ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1026/20 от 26.06.2020 Фрунзенского районного суда г. Иванова (Ивановская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июня 2020 года <адрес>

Фрунзенский районный суд г. Иваново в составе:

председательствующего судьи: Каманиной Н.П.,

при секретаре: Корчагиной Я.П.,

с участием

представителя административного истца Соколовой И.Е.,

представителя административного ответчика УМВД России по Ивановской области – Григораш Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ибрагимова ФИО9 к Управлению Министерства внутренних дел России по Ивановской области, ОМВД России по Октябрьскому району г.Иваново, начальнику ОВМ ОМВД России по Октябрьскому району г.Иваново Петровой ФИО10 о признании незаконным отказа в принятии заявления и документов на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации

установил:

Ибрагимов З.Ч (далее – административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области (далее по тексту – УМВД России по Ивановской области), ОМВД России по Октябрьскому району г.Иваново, Начальнику ОВМ ОМВД России по Октябрьскому району г.Иваново Петровой ФИО11, в котором просит признать незаконным отказ в принятии заявления и документов на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации, обязать административного ответчика ОМВД России по Октябрьскому району г.Иваново принять у административного истца заявление и документы на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации для передачи их в УМВД для рассмотрения по существу, а также признать незаконным отказ УМВД России по Ивановской области в принятии, регистрации и рассмотрении по существу заявления и документов о выдаче разрешение на временное проживание в Российской Федерации.

В обоснование требований административный истец указал, что является гражданином Республики Узбекистан. В период с 20.12.2019 г. по 22.12.2019 г. через портал «Госуслуги» административный истец записался на прием в ОВМ ОМВД России по Октябрьскому району г.Иваново на 10.01.2020 г. в 10.45 для подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание в РФ (далее по тексту – РВП в РФ). 10.01.2020 г. в установленное время административный истец явился в ОВМ ОМВД по месту пребывания с заявлением о выдаче РВП в РФ, с приложением необходимых документов. Однако заявление и документы приняты не были по причине исчерпания квоты на выдачу РВП, утвержденной на 2020 г., о чем административному истцу было сообщено в письме начальника ОВМ ОМВД по Октябрьскому району г.Иваново Петровой Е.А. от 10.01.2020 г. №34/734. Данный отказ в приеме заявления на выдачу РВП без рассмотрения по существу административный истец полагает незаконным, поскольку в течение такого короткого периода времени, а именно одного рабочего дня – 9.01.2020 г., выдать 300 РВП невозможно. Изложенное послужило основанием для обращения административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением. Также административный истец просит взыскать с административных ответчиков судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Административный истец Ибрагимов З.Ч., уведомленный надлежащим образом о дате и месте судебного заседания, в судебном заседании не участвовал, обеспечил участие при рассмотрении дела уполномоченного представителя, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.

Представитель административного истца Соколова И.Е. в ходе судебного заседания административное исковое заявление поддержала, по доводам, указанным в административном исковом заявлении. В ходе судебного заседания также пояснила, что сам факт принятия от иностранных граждан заявлений в количестве установленной на 2020 г. квоты не свидетельствует о наличии у административного ответчика права отказать в приеме заявления на выдачу РВП у иных иностранных граждан, поскольку к данному моменту решение о выдаче по всем принятым заявлениям о выдаче РВП не принято. Пояснила также, что административный истец с заявлением о выдаче РВП в РФ непосредственно в УМВД России по Ивановской области не обращался, однако отказ в приеме заявления на выдачу РВП в РФ ОМВД России по Октябрьскому району г.Иваново расценивается административным истцом также как отказ УМВД России по Ивановской области в приеме, регистрации и рассмотрении по существу заявления и документов административного истца.

Административный ответчик начальник ОВМ ОМВД России по Октябрьскому району г.Иваново Петрова Е.А., представитель административного ответчика ОМВД России по октябрьскому району г.Иваново, уведомленные надлежащим образом о дате и месте судебного заседания, в судебном заседании не участвовали, направили в суд отзыв на административное исковое заявление, заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных административных ответчиков.

Из представленного в материалы дела отзыва на административное исковое заявление следует, что начальник ОВМ ОМВД России по Октябрьскому району г.Иваново полагает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, поскольку согласно ст.6 федерального закона №115-ФЗ от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в РФ» разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. В силу п.44 Приказа МВД России №891 от 27.11.2017 г. «Об утверждении административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в РФ, а также форм отметки и бланка документа о разрешении на временное проживание в РФ» одним из оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуг является исчерпание квоты на выдачу разрешения на временное проживание. 09.01.2020 г. в 18 часов 00 минут в ОВМ ОМВД России по Октябрьскому району г.Иваново поступило сообщение, подписанное заместителем начальника – начальником полиции УМВД России по Ивановской области Прониным В.А. №12/22 от 09.01.2020 г. о том, что квота на выдачу РВП в РФ, установленная распоряжением Правительства РФ №2793-р от 23.11.2019 г. «Об установлении квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства РВП в РФ на 2020 г.» для Ивановской области исчерпана в полном объеме, в связи с этим заявления и документы к рассмотрению не принимаются. Ибрагимов З.Ч. обратился 10.01.2020 г. в ОВМ ОМВД России по Октябрьскому району г.Иваново по вопросу оформления разрешения на временное проживание на территории РФ в пределах квоты, установленной на 2020 год. Руководствуясь положениями п.44.6 приказа МВД России №891 от 27.11.2017 г., выполняя указание начальника УМВД России по Ивановской области, Ибрагимову З.Ч. на устное обращение был дан письменный ответ 10.01.2020 г. за №34/734, где были даны соответствующие разъяснения, а также сообщено, что выдача иностранным гражданам РВП осуществляется в пределах ежегодно устанавливаемой Правительством РФ квоты. Изменения размера квоты Правилами не предусмотрено.

