ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1025/20 от 31.08.2020 Кстовского городского суда (Нижегородская область)

№ 2а-1025/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 августа 2020 г. г. Кстово

Кстовский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего - судьи Кравченко Е.Ю., при секретаре Жамалетдиновой Г.Т., с участием представителя административного истца - помощника Кстовского городского прокурора Лавровой Ю.Е., представителя административного ответчика - администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области и заинтересованного лица- КУМИ Кстовского муниципального района Нижегородской области - Коптевой И.К. (по доверенностям), представителя административного ответчика - администрации Запрудновского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области и заинтересованного лица - главы администрации Запрудновского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области Разсохи Д.А., заинтересованных лиц - Черных А.Ф., Черных М.А., Лихачевой М.Н., Макаровой Т.А., Грунтович С.Я., Гусева А.А., Гусева Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кстовского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области, администрации Запрудновского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области, Министерству строительства Нижегородской области о признании действий администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области об установлении сроков расселения собственниками аварийного дома (адрес обезличен) до 2021 года незаконными, обязании установить разумные сроки расселения аварийного дома (адрес обезличен) из него жителей, установлении срока исполнения указанных требований в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу,

У С Т А Н О В И Л:

Кстовский городской прокурор, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области о признании действий администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области об установлении сроков расселения собственниками аварийного дома (адрес обезличен) до 2021 года незаконными, обязании установить разумные сроки расселения аварийного дома (адрес обезличен) из него жителей, установлении срока исполнения указанных требований в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Свой административный иск мотивируют следующим.

Кстовской городской прокуратурой рассмотрено обращение Лихачевой М.Н. по вопросу нарушения жилищного законодательства.

Конституция РФ закрепляет право каждого на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40).

Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (ст. 2 ЖК РФ).

Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято постановление № 47 от 28.091.2006 г. «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

В соответствии с п. 7 данного Положения, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Согласно Положению, межведомственная комиссия создается органом местного самоуправления. Председателем комиссии является представитель органа местного самоуправления.

Таким образом, организация деятельности межведомственной комиссии возложена на орган местного самоуправления.

Пунктом 49 Положения установлено, что к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, срока отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

На основании Заключения межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, распоряжением администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области 28.01.2015 г. № 107 (адрес обезличен) признан аварийным со сроком расселения - до 2021 года.

Вместе с тем, исходя из выявленных недостатков, - загнивание деревянных элементов крыши дома, ветхое покрытие кровли, множественные сквозные трещины в несущих стенах дома с шириной раскрытия от 5 мм до 15 мм, находящиеся в нестабильном состоянии (маячки, установленные на трещинах, лопнули), множественные повреждения фундамента (разрушение кирпичной кладки), штукатурного слоя стен дома, стенового материала наружных стен дома, значительный провис штукатурного слоя потолков в квартирах и местах общего пользования дома, множественные трещины в штукатурном слое потолков в квартирах и местах общего пользования дома, разрушение ступеней входной группы второго этажа дома, значительный износ досок ступеней лестничного марша, ведущего на второй этаж дома, дальнейшая эксплуатация жилого дома и проживание в нем граждан, создает реальную угрозу для их жизни и здоровья, что требует рассмотрения вопроса о сокращении срока расселения дома.

Кстовской городской прокуратурой в октябре 2019 года в администрацию Кстовского муниципального района Нижегородской области внесено представление за № 2-12-2019.

Представление рассмотрено, 18.11.2019 г. направлен ответ за № 126-343974/19, которым в удовлетворении представления отказано.

Таким образом, действия администрации Кстовского муниципального района об установлении сроков расселения жителей (адрес обезличен), признанного аварийным и подлежащим сносу, до 2021 года, являются незаконными в связи с неразумностью указанного срока.

Вышеуказанные нарушения посягают на интересы неопределенного круга лиц – собственников помещений многоквартирного дома, членов их семей, а также лиц, которые в будущем будут проживать в указанном доме, а также временно находящихся в жилых помещениях (посетители, гости, работники отделов соцзащиты, почтальоны, рабочие, и т.д.), и тех, кто находится непосредственно около жилых домов (например, прохожих, которые могут свободно передвигаться около дома, не отвечающего требованиям законодательства).

Прокурор обращается с иском в суд в интересах неопределенного круга лиц, поскольку установление длительного срока для сноса многоквартирного (адрес обезличен), не отвечающего принципам разумности, а также срока расселения из него жителей, влечет дальнейшую эксплуатацию данного дома, состояние которого грозит обрушением и может повлечь причинение вреда жизни и здоровью как лицам, в нем проживающим, так и временно находящимся в доме и рядом с ним.

