Дело №2а-10204/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22 сентября 2016 года г. Набережные Челны
Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Фазилова Ф.К.,
при секретаре Сапиной В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) к прокуратуре города Набережные Челны о признании незаконным представления заместителя прокурора города Набережные Челны об устранении нарушений пенсионного законодательства от ... г. №...,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) (далее административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением к прокуратуре города Набережные Челны (далее административный ответчик) о признании незаконным представления заместителя прокурора города Набережные Челны об устранении нарушений пенсионного законодательства от ....... В обоснование иска указано, что поводом для внесения представления прокурора г. Набережные Челны послужил отказ административного истца в назначении ФИО1 ежемесячной выплаты в связи с осуществлением опеки над ребенком-инвалидом на возмездной основе. Административный истец полагает, что при этом в его действиях никаких нарушений действующего пенсионного законодательства не допущено, поскольку согласно распоряжению главы администрации Вахитовского и Приволжского районов г. Казани от ......р ФИО1 назначена опекуном несовершеннолетней ФИО2 с вознаграждением, а так же составлен договор от ...... о передаче ребенка на воспитание в приемную семью. Договором предусмотрено, что приемный родитель ФИО1 получает вознаграждение за труд по воспитанию. В соответствии с Указом Президента РФ от ...... ежемесячные выплаты устанавливаются неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом. Поэтому по мнению административного истца ФИО1, заключившая возмездный договор об опеке и попечительстве относится к категории работающих лиц и приняв на себя обязательства по оказанию услуги по воспитанию приемного ребенка за вознаграждение теряет право на получение ежемесячной компенсационной выплаты по уходу за нетрудоспособными лицами. В связи с чем, было принято решение об отказе ФИО1 в установлении ежемесячной компенсационной выплаты. В настоящее время Постановлением отдела опеки и попечительства при исполкоме г. Набережные Челны от ...... договор с ФИО1 от ... расторгнут и заключен договор ФИО5 После чего ФИО1... вновь обратилась к административному истцу с заявлением о назначении ежемесячной выплаты. Решением Управления ПФР от ...... ей назначена выплата с ....
В судебном заседании представитель административного истца Кривенький В.И. административное исковое заявление поддержал, просил удовлетворить по мотивам, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика прокурор Яфизова Д.Д. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска. Суду пояснила, что представлением заместителя прокурора г. Набережные Челны Республики Татарстан об устранении нарушений пенсионного законодательства подлежат восстановлению нарушенные права и охраняемые законом интересы ФИО1 в части отказа в назначении меры социальной поддержки – ежемесячной выплаты в размере 5 500 рублей. ФИО1 на возмездной основе на основании договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью с ... по ... осуществляла функции приемного родителя на основании договора. В ходе проверки заявления ФИО1 установлено, что решением административного истца ей отказано в назначении ежемесячной выплаты в связи с осуществлением опеки над ребенком-инвалидом ФИО2 на возмездной основе. Договор от ... о передаче ребенка на воспитание в приемную семью был расторгнут. На основании повторного заявления ФИО1 назначена ежемесячная выплата с ... В соответствии с Указом Президента РФ ... от ... в целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан с ... установлены ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства 1 группы. ФИО1 является трудоспособным неработающим гражданином, имеет на иждивении ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, оснований для отказа в назначении меры социальной поддержки ежемесячной выплаты в размере 5 500 рублей не имелось.
Заинтересованное лицо ФИО1 суду пояснила, что у нее педагогическое образование, она работала. У нее на воспитании имеется трое своих детей. Она решила взять на воспитание еще одного ребенка девочку шести лет. С ней был заключен договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, на возмездной основе. Отдел опеки платил ей по данному договору 5000 рублей, поскольку она имеет педагогическое образование. Ребенок оказался инвалидом. ... она обратилась в Управление ПФР с заявлением о назначении ежемесячной выплаты, предоставила все документы. Однако ей отказали в выплате ежемесячной выплаты в связи с тем, что она заключила возмездный договор об опеке и попечительстве, получает вознаграждение за труд по воспитанию ребенка и относится к категории работающих лиц. Тогда она обратилась в Центр занятости ... чтобы встать на учет, где ей отказали потому что она воспитывает ребенка-инвалида и является неработающей. Она не знала, что делать, поскольку в Управлении ПФР ей сказали, что она считается работающей и выплата ей не положена, а в Центре занятости ей сказали, что она является неработающей т.к. воспитывает ребенка-инвалида и тогда она расторгла возмездный договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, оформив данный договор на мужа, который получает по данному договору всего 3 000 рублей, поскольку он не имеет педагогического образования. После чего Управление ПФР стало выплачивать ей ежемесячную выплату в сумме 5 500 рублей перечислением на карту ребенка. Самостоятельно потратить данную выплату на ребенка она не может, так как необходимо ежемесячно писать заявление в Отдел опеки о снятии денег с карты ребенка. Поддерживает прокурора, в удовлетворении административного иска просит отказать.
