ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1021/2021 от 11.08.2021 Привокзального районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 августа 2021 года город Тула

Привокзальный районный суд г.Тулы в составе:

председательствующего Кулешова А.В.,

при секретаре Шевчук М.С.,

с участием

административных истцов Потрехалкиной Е.А., Потрехалкина А.И., Елькиной Е.В., Матинян Г.Р., Михайлова С.А., Киреева С.В., представителя административного истца Морозовой И.В. по доверенности Осташева В.В.,

представителя административного ответчика Администрации г.Тулы по доверенности Богма А.Е.,

представителя МУ «УКС г. Тулы» по доверенности Шевченко Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1021/2021 по административному исковому заявлению Черепановой Елены Александровны, Морозовой Ирины Валерьевны, Потрехалкиной Евгении Александровны, Потрехалкина Александра Ивановича, Елькиной Елены Вячеславовны, Матинян Гоар Рубеновны, Михайлова Сергея Александровича, Садова Алексея Геннадьевича, Киреева Сергея Викторовича к Администрации города Тулы о признании незаконным бездействия администрации города Тулы в обеспечении земельных участков объектами инфраструктуры, обязании обеспечения земельных участков объектами инфраструктуры,

установил:

Черепанова Е.А., Морозова И.В., Потрехалкина Е.А., Потрехалкин А.И., Елькина Е.В., Матинян Г.Р., Михайлов С.А., Садов А.Г., Киреев С.В. обратились в суд с иском к Администрации города Тулы о признании незаконным бездействия администрации города Тулы в обеспечении земельных участков объектами инфраструктуры, обязании обеспечения земельных участков объектами инфраструктуры, по следующим основаниям.

Административным истцам во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» и в соответствии с Законом Тульской области от 21.12.2011 № 1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей» в качестве меры социальной поддержки для индивидуального жилищного строительства в период с дата по дата год были выделены земельные участки: Черепановой Елене Александровне с кадастровым ; Морозовой Ирине Валерьевне с кадастровым ; Потрехалкиной Евгении Александровне, Потрехалкину Александру Ивановичу с кадастровым ; Елькиной Елене Вячеславовне с кадастровым ; Матинян Гоар Рубеновне с кадастровым ; Михайлову Сергею Александровичу с кадастровым ; Садову Алексею Геннадьевичу с кадастровым ; Кирееву Сергею Викторовичу с кадастровым . Обязанность публичного органа по обеспечению земельных участков административных истцов необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, не выполнена. В период с дата года администрация полностью бездействовала, поскольку проводились работы по планировке территории жилого района, который включал в себя первоначально район многоквартирных домов, школу, детские сады, магазины. В последствии, указанные объекты были из планировки исключены, но многодетные семьи соглашались на получение земельных участков в рамках социальной программы, именно с учетом первоначальных планов застройки, инфраструктуры и доступности школ, детских садов, магазинов и обеспечения не только электро-снабжения, но и газо- и водоснабжения населения, водоотведения, а также транспортной доступности. За оспариваемый административными истцами период административный ответчик не только исключил из планов застройки указанные элементы инфраструктуры, но и не обеспечил участки многодетных семей газо- и водоснабжением, водоотведением, а также транспортной доступностью. От наличия инфраструктуры, под которой понимается, в том числе, отсутствующее, за столь длительный период, газо- и водоснабжения населения, водоотведение, а также транспортная доступность и иные вопросы в сфере дорожной деятельности по обеспечению подъезда к земельным участкам, зависит реальная возможность строительства, а также пользования возведенными и возводимыми многодетными семьями на земельных участках жилыми домами. План мероприятий, который разрабатывался администрацией города Тулы по результатам различных согласований, в том числе, с участием представителей инициативной группы от многодетных семей, предусматривал для обеспечения инфраструктурой площадки земельных участков для многодетных граждан в северной части Зареченского района города Тулы, и окончание всех работ по строительству инфраструктуры вплоть до дата года. При этом, вопрос по обеспечению возможности централизованного водоотведения не разрешался и не разрешается за все время оспаривания бездействия, доказательства того, что не имеется технической возможности централизованного водоотведения не предоставлены, и вопрос с альтернативными источниками инфраструктуры носит временный характер. С момента предоставления земельных участков многодетным семьям, с дата года, до момента обращения в суд, административным ответчиком не были предприняты своевременные меры по газоснабжению, что повлекло повышение цены контракта до 180 млн. рублей, а срок реализации контракта на газоснабжение, был запланирован до дата года; не проведены вообще работы по водоснабжению не имеется подъездных дорог даже в щебененой засыпке к земельным участкам; нет возможности использования муниципального транспорта в связи с недостаточной шириной проезжей части, и маршрута муниципального транспорта к северной части Зареченского района г. Тулы не имеется, что лишает многодетные семьи возможности проживания в строящихся и уже построенных домах; планирование и работы по постройке сетей водоотведения до настоящего времени не проводились, несмотря на то, что такая техническая возможность имеется и обратное административным ответчиком не доказано. Доводы административного ответчика об отсутствии бездействия в связи с реализацией временных мер по обеспечению многодетных семей альтернативными возможностями водоотведения и теплоснабжения, полагали неосновательными, поскольку выделенные земельные участки должны были быть обеспечены инфраструктурой в соответствии с благоустройством соответствующим городу Туле. Доводы административного ответчика, в той части, что имеются иные площадки с земельными участками, выделенными многодетным семьям и недостаточность финансирования, полагал неосновательными, ответчиком не представлены доказательства того, что администрация города Тулы своевременно, т.е. до дата года, реализовывала возможность по обращению в высший исполнительный орган государственной власти Тульской области, для возможного участия Тульской области в решении задач по социальной поддержке многодетных семей. Реальная возможность пользования вновь возведенными жилыми объектами у административных истцов отсутствует, за столь длительный период административным ответчиком обеспечены в отношении земельных участков многодетных семей вопросы полностью только в сфере электро- снабжения; в части водо- снабжения построено только 5.5 км сетей водоснабжения в дата годах; выполнены работы по частичной организации по устройству дорог щебнем общей протяженностью 5,4 км, что, по его мнению явно недостаточно. Все это свидетельствует о бездействия со стороны административного ответчика. В период с дата года административные истцы неоднократно обращались в Администрацию города Тулы и должностным лицам Администрации города Тулы, для решения вопросов об обеспечении предоставленных в собственность земельных участков инженерной инфраструктурой, позволяющей использовать земельные участки по целевому назначению для индивидуального жилищного строительства, которые относятся к перечню вопросов местного значения городских округов. До настоящего времени вопросы об обеспечении предоставленных в собственность земельных участков инженерной инфраструктурой, позволяющей использовать земельные участки по целевому назначению для индивидуального жилищного строительства не разрешены, чем нарушены права, свободы и законные интересы каждого административного истца, в административном иске указано на то, что с момента выделения и передачи в собственность земельных участков в качестве меры социальной поддержки прошло восемь лет, обязанность публичного органа по обеспечению каждого земельного участка необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность пользования вновь возведенным жилым объектом, не выполнена. Истцы просили признать незаконным бездействия Администрации Муниципального образования город Тула в обеспечении земельных участков, расположенных в северной части Зареченского района города Тулы объектами инфраструктуры – водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, автомобильной дорогой местного значения; возложить на Администрацию Муниципального образования город Тула подвести к земельным участкам истцов объекты инфраструктуры – водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, автомобильную дорогу местного значения в течение 1-го года с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании административные истцы Потрехалкина Е.А., Потрехалкин А.И., Елькина Е.В., Матинян Г.Р., Михайлов С.А., Киреев С.В. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме.

В судебное заседание административный истец Черепанова Е.А. не явилась, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело в своё отсутствие, иск поддержала в полном объеме.

В судебное заседание административный истец Морозова И.В. не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в своё отсутствие.

Представитель административного истца Морозовой И.В. по доверенности Осташев В.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, дополнительно пояснив, что Муниципальные служащие при исполнении должностных обязанностей должны соблюдать Конституцию, Федеральные конституционные законы и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, т.е. обязаны соблюдать права, законные интересы человека и гражданина. Ранее неоднократно говорилось, что имеется позиция высших судебных инстанций о том, что обеспечение многодетных семей является обязанностью органов муниципальной власти. Указ Президента №600 говорит о том, что органы местного самоуправления обязаны выделять участки многодетным семьям уже с инфраструктурой, либо проработать вопрос о возможности их обеспечения инфраструктурой. Согласно определению Конституционного суда РФ №2516-О, на момент предоставления земельного участка инфраструктура уже должна быть, либо предоставлена в течении разумного срока после такого предоставления. В отношении понятия «разумность сроков» нет конкретики в законодательстве, но согласно позиции судов, срок 8 лет превышает все возможные элементы разумности. Отсутствие финансирования, по мнению судебных органов, не является основанием для невыполнения обязанности органов власти, потому что бюджет - это единая система, согласно бюджетному кодексу РФ, и в случае когда действие совершается, то должны были предприниматься шаги администрацией о изыскании средств. При изучении документов в данном деле не было ни одного документа, который доказывал бы то, что со стороны органов власти предпринимались такие шаги по поиску бюджета, возможности финансирования. За 8 лет не проведено той работы, которую можно назвать действием по обеспечению многодетных семей возможностью подъезда, газификации, водоснабжения, водоотведения. Что касается альтернативных источников, то альтернатива это возможность выбора из нескольких вариантов, при приобретении участков никто не рассматривал такого варианта, что не будет центрального отопления, водоотведения, а будут некие альтернативные варианты. Кроме того, газгольдер заполняется за свой счет. Я считаю, что со стороны администрации отсутствуют признаки действия, как юридического термина, а присутствует только бездействие, проводить совещания можно много раз, заключать контракты тоже. 8 лет - это не разумный срок и отсутствие финансирования не является основанием для невыполнения своей обязанности.

В судебное заседание административный истец Садов А.Г. не явился о времени и месте рассмотрения дела уведомлялся надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

Представитель административного ответчика Администрации г.Тулы по доверенности Богма А.Е. в судебном заседании исковые требования не признал по следующим основаниям.

