ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1026/21 от 27.09.2021 Железноводского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-1026/21

26RS0013-01-2020-002436-52

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 сентября 2021 года город Железноводск

Железноводский городской суд Ставропольского края РФ

в составе:

председательствующего судьи Никитюк А.Д.,

при секретаре судебного заседания Джоган В.Г.,

с участием:

представителя административного истца- адвоката ФИО6,

представителя административных ответчиков ГУ МВД России по СК и Отдела МВД России по <адрес>ФИО 1

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению

ФИО1 А.Ф.О.

к

Главному Управлению МВД России по Ставропольскому краю, ОМВД России по городу Железноводску, Межмуниципальному отделу МВД России «Баксанский» по Кабардино-Балкарской Республике,

о признании действий незаконными и возложении обязанности,

установил:

ФИО11 обратился в суд с административным иском к Главному Управлению Внутренних Дел по Ставропольскому краю, Отделу МВД России по городу Железноводску, Межмуниципальному отделу МВД России «Баксанский» по Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконным заключения б/н от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, признании незаконным заключения отделения по вопросам миграции Отдела МВД России по городу Железноводску Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности выдать ему паспорт гражданина Российской Федерации.

Свои требования истец мотивирует тем, что он родился ДД.ММ.ГГГГ в селе <адрес>. В 1999-2000 годах он вместе с родителями и младшим братом приехал на постоянное место жительства в город Железноводск, где они проживали на съёмных квартирах, с апреля 2013 года проживают по адресу: <адрес>, данная квартира принадлежит его матери на праве собственности.

ДД.ММ.ГГГГ он был документирован паспортом гражданина Российской Федерации серии выданным <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ он был документирован паспортом гражданина Российской Федерации , выданным <адрес>

Однако, заключением от ДД.ММ.ГГГГ Отделения по вопросам миграции ОМВД России по городу Железноводску установлено, что паспорт гражданина РФ серии , выданный <адрес> признан выданным в нарушение установленного порядка, в связи с чем, паспорт гражданина России , выданный ему ДД.ММ.ГГГГ ОУФМС России по <адрес> в городе Железноводске у него был изъят ДД.ММ.ГГГГ, в связи с его недействительностью.

В связи с указанием начальника ОМВД России по городу Железноводску о назначении проведения проверки обоснованности документирования его паспортом гражданина РФ была проведена проверка, в рамках которой было установлено, что согласно заключению служебной проверки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ б/н по факту документирования его паспортом гражданина РФ, паспорт гражданина РФ серии , выданный ДД.ММ.ГГГГ ОУФМС России по КБР в <адрес>, признан недействительным и подлежал изъятию. Из данного заключения следует, что по вопросу приобретения гражданства он в установленном порядке не обращался.

Однако, на момент документирования его паспортом гражданина Российской Федерации в 2010 году, действовала Инструкция о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 605 (зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 1400) (далее - Инструкция), которой было предусмотрено, что организацию и методическое руководство работой, связанной с выдачей и заменой паспортов, осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации через Паспортно-визовое Управление МВД России (в субъектах Российской Федерации - соответственно Министерства, главные Управления, Управления Внутренних Дел через паспортно-визовые подразделения) (пункт 10); начальники паспортно-визовых подразделений органов внутренних дел организуют работу по выдаче и замене паспортов гражданам, а также несут персональную ответственность за соблюдение законности и состояние работы в паспортно-визовых подразделениях (пункт 11). В силу пункта 13 упомянутой инструкции выдача и замена паспортов производится Органами внутренних дел по месту жительства граждан. В соответствии с пунктами 14.1, 14.4 названной инструкции, среди прочего, для получения паспорта гражданин должен представить заявление о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П, заполненное лично гражданином, обратившимся за получением паспорта, а также документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации (если требуется подтвердить гражданство лица, обратившегося за получением паспорта). В силу пункта 21 Инструкции, поступившие от граждан документы подлежали рассмотрению начальником паспортно-визового подразделения, а в случае отсутствия - заместителем или должностным лицом, исполняющим его обязанности (далее - руководитель), которые были обязаны проверить представленные документы. Особое внимание при этом было предписано обращать на полноту и правильность заполнения заявлений о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П, а также визуально определять подлинность документов, являющихся основанием для выдачи или замены паспорта. При выявлении в предъявленных документах признаков подделки руководителю рапортом следовало доложить об этом начальнику органа внутренних дел или его заместителю для проведения соответствующей проверки личности гражданина, обратившегося за получением паспорта.