В своём административном иске просят: признать действия администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области об установлении сроков расселения собственниками аварийного (адрес обезличен) до 2021 года незаконными, обязать установить разумные сроки расселения аварийного (адрес обезличен) из него жителей, установить срок исполнения указанных требований в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Определением суда к участию в деле по ходатайству административного ответчика в качестве административных соответчиков привлечены администрация Запрудновского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской областьи, Министерство строительства Нижегородской области.

Представитель Кстовской городской прокуратуры в судебном заседании на административном иске настаивал, согласно доводов административного иска.

В судебном заседании представитель административного ответчика – администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области и заинтересованного лица - КУМИ Кстовского муниципального района Нижегородской области, возражал против удовлетворения административного иска, согласно доводов возражений и дополнений к ним, приобщенных к делу в письменном виде.

Представитель административного ответчика – Министерства строительства Нижегородской области в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежаще, просили о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, с административным иском не согласны по доводам возражений, приобщенных к делу в письменном виде.

Представитель административного ответчика - администрации Запрудновского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области и заинтересованное лицо- глава администрации Запрудновского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области Разсоха Д.А., полагает административный иск законным и обоснованным в части предъявления настоящего иска к администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области, в части предъявления административного иска к администрации Запрудновского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области не согласны.

Заинтересованные лица Черных А.Ф., Черных М.А., Лихачева М.Н., Макарова Т.А., Грунтович С.Я., Гусев А.А., Гусев Д.А., в судебном заседании административный иск поддержали.

Иные участвующие в деле лица участия не принимали, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежаще.

С учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотрение настоящего дела при данной явке.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий, решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено и материалами дела подтверждается следующее.

Кстовской городской прокуратурой рассмотрено обращение Лихачевой М.Н. по вопросу нарушения жилищного законодательства.

Так, проведенной Кстовской городской прокуратурой проверкой установлено, что в многоквартирном жилом (адрес обезличен) имеет место загнивание деревянных элементов крыши дома, ветхое покрытие кровли, множественные сквозные трещины в несущих стенах дома с шириной раскрытия от 5 мм до 15 мм, находящиеся в нестабильном состоянии (маячки, установленные на трещинах, лопнули), множественные повреждения фундамента (разрушение кирпичной кладки), штукатурного слоя стен дома, стенового материала наружных стен дома, значительный провис штукатурного слоя потолков в квартирах и местах общего пользования дома, множественные трещины в штукатурном слое потолков в квартирах и местах общего пользования дома, разрушение ступеней входной группы второго этажа дома, значительный износ досок ступеней лестничного марша, ведущего на второй этаж дома.

В судебном заседании представитель прокуратуры, исходя из выявленных недостатков, настаивал, что дальнейшая эксплуатация жилого дома и проживание в нем граждан, создает реальную угрозу для их жизни и здоровья, что требует рассмотрения вопроса о сокращении срока расселения дома.

Конституция РФ закрепляет право каждого на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40).

Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (ст. 2 ЖК РФ).

Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято постановление № 47 от 28.091.2006 г. «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

В соответствии с п. 7 данного Положения, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Согласно Положению, межведомственная комиссия создается органом местного самоуправления. Председателем комиссии является представитель органа местного самоуправления.

Таким образом, организация деятельности межведомственной комиссии возложена на орган местного самоуправления.

Пунктом 49 Положения установлено, что к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, срока отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Установлено, что на основании Заключения межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, распоряжением администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области 28.01.2015 г. № 107 (адрес обезличен) признан аварийным со сроком расселения - до 2021 года.

Заявитель полагает, что действия администрации Кстовского муниципального района об установлении сроков расселения жителей (адрес обезличен), признанного аварийным и подлежащим сносу, до 2021 года, являются незаконными в связи с неразумностью указанного срока.

По данным нарушениям городской прокуратурой в октябре 2019 года в администрацию Кстовского муниципального района Нижегородской области внесено представление за (номер обезличен) об устранении нарушений законов в сфере обеспечения жилищных прав граждан, в котором указали на необходимость рассмотрения вопроса в установленный законом месячый срок принять конкретные меры, направленные на устранение допущенных нарушений, в том числе рассмотреть вопрос о сокращении срока расселения указанного выше жилого дома.

Указанное представление прокуратуры оставлено администрацией Кстовского муниципального района Нижегородской области без удовлетворения, о чём (дата обезличена) направлен ответ (номер обезличен), в котором администрация сообщила в адрес прокуратуры следующее.

Так, многоквартирный (адрес обезличен) не включен в 4-й этап государственной региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы», утвержденной Постановлением Правительства Нижегородской области 29 марта 2019 года № 168, подлежит расселению в 2013-2024 годах. Очередность расселения многоквартирных домов, в рамках Программы, определяется, исходя из даты признания таких домов аварийными.

Также из указанного ответа следует, что информация о признании указанного дома аварийным, а также о количестве жилых помещений и гражданах, нуждающихся в переселении, была размещена в информационной системе «АИС Реформа ЖКХ» до начала формирования новой государственной региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 29.03.2019 г. № 168.