Законоположения, прямо отсылающие к отраслевому законодательству, предполагают лишь определенную степень участия городских округов в реализации соответствующих публичных задач и не ограничивают органы местного самоуправления в определении оптимальных вариантов их решения, в частности с учетом существующих финансовых возможностей муниципального образования. Поскольку же земельные участки предоставляются для индивидуального жилищного строительства, подлежит учету нормативное регулирование застройки территорий городских и сельских поселений, которое должно осуществляться в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и основанными на его положениях актами территориального планирования, а также документами градостроительного зонирования - правилами землепользования и застройки, включающими в себя градостроительные регламенты (пункт 3 части 2 статьи 30 данного Кодекса).В пункте 23 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ дано определение программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа, согласно которому под такой программой понимаются документы, устанавливающие перечни мероприятий по строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения. Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления городского округа на основании утвержденных в установленном порядке генерального плана городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов. При этом, планом мероприятий по обеспечению инфраструктурой площадки для многодетных семей в северной части Зареченского района города Тулы от дата года предусмотрено, что завершение работ по строительству инженерной инфраструктуры в дата году. При обязании органа местного самоуправления совершить действия, вытекающие из его полномочий, должен обеспечиваться баланс между интересами защищаемых лиц и компетенцией органа местного самоуправления. При этом не должна ущемляться самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, требования должны быть направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности, таким образом, чтобы не повлечь за собой вмешательство в их компетенцию в области муниципального управления. В дата году разработана и утверждена документация по планировке территории жилого района, расположенного в северной части Зареченского района города Тулы (постановление администрации города Тулы от 11.07.2012 № 1879). В дата году выполнены инженерно-геодезические изыскания на разработку проекта планировки и проекта межевания по объекту: «Внеплощадочные сети застройки «Жилой район, расположенный в северной части Зареченского района города Тулы» в т.ч. ПИР. Затраты бюджета в дата году составили 19 561 500,00 руб. В дата году с целью корректировки документации по планировке территории жилого района, расположенного в северной части Зареченского района города Тулы, утвержденной постановлением администрации города Тулы от 11.07.2012 № 1879, в части исключения на территории многоквартирного жилищного строительства и включения индивидуального жилищного строительства, принято постановление администрации города Тулы от 21.03.2014 №758 «О подготовке проектов внесения изменений в документацию по планировке территории жилого района, расположенного в северной части Зареченского района города Тулы». Учитывая протокол и итоги (рекомендации) публичных слушаний по проектам внесения изменений в документацию по планировке территории жилого района, расположенного в Северной части Зареченского района города Тулы, проведенных Тульской городской Думой 29.12.2014, постановлением администрации города Тулы от 29.12.2014 №4999 утверждены проекты внесения изменений в документацию по панировке территории жилого района, расположенного в северной части Зареченского района города Тулы. С целью обеспечения северной части Зареченского района города Тулы внеплощадочными сетями инфраструктуры было принято постановление администрации города Тулы от 01.12.2014 № 3895 «О подготовке документации по планировке территории внеплощадочных сетей застройки «Жилой район, расположенный в северной части Зареченского района города Тулы». Указанные проекты были разработаны и утверждены постановлением администрации города Тулы от 09.07.2015 №3686 «Об утверждении документации по планировке территории внеплощадочных сетей застройки «Жилой район, расположенный в северной части Зареченского района г. Тулы». В дата годах для электроснабжения застройки северной части Зареченского район, администрацией города Тулы в рамках договора технологического присоединения проложены наружные сети электроснабжения, установлена и подключена трансформаторная подстанция, а также было осуществлено поэтапное подключение к сетям электроснабжения по договорам технологического присоединения. Администрация города Тулы на территории муниципального образования город Тула правительством Тульской области сформировано 7 площадок для предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, а именно начиная с дата года было сформировано: 64 участка на площадке в <адрес>; 425 участков на площадке в северной <адрес>; 783 участков на площадке в селе <адрес>; 182 участка на площадке в селе <адрес>; 38 участков на площадке по <адрес>; 312 участков на площадке в деревне <адрес>; 209 участков на площадке в селе <адрес>. При этом, вышеуказанные земельные участки при их образовании не были обеспечены объектами инженерной инфраструктуры. В связи с этим, Законом Тульской области от 21.12.2011 № 1708-ЗТО на орган местного самоуправления муниципального образования город Тула была возложена обязанность по обеспечению вышеуказанных земельных участков объектами инженерной инфраструктуры. Обеспечение вышеуказанных земельных участков инженерной инфраструктурой связано со значительными финансовыми затратами и временными затратами (разработка проектно-сметной документации и проведение строительно-монтажных работ) на проведение данных работ. После того как были спроектированы внеплощадочные сети газоснабжения администрация города Тулы обратилась в сетевые организации (ООО «Газпром Трансгаз Москва», АО «Тулагоргаз») с просьбой рассмотреть вопрос технической возможности газоснабжения северной части Зареченского района города Тулы. Однако в дата годах от указанных сетевых организаций были получены отказы в газоснабжении в связи с достижением Рождественской ГРС проектных нагрузок в осенне-зимний период эксплуатации и невозможностью присоединения новых потребителей с любым расходом к сетям, питающимся от данной ГРС. В связи с этим, в том числе в рамках совещания дата, до сведения представителей инициативных групп многодетных семей было доведено, что на тех площадках, где отсутствует техническая возможность централизованного газоснабжения (ГРС достигли проектных нагрузок) и водоотведения будут реализованы альтернативные варианты обеспечения участков газо- и теплоснабжением, горячим водоснабжением, водоотведением. В рамках совещания, проводимого в администрации города Тулы дата с участием представителей инициативных групп многодетных семей, представителями площадки, расположенной в северной части Зареченского района, принято решение, что приоритетным направлением для их площадки является обеспечение её централизованным водоснабжением. Кроме того, представители многодетных семей были проинформированы, что порядок предоставления автономных источников водоотведения и газоснабжения будет рассмотрен после принятия изменений в Закон Тульской области от 21.12.2011 № 1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей» (далее по тексту - Закон № 1708-ЗТО). В последующем в рамках проводимых совещаний дата, дата, дата были проработаны вопросы, касающиеся проведения работ по водоснабжению, автономному газоснабжению и водоотведению, устройству дорог в щебне на площадках, выделенным многодетным семьям. В дата году Законом Тульской области от 26.02.2018 № 14-ЗТО «О внесении изменения в Закон Тульской области «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей» в абзац четвертый части 3 статьи 3 Закона № 1708-ЗТО было внесено изменение, согласно которому органу местного самоуправления была предоставлена возможность по определению порядка обеспечения земельных участков, сформированных для индивидуального жилищного строительства, объектами инженерной инфраструктуры. В соответствии с разделом 11 Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула, утвержденных решением Тульской городской Думы от 31.01.2018 № 47/1156, при отсутствии централизованного водоотведения объекта допускается использование децентрализованных систем водоотведения (выгребных ям, септиков, локальных очистных сооружений). В рамках предоставленных полномочий администрацией города Тулы было принято постановление от 29.05.2018 № 1886, которым было утверждено Положение о предоставлении индивидуальных источников ресурсоснабжения гражданам, имеющим трех и более детей. В соответствии с указанным Положением, процедура предоставления индивидуальных источников ресурсоснабжения (септиков, газгольдеров, электрокотлов) носит заявительный характер. В связи с этим, на основании поданных заявлений за период с дата по дата год гражданам, получившим земельные участки на площадке «Северное Заречье», было предоставлено 20 источников ресурсоснабжения, а именно: 11 септиков, 4 газгольдера, 1 твердотопливный резервуар и 4 электрических котла. Кроме того, в настоящее время между МУ «УКС города Тулы» и АО «Тулагоргаз» прорабатывается вопрос по обеспечению северной части Зареченского района централизованным газоснабжением (у АО «Тулагоргаз» появилась возможность подключения северной части Зареченского района к существующим ГРС). Подготовлен проект договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения по реализации первого этапа газификации вышеуказанного объекта на сумму 180 447,022 тыс. рублей. В связи с высокой стоимостью строительно-монтажных работ и финансовыми возможностями бюджета необходимо выделение бюджетных ассигнований в размере вышеуказанной суммы для заключения договора технологического присоединения. Срок проведения работ по договору - ориентировочно в течение двух лет с момента заключения. Таким образом, при выделении бюджетных ассигнований в дата году обеспечение площадки северного Заречья централизованным газоснабжением возможно до дата года. Относительно обеспечения транспортной инфраструктурой северной части Зареченского района города Тулы в дата году в рамках исполнения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия на объектах улично-дорожной сети в муниципальном образовании город Тула от дата проводились работы по ремонту дорожного покрытия и устройству в щебне подъездных дорог к строящимся объектам на территории севернее п. Октябрьский, Зареченского территориального округа, (территория бывшей северной части) Зареченского района г. Тулы в МО г. Тула. При этом, управление по транспорту и дорожному хозяйству не согласилось в добровольном порядке принять работы по ремонту дорог в северной части Зареченского района города Тулы. В связи с чем, определением Арбитражного суда Тульской области от дата года по делу на управление по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы была возложена обязанность по оплате ООО «КС-Строй» вышеуказанных работ в размере 5 390 887,53 рублей. В дата годах в рамках исполнения муниципальных контрактов на выполнение работ по обустройству дорог щебнем в муниципальном образовании город Тула от дата и от дата проводились работы по обустройству дорог щебнем на территории севернее п. Октябрьский, Зареченского территориального округа, (территория бывшей северной части) Зареченского района г. Тулы в МО г. Тула. Таким образом, в общей сложности за период с дата по дата год были выполнены работы по устройству 5,4 км. дорог щебнем в «Северном Заречье» на следующих улицах: <адрес> общей протяженностью 930 м., <адрес> общей протяженностью 1740 м., <адрес> общей протяженностью 950 м., <адрес> общей протяженностью 1200 м., 4-го <адрес> общей протяженностью 268 м., участок дороги от <адрес> до <адрес> общей протяженностью 267 м. В дата году планировался ремонт дорожного покрытия по <адрес> и <адрес>, включая устройство водоотведения. Стоимость выполнения работ составила 9 524 317 рублей. Однако, в дата году сократилось поступление денежных средств в муниципальный бюджет, из-за сложившейся ситуации с пандемией. В связи с этим, в настоящее время обустройство и ремонт дорог на площадке северного Заречья осуществляется в рамках предоставляемых бюджетных ассигнований, а также с учетом обустройства тех участков, на которых произведено устройство коммуникаций. Управление по транспорту и дорожному хозяйству обращалась за выделением денежных средств на развитие транспортной инфраструктуры и в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области. Однако, министерство отказало управлению в предоставление запрашиваемых денежных средств. Исходя из этого, возможный и планируемый срок проведения работ до 2026 года. В целях обеспечения площадки северной части Зареченского района водоснабжением проведено проектирование перемычки между водоводом d=900 в районе въездных ворот станции «Медвенка» и водоводом Обидимского водозабора в районе ул. Горельская, проведен аукцион на инженерные изыскания. Победитель аукциона, ООО «Спецгеологоразведка», выполнил вышеуказанные работы. Также проведен аукцион на разработку проектной и рабочей документации по проектированию данной перемычки, победитель аукциона ООО «Комстройпроект». После выполнения проектной и рабочей документации администрацией города Тулы проведены мероприятия по включению мероприятий по строительству перемычки в рамках совместного проекта Международного банка реконструкции и развития и Минрегиона РФ «Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в РФ». Работы завершены в дата году. Кроме того, в дата году были проведены проектно-изыскательские работы по внутриплощадочным сетям водоснабжения, которые выполнены за счет средств бюджета города Тулы. Было запланировано строительство 19,4 км сетей водоснабжения. Проведены мероприятия по выделению средств из бюджета города на выполнение строительно-монтажных работ по данным сетям. В дата годах за счет средств бюджета города Тулы выполнены строительно-монтажные работы по прокладке порядка 5,5 км сетей водоснабжения.В дата году проведены мероприятия по приемке построенных сетей водоснабжения (5,5 км) и пуску воды в построенную сеть. МУ «УКС г. Тулы» выдает собственникам земельных участков, расположенных в Северной части Зареченского района, разрешения на подключение к муниципальной сети. На основании указанных разрешений и предоставлении требуемого пакета документов АО «Тулагорводоканал» выдает технические условия на подключение жилого дома и заключает договора на технологическое присоединение с собственником участка. В связи с этим, в настоящее время уже обеспечена техническая возможность подключения к сети водоснабжения следующим собственникам земельных участков: Михайлова С.А. К№ . Садова А.Г. К№ ; Киреева С.В. К№ . В целях продолжения строительства сетей водоснабжения на площадке в Северной части Зареченского района в бюджете на дата и плановые дата г. г. в рамках муниципальной программы муниципального образования город Тула «Развитие градостроительной деятельности на территории муниципального образования город Тула» предусмотрены бюджетные ассигнования на строительство водопровода: в дата году - 36 349,6 тыс. руб.; в 2022году - 21 446,2 тыс. руб.; в 2023 году - 27 756,7 тыс. руб. В дальнейшем планируется обеспечить техническую возможность подключения к сети водоснабжения следующим собственникам земельных участков: Черепановой Е.А. К№ в 6 очередь в дата году; Морозовой И.В. № - 4 очередь в дата году; Потрехалкиной Е.А. К№ - 5 очередь в дата году; Елькиной Е.В. К№ - 4 очередь в дата году; Матинян Г.Р. К№ ) - 4 очередь в дата. Обеспечение площадки северного Заречья централизованным водоснабжением возможно в разумный срок до 2024 года.Учитывая объем и сложность работ по обеспечению инфраструктурой северной части Зареченского района с технической точки зрения и с учетом действующих строительных норм возможно только в разумные и обоснованные сроки, а именно до дата года.Затраты бюджета города Тулы на развитие инфраструктуры в северной части Зареченского района составили: в дата годах - 25 702 029,78, а также 5 390 887,53 на ремонт и устройство дорожного покрытия в северной части Зареченского района города Тулы; в дата году - 7 499 979,56 руб., а также 445 866,41 руб. на обустройство дорог щебнем; в дата году - 22 920 835,90 руб., а также 5 434 352,31 руб. на обустройство дорог щебнем; в дата году - 760 037,60 руб.В настоящее время для обеспечения только площадки северной части Зареченского района ориентировочно потребуется не менее 1-го миллиарда рублей. Указанная сумма является огромной и неподъемной для бюджета муниципального образования город Тула, дефицит которого в 2021 году составляет порядка 1 миллиарда рублей. На настоящий момент проведен аукцион по отбору подрядной организации на выполнение работ по строительству сети водоснабжения на площадке «Северное Заречье». Победителем аукциона стало ООО «ВЕРЕСК» (ИНН 6230083676). В связи с чем с победителем аукциона проводится процедура по заключению 3-х летнего муниципального контракта на строительство порядка 13,3 км сетей водоснабжения на площадке «Северное Заречье». В администрации города Тулы находятся на рассмотрении 3 заявления от многодетных граждан, имеющих земельные участки на площадке «Северное Заречье», для предоставления 4 индивидуальных источников ресурсоснабжения (3 электрокотлов, 1 септика). Работы по поставке и установке электрокотлов запланированы на август - сентябрь, септика - ноябрь текущего года. дата между МКУ «Центр организации дорожно-транспортной деятельности города Тулы» (учреждение, подведомственное управлению по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы) с ООО «ЮконСтройКомплект» был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия щебнем в Северной части Зареченского района по ул. Благодатная и ул. Плодородная в муниципальном образовании г. Тула. Работы завершены на 95%. Таким образом, у администрации города Тулы отсутствует бездействие, так как начиная с 2012 года администрацией города Тулы осуществляются оптимальные варианты решения вопросов, связанных с обеспечением инфраструктурой земельных участков, расположенных как в северной части Зареченского района, так и на других площадках, с учетом существующих финансовых возможностей муниципального образования и исходных данных выделяемых земельных участков (территория расположения земельных участков, изначальная обеспеченность земельных участков объектами инфраструктуры и т.п.). Реализация мероприятий, направленных на обеспечение площадок инфраструктурой, проводилась администрацией города Тулы начиная с 2012 года поэтапно и равномерно, а также с учетом информации о приоритетных направлениях развития площадок, получаемой от представителей инициативных групп всех 7-ми площадок. Исходя из этого, администрация города Тулы считает, что административными истцами не приведено достаточных оснований, свидетельствующих о нарушении их прав бездействием органа местного самоуправления, так как администрацией города Тулы осуществляются мероприятия по комплексному обеспечению инфраструктурой не только территории северной части Зареченского района, но и земельных участков, выделенных многодетным семьям на других 6-ти площадок.