После проверки представленных документов руководитель принимает решение о выдаче или замене паспорта, о чем делает соответствующую запись в заявлении о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П (пункт 23).

Учитывая тот факт, что ДД.ММ.ГГГГ он был документирован паспортом гражданина Российской Федерации, у проводивших проверку должностных лиц органов внутренних дел не имелось сомнений в наличии у него гражданства Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (далее - Положение), согласно пункту 51 которого при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.

Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части 7 статьи 4 и статьи 42 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации". При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд.

В данном запросе указываются: сведения о лице, в том числе его место жительства на ДД.ММ.ГГГГ и позднее (страна, город или иной населенный пункт); сведения о предъявленном лицом документе, удостоверяющем его личность (при наличии); основания направления запроса и его содержание. К запросу прилагаются документы (либо их копии) и материалы, имеющие отношение к делу.

В силу пункта 52 Положения после получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом. Лицу, у которого подтверждается наличие гражданства Российской Федерации, выдается соответствующий документ.

Согласно части 7 статьи 4 и статье 42 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства. При этом документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу названного Федерального закона.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что процедура выдачи или замены паспорта гражданина Российской Федерации, во всяком случае предполагает проведение уполномоченным органом государственной власти полной и всесторонней проверки документов, представленных заявителем, и, как следствие, установление наличия (отсутствия) правовых оснований для выдачи (отказа в выдаче) паспорта гражданина Российской Федерации. При этом осуществляя выдачу лицу паспорта гражданина Российской Федерации, уполномоченный орган тем самым подтверждает (удостоверяет) наличие у такого лица гражданства Российской Федерации.

При этом действующее законодательство в ряде случаев допускает возможность проверки обоснованности выдачи лицу уполномоченным органом документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации. Однако, такая проверка не предполагает произвольного вмешательства государства в осуществление права лица на уважение его личной и семейной жизни и направлена на защиту публичных интересов.

Вместе с тем, признание государством факта необоснованной выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, влечет для такого лица неблагоприятные правовые последствия, в том числе и в случае, если на основании указанного документа лицо в течение длительного периода времени осуществляло реализацию своих прав и обязанностей, в том числе вытекающих из правового статуса гражданина Российской Федерации.

В этой связи, с учетом конституционных принципов справедливости, а также стабильности и гарантированности прав граждан, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, решение о необоснованности выдачи лицу указанного выше документа может быть принято уполномоченным органом исключительно по результатам проведения комплекса проверочных мероприятий, в ходе которых будут установлены бесспорные факты, свидетельствующие о наличии неправомерных и (или) виновных действий со стороны заявителя и (или) со стороны должностных лиц уполномоченного органа. В случае, если такие факты не были установлены, указанное решение уполномоченного органа не может быть признано законным, обоснованным и оправданным. Допущенные органом при оформлении гражданства истца погрешности не должны приводить к переложению бремени доказывания законности оспариваемого заключения на него. Таким образом, нельзя признать правомерным оспариваемые им заключения только по причине отсутствия записей о приобретении им гражданства в информационных базах данных, которые могли быть утеряны по вине должностных лиц соответствующих государственных органов.

Поскольку копия заключения от ДД.ММ.ГГГГ им была получена ДД.ММ.ГГГГ, срок на его обжалование не пропущен.

