ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1027/20 от 17.06.2021 Хасанского районного суда (Приморский край)

25RS0030-01-2020-002002-90

Дело № 2а-198/2021

Мотивированное решение изготовлено 17.06.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Хасанский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Воробьева В.А.,

при секретаре Трегубенко Т.В.,

с участием:

пом. прокурора Хасанского района Мевша Е.О.,

представителя административного ответчика Лепехиной В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску заместителя прокурора Хасанского района в защиту прав муниципального образования и неопределенного круга лиц к администрации Хасанского муниципального района Приморского края о возложении обязанности,

установил:

заместитель прокурора Хасанского района обратился в суд с уточненным административным иском к администрации Зарубинского городского поселения о возложении обязанности. В обосновании требований указывает, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований земельного законодательства, в ходе которой установлено, что в силу положений ч. 24 ст. 8 ФЗ № 119 в случае, если с двадцатью или более гражданами заключены договоры безвозмездного пользования земельными участками, которые являются смежными и (или) компактно расположенными и находятся в границах населенного пункта или на расстоянии не более двадцати километров от населенного пункта, органы государственной власти, органы местного самоуправления оказывают содействие обустройству территории, в границах которой расположены такие земельные участки, посредством строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.

На территории Безверховского сельского поселения расположено 1 массив компактно расположенных земельных участков. Прокуратурой района 10.03.2020 года вносилось представление об устранении нарушений закона, в том числе касающееся непринятия администрацией района мер по оказанию гражданам содействия, предусмотренного ч. 24 ст. 8 ФЗ № 119. Однако фактически мер на исполнение указанных выше требований закона администрацией не принималось. В данном случае в результате бездействия администрации нарушены права муниципального образования на пополнение доходной части бюджета, что влечёт неэффективную реализацию полномочий органов местного самоуправления, при данном бездействии невозможно достичь целей реализации ФЗ № 119, освоение земельных участков без инфраструктуры будет являться затруднительным или невозможным. Указанное повлечёт несоблюдение принципа учёта земли как средства производства, что не позволит неопределённому кругу лиц осуществлять необходимую хозяйственную деятельность, в том числе путём аренды (субаренды) земельных участков в пользу неопределённого круга лиц.

Просит: обязать администрацию Хасанского муниципального района в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу обустроить территорию, в границах которой расположены земельные участки с кадастровыми номерами , которые являются смежными и (или) компактно расположенными и находятся в границах Зарубинского городского поселения, посредством строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.

В судебном заседании помощник прокурора уточнённые требование поддержал, ссылаясь на изложенные в административном иске обстоятельства, указав, что единственным ответчиком по данному делу должна являться именно администрация Хасанского муниципального района Приморского края, которая в будущем сможет обратиться в суд за рассрочкой исполнения решения суда, либо в Правительство Приморского края за дополнительным финансированием.

Представитель административного ответчика Лепехина В.А. в судебном заседании с иском не согласилась, предоставила письменный отзыв в соответствии с которым, обращаясь в суд с рассматриваемым иском, прокурор указал, что его обращение направлено на защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Вместе с тем, с доводами прокурора о том, что иск подан в интересах неопределенного круга лиц, нельзя согласиться в связи со следующим.

Основным квалифицирующим признаком неопределенного круга лиц является невозможность индивидуализировать (определить) лиц, чьи права и интересы затронуты или могут быть затронуты рассматриваемыми действиями в определенный момент.

Круг лиц является неопределенным, если отсутствует возможность индивидуализировать (определить), привлечь в качестве истцов и разрешить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

В данном случае указанные выше обстоятельства отсутствуют, поскольку круг лиц, права которых могут нарушаться указанным прокурором бездействием ответчика при разрешении данного дела определен - указанными лицами являются граждане, заключившие договоры безвозмездного пользования земельными участками.

Фактически прокурором заявлены исковые требования в интересах арендаторов земельных участков, при этом отсутствуют предусмотренные ч.1 ст. 39 КАС основания

В материалах дела отсутствует информация о том, что арендаторы земельных участков обращались в прокуратуру по вопросу обращения в суд в их интересах с данным исковым заявлением.

В ч. 24 статьи 8 Федерального закона 01.05.2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ № 119) установлено, что содействие обустройству территории, в границах которой расположены компактно расположенные земельные участки, осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления.

