегося в собственности и земель государственная собственность на которые не разграничена, в котором просила утвердить схему расположения границ земельного участка площадью 817 кв.м. путем перераспределения земельного участка с кадастровым площадью 600 кв.м., находящегося в частной собственности ФИО3 и земель, государственная собственность не разграничена в границах кадастрового квартала .

Распоряжением Департамента градостроительства Администрации города Вологды от 17.09.2019 ФИО3 было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в границах кадастрового квартала площадью 817 кв.м. и в заключении соглашения о перераспределении указанного земельного участка и земель, государственная собственность на которые не разграничена, поскольку в соответствии с генеральным планом городского округа применительно к территории города Вологды, утвержденным решением Вологодской городской Думы от 29.12.2014 , испрашиваемый земельный участок расположен в зоне среднеэтажной застройки многоквартирными жилыми домами, не предусмотренной для размещения индивидуальных жилых домов, а также образование земельного участка приводит к изломанности границ.

Не согласившись с указанным распоряжением, ФИО3 обратилась в суд с настоящим иском.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу положений пунктов 2, 3 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.

Статьей 39.29 ЗК РФ установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Одним из оснований отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, предусмотренных подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ, является наличие оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

В силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 6 статьи 11.9 ЗК РФ).

Реализуя предоставленные законом полномочия по распоряжению земельными участками, органы местного самоуправления обязаны соблюдать основные принципы градостроительной деятельности, в том числе принцип обеспечения устойчивого развития территорий.

В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Решением Вологодской городской Думы от 29 декабря 2014 года утвержден документ территориального планирования - генеральный план городского округа применительно к территории города Вологды (далее - генеральный план).

Генеральный план является основополагающим документом территориального планирования, определяющим основные направления развития территории городского округа. Следовательно, земельные участки должны предоставляться с учетом требований указанного документа.

Действующим генеральным планом города Вологды определены функциональные зоны, определяющие сведения о видах, назначении и наименовании планируемых для размещения на их территории объектов.

Испрашиваемый земельный участок согласно генеральному плану города Вологды находится в зоне среднеэтажной застройки многоквартирными жилыми домами.

Зона среднеэтажной застройки многоквартирными жилыми домами не предусматривает индивидуальную жилую застройку, что исключает возможность предоставления испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Кроме того, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории образование испрашиваемого земельного участка приводит к изломанности его границ.

При таких обстоятельствах отказ Департамента градостроительства Администрации города Вологда в перераспределении земельных участков является законным.

Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования ФИО3 оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья И.М. Леонова

Мотивированное решение изготовлено 11 ноября 2019 года.