На основании изложенного, административный истец просит суд: признать незаконным заключение б/н от ДД.ММ.ГГГГ УФМС России по КБР, признать незаконным заключение Отделения по вопросам миграции ОМВД России по городу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, возложить обязанность выдать ему паспорт гражданина Российской Федерации.

Административный истец ФИО5О. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с участием его представителя.

Представитель административного истца адвокат ФИО6 в судебном заседании поддержала исковые требования и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске, других оснований не имела.

Представитель административных ответчиков ГУ МВД России по СК и Отдела МВД России по <адрес>ФИО 1 в судебном заседании доводы административного иска полагала незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению на основании письменных возражений приобщенных к материалам административного дела.

Представитель Межмуниципального отдела МВД России «Баксанский» по Кабардино-Балкарской Республике в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

На основании положений ч.6 ст.226 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть административное исковое заявление в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом.

Исследовав материалы гражданского административного дела, оценив представленные сторонами доказательства с позиций статьи 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч.1 ст.13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О гражданстве Российской Федерации», в редакции, которая действовала на момент приобретения ФИО7 гражданства Российской Федерации, гражданами Российской Федерации признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории России на день вступления в силу настоящего закона (т.е. на ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно пунктам «а» - «в» статьи 18 Закона РФ , в порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином Российской Федерации; лица, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином Российской Федерации, но которые приобрели иное гражданство по рождению, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста; дети бывших граждан Российской Федерации, родившиеся после прекращения у родителей гражданства Российской Федерации, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста

В силу положений части 1 статьи 44 Закона N 1948-1 лицам, которые приобрели в установленном порядке гражданство Российской Федерации, органами внутренних дел Российской Федерации выдаются удостоверения личности гражданина Российской Федерации, а дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Российской Федерации - паспорта гражданина Российской Федерации.

В документах детей, не достигших 16 лет, делается запись об их принадлежности к гражданству Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 ФИО2 родился в селе <адрес> Грузинской ССР ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из его объяснений, имеющихся в материалах проверок, в 2000 году, будучи несовершеннолетним, он вместе с родителями приехал из Грузии на постоянное место жительства в <адрес> края, через год семья переехала в <адрес> края, с 2000 по 2010 год у него не было регистрации, с 2005 по 2007 год он работал на хлебозаводе в городе Железноводске, в 2010 году в КБР был документирован паспортом гражданина РФ, с ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрировался по адресу: <адрес>, в квартире, которая принадлежит его матери. В декабре 2015 года он обратился в ОУФМС по городу Железноводску с заявлением об утрате ранее выданного паспорта и ДД.ММ.ГГГГ был документирован паспортом гражданина Российской Федерации серии 0715 .

ДД.ММ.ГГГГ начальником <адрес> было принято решение о выдаче ФИО7О. паспорта гражданина Российской Федерации серии , на основании его свидетельства о рождении. Согласно записи, имеющейся в графе 8 формы 1П, ФИО7О. является гражданином РФ на основании ч.1 ст.13 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».

По справке, выданной администрацией <адрес>, ФИО7 зарегистрирован по ул. Ц/Усадьба с ДД.ММ.ГГГГ, это подтверждается и справкой отдела адресно-справочной работы

Отдел адресно-справочной работы УФМС России по КБР выдал справку о регистрации по месту жительства ФИО7 на основании адресного листка прибытия, представленного ОУФМС <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ истец был документирован паспортом гражданина Российской Федерации , выданным ОУФМС России по <адрес> в городе Железноводске, в связи с утратой ранее выданного паспорта гражданина Российской Федерации серии 8310 .

ДД.ММ.ГГГГ УФМС России по КБР была проведена проверка по вопросу приобретения ФИО7О. гражданства Российской Федерации.

В ходе проведенной проверки было установлено, что ФИО13 на ДД.ММ.ГГГГ на территории КБР не проживал (не пребывал), с заявлением о приеме в гражданство РФ не обращался, за установлением юридического факта проживания на ДД.ММ.ГГГГ на территории РФ также не обращался.