Представитель МУ «УКС г. Тулы» по доверенности Шевченко Д.Н. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям.

дата в соответствии с требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заключен Контракт на выполнение строительно-монтажных работ по водоснабжению объекта «Внеплощадочные сети застройки «Жилой район, расположенный в северной части Зареченского района г. Тулы». В настоящее время разработан проект договора с АО «Тулагоргаз», однако в бюджете города отсутствуют средства в требуемом объеме для заключения данного договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства - жилых домов, расположенных в северной части Зареченского района города Тулы к сети газораспределения. Заключение данного договора возможно после выделения бюджетных ассигнований. На сегодняшний день, техническая возможность обеспечения площадки, расположенной в северной части Зареченского района города Тулы, централизованной канализацией отсутствует. Проектирование и строительство локальных очистных сооружений не представляется возможным из-за отсутствия участка расположения проектируемых локальных очистных сооружений с обеспечением нормативной санитарной зоны. Ориентировочная стоимость оборудования и строительства подобных локальных очистных сооружений канализации превышает 300 миллионов рублей, таким образом, в связи с дефицитом муниципальных средств устройство водоотведения на участках возможно путем размещения на территории индивидуальных участков септиков с 100% очисткой сточных вод. В соответствии с Правилами благоустройства территории муниципального образования город Тула, утвержденных решением Тульской городской Думы от 31.01.2018 № 47/1156, при отсутствии централизованного водоотведения объекта допускается использование децентрализованных систем водоотведения (выгребных ям, септиков, локальных очистных сооружений).В целях обеспечения участков водоотведением и газо-теплоснабжением многодетных граждан администрацией города Тулы разработано «Положение о предоставлении индивидуальных источников ресурсоснабжения гражданам, имеющим трех и более детей», предполагающее предоставление альтернативных источников водоотведения (септики), газо- и теплоснабжения (газгольдеры, твердотопливные котлы, электрокотлы, дизельные емкости) многодетным гражданам, получившим земельные участки в соответствии с Законом Тульской области от 21.12.2011 № 1708-ЗТО. Данная процедура носит заявительный характер и осуществляется управлением по городскому хозяйству администрации города Тулы (по мере поступления обращения от собственника земельного участка после строительства и оформления правоустанавливающих документов на жилой дом).Таким образом, МУ «УКС» проводит работу по обеспечению инженерной инфраструктурой земельного участка, расположенного в Северной части Зареченского района города Тулы, предоставленного многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства и отрицает факт бездействия.

В судебное заседание Управление по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы, своего представителя не направило, представило отзыв в соответствии которым Управление считает заявленные требования незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Из содержания административного искового заявления в части, касающейся полномочий Управления, следует, что основанием иска является бездействие администрации города Тулы в части непринятия мер по обеспечению земельных участков, принадлежащих истцам, в частности, автомобильной дорогой местного значения, а предметом – возложении обязанности на администрацию города Тула обеспечить земельные участки указанной дорогой. Как следует из подп. 3, 10 п. 2 ст. 53 Устава муниципального образования город Тула (принят местным референдумом 09.02.1997, зарег. в Отделе ГУ Минюста России по Центральному федеральному округу в Тульской области 29.05.2008 № RU713260002008001) администрация муниципального образования город Тула наделяется следующими полномочиями: разрабатывает проект бюджета муниципального образования, обеспечивает исполнение бюджета муниципального образования, готовит отчет об исполнений бюджета муниципального образования; осуществляет дорожную деятельность к отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечивает безопасность дорожного движения на них, включая создание обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, организацию дорожного движения, а также иные полномочия "в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Решением Тульской городской Думы от 23.11.2016 № 31/795 создано управление по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы. В соответствии с Положением «Об управлении по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы» управление по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы (далее - управление) является муниципальным казенным учреждением, отраслевым (функциональным) органом администрации города Тулы, проводящим политику в области транспорта и дорожного хозяйства, мероприятий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам (п. 1.1). Управление обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, круглую печать, штамп и соответствующие бланки со своим наименованием с изображением герба города Тулы, лицевые счета в органах, осуществляющих исполнение бюджета, наделяется муниципальным имуществом на праве оперативного управления (п. 1.3). Управление решает в т.ч. следующие задачи: обеспечение доступности транспортных услуг и повышение качества транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования город Тула; организация регулярных 11еревозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам; разработка и реализация муниципальных программ развития автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта в городе Туле; формирование маршрутной сети городского пассажирского транспорта путем установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных ^перевозок; осуществление оперативного управления подведомственными муниципальными учреждениями; взаимодействие с перевозчиками всех форм собственности, осуществляющими перевозку пассажиров по муниципальным маршрутам в; границах муниципального образования город Тула; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город Тула и обеспечение безопасности дорожного движения на них. включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), организация дорожного движения п.2.1).

