ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1022/18 от 07.12.2018 Володарского районного суда (Нижегородская область)

Дело № 2а-1022/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Володарск 07 декабря 2018 года

Володарский районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Моисеева С.Ю.,

при секретаре Таракберовой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Юрова Алексея Сергеевича к филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (Росреестр), государственному регистратору филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области Пырьевой Н.Н. о признании незаконным отказа в осуществлении государственного учета и обязании произвести кадастровый учет изменений назначения земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Юров Алексей Сергеевич обратился в суд с административным исковым заявлением к филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (Росреестр), государственному регистратору филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области Пырьевой Н.Н. о признании незаконным отказа в осуществлении государственного учета и обязании произвести кадастровый учет изменений назначения земельного участка.

Требования истца мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ через МБУ «МФЦ» г. Дзержинска Юров А.С. обратился с заявлением в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области о внесении изменений в сведения ЕГРН о разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. Уведомлением об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений от ДД.ММ.ГГГГ государственный регистратор Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области Пырьева Н.Н. сообщила Юрову А.С., что приняла решение отказать в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости на основании ст.27 ФЗ от 13.07.2015г. №218 -ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

По мнению административного истца, указанным решением нарушены права Юрова А.С., которые гарантированы ему Градостроительным Кодексом РФ, ч.4 ст.37, согласно которой, основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Указал, что отказ в осуществлении кадастрового учета изменений мотивирован требованиями п.4 ст.33 ФЗ от 13.07.2015г. №218 -ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которой, орган регистрации прав отказывает во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, если органы государственной власти и органы местного самоуправления уведомляют об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения указанного уведомления направляет заявителю соответствующий отказ в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.

Полагает, что отказ в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ вынесен с нарушением норм законодательства, регламентирующего отношения граждан в области реализации прав на недвижимое имущество в силу нижеследующего.

Юров А.С. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка кадастровый номер , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенного по адресу: <адрес> В целях реализации своего права на использование земельного участка в соответствии с градостроительным регламентом, Юров А.С. в феврале 2018г. обратился в органы местного самоуправления - администрацию Володарского муниципального района Нижегородской области о предоставлении выписки из Правил землепользования и застройки в отношении своего земельного участка. Согласно ответа органа местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ участок, принадлежащий Юрову А.С., расположен в зоне СХ-1 (зона сельскохозяйственного использования). Видами разрешенного использования земельного участка являются: растениеводство, животноводство, ведение дачного хозяйства, ведение огородничества, предпринимательство. Так как, указанные ПЗЗ прошли необходимую регистрацию и были утверждены решением администрации сельсовета Красная Горка Володарского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ т.е. были приняты в соответствии с градостроительным регламентом, и не имели вида разрешенного использования, такого как имел ранее земельный участок - ведение крестьянского (фермерского) хозяйства, то соответственно Юровым А.С. было подано заявление об изменении вида разрешенного использования на ведение дачного хозяйства, которое включает в себя размещение жилого дачного дома, осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, размещение хозяйственных строений и сооружений.

Указывает, что административный ответчик направил запросы в департамент градостроительного развития территории Нижегородской области о расположении данного земельного участка в территориальной зоне и установленные для данной территориальной зоны разрешенного использования. В администрации Володарского муниципального района и сельсовета Красная Горка Володарского муниципального района Нижегородской области были направлены идентичные запросы о расположении данного земельного участка в территориальной зоне и установленные для данной территориальной зоны разрешенного использования. Органы государственной власти и органы местного самоуправления уведомили административного ответчика о том, что заявленный участок расположен в территориальной зоне СХ-1 и имеет вид разрешенного использования, такой как ведение дачного хозяйства. Полагает, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик получил сведения о том, что в органах государственной власти и в органах местного самоуправления имеются документы, позволяющие административному истцу реализовать свое право. Административный ответчик неправильно трактовал положения ст.78 Земельного кодекса РФ, указав, что нормы данной статьи содержат прямой запрет использования земельных участков, отнесенных к категории земель земли сельскохозяйственного назначения, для вида «ведение дачного хозяйства». Согласно ч.1 ст.78 Земельного кодекса РФ, «Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество».

Указал, что административный ответчик установил, что земельный участок, принадлежащий Юрову А.С. не относится к сельхозяйственным угодьям. Следовательно на него распространяются требования градостроительного регламента. Пунктом 3 статьи 85 ЗК РФ установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Согласно пункту 2 статьи 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Зонирование территории, являясь частью процесса по развитию территории (в том числе городов и иных поселений), одновременно выступает одним из направлений градостроительной деятельности органов власти. Правила землепользования и застройки разрабатываются для того, чтобы создать условия устойчивого развития территорий населенных пунктов, вместе с тем также призваны обеспечивать права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки (пункт 1 части 1 статьи 30 ГрК РФ). Задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов. Сведений о том, что Правила землепользования и застройки, на основании которых административный истец просит изменить назначение использования земельного участка, не соответствуют действующему законодательству, административным ответчиком не представлено.