Представитель административного ответчика УМВД России по Ивановской области Григораш Н.В. в ходе судебного заседания также полагала административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, поскольку в силу положений ст.6 федерального закона №115-ФЗ от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в РФ», п.44.6 Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства РВП в РФ, а также форм отметки и бланка документа о разрешении на временное проживание в РФ, утвержденного приказом МВД России №891 от 27.11.2017 г., заявление и документы на выдачу разрешения на временное проживание не принимаются, если исчерпана квота на выдачу РВП. По состоянию на 18.00 часов 09 января 2020 г. принято к рассмотрению 300 заявлений на выдачу ВРП, таким образом квота на 2020 год исчерпана. Системный анализ положений Административного регламента, федерального закона №115-ФЗ свидетельствует о том, что в случае принятия более 300 заявлений на выдачу РВП в РФ, рассмотрев первые 300 и приняв по ним положительные решения, УМВД России по Ивановской области нарушит права иностранных граждан, которые подали заявления начиная с 301, так как оснований для отказа в выдаче разрешения на временное проживание после принятия заявления к рассмотрению по основанию исчерпания квоты законодательством не предусмотрено. Таким образом, отказ ОМВД России по Октябрьскому району г.Иваново в приеме заявления и документов на выдачу РВП в РФ в пределах квоты является законным и обоснованным, принятым уполномоченным органом, в компетенции которого находится рассмотрение данного вопроса. Более подробно позиция административного ответчика изложена в письменном отзыве на административное исковое заявление.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, материалы административного дела приходит к следующему.

В силу ст.13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 01.11.1950 года, каждый, чьи права и законные и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Согласно ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

В силу ч.4 ст.4 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации (далее также - иностранные лица) имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяет, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Частью 1 статьи 6 названного федерального закона установлено, что разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В силу ч.8 ст.6 федерального закона №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Сроки и последовательность административных процедур (действий) подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровне (в том числе подразделений по вопросам миграции отделов (отделений, пунктов) полиции территориальных органов МВД России на районном уровне), а также порядок взаимодействия подразделений по вопросам миграции с федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при предоставлении государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации определены Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также форм отметки и бланка документа о разрешении на временное проживание в Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России №891 от 27.11.2017 г. (далее – по тексту Административный регламент).

В силу п.20 Административного регламента непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровне.

Для получения разрешения иностранный гражданин подает в подразделение по вопросам миграции по месту предполагаемого проживания либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего проживания: 28.1. Заявление (приложение N 2 к Административному регламенту) в двух экземплярах; 28.2. Две личные фотографии, которые размещаются на заявлении по одной на каждом экземпляре, размером 35 x 45 мм в черно-белом или цветном исполнении с четким изображением лица анфас без головного убора; 28.3. Документ, удостоверяющий личность (п.28 Административного регламента).

Согласно п.44 Административного регламента заявление и документы к рассмотрению не принимаются если исчерпана квота на выдачу разрешений на временное проживание (п.44.6 Административного регламента).

Из материалов дела следует, что распоряжением Правительства РФ от 23.11.2019 N 2793-р «Об установлении квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации на 2020 год» для Ивановской области на 2020 год установлена квота на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации в количестве 300 штук.

В ходе судебного заседания установлено и не оспаривалось административными ответчиками в ходе рассмотрения настоящего административного искового заявления, что 10.01.2020 г. административный истец Ибрагимов З.Ч. обратился в ОВМ ОМВД России по Октябрьскому району г.Иваново с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации с приложением необходимых документов.

Как следует из материалов дела, показаний представителя административного истца, пояснений административных ответчиков, Ибрагимову З.Ч. было отказано в принятии заявления и документов на выдачу РВП в РФ в связи с исчерпанием установленной квоты на 2020 г.

