ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1025/2017 от 26.04.2017 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 апреля 2017г. г. Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1025/2016 по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству имущественных отношений Иркутской области, Правительству Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, о понуждении принять решение о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратилась в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Правительству Иркутской области, Министерству имущественных отношений Иркутской области, в котором просит признать незаконным решение Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, принятое от имени <адрес>, об отказе в предоставлении ФИО1 в собственность бесплатно земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, участок , обязать Министерство имущественных отношений Иркутской области принять от имени Правительства Иркутской области Решение о предоставлении ФИО1 в собственность бесплатно земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, участок .

В обоснование требований указала, что является членом Садоводческого товарищества «<данные изъяты>), расположенного по адресу: <адрес>. Членство в СТ «<данные изъяты>» подтверждается Выпиской из протокола общего собрания членов СТ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, а также Членской книжкой садовода, выданной ДД.ММ.ГГГГ. Согласно указанных выше документов административному истцу был распределен земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, участок . Ссылаясь на п.2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», административный истец указывает, что имеет право на предоставление земельного участка в собственность, как член Садоводческого товарищества. В целях предоставления земельного участка она ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Министерство имущественных отношений Иркутской области, действующее от лица Правительства Иркутской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с приложением всех необходимых документов. Рассмотрев заявление, Министерство имущественных отношений Иркутской области, действующее от лица Правительства Иркутской области, приняло Решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка. Данное Решение об отказе было получено административным истцом ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из Решения об отказе основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность со ссылкой на п.п..14 п.5 ст.27 ЗК РФ, п.6 ст.39.16 ЗК РФ явилось то, что: «... испрашиваемый земельный участок расположен в пределах границ второго пояса зон санитарной охраны источника водоснабжения г.Иркутска (Ершовский водозабор), являющегося поясом ограничения». Отказывая в предоставлении земельного участка Министерство имущественных отношений Иркутской области сослалось на Постановление Правительства Иркутской области от 21.01.2011 № 9-пп «Об утверждении рабочего проекта «Зоны санитарной охраны источника водоснабжения г.Иркутска «Ершовский водозабор». В решении об отказе в предоставлении земельного участка не указано в отношении какого водного объекта, из числа указанных в п.2 ст.5 ВК РФ, установлена зона санитарной охраны, не приведено каких-либо доказательств нахождения испрашиваемого административным истцом земельного участка в границах второго пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения г.Иркутска «Ершовский водозабор». В указанном решении об отказе имеется лишь ссылка на Постановление Правительства № 9-пп. Вместе с тем, Постановлением Правительства № 9-пп Постановлении № 9-пп границы второго пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения г.Иркутска «Ершовский водозабор»» в установленном законом порядке не определены, координаты границ такой зоны не указаны. Из вышеизложенного следует, что Решение об отказе в предоставлении земельного участка является незаконным, нарушающим права административного истца на получение земельного участка в собственность бесплатно, предусмотренные ст.9 ГК РФ, п.2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Административный истец ФИО1 в судебном заседании отсутствует, уведомлена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 заявленные требования поддержала.

Представитель административных ответчиков Правительства Иркутской области и Министерства имущественных отношений Иркутской области ФИО3 требования не признала по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при проверке законности решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Судом установлено, что ФИО1 является членом Садоводческого товарищества «<данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой, выданной председателем правления СТ «<данные изъяты>» и членской книжкой садовода, выданной ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно указанных выше документов административному истцу был предоставлен земельный участок . общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный в данном садоводстве по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратилась в Министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о передаче в собственность данного земельного участка.

Согласно ответу Министерства имущественных отношений Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ, исходя из смысла пункта 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных и муниципальных нужд. Постановлением Правительства Иркутской области от 24.01.2011 года № 9-пп «Об утверждении рабочего проекта «Зоны санитарной охраны источника водоснабжения г. Иркутска (Ершовский водозабор» установлены границы зон санитарной охраны источника водоснабжения г. Иркутска (Ершовский водозабор), в системе координат МСК 38. Согласно представленной схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории испрашиваемый ФИО1 земельный участок расположен в пределах границ второго пояса зон санитарной охраны источника водоснабжения г. Иркутска (Ершовский водозабор), являющегося поясом ограничения. В соответствии с подпунктом 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, расположенные в первом, втором поясе зон санитарной охраны, относятся к землям, ограниченным в обороте, и не предоставляются в частную собственность. В соответствии с подпунктом 6 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, если, указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве указанном в заявлении о предоставлении земельного участка. Учитывая изложенное, министерство от имени Правительств Иркутской области отказало ФИО1 в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного: <адрес>, участок .