На основании изложенного административный истец просит суд признать незаконным отказ в осуществлении кадастрового учета изменений от ДД.ММ.ГГГГ государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области Пырьевой Н.Н. об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, с ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на ведение дачного хозяйства. Обязать административного ответчика произвести кадастровый учет изменений назначения земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, с ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на ведение дачного хозяйства.

Административный истец Юров А.С., его представитель Черепенин С.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представил отзыв на административное исковое заявление, согласно которому в удовлетворении заявленных требований просит отказать в полном объеме.

Представитель административного ответчика ФГБУ Федеральная службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Административный ответчик государственный регистратор филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области Пырьева Н.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица Администрации сельсовета Красная Горка в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель заинтересованного лица Администрации Володарского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представил отзыв на административное исковое заявление, согласно которого рассмотрение данного спора оставляют на усмотрение суда.

Таким образом, лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела ходатайств не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации регламентированы основные принципы земельного законодательства, в том числе деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиям законодательства.

Статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации подразделяет земли на категории, предусматривая в пункте 2, что эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Как следует из ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Как следует из ч. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Согласно п. 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Исходя из смысла приведенных положений закона для изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования необходимо изменение градостроительного регламента.

Частью 3 ст. 85 Земельного кодека Российской Федерации также предусмотрено, что собственники земельных участков могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Данное положение конкретизировано в части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что без дополнительных разрешений и согласования правообладателями выбираются основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Как следует из материалов дела, Юрову А.С. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером находящегося по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

Согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденных решением администрации сельсовета Красная Горка Володарского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес> находится в зоне СХ-1 (Зона сельскохозяйственного использования). Основные виды разрешенного использования: растениеводство, животноводство, пчеловодство, рыбоводство, научное обеспечение сельского хозяйства, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, питомники, обеспечение сельскохозяйственного производства, земельные участки (территории) Общего пользования, ведение садоводства, ведение дачного хозяйства, ведение огородничества, предпринимательство. Условно-разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования отсутствуют.

С целью приведения правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером в соответствии с документами территориального планирования, а также в связи с изменением в отношении него вида разрешенного использования с "крестьянского (фермерского) хозяйства" на «ведение дачного хозяйства», административный истец ДД.ММ.ГГГГ через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг обратился к административному ответчику с заявлением (вх. ) о внесении изменений в сведения о виде разрешенного использования земельного участка.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН, в том числе, в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка (п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона о ГРН).

В соответствии с ч. 16 ст. 32 Закона о ГРН, перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или предоставляемых в орган регистрации прав в соответствии с ч. 1, 3 - 13, 15 ст. 32 Закона о ГРН, порядок их направления или предоставления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, и требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 N 1532 утверждены Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащиеся в ЕГРН.

Согласно п. 6 Правил, в случае утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон, орган местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, в том числе сведения об установлении и изменении границ территориальных зон, количестве территориальных зон, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, а также о содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах территориальных зон

При этом согласно положений ч. 1, 2 ст. 33 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", в случае, если указанные в ч. 1 статьи 32 настоящего Федерального закона сведения не внесены в Единый государственный реестр недвижимости в сроки, установленные статьей 34 настоящего Федерального закона, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, форма, требования к заполнению и к формату в электронной форме которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

Принимая оспариваемое решение об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений от ДД.ММ.ГГГГ государственный регистратор Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области Пырьева Н.Н. указала, что Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Нижегородской области был направлен запрос от ДД.ММ.ГГГГ в Департамент градостроительного развития территории Нижегородской области о расположении данного земельного участка в территориальной зоне и установленные для данной территориальной зоны разрешенного использования, а так же отнесение земельного участка к сельскохозяйственным угодьям.

От Департамента градостроительного развития территории Нижегородской области был получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ. , который сообщает о том, что согласно данным публичной кадастровой карты границы земельного участка с кадастровым номером пересекают границы земельного участка с кадастровым номером , который относиться к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. В соответствии с правилами землепользования и застройки муниципального образования «Сельсовет Красная Горка» Володарского района Нижегородской области (далее - Правила), утвержденным решением сельского Совета Красная Горка Володарского муниципального района Нижегородской области ДД.ММ.ГГГГ, заявленный земельный участок расположен в территориальной зоне СХ-1- зона сельскохозяйственного использования, вне границ населенного пункта.

Зона (СХ-1) включает в себя следующие виды разрешенного использования: растениеводство, животноводство, пчеловодство, рыбоводство, научное обеспечение сельского хозяйства, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, питомники, обеспечение сельскохозяйственного производства, земельные участки (территории) общего пользования, ведение садоводства, ведение дачного хозяйства, ведение огородничества, предпринимательство.