Данное обстоятельство подтверждается также письмом начальника ОВМ ОМВД России по Октябрьскому району г.Иваново Петровой Е.А. №34/734 от 10.01.2020 г., в котором указано что по состоянию на 10.01.2020 г. квота на выдачу разрешений на временное проживание, установленная распоряжением Правительства РФ №27936-р от 23.11.2019 г. для Ивановской области, исчерпана в полном объеме. Также разъяснено, что выдача разрешений на временное проживание иностранным гражданам осуществляется в пределах ежегодно устанавливаемой Правительством РФ квоты. Изменение размера установленной квоты Правилами не предусмотрено.

Вместе с тем в ходе судебного заседания установлено и следует из материалов дела, что на момент обращения административного истца в ОВМ ОМВД России по Октябрьскому району г.Иваново с заявлением и необходимыми документами на выдачу РВП в РФ, а именно по состоянию на 10.01.2020 г., подразделениями по вопросам миграции УМВД России по Ивановской области было принято 300 заявлений иностранных граждан на выдачу РВП в РФ, однако решения о выдаче данным иностранным гражданам РВП в РФ на указанную дату принято не было.

Из материалов дела следует, что решения о выдаче иностранным гражданам РВП в РФ приняты были значительно позже обращения административного истца за оказанием государственной услуги по выдаче иностранному гражданину РВП в РФ.

В ходе судебного заседания представитель административного ответчика УМВД России по Ивановской области Григораш Н.В. данный факт не оспаривала, указав, что по состоянию на 10.01.2020 г. подразделениями по вопросам миграции УМВД России по Ивановской области в общем объеме был приняты 300 заявлений от иностранных граждан на выдачу РВП, в т.ч. с учетом ранее вынесенных судебных актов об обязании принять документы иностранных граждан на выдачу РВП в РФ, которым было отказано в приеме заявлений в 2019 г.

Вместе с тем доводы административных ответчиков, что при таких обстоятельствах по состоянию на 10.01.2020 г. установленная на 2020 год Правительством РФ для Ивановской области квота на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства РВП в РФ в размере 300 штук была исчерпана, суд полагает несостоятельным, поскольку исчерпание квоты соотносится с количеством принятых решений о выдаче РВП в РФ в рамках установленной квоты, а не с количеством принятых к рассмотрению заявлений иностранных граждан и лиц без гражданства о выдаче РВП в РФ.

Таким образом, поскольку в ходе судебного заседания установлено, что на момент обращения административного истца в ОМВ ОМВД России по Октябрьскому району г.Иваново установленная на 2020 г. для Ивановской области квота на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в РФ исчерпана не была, у начальника ОМВ ОМВД России по Ивановской области Петровой Е.А. отсутствовали правовые основания для отказа Ибрагимову З.Ч. в приеме заявления и документов на выдачу РВП в РФ.

В силу изложенного, административные исковые требования административного истца в части признания незаконным отказа начальника ОМВ ОМВД России по Октябрьскому району г.Иваново Петровой Е.А. в приеме заявления и документов на выдачу разрешения на временное проживание в РФ, совершенного 10.01.2020 г., суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В целях восстановления нарушенного права административного истца, руководствуясь ч.2 ст.227 КАС РФ, суд полагает необходимым обязать ОВМ ОМВД России по Октябрьскому району г.Иваново принять заявление и документы Ибрагимова З.Ч. на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации для рассмотрения по существу.

Вместе с тем суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований к УМВД России по Ивановской области о признании незаконным отказа УМВД России по Ивановской области в принятии, регистрации и рассмотрении по существу заявления и документов о выдаче разрешения на временное проживание в РФ, поскольку как следует из пояснений представителя административного истца Соколовой И.Е., административный истец непосредственно в УМВД России по Ивановской области с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в РФ не обращался.

Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Согласно ст.103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В силу изложенного, поскольку подлежат удовлетворению требований административного истца о признании незаконным отказа начальника ОМВ ОМВД России по Октябрьскому району г.Иваново Петровой Е.А. в принятии заявления и документов на выдачу разрешения на временное проживание в РФ, с ОМВД России по октябрьскому району г.Иваново в пользу Ибрагимова З.Ч. подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче административного искового заявления в размере 300 руб., факт оплаты которой подтверждается чек-ордером от 03.02.2020 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Ибрагимова ФИО12 к Управлению Министерства внутренних дел России по Ивановской области, ОМВД России по Октябрьскому району г.Иваново, начальнику ОВМ ОМВД России по Октябрьскому району г.Иваново Петровой ФИО13 о признании незаконным отказа в принятии заявления и документов на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации – удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ начальника ОВМ ОМВД России по Октябрьскому району г.Иваново Петровой Елены Александровны в принятии заявления и документов Ибрагимова ФИО14 на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

Обязать ОВМ ОМВД России по Октябрьскому району г.Иваново принять заявление и документы Ибрагимова ФИО15 на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации для рассмотрения по существу.

Взыскать с ОМВД России по Октябрьскому району г.Иваново в пользу Ибрагимова ФИО16 судебные расходы по оплате гос.пошлины в размере 300 рублей.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Ивановского областного суда через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья: Н.П. Каманина

Решение изготовлено в окончательной форме 03 июля 2020 года.