Суд, выслушав представителя административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.
Согласно части 2 статьи 152 Семейного кодекса Российской Федерации к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24.04.2008 N48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а так же средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а так же меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента РФ от 26.02.2013 N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" от 26.02.2013 г. в целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан с 1 января 2013 г. установлены ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы (далее - ежемесячные выплаты):
а) родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) - в размере 5500 рублей;
б) другим лицам - в размере 1200 рублей.
В соответствии с пунктом 4 Указа ежемесячные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого ребенка-инвалида или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним.
В соответствии с пунктом 9 Указа рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации учитывать, что установление ежемесячных выплат не должно повлечь за собой уменьшение объема и снижение уровня мер социальной помощи и поддержки, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что ... заместитель прокурора г. Набережные Челны вынес представление об устранении нарушений пенсионного законодательства ....
Согласно распоряжению об установлении опеки с вознаграждением ФИО2 назначены опекунами ФИО5 и ФИО1, которой назначено ежемесячное денежное пособие на содержание подопечной ФИО2
Согласно договору ... от ... ребенок передан на воспитание в приемную семью на возмездной основе.
Согласно заявлению ФИО1, осуществляющая уход за ребенком–инвалидом (инвалидом с детства 1 группы) обратилась ГУ «Управление ПФ РФ в г. Набережные Челны РТ» о назначении ежемесячной выплаты.
Согласно решению ГУ «Управление ПФ РФ в ... РТ» (межрайонного) ... от ...ФИО1 отказано в установлении ежемесячной компенсационной выплаты на ребенка-инвалида в связи с тем, что опекун, заключивший возмездный договор об опеке и попечительстве, относится к категории работающих граждан.
Согласно постановлению от ... отдела опеки и попечительства при исполнительном комитете муниципального образования города Набережные Челны договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью от ...... с ФИО1 расторгнут и заключен договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью с ФИО5
Прокурор г. Набережные Челны, после обращения ФИО1, по итогам проведенной проверки вынес в адрес административного истца представление об устранении нарушений пенсионного законодательства ... от ...
Таким образом, анализируя вышеуказанные нормы закона и исходя из фактических материалов дела суд не усматривает каких-либо оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Доводы административного истца о том, что возмездный договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью фактически является трудовым договором, а опекун, заключивший возмездный договор об опеке и попечительстве, относится к категории работающих лиц и в связи, с чем ФИО1 является работающим лицом объективно документами не подтверждены.
Само по себе заключение договора ... от ... о передаче ребенка на воспитание в приемную семью на возмездной основе ФИО1 не является трудовым договором, поскольку правовые последствия после заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью отличаются от правовых последствий, после заключения трудового договора. В соответствии с требованиями трудового законодательства РФ заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.
Вознаграждение приемным родителям является мерой социальной поддержки лицам, осуществляющим воспитание приемных детей, в связи с чем, осуществление обязанностей приемного родителя на возмездной основе на основании заключенного договора о приемной семье, по мнению суда нельзя считать выполнением оплачиваемой работы, предусмотренной статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации.
Указ Президента РФ от 26.02.2013 N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" от 26.02.2013 г. был принят в целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан с 1 января 2013 г. установлены ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы: а) родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) - в размере 5500 рублей; б) другим лицам - в размере 1200 рублей.
ФИО1 в полном объеме добросовестно осуществляла функции приемного родителя на основании договора и при этом получала повышенное денежное содержание по договору .... После расторжения договора от ... на основании ее повторного заявления административный истец заключил возмездный договор с ФИО5, не ... назначил ежемесячную выплату с ... При этом в нарушение пункта 9 Указа Президента РФ от ... N 175 административный истец не учел рекомендацию, содержащуюся в Указе, о том, что установление ежемесячной выплаты ФИО1 в результате повлекло за собой уменьшение объема и снижение уровня мер социальной помощи и поддержки, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Представление прокурора г. Набережные челны об устранении нарушений пенсионного законодательства ... от ... вынесено в рамках полномочий прокурора г. Набережные Челны по осуществлению надзора за исполнением закона и является законным и исполнимым; изложенное в нем требование об устранении нарушения является нормативно обоснованным и не нарушает права и законные интересы, как административного истца, так и ФИО1, которой административный истец отказал в установлении ежемесячной компенсационной выплаты в связи с тем, что опекун, заключивший возмездный договор об опеке и попечительстве, относится к категории работающих граждан.
В установленный законом срок представление прокурора г. Набережные Челны административным истцом по существу не рассмотрено, меры по нему не приняты и ответ не дан.
На основании изложенного, руководствуясь, статьями 218-227 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) к прокуратуре города Набережные Челны о признании незаконным представления заместителя прокурора города Набережные Челны об устранении нарушений пенсионного законодательства от ....... – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: /подпись/.
Копия верна.
Судья: Фазилов Ф.К.
Решение суда вступило в законную силу «___» _______________ 2016 года.
Судья: Фазилов Ф.К.
Секретарь: