ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1021/2022 от 18.08.2022 Нижнеудинского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 августа 2022 года г. Нижнеудинск

Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Рычковой Н.С., при секретаре судебного заседания Землянко И.О., с участием прокурора Колдуновой Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1021/2022 по административному иску Нижнеудинского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации Костинского муниципального образования – администрации сельского поселения о признании бездействия незаконным, возложении обязанности

УСТАНОВИЛ:

в обоснование заявленных исковых требований прокурор сослался на следующие обстоятельства. Нижнеудинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения должностными лицами администрации Костинского муниципального образования требований действующего законодательства, регулирующего вопросы исполнения обязанностей муниципалитете по решению вопросов местного значения в части обеспечения безопасности дорожного движения. В ходе проверки выявлены нарушения. В соответствии с п. 5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функциональных парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Законом Иркутской области от 03.11.2016 № 96-ОЗ «О закреплении за сельским поселением Иркутской области вопросов местного значения» вопрос местного значения, предусмотренный пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ закреплен и за сельскими поселениями. В силу ч. 4 ст. 6 Федерального Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. На основании вышеизложенного дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения относится к вопросам местного значения поселения. В силу ст. 5 ФЗ № 196-ФЗ, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством: разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов; осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения. На основании ст. 17 Федерального закона от 8.11.2007 № 257-ФЗ № «Об автомобильных дорогам и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. В силу п. 2 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Минтранса России от 07.08.2020 № 288 (далее - Порядок) оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации. Пунктом 3 Порядка установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог. Допускается проведение оценки технического состояния автомобильных дорог на основании результатов обследования, выполненного иными лицами с разрешения владельцев автомобильных дорог. В соответствии с п. 4 Порядка при оценке технического состояния автомобильных дорог осуществляются следующие виды обследования: первичное обследование, которое проводится один раз в 3-5 лет со дня проведения первичного обследования; повторное обследование, которое проводится ежегодно (в год проведения первичного обследования повторное обследование не проводится); приемочное обследование, которое проводится при вводе автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) в эксплуатацию после строительства или реконструкции и завершении капитального ремонта или ремонта автомобильной дороги (участка автомобильной дороги). Согласно приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2020 № 288 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог» в процессе обследования автомобильных дорог определяются: постоянные параметры и характеристики автомобильной дороги (далее - технический уровень автомобильной дороги): ширина проезжей части и земляного полотна; габарит приближения; длины прямых, величины углов поворотов в плане трассы и величины их радиусов; протяженность подъемов и спусков; продольный и поперечный уклоны; -высота насыпи и глубина выемки; габариты искусственных дорожных сооружений; -состояние элементов водоотвода; состояние элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения; переменные параметры и характеристики автомобильной дороги, организации и условий дорожного движения, изменяющиеся в процессе эксплуатации автомобильной дороги (далее - эксплуатационное состояние автомобильной дороги): продольная ровность и глубина колеи дорожного покрытия; сцепные свойства дорожного покрытия и состояние обочин; прочность дорожной одежды; грузоподъемность искусственных дорожных сооружений; объем и вид повреждений проезжей части, земляного полотна и системы водоотвода, искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения; 3) характеристики автомобильной дороги, определяющие совокупность показателей, влияющих на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта (далее - параметры движения транспортного потока): средняя скорость движения транспортного потока; безопасность движения транспортного потока; пропускная способность, уровень загрузки автомобильной дороги движением; среднегодовая суточная интенсивность движения и состав транспортного потока; способность дороги пропускать транспортные средства с допустимыми для движения осевыми нагрузками, общей массой и габаритами. Результатом оценки технического состояния владельцем автомобильной дороги устанавливается соответствие транспортно- эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов или обосновывается возможность движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам (п.6 Порядка). Как следует из информации муниципалитета, оценка технического состояния автодорог общего пользования местного значения в 2022 году не осуществлялась, как следствие - соответствующие акты не оформлялись, планирование дорожной деятельности на их основе не инициировалось. Иные подтверждения обратного ответчиком в прокуратуру не представлены. Данные факты свидетельствуют о нарушениях при реализации одного из вопросов местного значения, закрепленного за сельским поселением Законом Иркутской области №96-оз от 03.11.2016. Неисполнение предусмотренных федеральным законодательством обязанностей нарушает интересы Российской Федерации по организации деятельности органов местного самоуправления, в том числе в сфере реализации полномочий по решению вопросов местного значения, а также создает условия для нарушения прав неопределенного круга лиц в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, так как непринятие мер по оценке технического состояния автодорог детерминирует бездействие в сфере дорожной деятельности, в том числе по организации ремонта последних, что при определенных условиях может повлечь дорожно- транспортные происшествия и как следствие причинение вреда жизни и здоровью участникам дорожного движения.

Административный истец просит суд признать бездействие администрации Костинского муниципального образования, выразившееся в непроведении оценки технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения Костинского муниципального образования, незаконным. Обязать администрацию Костинского муниципального образования устранить допущенные нарушения путем организации проведения оценки технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения Костинского муниципального образования в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании прокурор Колдунова Т.И. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просила требования удовлетворить в полном объеме.

В судебное заседание представитель ответчика администрация Костинского муниципального образования – администрация сельского поселения не явился. От представителя Ануфриевой А.Н. поступило заявление о признании административных исковых требований в полном объеме, при этом указала, что последствия признания иска им известны и понятны.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 КАС РФ изложенное в письменной форме заявление администрации о признании административного иска в полном объеме приобщено к материалам административного дела.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Пунктом 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» определено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (статьи 1, 4, 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты».

В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 3 указанной статьи установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

На основании п. 2 ст. 2 Закона Иркутской области от 03.11.2016 № 96-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» за сельскими поселениями Иркутской области закреплен вопрос местного значения, предусмотренный п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В силу ст. 5 ФЗ № 196-ФЗ, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством: разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов; осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

На основании ст. 17 Федерального закона от 8.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогам и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В силу п. 2 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Минтранса России от 07.08.2020 № 288 (далее - Порядок) оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации.

Пунктом 3 Порядка установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог.

Допускается проведение оценки технического состояния автомобильных дорог на основании результатов обследования, выполненного иными лицами с разрешения владельцев автомобильных дорог.

В соответствии с п.4 Порядка при оценке технического состояния автомобильных дорог осуществляются следующие виды обследования: первичное обследование, которое проводится один раз в 3-5 лет со дня проведения первичного обследования; повторное обследование, которое проводится ежегодно (в год проведения первичного обследования повторное обследование не проводится); приемочное обследование, которое проводится при вводе автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) в эксплуатацию после строительства или реконструкции и завершении капитального ремонта или ремонта автомобильной дороги (участка автомобильной дороги).

Согласно приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2020 № 288 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог» в процессе обследования автомобильных дорог определяются: постоянные параметры и характеристики автомобильной дороги (далее - технический уровень автомобильной дороги): ширина проезжей части и земляного полотна; габарит приближения; длины прямых, величины углов поворотов в плане трассы и величины их радиусов; протяженность подъемов и спусков; продольный и поперечный уклоны; высота насыпи и глубина выемки; габариты искусственных дорожных сооружений; состояние элементов водоотвода; состояние элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения; переменные параметры и характеристики автомобильной дороги, организации и условий дорожного движения, изменяющиеся в процессе эксплуатации автомобильной дороги (далее - эксплуатационное состояние автомобильной дороги): продольная ровность и глубина колеи дорожного покрытия; сцепные свойства дорожного покрытия и состояние обочин; прочность дорожной одежды; грузоподъемность искусственных дорожных сооружений; объем и вид повреждений проезжей части, земляного полотна и системы водоотвода, искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения; 3) характеристики автомобильной дороги, определяющие совокупность показателей, влияющих на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта (далее - параметры движения транспортного потока): средняя скорость движения транспортного потока; безопасность движения транспортного потока; пропускная способность, уровень загрузки автомобильной дороги движением; среднегодовая суточная интенсивность движения и состав транспортного потока; способность дороги пропускать транспортные средства с допустимыми для движения осевыми нагрузками, общей массой и габаритами.

Результатом оценки технического состояния владельцем автомобильной дороги устанавливается соответствие транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов или обосновывается возможность движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам (п.6 Порядка).

Нижнеудинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения должностными лицами администрации Костинского муниципального образования требований действующего законодательства, регулирующего вопросы исполнения обязанностей муниципалитета по решению вопросов местного значения в части обеспечения безопасности дорожного движения, по результатам которого выявлены нарушения.

По сообщению администрации Костинского муниципального образования от 13.05.2022 в связи с продолжительной процедурой постановки дорог общего пользования местного значения и земельных участков под ними, длившейся с 17 декабря 2020 года по 12 апреля 2022 года в собственность Костинского муниципального образования оценка технического состояния автомобильных дорог планируется в июле-сентябре 2022 года.

Данные факты свидетельствуют о нарушениях при реализации одного из вопросов местного значения, закрепленного за сельским поселением Законом Иркутской области № 96-оз от 03.11.2016.

Доказательств, устранения ответчиком выявленных нарушений суду не представлено.

Учитывая изложенное, суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку бездействием ответчика нарушаются права неопределенного круга лиц - пользователей автомобильных дорог.

В силу части 3 статьи 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Согласно ст. 157 КАС РФ заявление административного истца, его представителя об отказе от административного иска, о признании административного иска административным ответчиком, его представителем и условия соглашения о примирении сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.

Согласно статье 65 КАС РФ обстоятельства, которые признаны сторонами в результате достигнутого ими в судебном заседании или вне судебного заседания соглашения, а также обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.

Кроме того, разрешая спор, суд принимает признание административным ответчиком административного иска в полном объеме, выраженное в письменном заявлении, поскольку признание административного иска не противоречит закону, не нарушает права других лиц, совершено добровольно и подтверждается имеющимися в материалах административного дела доказательствами.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 46 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Костинского муниципального образования - администрации сельского поселения, выразившиеся в непринятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения в части проведения оценки технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения Костинского муниципального образования.

Обязать администрацию Костинского муниципального образования – администрацию сельского поселения в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу провести оценку технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения Костинского муниципального образования.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеудинский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.С. Рычкова

В мотивированном виде решение суда изготовлено 29.08.2022.