Иные задачи, в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Тульской области и муниципальными правовыми актами муниципального образования город Тула отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в сфере создания условий для предоставления транспортных услуг населению, организации транспортного обслуживания населения, осуществления дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения в границах муниципального образования 1|ород Тула, организации дорожного движения (п.2.1). Для реализации указанных задач управление в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет в т.ч. следующие функции и полномочия: разработка и реализация программы комплексного развития системы транспортной инфраструктуры муниципального образования город Тула; участие в подготовке технических заданий по разработке организациями транспортного комплекса инвестиционных программ: по развитию систем транспортной инфраструктуры (п.3.1). Деятельность управления осуществляется в соответствии с утвержденными планами работы администрации города Тулы (п.5.1). Распоряжается бюджетными средствами управление в пределах доведенных лимитов бюджетных ассигнований (п.5.4.8.). Согласно пункту 7.3 Положения источниками финансирования расходов Управления по его содержанию являются средства бюджета муниципального образования город Тула. Финансирование расходов осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательству Постановлением администрации города Тулы от 11.07.2012 № 1879 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждена документация по планировке территории жилого района (проект планировки территории и проект межевания территории), расположенного в северной части Зареченского района города Тулы. Постановлением администрации города Тулы от 29.12.2014 № 4999 утверждены проекты внесения изменений в документацию по планировке территории жилого района, расположенного в северной части Зареченского района города Тулы, в частности, утверждено Положение о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, предусматривающее размещений;; объектов капитального строительства местного значения: транспортной инфраструктуры - улично-дорожной сети общей протяженностью 3.54 км (улица в жилой застройке 2,94; км, проезды 0,6 км) (пункт 1.1). Согласно утвержденному проекту планировки территории сформированы и поставлены на кадастровый учет земельные участки для размещения объектов дорожно- уличной сети , , , , , , , ,). В период с 2016 по 2019 год Управлением выполнены работы по устройству дорог щебнем на следующих улицах: <адрес> общей протяженностью 930 м.; <адрес> общей протяженностью 1740 м.; <адрес> общей протяженностью 950 м.; <адрес> общей протяженностью 1200 м.; <адрес> общей протяженностью 268 м.; участок дороги от <адрес> до <адрес> общей протяженностью 267 м (всего 5355 м) в рамках муниципальных контрактов от дата, от дата от дата. дата МКУ «Центр организации дорожно-транспортной деятельности города Тулы» (учреждение, подведомственное Управлению) с ООО «ЮконСтройКомплект» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту-дорожного покрытия щебнем в Северной части Зареченского района по <адрес> и <адрес> в муниципальном образовании г. Тула со сроком выполнения работ в течение 45 календарных дней с даты подписания контракта. В настоящее время работы по указанному контракту выполнены на 55%. По вопросу планируемых работ по ремонту дорожного покрытия на других улицах в северной части Зареченского района города Тулы Управление поясняет, что в настоящее время проводятся мероприятия по разработке проектно-сметной документации на обустройство участка дороги с <адрес><адрес>, после чего будут определена стоимость работ и источник финансирования. Работы по ремонту участка дороги щебнем планируется выполнить в срок до дата. Понуждение администрации муниципального образования город Тула к устройству автомобильной дороги местного значения к конкретному земельному участку, принадлежащему конкретному истцу (истцам), является по существу ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий, в том числе в рамках осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, что противоречит статьям 12, 130 Конституции РФ, которые предусматривают самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов- местного значения. Возложение в судебном порядке на органы местного самоуправления обязанностей по решению вопросов местного значения, для реализации которых законодателем предусмотрена конкретная процедура, противоречит принципиальным положениям ч. 2 ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым местное самоуправление в российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Управление по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы, осуществляющее исполнительно-распорядительную деятельность, выполнять свои обязанности и осуществлять свои полномочия имеет возможность только в рамках тех бюджетных средств, которые предусмотрены в бюджете города Тулы на эти цели (проектирование, строительство и ремонт дорог). Как муниципальный нормативный акт, бюджет муниципального образования, принимается законодательным органом муниципального образования (Тульской городской Думой). Действия администрации города Тулы в области дорожной деятельности в пределах города Тулы (устройство автомобильной дороги до земельного участка истца) можно было бы признать незаконным бездействием лишь в том случае, если бы имея выделенные на эти цели средства, администрация города Тулы указанные работы не выполнила. Поскольку выполнение администрацией города Тулы, в том числе Управлением, своих полномочий осуществляется строго в рамках предусмотренных бюджетных ассигнований, возложение на нее обязанности по устройству автомобильной дороги к участку конкретного истца приведет к нарушению требований статей 9, 15 Бюджетного кодекса РФ, ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В настоящее время подъезд к площадке, расположенной в северной части Зареченского района города Тулы возможен по ул. Фестивальная в районе д. 113 (железобетонное дорожное покрытий), а также по ул. Дружная (щебеночное дорожное покрытие). Обустройство указанных подъездных дорог соответствует положениям п. 15 ч. 1 ст. 5-1 Закона Тульской области от 29.12.2006 № 785-ЗТО «О градостроительной деятельности в Тульской области». План работ по ремонту объектов улично-дорожной сети в муниципальном образовании город Тула на 2021 год сформирован. Работы по капитальному ремонту участков дороги по ул. Фестивальная и ул. Дружная данным планом не предусмотрены. Вопрос капитального ремонта указанных дорог будет рассмотрен в перспективном планировании работ на последующие годы при выделении денежных средств. В соответствии с приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации» маршруты регулярных перевозок пассажиров автобусами организуются на автомобильных дорогах I - IV категорий. В соответствии с Правилами классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 № 767, дорога IV категории предусматривает наличие простейшего дорожного покрытия, рассчитанного на низкую интенсивность движения. Минимальная ширина проезжей части равняется. 6 метрам (2 полосы движения с шириной полосы движения 3 м), необходимо наличие твердого усовершенствованного покрытия (асфальта), отстойно - разворотной площадки. В настоящее время отдельные участки улично-дорожной сети, подходящие к микрорайону «Северное Заречье», не соответствуют требованиям в области обеспечения безопасности дорожного движения для организации регулярных перевозок пассажиров. Организация регулярных пассажирских перевозок в рассматриваемом направлении возможна только после приведения улично-дорожной сети, подходящей к микрорайону, в нормативное состояние, соответствующее требованиям в области обеспечения безопасности дорожного движения для организации регулярных перевозок пассажиров. После проведения капитального ремонта подъездных путей наиболее целесообразным считаем рассмотреть возможность изменения схемы движения автобусного маршрута № 8 «Автостанция "Восточная" - 18-й проезд» в части организации заезда от существующего конечного пункта, расположенного на ул. Карпова, с проездом по ул. Фестивальная до данного микрорайона. Перевозки по данному автобусному маршруту осуществляются по регулируемому тарифу с предоставлением льгот по оплате проезда 5 автобусами среднего класса. Схема движения городского муниципального транспорта сформирована! с учетом обеспечения транспортной доступности всех районов города, как прямым транспортным сообщением, так и с одной-двумя пересадками, что соответствует требованиям отраслевого стандарта качества обслуживания населения перевозками, утвержденными Министерством транспорта РФ, в связи с чем, жители микрорайона смогут добраться до мест проживания, совершив пересадку.

Заинтересованные лица Министерство имущественных и земельных отношений Правительства Тульской области, Министерство труда и социальной защиты Правительства Тульской области, Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы, АО «Тулагорводоканал», АО «Тулагоргаз» в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени рассмотрения дела уведомлялись надлежащим образом, об отложении дела ходатайств в суд не представили.

С учетом части 1 статьи 150, ч.3 ст. 42, ч.6 ст. 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (статья 7, часть 1), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (статья 38, часть 1; статья 64).

В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.

Подпунктом 6 статьи 39.5 ЗК РФ предусмотрено предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, бесплатно на основании решения уполномоченного органа, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг". Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Понятие "оснащение" необходимой коммунальной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства дано в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой - система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе, комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.