Полагая, что отказ не законен и нарушает ее права, административный истец обратилась в суд.

Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. При этом частная форма собственности указана на первом месте среди всех иных форм. Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

В силу пункта 10 статьи 4 Закона Иркутской области от 21 декабря 2006 года № 99-оз «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области» распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования «Город Иркутск», государственная собственность на которые не разграничена, относится к полномочиям Правительства Иркутской области.

В соответствии с подпунктом 29 пункта 7 Положения о министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 30 сентября 2009 года № 264/43-пп, министерство имущественных отношений Иркутской области (далее - министерство) в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет от имени Правительства Иркутской области в соответствии с законодательством необходимые действия, связанные с распоряжением земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе:

принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков при предоставлении земельных участков в случаях, указанных в подпунктах 3, 5, 6 пункта 2 статьи 39.3, подпункте 3 статьи 39.5, подпунктах 7, 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, решений о предоставлении в собственность земельного участка в соответствии с пунктом 2.10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, об отказе в предоставлении земельных участков, об отказе в проведении аукциона, об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, об отказе в установлении сервитута, об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, о приостановлении рассмотрения заявления в случаях, указанных в подпункте 3 пункта 4 статьи 39.11, пункте 6 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, решение, выраженное в письме министерства имущественных отношений Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ принято уполномоченным органом и осуществлено в пределах предоставленных полномочий, в установленном законом порядке.

Согласно пункту 1 статьи 11.3 главы 1.1 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

- проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

-проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;

-утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

Пунктом 2.7. Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» указано, что до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства,

огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;

по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;

земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Земельный участок, который образован из указанного в абзаце втором настоящего пункта земельного участка и относится к имуществу общего пользования, предоставляется в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан бесплатно.

В случае, если указанные в абзаце втором или пятом настоящего пункта земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан или этому объединению в аренду без проведения торгов. При этом размер арендной платы за земельный участок определяется в размере, не превышающем размера земельного налога, установленного в отношении такого земельного участка.

Таким образом, законодателем установлен исчерпывающий перечень требований, согласно которым земельный участок, находящийся в садоводческом некоммерческом товариществе может быть предоставлен гражданину бесплатно в собственность.

В соответствии с правилами статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии t населения.

Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Постановлением Правительства Иркутской области от 24.01.2011 № 9-пп «Об утверждении рабочего проекта «Зоны санитарной охраны источника водоснабжения г. Иркутска (Ершовский водозабор)» и установлении границ и режима зон санитарной охраны источника водоснабжения г. Иркутска (Ершовский водозабор» установлены и описаны границы зон санитарной охраны источника водоснабжения г. Иркутска (Ершовский водозабор) в системе координат МСК 38, в том числе, границы второго пояса зон санитарной охраны Ершовского водозабора.

Постановление № 9-пп принято с учетом санитарно-эпидемиологического заключения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области от 3 декабря 2007 года № 38.ИЦ.06.000.Т.001245.12.07.

Согласно уведомлению филиала ФГБУ «Федеральная палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области от 31 марта 2016 года сообщено, что в государственный кадастр недвижимости 29.03.2016 и 30.03.2016 внесены сведения о границах охранных зон, в том числе, в отношении второго пояса зон санитарной охраны источника водоснабжения г. Иркутска (Ершовского водозабора).

Таким образом, на момент рассмотрения министерством заявления ФИО1 сведения о границах охранных зон, в том числе, в отношении второго пояса зон санитарной

охраны источника водоснабжения г. Иркутска (Ершовского водозабора) были внесены в государственный кадастр недвижимости.

Согласно пункту 14 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации).

