Ленинский районный суд города Омска в составе: председательствующего судьи Яковлева К.А., при секретаре судебного заседания Василюк В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 28 марта 2019 года административное дело № 2а-1024/2019 по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Ленинского административного округа города Омска о признании предписания незаконным, УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Ленинского административного округа города Омска о признании предписания незаконным, указав, что 11.12.2018 администрацией Ленинского административного округа г. Омска в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении № 1. В названном протоколе зафиксировано, что главным специалистом отдела контроля администрации ЛАО г. Омска проведено обследование соблюдения исполнения Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска и установлено, что 28.11.2018 в 10:25 ч. по адресу: <адрес> нарушен порядок проведения земляных работ, а именно не оформлен акт выполненных работ без ордера на производство работ по установке ограждения в границах земельного участка, являющегося общей долевой собственностью собственников помещений многоквартирного дома <адрес>. Указанное, как изложено в протоколе об административном правонарушении № 1 от 11.12.2018, является нарушением пункта 8 статьи 176, статьи 258.1 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории г. Омска, утвержденных решением Омского городского Совета № 5 от 25.07.2007. На основании протокола об административном правонарушении администрацией ЛАО г. Омска вынесено постановление по делу об административном правонарушении № от 23.01.2019, которым ФИО1 привлечена к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 39 Кодекса Омской области об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения. Также административному истцу выдано предписание № 1 от 23.01.2019, в котором указано, что ФИО1 допущено нарушение пункта 1 статьи 39 Кодекса Омской области об административных правонарушениях, а именно: 28.11.2018 в 10 час. 28 мин. по адресу: <адрес>, нарушение порядка проведения земляных работ, а именно не оформлен акт выполненных работ без ордера на проведение работ по установке ограждения в границах земельного участка, являющегося общей долевой собственностью собственников помещений указанного многоквартирного дома. В предписании также указано на необходимость оформить акт выполненных работ без ордера на производство работ по обустройству ограждения или демонтировать его за свой счет и в срок до 25.02.2019 устранить указанное выше нарушение. Считает, что предписание № 1 от 23.01.2019 является незаконным и подлежит признанию недействительным. В соответствии с пунктом 8 статьи 176 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории г. Омска, утвержденных решением Омского городского Совета № 5 от 25.07.2007, лицами, на основании ордера на производство работ, выданного специально уполномоченным структурным подразделением Администрации города Омска в соответствии с настоящим Решением, осуществляются земляные работы, связанные с установкой ограждений (заборов), в том числе строительных площадок, а также оборудованием мест для безопасного прохода пешеходов вдоль ограждений строительных площадок, установкой парковочных ограждений. Согласно статье 258 Правил № 45, в случае проведения работ, предусмотренных пунктами 5, 8, 10, 12 статьи 176, пунктами 2, 3 статьи 211 настоящего Решения, без получения в установленном порядке ордера на производство работ заказчик обязан оформить в специально уполномоченном структурном подразделении Администрации города Омска акт работ, выполненных без ордера на производство работ, либо демонтировать размещенный объект за свой счет с полным восстановлением элементов благоустройства, нарушенных в результате производства указанных работ. Между тем, администрацией ЛАО г. Омска не учтено, что для установки ограждения в границах земельного участка, являющегося общедолевой собственностью собственников многоквартирного дома по <адрес>, не требуется оформление акта, поскольку названный земельный участок является собственностью собственников многоквартирного дома. Общим собранием собственников многоквартирного дома принято решение о благоустройстве придомовой территории и установке ограждения в границах земельного участка, являющегося общей долевой собственностью собственников помещений многоквартирного дома. Подпунктом 2 части 1 статьи 176.1 Правил № 45 предусмотрено, что при благоустройстве придомовой территории многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, границы и размеры которых определены в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, принадлежащих на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, включая расположенные на таких участках пешеходные дорожки, тротуары, въезды (выезды) во дворы, парковки, детские, спортивные и иные площадки, элементы благоустройства, малые архитектурные формы, не требуется получение ордера на производство земляных работ при выполнении, работ по устройству ограждений, в том числе декоративных, парковочных, - с выемкой (разработкой) грунта до глубины 0,5 метра, за исключением внешнего ограждения земельного участка, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположено ограждение, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам многоквартирного дома по <адрес>, и установленное собственниками ограждение расположено внутри самого земельного участка, то есть имеющееся ограждение ограничивает внутреннюю придомовую территорию, и не является внешним ограждением земельного участка. Административный орган, указывая на нарушение порядка проведения работ, а именно - не оформлен акт выполненных работ без ордера на производство работ по установке ограждения в границах земельного участка, являющегося общей долевой собственностью собственников многоквартирного дома по <адрес>, не представил схему участка, систему координат земельного участка, позволяющих установить его расположение на местности, и, свидетельствующих о том, что для установленного ограждения необходимо получение ордера или акта выполненных работ. Указывает, что имеющееся ограждение не препятствует движению граждан, проживающих в соседних домах. Перед тем как начать проводить работы по установке ограждения административный истец обратилась в отдел архитектуры и отдел контроля администрации ЛАО г. Омска, где специалистами сказано, что, если ограждение будет установлено в границах земельного участка, являющегося общей долевой собственностью, никаких актов оформлять не нужно. Необходимо только за 5 дней до начала уведомить администрацию ЛАО о начале проведения работ. Уведомление зарегистрировано в администрации ЛАО города Омска 12.11.2018. Считает, что отсутствуют основания для вывода о нарушении части 1 статьи 39 Кодекса Омской области об административных правонарушениях и для выдачи оспариваемого предписания. Просит признать незаконным предписание администрации Ленинского административного округа г. Омска от 23.01.2019 № 1. Административный истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что она являлась заказчиком работ по установке ограждения территории многоквартирного дома <адрес> по договору с ИП ФИО2 Представитель административного ответчика - администрации ЛАО г. Омска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Ранее в судебном заседании представитель администрации ЛАО г. Омска по доверенности ФИО3 заявленные исковые требования не признала, просила в иске отказать. Указала, что спорное ограждение, установленное на земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом <адрес>, является внешним ограждением, в связи с чем для его монтажа требуется ордер на производство работ либо оформление акта работ, выполненных без ордера на производство работ, связанных с установкой ограждений (заборов). Представитель заинтересованного лица – административной комиссии Ленинского административного округа города Омска по доверенности ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признал. В письменном отзыве указал, что постановлением административной комиссии Ленинского административного округа города Омска от 23.01.2019 по делу об административном правонарушении № 05-02-002329-18 ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 39 п. 1 Кодекса Омской области об административных правонарушениях. На заседании комиссии установлено, что, по состоянию на 28.11.2018 в 10 часов 28 минут по адресу <адрес>, <адрес>, не оформлен акт выполненных работ без ордера на производство работ по установке ограждения. Из имеющихся в материалах дела доказательств: протокола об административном правонарушении, фотоматериалов, объяснений лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении установлено, что ограждение земельного участка по <адрес> имеет характер внешнего ограждения, поскольку представляет собой ограждение территории дома № от смежных территорий, таким образом, попадает под исключение, описанное п/п 2 п. 1 ст. 176.1 Правил благоустройства. В соответствии с п/п 6 п. 9 постановления Администрации города Омска от 30.03.2012 № 495-П «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Оформление акта работ, выполненных без ордера на производство работ, определенных Решением Омского городского Совета от 25 июля 2007 года № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска» для оформления акта работ, выполненных без ордера на производство работ, связанных с установкой ограждений (заборов), установкой парковочных ограждений: требуются заявление, проект благоустройства, согласованный с департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, правоустанавливающие документы и (или) правоудостоверяющие документы на земельный участок, разрешение на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выданное уполномоченным органом в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, исполнительная съемка. Поскольку отсутствует акт выполненных работ без ордера на проведение работ по установке ограждения по <адрес>, для получения которого требуется проект благоустройства, согласованный с департаментом архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>, то проверить соответствие ограждения указанным нормативам не представляется возможным. Указывают, что ФИО1 наказание назначено в пределах санкции, установленной пунктом 1 статьи 39 Кодекса Омской области об административных правонарушениях. В связи с отсутствием ордера на производство работ по установке ограждения у дома <адрес>, а также отсутствием акта выполненных работ специалистом администрации Ленинского административного округа города Омска правомерно выписано предписание об устранении имеющегося нарушения. Заслушав стороны, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Статьей 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 данной статьи, в полном объеме. Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью 4 634 кв. м, по <адрес>, на котором расположен многоэтажный жилой дом №, находится в общей долевой собственности собственников помещений указанного многоквартирного дома (л.д. 7). Решением общего собрания собственников многоквартирного дома <адрес> от 25.06.2018 по вопросу № 6 решено установить ограждение двора (л.д. 8-10). ФИО1 избрана председателем совета многоквартирного дома <адрес> что подтверждается протоколом № 4 общего собрания собственников указанного многоквартирного дома, проводившегося в форме заочного голосования с 18.10.2015 по 31.10.2015 (л.д. 35-36). В материалах дела имеется договор от 18.10.2018, заключенный между ИП ФИО2 (исполнитель) и ФИО1 (заказчик), по которому производились работы по установке ограждения территории многоквартирного дома <адрес> Из материалов административного дела, в том числе, фотоснимков, следует, что территория многоквартирного дома <адрес> имеет металлическое ограждение (л.д. 28-32, 51-52). В судебном заседании административный истец не оспаривала, что изображенное на фотоснимках, представленных в материалы дела, ограждение, является ограждением многоквартирного дома <адрес>. 11.12.2018 в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении № 1, из которого следует, что 28.11.2018 в 10 часов 28 минут по адресу: <адрес>, ФИО1 в нарушение п. 8 ст. 176, ст. 258.1 Решения Омского городского Совета от 25 июля 2007 года № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска» проводила работы по установке ограждения без акта выполненных работ, без ордера на производство работ (л.д. 49-50). Постановлением Административной комиссии Ленинского АО г. Омска № от 23.01.2019, ФИО1 признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 39 Кодекса Омской области об административных правонарушениях, назначено наказание в виде предупреждения (л.д. 13). Решением Ленинского районного суда города Омска от 28.03.2019 указанное постановление оставлено без изменения, а жалоба ФИО1 – без удовлетворения. Решение в законную силу не вступило. Администрацией Ленинского административного округа г. Омска в адрес ФИО1 вынесено предписание № 1 от 23.01.2019 о необходимости в срок до 25.02.2019 оформить акт выполненных работ без ордера на производство работ по обустройству ограждения либо демонтировать его за свой счет (л.д. 48). В связи с обжалованием ФИО1 постановления о привлечении ее к административной ответственности срок исполнения указанного предписания продлен до вступления в законную силу судебного решения (л.д. 47). Не согласившись с предписанием № 1 от 23.01.2019, выданным администрацией округа, ФИО1 обратилась в суд с настоящим административным иском. Разрешая заявленные административные исковые требования, суд считает необходимым отметить следующее. В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа, в том числе, относится утверждение правил благоустройства территории городского округа. Согласно статье 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования. Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 45 утверждены Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска, определяющие требования к состоянию благоустройства территории города Омска и содержат единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере благоустройства на территории города Омска для всех юридических и физических лиц (далее – Правила благоустройства). В соответствии с п. 8 ст. 176 Правил благоустройства на основании ордера на производство работ, выданного специально уполномоченным структурным подразделением Администрации города Омска в соответствии с настоящим Решением, осуществляются земляные работы, связанные с установкой ограждений (заборов), в том числе строительных площадок, а также оборудованием мест для безопасного прохода пешеходов вдоль ограждений строительных площадок, установкой парковочных ограждений. Согласно ст. 258.1 Правил благоустройства в случае проведения работ, предусмотренных пунктами 5, 8, 10, 12 статьи 176, пунктами 2, 3 статьи 211 настоящего Решения, без получения в установленном порядке ордера на производство работ заказчик обязан оформить в специально уполномоченном структурном подразделении Администрации города Омска акт работ, выполненных без ордера на производство работ, либо демонтировать размещенный объект за свой счет с полным восстановлением элементов благоустройства, нарушенных в результате производства указанных работ. Как следует из подп. 2 п. 1 ст. 176.1 Правил благоустройства, при благоустройстве придомовой территории многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, границы и размеры которых определены в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, принадлежащих на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, включая расположенные на таких участках пешеходные дорожки, тротуары, въезды (выезды) во дворы, парковки, детские, спортивные и иные площадки, элементы благоустройства, малые архитектурные формы, не требуется