Приведенные правовые нормы в их взаимосвязи позволяют сделать вывод о том, что земельные участки, предоставляемые многодетным семьям, по возможности уже на момент их предоставления гражданам, или в течение определенного разумного срока после такого предоставления, должны позволять получить услуги в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения в точках подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В ходе судебного разбирательства установлено, что административные истцы относятся к категории семей, имеющих трех и более детей, в связи с чем им во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» и в соответствии с Законом Тульской области от 21.12.2011 № 1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей» в качестве меры социальной поддержки для индивидуального жилищного строительства, в период с дата по дата год на основании соответствующих Распоряжений Правительства Тульской области, были выделены земельные участки: Черепановой Елене Александровне с кадастровым ; Морозовой Ирине Валерьевне с кадастровым ; Потрехалкиной Евгении Александровне, Потрехалкину Александру Ивановичу с кадастровым ; Елькиной Елене Вячеславовне с кадастровым ; Матинян Гоар Рубеновне с кадастровым ; Михайлову Сергею Александровичу с кадастровым ; Садову Алексею Геннадьевичу с кадастровым Кирееву Сергею Викторовичу с кадастровым .

Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными судом доказательствами, и никем не оспаривались, как и не оспаривалось, что предоставленные земельные участки необходимой инфраструктурой на момент выделения истцам, оснащены не были.

В Тульской области указанные вопросы регламентированы Законом Тульской области от 21 декабря 2011 года N 1708-ЗТО "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей".

Порядок формирование земельных участков в период предоставления земельных участков административным истцам был предусмотрен ст. 4 указанного Закона (в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений), и предусматривал, что перечни земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления многодетным гражданам, содержащие кадастровый номер, местоположение, площадь, разрешенное использование земельных участков, утверждаются: 1) правительством Тульской области - из земель, находящихся в собственности области, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре области - городе Туле; 2) органами местного самоуправления, имеющими право распоряжения земельными участками, - из земель, находящихся в муниципальной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена. В Перечни включаются земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет, в случае, если определено разрешенное использование таких земельных участков. Для земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, должны быть определены технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение (ч.2).

Указанные земельные участки административных истцов были сформированы Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области и поставлены на кадастровый учет.

Постановлением администрации города Тулы № 1879 от 11.07.2012 на основании постановления администрации города Тулы от 16.03.2011 № 599 «О подготовке градостроительной документации жилого района, расположенного в Северной части Зареченского района города Тулы» учитывая протоколы и итоги (рекомендации) публичных слушаний по документации по планировке территории жилого района, была утверждена документация по планировке территории жилого района, расположенного в Северной части Зареченского района г. Тулы.

Постановлением администрации города Тулы № 758 от 21.03.2014 в связи с обращением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, было принято решение о подготовке проекта внесения изменений в документацию по планировке территории жилого района, расположенного в Северной части Зареченского района г. Тулы и подготовке технического задания на разработку документации.

Постановлением администрации города Тулы № 4999 от 29.12.2014 проекты внесения изменений были утверждены.

Постановлением администрации горда Тулы № 3686 от 09.04.2015 была утверждена документация по планировке территории (проект планировки и проект межевания территории) внеплощадочных сетей застройки «Жилой район, расположенный в северной части Зареченского района города Тулы».

Согласно статье 2-2 указанного закона N 1708-ЗТО "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей" многодетному гражданину, принятому на учет, земельный участок предоставляется в границах муниципального образования, где постоянно проживает многодетный гражданин, имеющий право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно. Земельный участок предоставляется в общую долевую собственность в равных долях многодетному гражданину, его детям, с учетом которых установлено право на получение земельного участка, а также его супругу (супруге) в случае, если он (она) является родителем, усыновителем (удочерителем) этих детей (часть 2). Многодетному гражданину предоставляется земельный участок из перечней земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным гражданам в собственность бесплатно (далее - Перечни земельных участков (пункт 1 части 3). Формирование Перечней земельных участков осуществляется в порядке, установленном статьей 3 этого закона.

Согласно ч. 3 ст. 3 указанного Закона, в перечни земельных участков включаются земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет, в случае, если определено разрешенное использование таких земельных участков. После официального опубликования (размещения) Перечней земельных участков органами местного самоуправления разрабатывается и обеспечивается комплекс мер по обеспечению земельных участков, сформированных для индивидуального жилищного строительства, объектами инженерной инфраструктуры в порядке, определяемом нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Министерство регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года N 372, утверждая Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, исходит из того, что земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.

Из положений пункта 4 части 1 статьи 14 и пункта 4 части 1 статьи 16 названного закона следует, что к вопросам местного значения городского поселения 4 относятся в том числе и организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 37 названного закона предусмотрено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 16 Устава муниципального образования город Тула организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п.4); дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5), относится к вопросам местного значения.

Таким образом, определение порядка и случаев предоставления земельных участков многодетным семьям в собственность бесплатно относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Приведенные правовые нормы в их взаимосвязи позволяют сделать вывод о том, что земельные участки, предоставляемые многодетным семьям, по возможности уже на момент их предоставления гражданам, или в течение определенного разумного срока после такого предоставления, должны позволять получить услуги в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения в точках подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.

В ходе судебного разбирательства установлено, что с момента предоставления административным истцам названных земельных участков до момента обращения в суд прошло значительное время. Но обязанность по обеспечению земельных участков административный истцов необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность пользования вновь возведенным жилым объектом, не выполнена.

Подпунктами 24, 29 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что решение вопросов социальной поддержки многодетных семей, а также вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Статьей 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В связи с чем доводы административного ответчика на обстоятельства недостаточного финансирования суд считает несостоятельными.

Как следует из правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 года N 22-П, основная цель местного самоуправления - удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от 09 ноября 2017 года N 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором - пятом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Следовательно, в ситуации объективной невозможности органов местного самоуправления обеспечить за счет собственных финансовых средств наличие объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам, органы государственной власти обязаны использовать правовые механизмы, закрепленные в Бюджетном кодексе Российской Федерации.

Частичное выполнение работ, на которые ссылается административный ответчик, в том числе по водоснабжению, мощению щебнем подъездных дорог к части земельных участков административных истцов, наличие плана мероприятий по обеспечению инфраструктурой площадки для многодетных граждан в северной части Зареченского района г. Тулы; разработки соответствующих проектов для обеспечения площадки централизованным газоснабжением в срок до 2029 года и выполнения работ по строительству централизованной сети газоснабжения в сроки 2030-2035 годы, не свидетельствует об отсутствии бездействия со стороны административного ответчика исходя из длительности времени, прошедшего с момента предоставления земельных участков многодетным семьям.