Статьей 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) введены санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам, согласно пункту 1 которого водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (пункты 4, 5 статьи 18 Федерального закона N 52-ФЗ).

Согласно подп. 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.

При этом земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом (п. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации).

Как следует из представленных суду документов, границы спорного земельного участка не установлены в соответствии с действующим законодательством, сведения о границах земельного участка не внесены в Государственный кадастр недвижимости, что сторонами не оспаривается.

Поскольку сведения о спорном земельном участке не внесены в ГКН, орган кадастрового учета не смог суду предоставить сведения о расположении спорного земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов.

Вместе с тем, из представленных суду административным ответчиком документов следует, что спорный земельный участок расположен между земельными участками с кадастровыми номерами и , состоящими на кадастровом учете. Смежность испрашиваемого земельного участка и земельными участками с кадастровыми номерами и подтверждается, в том числе, схемой расположения земельного участка, приложенной административным истцом к заявлению о предоставлении земельного участка.

Согласно сведений, имеющихся в кадастровых выписках на земельные участки с кадастровыми номерами и в отношении данных земельных участков установлены ограничения, установленные в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 24.01.2011 года № 9-пп «Об утверждении рабочего проекта «Зоны санитарной охраны источника водоснабжения г. Иркутска (Ершовский водозабор» установлены границы зон санитарной охраны источника водоснабжения г. Иркутска (Ершовский водозабор) и установлением границ и режима зон санитарной охраны источника водоснабжения г. Иркутска «Ершовский водозабор», Второй пояс зон санитарной охраны источника водоснабжения г. Иркутска «Ершовский водозабор», зона с особями условиями использования территорий.

Кроме того, административным ответчиком суду представлены сведения из публичной кадастровой карты, согласно которым второй пояс зон санитарной охраны источника водоснабжения г. Иркутска «Ершовский водозабор» указан синей заливкой, испрашиваемый земельный участок входит в данный пояс.

Таким образом, учитывая, что испрашиваемый земельный участок расположен в пределах границ второго пояса зон санитарной охраны источника водоснабжения г. Иркутска (Ершовский водозабор), являющегося поясом ограничения решение об отказе в предоставлении ФИО1 в собственность бесплатно земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, участок соответствует закону.

Доводы административного истца, что рядом с испрашиваемым земельным участком имеются земельные участки, которые распределены и на которые установлено право собственности третьих лиц, суд признает несостоятельными, поскольку данное обстоятельство не возлагает на государственный орган обязанности предоставить земельный участок в данном месте в нарушение земельного законодательства.

По смыслу положений ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность административного ответчика по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) наступает тогда, когда административный истцом надлежащим образом подтверждены факты, на которые он ссылается как на основания своих требований, а также сведения о том, что решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца либо возникла реальная угроза их нарушения.

Само по себе право граждан на приобретение конкретного земельного участка не является безусловным, а зависит от законодательной возможности представления его в частную собственность.

Из содержания ст. 227 КАС РФ следует, что для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Отказ государственного органа основан на нормах права, вынесен в рамках предоставленных данному государственному органу полномочий, соблюден порядок его принятия, отказ соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения в связи с чем, совокупности обстоятельств, для признания обжалуемого отказа незаконным нет.

При указанных обстоятельствах правовых оснований, для удовлетворения административного иска нет.

Учитывая, что обжалуемый отказ Министерства имущественных отношений Иркутской области получен административным истцом ДД.ММ.ГГГГ, административный истец обратилась в суд с настоящим административным иском ДД.ММ.ГГГГ., суд полагает, что административным истцом предусмотренный ст.219 КАС РФ срок для обращения в суд не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования ФИО1 к Министерству имущественных отношений Иркутской области, Правительству Иркутской области о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, принятого от имени Правительства Иркутской области, об отказе в предоставлении ФИО1 в собственность бесплатно земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, участок , обязании Министерства имущественных отношений Иркутской области принять от имени Правительства Иркутской области Решение о предоставлении ФИО1 в собственность бесплатно земельного участка <данные изъяты> - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н. Исакова

Мотивированный текст решения изготовлен 28.04.2017г. Н.Н. Исакова