По условиям указанной программы, в период с 2019 по 2025 годы, подлежат расселению многоквартирные аварийные дома, признанные таковыми до 01 января 2017 года. Кроме того, расселение аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 года, входит в цели федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», утвержденного протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Жилье и городская среда» от 21.12.2018 г. №3. Таким образом, администрация Кстовского муниципального района Нижегородской области не правомочна менять сроки расселения, установленные программой.

Судом установлено, что жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма в (адрес обезличен), числятся в Реестре муниципальной собственности МО «Запрудновкицй сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области».

Полномочия по признанию данного многоквартирного жилого дома непригодным для проживания, были переданы администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области по Соглашению о передаче полномочий по решению вопросов местного значения.

Материалами дела установлено, что в рамках исполнения данного Соглашения и руководствуясь постановлением Правительства от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», 26.01.2015 г. межведомственная комиссия администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области произвела обследование жилого (адрес обезличен) и приняла заключение о признании его аварийным и подлежащим сносу.

28.01.2015 г. было издано постановление администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области № 107 «О признании домов аварийными» с указанием срока расселения (адрес обезличен) – до 2021 года.

Таким образом, администрация в полной мере исполнила свои обязательства по соблюдению процедуры признания жилого дома непригодным для проживания.

Постановлением Правительства Нижегородской области № 168 от 29.03.2019 г. утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы».

Целью данной программы является финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Министерство строительства Нижегородской области является разработчиком и государственным заказчиком (координатором) указанной региональной адресной Программы, ответственным за её реализацию, и главным распорядителем бюджетными средствами.

В связи с низкой бюджетной обеспеченностью муниципальных образований, Правительством Нижегородской области в лице Министерства строительства Нижегородской области, оказывается финансовая поддержка в виде представления органам местного самоуправления субсидий на ликвидацию аварийного жилищного фонда в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

В соответствии с положениями п. 2 ч. 2 ст. 16 указанного Федерального закона и раздела 4.2 Программы, в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.

Участниками программы являются муниципальные районы и городские округа. Сельские поселения участниками программы являться не могут.

В связи с этим, многоквартирный жилой (адрес обезличен), был включен в региональную адресную программу администрацией Кстовского муниципального района Нижегородской области.

(адрес обезличен) признан аварийным на основании распоряжения администрации от 28.01.2015 г. № 107.

Таким образом, с учетом указанной даты при формировании Программы, указанный дом был включен в пятый этап Программы (сроки реализации – 2023-2024 годы), согласно данной Программы, планируемая дата расселения (адрес обезличен) - 31.12.2023 г.

На основании вышеуказанной региональной адресной программы, утвержденной Постановлением Правительства Нижегородской области № 168 от 29.03.2019 г., администрацией Кстовского муниципального района Нижегородской области была принята муниципальная адресная программа, утвержденная постановлением администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области № 1528 от 08.07.2019 г.

Соответственно, администрация Кстовского муниципального района Нижегородской области не обладает необходимыми полномочиями по внесению изменений в региональную адресную программу в части изменения сроков расселения спорного многоквартирного жилого дома. При этом муниципальная программа не подлежит изменению без внесения соответствующих изменений в региональную программу.

11.12.2019 г. в Министерство строительства Нижегородской области поступило обращение администрации Кстовского муницпального района Нижегородской области о переносе сроков расселения дома на второй этап Программы в связи с созданием (на основании представления Кстовской городской прокуратуры от 08.10.2019 г.) Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Кстовского муниципального района Нижегородской области и проведением дополнительного обследования дома.

Как следует из письменного отзыва Министерства строительства Нижегородской области на административный иск, в настоящее время перечень домов, запланированных к расселению во втором этапе Программы, полностью сформирован и состоит из многоквартирных домов, подлежащих переселению в первоочередном порядке. С учетом ограниченного лимита средств, предусмотренных на реализацию второго этапа Программы, срок расселения дома (адрес обезличен) в рамках программы в связи с датой принятия решения, комиссией возможен не ранее 2021 года (то есть начала третьего этапа Программы, сроки реализации которого – 2021-2022 годы). Проект постановления Правительства Нижегородской области, предусматривающий перенос сроков расселения дома, будет разработан Министерством и представлен на утверждение в установленном порядке при внесении изменений в третий этап программы. Таким образом, срок расселения дома установлен Программой в соответствии с действующим законодательством. Мероприятия по переселению граждан из аварийных жилых домов осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований - участников программы. В связи с этим расселение дома ранее срока, установленного программой, может быть исполнено администрацией исключительно за счет средств местного бюджета и не в рамках программы.

Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Согласно п. п. 6 и 8 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу п. п. 8 и 9 ст. 14 ЖК РФ относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 3 ст. 15 ЖК РФ).