На основании данной информации и по результатам проведенной проверки УФМС России по КБР вынесено обжалуемое в рамках настоящего административного дела заключение б/н от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым установлен факт необоснованной выдачи административному истцу паспорта гражданина Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ серии , в связи с чем, данный паспорт был объявлен недействительным.

Указанные нарушения стали возможными вследствие слабого знания сотрудниками ОУФМС России по КБР в <адрес> требований нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность по выдаче паспорта гражданина Российской Федерации.

Между тем, ДД.ММ.ГГГГ, на основании заявления ФИО7О. об утрате паспорта, отделением УФМС России по городу Железноводску истец был вновь документирован паспортом гражданина Российской Федерации , на основании ранее признанного недействительным паспорта гражданина Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ серии .

Согласно обжалуемому в настоящем иске заключению , утвержденному начальником ГУ МВД России по СК ДД.ММ.ГГГГ, паспорт административного истца признан недействительным и подлежащим изъятию, в связи с тем, что основанием его выдачи послужил паспорт гражданина РФ серии , выданный ДД.ММ.ГГГГ ОУФМС России по КБР в <адрес>, признанный выданным в нарушение установленного порядка.

ДД.ММ.ГГГГ у ФИО7О. вышеуказанный паспорт, признанный недействительным, был изъят.

Однако, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1948-1 гражданами Российской Федерации являются лица, приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований его приобретения.

Документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются удостоверение личности гражданина Российской Федерации или паспорт гражданина Российской Федерации, а до их получения - свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство лица (статья 10 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1948-1).

На момент документирования административного истца ДД.ММ.ГГГГ паспортом гражданина Российской Федерации серии 8310 , действовала Инструкция о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденная приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) от ДД.ММ.ГГГГ N 605 (далее - Инструкция), в соответствии с которой организация и методическое руководство работой, связанной с выдачей и заменой паспортов, было возложено на МВД России через Паспортно-визовое управление МВД России (в субъектах Российской Федерации - соответственно министерства, главные управления, управления внутренних дел через паспортно-визовые подразделения) (пункт 10 Инструкции); на начальников паспортно-визовых подразделений органов внутренних дел возлагалась организация работы по выдаче и замене паспортов гражданам, а также возлагалась персональная ответственность за соблюдение законности и состояние работы в паспортно-визовых подразделениях (пункт 11 Инструкции).

В силу пункта 13 Инструкции выдача и замена паспортов производится органами внутренних дел по месту жительства граждан. В соответствии с пунктами 14.1, 14.4 Инструкции, среди прочего, для получения паспорта гражданин должен представить заявление о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П, заполненное лично гражданином, обратившимся за получением паспорта, а также документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации (если требуется подтвердить гражданство лица, обратившегося за получением паспорта).

Из содержания пункта 21 Инструкции следует, что поступившие от граждан документы подлежали рассмотрению начальником паспортно-визового подразделения, а в случае отсутствия - заместителем или должностным лицом, исполняющим его обязанности (далее - руководитель), которые были обязаны проверить представленные документы. Особое внимание при этом было предписано обращать на полноту и правильность заполнения заявлений о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П, а также визуально определять подлинность документов, являющихся основанием для выдачи или замены паспорта.

При выявлении в предъявленных документах признаков подделки руководителю рапортом следовало доложить об этом начальнику органа внутренних дел или его заместителю для проведения соответствующей проверки личности гражданина, обратившегося за получением паспорта.

После проверки представленных документов руководитель принимает решение о выдаче или замене паспорта, о чем делает соответствующую запись в заявлении о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П (пункт 23 Инструкции).

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что процедура выдачи или замены паспорта гражданина Российской Федерации, во всяком случае предполагает проведение уполномоченным органом государственной власти полной и всесторонней проверки документов, представленных заявителем, и, как следствие, установление наличия (отсутствия) правовых оснований для выдачи (отказа в выдаче) паспорта гражданина Российской Федерации.