При этом, согласно п. 11.3 раздела 11 Решения Тульской городской Думы от 31.01.2018 N 47/1156 (ред. от 24.03.2021) "О Правилах благоустройства территории муниципального образования город Тула", выдача технических условий устройства децентрализованных систем водоотведения (выгребных ям, септиков, локальных очистных сооружений) предусмотрена при отсутствии возможности централизованного водоотведения объекта не является доказательством того, что отсутствует фактическая возможность централизованного водоотведения в северной части Зареченского района города Тулы.

Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Тулы от дата по административному делу по иску ФИО40 к Администрации города Тулы о признании незаконным бездействия по организации в отношении предоставленных земельных участков вопросов в сфере газо- и водоснабжения населения, водоотведения, а также отдельных вопросов в сфере дорожной деятельности, возложении обязанности по подведению к земельным участкам объектов инфраструктуры, которое в соответствии со ст. 61 ГПК РФ имеет преюдициальное значение к рассматриваемому спору, установлено, что не имеется сведений о том, что администрация г. Тулы в период до 2021 года обращалась для получения технических условий для устройства централизованного водоотведения в жилом районе, расположенном в северной части Зареченского района г. Тулы. Сведениями о невозможности устройства централизованных систем водоотведения в жилом районе, расположенном в северной части Зареченского района г. Тулы, исходя из особенностей грунта и положения объектов застройки, АО «Тулаводоканал» не располагает.

Согласно представленной административными истцами и административным ответчиком переписке по вопросу газо- снабжения земельных участков, предоставленных многодетным семьям, суд приходит к выводу, что в действиях административного ответчика также имеется бездействие.

Доводы административного ответчика о невозможности выдачи технических условий на подачу природного газа по объекту «Внеплощадочные сети застройки «Жилой район, расположенный в северной части Зареченского района г. Тулы» в период 2015-2016 годов, в то же время не касаются того, что невозможность выдачи технических условий в указанный период, была обусловлена необходимостью работ по реконструкции имеющихся ГРС, что подтверждается ответом АО «Газпром газораспределение Тула» от 01.08.2016 № 04.07-СП/4394. При этом, с указанного периода времени административным ответчиком возможность реконструкции ГРС не рассматривалась и соответствующие работы не планировались. При этом, в 2021 году после обращения административных истцов с настоящим административным иском, возможность получения технических условий, административным ответчиком рассмотрена и предприняты соответствующие меры.

В рамках проведенной прокуратурой города Тулы в дата году проверки исполнения требований законодательства в части обеспечения инфраструктурой земельных участков, предоставленных многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования город Тулы, было установлено, что орган местного самоуправления не в полном объеме осуществляет действия по организации инженерной инфраструктуры в виде налаживания устойчивого и скоординированного функционирования объектов осуществляющих производство и поставку потребителям энергетических, тепловых и водных ресурсов, с тем чтобы гражданам, осуществляющим строительство домов на предоставленных им земельных участках, обеспечивалась возможность беспрепятственного подключения принадлежащих им жилых домов к инженерно- техническим сетям надлежащего качества и объема, необходимых для нормальной жизнедеятельности.

В связи с чем, первым заместителем прокурора города Тулы в адрес главы администрации г. Тулы было вынесено представление об устранении нарушении законодательства от дата.

Также в адрес администрации города Тулы первым заместителем прокурора города Тулы было вынесено представление от дата об устранении нарушении законодательства в части обеспечения инфраструктурой земельных участков, предоставленных многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования город Тулы, из которого следует, что в администрации города Тулы отсутствует нормативное регулирование порядка проведения комплекса мер по обеспечению земельных участков данной категории, объектами инженерной инфраструктуры, нормативный правовой акт органа местного самоуправления в данной сфере не разработан и не принят.

Разрешая настоящий спор, суд исходит из того, что предоставление многодетной семье земельного участка является мерой социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан на жилище, выделенный административным истцам земельные участки длительное время не оснащены газоснабжением, водоснабжением, водоотведением и подъездными путями, в связи с чем, при удовлетворении настоящего административного иска, подлежит возложить обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административных истцов, в рамках возложенных законодателем на орган местного самоуправления соответствующих полномочий, поскольку такая обязанность совершения определенных действий возложена на орган местного самоуправления в соответствии с законом.

Оснований полагать, что истцы ставили вопрос о реализации публичной обязанности органа местного самоуправления в приоритетном по отношению к ним порядке не имеется.

Срок устранения нарушения подлежит определению с учетом длительности нарушения и реальной возможности устранения.

Очевидно, что при таких обстоятельствах доводы административных истцов о незаконном бездействии администрации г. Тулы, выразившемся в необеспечении необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой земельных участков на протяжении столь длительного времени, следует признать обоснованными.

В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ срок для обращения в суд административным истцом не пропущен, поскольку неправомерное бездействие окружной администрации, является длящимся.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 179 - 180 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Черепановой Елены Александровны, Морозовой Ирины Валерьевны, Потрехалкиной Евгении Александровны, Потрехалкина Александра Ивановича, Елькиной Елены Вячеславовны, Матинян Гоар Рубеновны, Михайлова Сергея Александровича, Садова Алексея Геннадьевича, Киреева Сергея Викторовича удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации города Тулы, выраженное в необеспечении земельных участков, принадлежащих на праве собственности и предоставленных административным истцам Черепановой Елене Александровне, Морозовой Ирине Валерьевне, Потрехалкиной Евгении Александровне, Потрехалкину Александру Ивановичу, Елькиной Елене Вячеславовне, Матинян Гоар Рубеновне, Михайлову Сергею Александровичу, Садову Алексею Геннадьевичу, Кирееву Сергею Викторовичу, в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей для индивидуального жилищного строительства, расположенных в северной части Зареченского района г. Тулы, объектами инженерной инфраструктуры.

Обязать администрацию города Тула обеспечить земельные участки, принадлежащие на праве собственности административным истцам: Черепановой Елене Александровне с кадастровым ; Морозовой Ирине Валерьевне с кадастровым ; Потрехалкиной Евгении Александровне, Потрехалкину Александру Ивановичу с кадастровым ; Елькиной Елене Вячеславовне с кадастровым ; Матинян Гоар Рубеновне с кадастровым ; Михайлову Сергею Александровичу с кадастровым ; Садову Алексею Геннадьевичу с кадастровым ; Кирееву Сергею Викторовичу с кадастровым объектами инженерной инфраструктуры: газоснабжением и водоотведением в течение 2 (двух) лет с момента вступления решения суда в законную силу; водоснабжением и подъездной автомобильной дорогой местного значения в течение 1 (года) с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Привокзальный районный суд г.Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий А.В. Кулешов