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 15 ЖК РФ).

Во исполнение указанной нормы закона, Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47) на основании полученного заключения орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ, п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу указанных норм, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока расселения физических и юридических лиц, является компетенцией органа местного самоуправления.

26.01.2015 г. межведомственная комиссия администрации Кстовского муниципального района произвела обследование жилого дома (адрес обезличен) и приняла заключение о признании его аварийным и подлежащим сносу.

28.01.2015 г. было издано постановление администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области № 107 « О признании домов аварийными», которым установлены сроки расселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, с указанием срока расселения- до 2021 года.

Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (ст. 85, ст. 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2009 года).

Исходя из этих норм, срок расселения граждан должен быть обоснован объективными критериями, не носить произвольный характер. Однако неразумность этого срока как основание для его изменения судом, ни нормативно-правовыми актами, ни разъяснениями по их применению, не установлена.

Согласно п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Указанное в данном случае исключает возможность рассмотрения в судах вопроса о разумности установленного срока расселения, а тем более-возложения на администрацию обязанности его изменить, как об этом просит заявитель.

Орган местного самоуправления, действуя в рамках Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47), реализует комплекс мероприятий, каждое из которых имеет определенную продолжительность, требует бюджетного обеспечения и соблюдения прав граждан при предоставлении жилья.

Срок расселения граждан определяется не самим фактом включения дома в программу переселения, а необходимостью исследования вопроса нуждаемости проживающих в нем лиц в жилом помещении, проверки законности вселения их в квартиры, определения персонального состава граждан и площадей занимаемых ими квартир, решения вопроса о защите прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, изыскания свободных жилых помещений для переселения.

Соответственно, администрация Кстовского муниципального района Нижегородской области, действуя разумно и добросовестно в рамках своих полномочий, определяет сроки расселения спорного многоквартирного жилого дома.

При таких обстоятельствах и на основании вышеприведенных правовых норм, суд приходит к выводу о том, что администрация Запрудновского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской областьи, Министерство строительства Нижегородской области, являются ненадлежащими административными ответчиками по настоящему делу, в связи с чем в удовлетворении всех административных исковых требований к указанным административным ответчикам, надлежит отказать.

В связи с вышеизложенным, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, приняв во внимание правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в ответе на вопрос № 3 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года, согласно которой определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления, суд приходит к выводу, что каких-либо сведений, с бесспорностью свидетельствующих о незаконности действий администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области об установлении сроков расселения собственниками аварийного (адрес обезличен) до 2021 года, о необходимости изменения срока расселения дома, и неразумности установления такого срока до 2021 года, в материалах дела не имеется и в суд заявителем представлено не было.

По смыслу закона, нарушение прав и свобод административного истца является необходимым основанием для удовлетворения административного иска о признании незаконным действий (бездействия) и решений административного ответчика.

Отсутствие таких нарушений является достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований и позволяет суду не давать оценку иным обстоятельствам дела.

Административным истцом в нарушение пункта 1 части 9, части 10 статьи 226 КАС РФ, доказательств нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, не представлено.

Исходя из положений ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования, если установит, что оспариваемое действие (бездействие) нарушает права, свободы, законные интересы граждан, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу не имеется, и судом установлено не было.

Доказательств обратного в деле нет.

Доводы административного иска не подтверждают и не могут служить основанием для признания действий администрации Кстовского муниципального района (адрес обезличен) об установлении сроков расселения собственниками аварийного (адрес обезличен) до 2021 года незаконными, в связи с чем отсутствуют основания утверждать, что административным ответчиком нарушены законные права неопределенного круга лиц, в интересах которых обратлся в суд с настоящим административным иском в суд Кстовский городской прокурор, или созданы препятствия к осуществлению имеющихся у них прав.

При таких обстоятельствах и на основании вышеприведенных правовых норм, по результатам анализа доводов сторон и имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца, предъявленных к администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области, о признании действий администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области об установлении сроков расселения собственниками аварийного (адрес обезличен) до 2021 года незаконными, находя их незаконными и необоснованными.

Соответственно, подлежат оставлению без удовлетворения производные от первоначальных административные исковые требования об обязании установить разумные сроки расселения аварийного (адрес обезличен) из него жителей и установлении срока исполнения указанных требований в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Доказательств, которые бы давали основания для иных выводов, суду не представлено и в материалах дела не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Кстовского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области, администрации Запрудновского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области, Министерству строительства Нижегородской области о признании действий администрации Кстовского муниципального района (адрес обезличен) об установлении сроков расселения собственниками аварийного (адрес обезличен) до 2021 года незаконными, обязании установить разумные сроки расселения аварийного (адрес обезличен) из него жителей, установлении срока исполнения указанных требований в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Кстовский городской суд Нижегородской области.

Судья Кравченко Е.Ю.