Дело № 2а-10207/2021
Решение
именем Российской Федерации
г. Якутск 26 октября 2021 г.
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Смирниковой В.Г., при секретаре Банщиковой М.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мыколаенко Леонида Евгеньевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) о признании решения незаконным,
установил:
Мыколаенко Л.Е. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) о признании решения незаконным.
В обоснование иска указано, что административный истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) с заявлением о государственной регистрации права долевой собственности на земельный участок под объектом недвижимого имущества – квартиры по адресу: ____. Уведомлением от ____ 2021г. Мыколаенко Л.Е. отказано в государственной регистрации права. Данное решение административный истец считает незаконным, нарушающим его права, т.к. как собственник квартиры в многоквартирном доме он имеет право на земельный участок под ним. Просит признать отказ от ____ 2021г. незаконным, обязать административного ответчика устранить допущенное нарушение прав административного истца путем регистрации права общей долевой собственности на земельный участок.
В судебном заседании законный представитель административного истца Мыколаенко Е.Н. административный иск поддержал, пояснив, что у административного ответчика не было правовых оснований для отказа в регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, т.к. как собственник квартиры в многоквартирном доме он имеет право на земельный участок под ним.
В судебном заседании представитель административного ответчика Платонов Л.В. по доверенности с административным иском не согласился, просил отказать в его удовлетворении, поскольку спорный объект не является многоквартирным домом, а потому основания для регистрации права долевой собственности на земельный участок отсутствуют.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, Мыколаенко Е.Н. (как законный представитель Мыколаенко Л.Е.) обратился с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ____
На данном земельном участке также находится спорный объект по адресу: ____ что сторонами не оспаривается, а потому в силу ст. 65 КАС РФ не подлежит доказыванию.
Уведомлением № от ____ 2021г. Мыколаенко Е.Н. отказано в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ____
Основанием отказа явилось то, что многоквартирный дом не введен в эксплуатацию.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с ч. 5 ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
В соответствии с ч. 4 ст. 16 указанного Федерального закона формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
В силу ч.3 ст. 16 Жилищного кодекса РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Положения ч. 6 ст. 16 указанного Федерального закона, предусматривающие, что многоквартирные дома и иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав таких домов, построенные или реконструированные после введения в действие ЖК РФ, принимаются приемочной комиссией только при установлении размеров и границ земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома, не исключают необходимости формирования земельного участка уполномоченными органами в целях обслуживания и эксплуатации многоквартирного дома.
Следовательно, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, бесплатно переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента формирования такого земельного участка в целях обслуживания и эксплуатации этого дома и проведения кадастрового учета.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 июня 2014 года N 543-ст утвержден и введен в действие "ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", пункт 3.21 которого определяет многоквартирный дом как оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющий надземную и подземную части, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения, помещения общего пользования, не являющиеся частями квартир, иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам, и жилые помещения, предназначенные для постоянного проживания двух и более семей, имеющие самостоятельные выходы к помещениям общего пользования в таком доме (за исключением сблокированных зданий); в состав многоквартирного дома входят встроенные и (или) пристроенные нежилые помещения, а также придомовая территория (земельный участок).
Данный объект по адресу: ____ не введен в эксплуатацию, что сторонами не оспаривается, а потому в силу ст. 65 КАС РФ не подлежит доказыванию.
Из толкования указанных норм следует, что право общей долевой собственности на земельный участок может быть зарегистрировано только под многоквартирным домом.
Спорный объект недвижимости в понятии указанном выше не является многоквартирным домом, т.к. он не введен в эксплуатацию, не отвечает требованиям многоквартирного дома.
Доводы законного представителя административного истца о том, что за истцом зарегистрировано право собственности на квартиру, а потому он имеет право на земельный участок под многоквартирным домом, несостоятельны, поскольку основаны на неправильном толковании норм права.
Из свидетельства о государственной регистрации права следует, что за Мыколаенко Е.Н. зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства (из пояснений представителя истца следует, что в последующем он подарил объект сыну, что ответчиком не оспаривается), а не на квартиру в многоквартирном доме.
Таким образом, у административного ответчика были правовые основания для отказа в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок под спорный объект, т.к. он не является многоквартирным домом.
Кроме того, данный отказ не нарушает прав административного истца, т.к. после введения дома в эксплуатацию он вправе оформить право общей долевой собственности на земельный участок под ним в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
При совокупности указанных обстоятельств суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь 175-177 КАС РФ,
решил:
В удовлетворении административного иска Мыколаенко Леонида Евгеньевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) о признании решения незаконным, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.Г. Смирникова
___