Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
председательствующего судьи Фокеевой Е.В.,
при секретаре Саловой М.Н.,
с участием представителя административного истца Замятиной Н.А.,
представителя административных ответчиков Меренковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-1020/2016 по административному исковому заявлению Роговой Т. В. к Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара об оспаривании действий Департамента управления имуществом г.о. Самара,
У С Т А Н О В И Л:
Первоначально Рогова Т.В. обратилась в суд к Департаменту управления имуществом г.о. Самара с административным иском о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность за выкуп.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация г.о. Самара.
В обоснование заявленных требований указала на то, что она обратилась в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью <данные изъяты>., с кадастровым номером №, расположенного о адресу: <адрес>, поскольку в соответствии со ст. 39,20 ЗК РФ она имеет исключительное право на предоставление в собственность указанного земельного участка в связи с расположением на нем объектов капитального строительства: индивидуального гаража, кадастровым номером №, и капитального хозяйственного строения, с кадастровым номером №, принадлежащих ей на праве собственности.
Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал ей в предоставлении земельного участка в собственность по тем основаниям, что на указанные объекты капитального строительства определением Куйбышевского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ наложен запрет по регистрации сделок с имуществом.
Ограничение наложено судом в рамках гражданского дела по долговым обязательствам с физическим лицом. Однако данное обстоятельство не является основанием к отказу в предоставлении земельного участка в собственность за выкуп. При приобретении права собственности на испрашиваемый земельный участок права собственности на строения сохраняется за истицей в том виде, в каком они существуют до настоящего времени. В связи с этим права третьих лиц при предоставлении ей в собственность земельного участка не нарушаются.
Земельное законодательство (ст. 39.16) и Административный регламент Министерства строительства Самарской области по предоставлению государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов не содержат такого основания к отказу в предоставлении земельного участка в собственность за выкуп, как наличие обременения на строения на земельном участке.
Ссылаясь на то, что отказ Департамента нарушает права и законные интересы, истица, уточнив исковые требования в ходе рассмотрения дела, просила суд признать незаконной приостановку Департамента управления имуществом г.о. Самара в предоставлении ей в собственность за выкуп земельного участка площадью <данные изъяты>, с кадастровым номером №, расположенного о адресу: <адрес>, кадастровым номером №, и обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара возобновить рассмотрение заявления. К администрации г.о. Самара самостоятельных требований не заявлено.
Представитель административного истца Роговой Т.В. по доверенности Замятина Н.А. в судебном заседании уточнённые требования поддержала, по изложенным в иске основаниям, просила требования удовлетворить в полном объёме.
Представитель административных ответчиков Администрации г.о. Самара и Департамента управления имуществом г.о. Самара по доверенности Меренкова Е.В. в судебном заседании административный иск не признала, просила в его удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что решение о предоставлении земельного участка в собственность за выкуп принимает Администрация г.о. Самара, а Департамент готовит документы. В данном случае Роговой Т.В не было отказано в предоставлении земельного участка и Департамент не приостановил работу по её заявлению, а лишь отложил его рассмотрение до предоставления истицей документов, свидетельствующих о снятии ограничений с объектов недвижимого имущества, находящихся на испрашиваемом земельном участке, письмо носит информационный характер, в котором разъяснено, что после снятия ограничений, рассмотрение заявления будет продолжено. Просила в удовлетворении требований отказать.
Выслушав стороны, изучив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 62. КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В соответствии с ч.1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Статьей 39.16 ЗК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Судом в ходе рассмотрения дела установлено, что Рогова Т.В. является собственником индивидуального гаража, площадью <данные изъяты>., кадастровым номером №, и капитального хозяйственного строения, площадью <данные изъяты>., с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
ДД.ММ.ГГГГРогова Т.В. обратилась в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара с заявлением о предоставлении ей в собственность за выкуп земельного участка площадью <данные изъяты> кадастровым номером №, расположенного о адресу: <адрес>, разрешенное использование: фактически занимаемый складами и производственными помещениями с прилегающей территорией, на котором расположены принадлежащие ей гараж и хозяйственное строение.
ДД.ММ.ГГГГг. заявление Роговой Т.В. направлено в Департамент управления имуществом го. Самара для рассмотрения в соответствии с компетенцией, установленной Постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара».
В письме от ДД.ММ.ГГГГ№ Департаментом управления имуществом г.о. Самара Роговой Т.В. сообщено, что в соответствии с выписками из ЕГРП, поступившими в Департамент в рамках межведомственного взаимодействия ДД.ММ.ГГГГ., в отношении индивидуального гаража с кадастровым номером №, и капитального хозяйственного строения, с кадастровым номером №, на основании определения Куйбышевского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ. имеется ограничение (обременение) прав - запрещение сделок с имуществом, запрет Роговой Т.В. совершать сделки и действия по распоряжению и отчуждению (продажа, дарение, залог и т.д.). Принимая во внимание изложенное, рассмотрение вопроса о предоставлении испрашиваемого земельного участка в настоящее время не представляется возможным.
Определением Куйбышевского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ., вынесенным по гражданскому делу по иску Р.Н.П. к Роговой Т.В. о взыскании долга по договору займа, применены меры по обеспечению иска, Роговой Т.В. запрещено совершать сделки и действия по распоряжению и отчуждению нежилых зданий (продажа, дарение, залог т т.д.), расположенных по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>., площадью <данные изъяты>., площадью <данные изъяты>., принадлежащих ей на праве собственности.
Решением Куйбышевского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ. с Роговой Т.В. в пользу Р.Н.П. взыскана сумма долга по договору займа и проценты в размере <данные изъяты>, судебные расходы в сумме <данные изъяты>, а всего <данные изъяты>
Судом установлено, что постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Куйбышевского района г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство в отношении Роговой Т.В. о взыскании с неё в пользу Р.Н.П.<данные изъяты> окончено, исполнительный лист возвращен в суд, в связи с чем, обеспечительные меры, наложенные судом, могут быть отменены.
Приказом министерства строительства Самарской области от 30.06.2015 N 262-п утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов", который определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при предоставлении государственной услуги.
Подпунктом 2 пункта Административного регламента установлен срок рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, не превышающий 30 дней со дня получения заявления о предоставлении земельного участка.
Основанием для приостановления рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка является лишь то обстоятельство, что на рассмотрении уполномоченного органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает.
Между тем, такого основания для приостановления рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, как наличие обременений или ограничений на объекты недвижимости, находящиеся на испрашиваемом земельном участке, Административным регламентом не предусмотрено.
Доводы представителя ответчика о том, что оспариваемое административным истцом письмо носит информационный характер и, по сути, не является приостановкой рассмотрения её заявления, несостоятельны, поскольку судом установлено, что в настоящее время работа по заявлению Роговой Т.В. не ведется, сам текст письма свидетельствует об этом.
Таким образом, судом установлено, что в нарушение требований Административного регламента Департаментом управления имуществом приостановлено рассмотрение заявления Роговой Т.В. о предоставлении в собственность земельного участка за выкуп, в связи с чем, данные действия являются незаконными, поэтому административные исковые требования Роговой Т.В. подлежат удовлетворению, Департамент управления имуществом обязан возобновить рассмотрение указанного заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Роговой Т. В. удовлетворить.
Признать незаконными действия Департамента управления имуществом г.о. Самара по приостановке рассмотрения заявления Роговой Т. В. о предоставлении за выкуп земельного участка, площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровым номером №, и обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара возобновить рассмотрение указанного заявления.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течение месяца с момента составления решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме составлено 25 апреля 2016г.
Председательствующий: Е.В. Фокеева.