При этом осуществляя выдачу лицу паспорта гражданина Российской Федерации, уполномоченный орган тем самым подтверждал (удостоверял) наличие у такого лица гражданства Российской Федерации.

Как указывалось выше, решение о выдаче ФИО1 А.Ф.О. паспорта гражданина Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ принимал начальник ПВО УВД по КБР, при этом, каких-либо указаний на признание данного решения в установленном порядке недействительным обжалуемое административным истцом заключение б/н <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не содержит.

Согласно пункту 51 действующего в настоящее время Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325 (далее - Положение), при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.

Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части 7 статьи 4 и статьи 42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации". При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд.

Факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР и (или) РСФСР при необходимости устанавливается на основании законодательных актов Российской Федерации, СССР, РСФСР и других республик, входивших в состав СССР, международных договоров Российской Федерации, СССР и (или) РСФСР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Пунктом 52 Положения предусмотрено, что после получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом.

Лицу, у которого подтверждается наличие гражданства Российской Федерации, выдается соответствующий документ.

Согласно п.53 Положения, решение по вопросам гражданства Российской Федерации отменяется в случае:

а) установления в судебном порядке факта использования заявителем подложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений, на основании которых принималось соответствующее решение, а именно:

документов, содержащих недостоверную информацию о заявителе, или заведомо ложных сведений о себе (фамилия, имя, отчество, дата, место рождения, гражданство либо отсутствие гражданства);

подложных документов о наличии установленных Федеральным законом оснований и соблюдении условий приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации либо заведомо ложных сведений об этом (при отсутствии таких оснований и несоблюдении таких условий);

подложных документов об отсутствии предусмотренных статьей 16 Федерального закона оснований отклонения заявлений о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации или предусмотренных статьей 20 Федерального закона оснований отказа в выходе из гражданства Российской Федерации либо заведомо ложных сведений об этом (при наличии таких оснований);

б) установления вступившим в законную силу приговором суда факта совершения заявителем хотя бы одного из преступлений (приготовления к преступлению или покушения на преступление), предусмотренных частью второй статьи 22 Федерального закона;

в) отказа заявителя от принесения Присяги.

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность проверки обоснованности выдачи лицу уполномоченным органом документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, в то же время, такая проверка не предполагает произвольного вмешательства государства в осуществление права лица на уважение его личной и семейной жизни и направлена на защиту публичных интересов.

Признание государством факта необоснованной выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, влечет для такого лица определенные (в ряде случаев неблагоприятные) правовые последствия, в том числе и в случае, если на основании указанного документа лицо в течение длительного периода времени осуществляло реализацию своих прав и обязанностей, в том числе вытекающих из правового статуса гражданина Российской Федерации.

В этой связи, с учетом конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, решение о необоснованности выдачи лицу указанного выше документа может быть принято уполномоченным органом исключительно по результатам проведения комплекса проверочных мероприятий, в ходе которых будут установлены бесспорные факты, свидетельствующие о наличии неправомерных и (или) виновных действий со стороны заявителя и (или) со стороны должностных лиц уполномоченного органа, в нарушение установленных требований допустивших возможность выдачи лицу паспорта гражданина Российской Федерации при отсутствии на то законных оснований (в том числе при отсутствии документа, свидетельствующего о принадлежности такого лица к гражданству Российской Федерации).

В случае, если такие факты не были установлены, указанное решение уполномоченного органа не может быть признано законным, обоснованным и оправданным.