В соответствии с законом Нижегородской области от 23.12.2014 №197-З «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области» (с изменениями). Правительство Нижегородской области, в том числе департамент, не является уполномоченным органом в принятии решений в части подготовки и утверждении Правил землепользования и застройки Володарского района. Информация об отнесении заявленного земельного участка к сельскохозяйственным угодьям в департаменте отсутствует.

Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Нижегородской области был направлен запрос от ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию Володарского муниципального района Нижегородской области о расположении данного земельного участка в территориальной зоне и установленные для данной территориальной зоны разрешенного использования. От Администрации Володарского муниципального района Нижегородской области был получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, который сообщает что земельный участок с кадастровым номером , располагается в территориальной зоне (СХ-1), согласно ПЗЗ МО р.п. Красная Горка, Володарского района.

Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Нижегородской области был направлен запрос от ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию сельсовета Красная Горка Володарского муниципального района Нижегородской области о расположении данного земельного участка в территориальной зоне и установленные для данной территориальной зоны разрешенного использования.

От Администрации сельсовета Красная Горка Володарского муниципального района Нижегородской области ответа не поступило.

Как следует из отзыва на административное исковое заявление административного истца Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области не исключает возможность принадлежности земельного участка с кадастровым номером к землям сельскохозяйственных угодий, что по мнению административного ответчика ставит под сомнение возможность изменения вида его разрешенного использования в связи с выбором вида разрешенного использования «ведение дачного хозяйства», и поскольку в целях внесения в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования орган регистрации прав должен удостовериться, что земельный участок не относится к сельскохозяйственным угодьям, в адрес Департамента градостроительного развития территории Нижегородской области и администрации Володарского муниципального района был направлен межведомственный запрос с просьбой подтвердить, что земельный участок с кадастровым номером не входит в состав земель сельскохозяйственных угодий.

Департамент градостроительного развития территории Нижегородской области в письме от ДД.ММ.ГГГГ сообщил, что информация об отнесении заявленного земельного участка к сельскохозяйственным угодьям в департаменте отсутствует.

Администрация Володарского муниципального района в письме от ДД.ММ.ГГГГ информацию о том, что спорный земельный участок не является сельскохозяйственными угодьями, также не представила.

Учитывая вышеизложенное, ДД.ММ.ГГГГ во внесении в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером в связи с выбором в отношении него вида разрешенного использования «ведение дачного хозяйства» было отказано ввиду отсутствия доподлинных данных о том, что спорный земельный участок к землям сельскохозяйственных угодий не принадлежит.

Согласно п. 1 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (п. 2 ст. 77 ЗК РФ).

Для земель сельскохозяйственного назначения и, в первую очередь, для сельскохозяйственных угодий действующим законодательством установлен особый правовой режим.

Так, особенности оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в части владения, пользования и распоряжения ими регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте).

Согласно ст. 1 названного закона его действие не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.

Таким образом, по мнению административного ответчика, установление для земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения вида разрешенного использования, предусматривающего ведение дачного хозяйства, влечет его вывод из-под действия Закона об обороте и, соответственно, отмену ограничений, связанных с оборотом и использованием таких земельных участков.

Вместе с тем, каких-либо доказательств принадлежности спорного земельного участка административного истца к землям сельскохозяйственных угодий, материалы дела не содержат, административными ответчиками не представлено, а судом не добыто. Напротив, как следует из ответов администрации Володарского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ, администрации сельсовета Красная горка от ДД.ММ.ГГГГ на запросы суда, земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>, не относится к сельскохозяйственным угодьям.

То обстоятельство, что в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в порядке межведомственного электронного взаимодействия не были представлены необходимые документы, не связано с неправомерными действиями заявителя; не направление или несвоевременное направление документов в порядке межведомственного взаимодействия не должно приводить к нарушению имущественных прав граждан, а также влечь за собой наступление иных неблагоприятных последствий.

При таких обстоятельствах требования административного истца о признании незаконным отказа филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области в осуществлении кадастрового учета изменений от ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.

В соответствии с требованиями п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в целях восстановления нарушенных прав административного истца, суд полагает возможным обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр»" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Нижегородской области устранить нарушение прав и свобод Юрова Алексея Сергеевича, путем совершения действий по государственному кадастровому учету изменений земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с «ведение крестьянского (фермерского) хозяйства» на «ведение дачного хозяйства».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Юрова Алексея Сергеевича удовлетворить.

Признать незаконным отказ в осуществлении кадастрового учета изменений от ДД.ММ.ГГГГ государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области Пырьевой Н.Н. об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, с ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на ведение дачного хозяйства.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Нижегородской области устранить нарушение прав и свобод Юрова Алексея Сергеевича, путем совершения действий по государственному кадастровому учету изменений земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с «ведение крестьянского (фермерского) хозяйства» на «ведение дачного хозяйства».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в Нижегородский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Володарский районный суд Нижегородской области.

Судья С.Ю. Моисеев

Резолютивная часть объявлена 07 декабря 2018 года

Полный текст решения изготовлен 12 декабря 2018 года