получение ордера на производство земляных работ при выполнении следующих видов работ: устройство ограждений, в том числе декоративных, парковочных, - с выемкой (разработкой) грунта до глубины 0.5 метра, за исключением внешнего ограждения земельного участка, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме. Согласно подп. 6 п. 9 Постановления Администрации города Омска от 30.03.2012 № 495-П «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Оформление акта работ, выполненных без ордера на производство работ, определенных Решением Омского городского Совета от 25 июля 2007 года № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска» для оформления акта работ, выполненных без ордера на производство работ, связанных с установкой ограждений (заборов), установкой парковочных ограждений, требуется: заявление, проект благоустройства, согласованный с департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, правоустанавливающие документы и (или) правоудостоверяющие документы на земельный участок, разрешение на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выданное уполномоченным органом в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, исполнительная съемка. В соответствии с подп. 9 п. 17 Положения об администрации Ленинского административного округа города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 26.06.2011 № 420, одной из задач администрации является осуществление контроля за состоянием благоустройства на территории округа в соответствии с правилами благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска. Согласно подп. 5 п. 17 Положения, в сфере строительства, землепользования, благоустройства и охраны окружающей среды администрация осуществляет контроль за состоянием благоустройства, обеспечением чистоты и порядка на территории округа в пределах своей компетенции в соответствии с муниципальными правовыми актами города Омска. В силу подп. 5.5 п. 17 Положения администрация в пределах своей компетенции проводит обследование объектов и территорий организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, выдает предписания об устранении выявленных нарушений в сфере благоустройства, содержания территории города Омска. Из материалов дела и пояснений административного истца следует, что ограждение установлено с целью ограничения проезда автомобилей лиц, не являющихся собственниками земельного участка, по данному участку. Заказчиком работ по установке спорного ограждения территории многоквартирного дома <адрес> является ФИО1, что подтверждается договором на выполнение работ от 18.10.2018 и не отрицалось в судебном заседании административным истцом. Давая оценку доводам административного истца о том, что поскольку ограждение установлено не на границе земельного участка, а внутри него, ни ордера на производство работ, ни акта работ, выполненных без ордера на производство работ, не требуется, суд, исходя из установленных по делу обстоятельств, и представленных сторонами доказательств, находит их несостоятельными, основанными на неправильном толковании правовых норм. Установленное ограждение, как следует из представленных фотоматериалов, не является декоративным, парковочным, а относится к внешнему ограждению земельного участка – высотой 2,1 м, препятствующему проходу людей, проезду транспортных средств, что является исключением, указанным в подп. 2 п. 1 ст. 176.1 Правил благоустройства. Изучив оспариваемое административным истцом предписание от 23.01.2019 № 1, суд приходит к выводу, что данное предписание выдано уполномоченным должностным лицом администрации ЛАО города Омска, наделенной правомочиями осуществлять контроль за соблюдением требований правил благоустройства, содержания территории города Омска, в связи с выявленными нарушениями данных Правил. В обжалуемом предписании сформулированы нарушения Правил благоустройства, указаны требование контрольного органа, сроки устранения допущенных нарушений. Предписание выдано лицу, выступавшему заказчиком выполнения земляных работ по установке ограждения территории многоквартирного дома <адрес> С учетом установленных по делу обстоятельств, оснований ставить под сомнение законность и обоснованность выданного административному истцу предписания от 23.01.2019 № 1 у суда не имеется, поскольку нарушений требований законодательства административным ответчиком не допущено. В соответствии с п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. Исходя из положений указанной правовой нормы КАС РФ, для признания незаконным предписания административного ответчика – администрации ЛАО города Омска необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого предписания нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий оспариваемое предписание администрации ЛАО города Омска не может быть признано незаконным. Принимая во внимание изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований административного истца. Руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-227 КАС РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к администрации Ленинского административного округа города Омска о признании незаконным предписания от 23.01.2019 № 1 отказать. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Омска в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 01.04.2019 |