Изложенное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой федеральный законодатель, определяя средства и способы защиты государственных интересов при регулировании прав и свобод человека и гражданина, должен использовать лишь те из них, которые исключают возможность несоразмерного ограничения соответствующих прав и свобод, и исходить из того, что публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции РФ, оправдывают правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату и, не будучи чрезмерными, необходимы и строго обусловлены этими публичными интересами (Постановления от 20 декабря 1995 года N 17-П, от 14 ноября 2005 года N 10-П, от 26 декабря 2005 года N 14-П, от 16 июля 2008 года N 9-П).

Кроме того, в Постановлении от 16 мая 1996 года N 12-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Конституция Российской Федерации и международно-правовые акты, формулируя запрет произвольного лишения гражданства или права изменить свое гражданство, исходят из того, что в сфере любых правоотношений, включая связанные с гражданством, личность выступает не как объект государственной деятельности, а как полноправный субъект, что обязывает государство обеспечивать при реализации права на гражданство уважение достоинства личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации).

Как следует из позиции Европейского Суда по правам человека, изложенной в Постановлении от 12 июня 2018 года по делу "А. и Д. против Российской Федерации", изъятие выданного ранее в установленном порядке внутреннего паспорта в связи с отсутствием регистрационных записей о том, что лицу когда-либо предоставлялось гражданство Российской Федерации, свидетельствует о небрежном отношении властей к процедуре предоставления гражданства, выражающемся в отсутствии четких процедур и единых баз данных. Данные обстоятельства приводят к вмешательству в частную жизнь и нарушению статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в городе Риме 4 ноября 1950 года.

Из материалов дела видно, что у органа, выдавшего ДД.ММ.ГГГГФИО7О. паспорт гражданина Российской Федерации, после проведения соответствующей проверки отсутствовали сомнения относительно наличия у него гражданства Российской Федерации, приобретенного в порядке ч.1 ст.13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1948-1.

Возможные допущенные органом при оформлении гражданства административного истца погрешности не должны приводить к переложению бремени доказывания законности принятого решения о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации на ФИО7О.

Более того, отсутствие в настоящее время сведений о приобретении административным истцом гражданства Российской Федерации, не свидетельствует о том, что истец совершил противоправные действия для приобретения гражданства Российской Федерации.

В оспариваемом заключении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ наличие таких действий со стороны административного истца не установлено.

После документирования ФИО7О. паспортом гражданина Российской Федерации уполномоченные органы государственной власти неоднократно совершали действия, подтверждающие принадлежность административного истца к гражданству Российской Федерации, посредством выдачи ему ДД.ММ.ГГГГ паспорта гражданина Российской Федерации серии , в связи с утратой ранее выданного паспорта, удостоверяющего его личность, на основании которых истец осуществлял реализацию своих прав и обязанностей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, на протяжении длительного периода времени (в том числе и после составления заключения от ДД.ММ.ГГГГ) у органов государственной власти не было каких-либо сомнений относительно наличия у административного истца гражданства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах нельзя признать законными обжалуемые заявителем заключения служебных проверок.

Как следует из искового заявления, о существовании обжалуемых заключений служебных проверок истцу стало известно ДД.ММ.ГГГГ, с административным иском в суд истец обратился ДД.ММ.ГГГГ.

Доказательств обратного ответчиками суду не представлено.

Заключение б/н от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, как и заключение Отделения по вопросам миграции ОМВД России по городу Железноводску Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца не направлялись, сведений об ознакомлении с данными заключениями служебных проверок ФИО7О. материалы проверок не содержат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177, 218, 219 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 ФИО2 к Главному Управлению МВД России по Ставропольскому краю, ОМВД России по городу Железноводску, Межмуниципальному отделу МВД России «Баксанский» МВД по Кабардино-Балкарской республике, удовлетворить.

Признать незаконным заключение б/н от ДД.ММ.ГГГГ УФМС России по КБР от ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным заключение Отделения по вопросам миграции ОМВД России по городу Железноводску Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ, возложить на ГУ МВД России по Ставропольскому краю обязанность выдать ФИО15 паспорт гражданина Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Железноводский городской суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Председательствующий,

судья Никитюк А.Д.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.