Администрация полагает, что обязанность по оказанию содействия в обустройстве территории должна осуществляться совместно с органами государственной власти регионального и федерального уровней.

Содействие - это деятельное участие в чьих-либо интересах с целью помочь, облегчить выполнение задачи.

В содействии должно выступать несколько сторон - тот, кто его оказывает и тот, в чью пользу оно осуществляется. Из формулировки ч. 24 статьи 8 ФЗ № 119 неясно, в каком порядке, объеме, за какой период данное содействие должно быть произведено, а также какая сторона должна заявить о необходимости такого содействия.

В Администрацию не поступали заявления от граждан по вопросам оказания в содействии строительства конкретных объектов коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур.

Кроме того, как уже было указано ранее, в месте компактного расположения земельных участков не все граждане выбрали вид или виды разрешенного использования земельного участка.

Администрация полагает, что исковые требования заявлены истом преждевременно.

Согласно Пленуму Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», решение должно быть исполнимым, а именно: п. 11 указано, что - решение суда является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.

В случае удовлетворения судом исковых требований прокуратуры, на Администрацию будет возложена обязанность - оказать содействие обустройству территории, в границах которой расположены компактно расположенные земельные участки.

Вместе с тем, как показывает анализ всей финансово-хозяйственной деятельности администрации Хасанского муниципального района, в целях решения вопросов местного значения, закрепленных статьей 15 Федерального закона № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131), муниципальному району не хватает имеющихся в его распоряжении материально-финансовых ресурсов.

При возложении на Администрацию обязанности по исковому требованию прокуратуры, на строительство объектов коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур будут направлены значительные материально-финансовые ресурсы, что повлечет за собой невозможность исполнения иных полномочий, прямо возложенных на Администрацию Федеральным законом № 131.

Выслушав стороны, изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Вопросы местного значения муниципального района определены статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно статье 1 Федерального закона от 01.05.2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», указанный Закон регулирует отношения, связанные с предоставлением земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия), Забайкальского края, Камчатского края, Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Магаданской области, Сахалинской области, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа, гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, являющимся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, совместно переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.

Согласно подпункту 9 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданину в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В силу положений ч. 24 ст. 8 ФЗ № 119 в случае, если с двадцатью или более гражданами заключены договоры безвозмездного пользования земельными участками, которые являются смежными и (или) компактно расположенными и находятся в границах населенного пункта или на расстоянии не более двадцати километров от населенного пункта, органы государственной власти, органы местного самоуправления оказывают содействие обустройству территории, в границах которой расположены такие земельные участки, посредством строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований земельного законодательства, в ходе которой установлено, что в силу положений ч. 24 ст. 8 ФЗ № 119, в случае, если с двадцатью или более гражданами заключены договоры безвозмездного пользования земельными участками, которые являются смежными и (или) компактно расположенными и находятся в границах населенного пункта или на расстоянии не более двадцати километров от населенного пункта, органы государственной власти, органы местного самоуправления оказывают содействие обустройству территории, в границах которой расположены такие земельные участки, посредством строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.

На территории Безверховского сельского поселения расположено 1 массив компактно расположенных земельных участков. Прокуратурой района 10.03.2020 года вносилось представление об устранении нарушений закона, в том числе касающееся непринятия администрацией района мер по оказанию гражданам содействия, предусмотренного ч. 24 ст. 8 ФЗ № 119. Однако фактически мер на исполнение указанных выше требований закона администрацией не принималось.

Административный истец также ссылается, что в результате бездействия администрации нарушены права муниципального образования на пополнение доходной части бюджета, что влечёт неэффективную реализацию полномочий органов местного самоуправления, при данном бездействии невозможно достичь целей реализации ФЗ № 119, освоение земельных участков без инфраструктуры будет являться затруднительным или невозможным. Указанное повлечёт несоблюдение принципа учёта земли как средства производства, что не позволит неопределённому кругу лиц осуществлять необходимую хозяйственную деятельность, в том числе путём аренды (субаренды) земельных участков в пользу неопределённого круга лиц.

На основании ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действия (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует нормативному правовому акту.

В силу положений ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Между тем материалы дела не содержат относимых и допустимых доказательств, того, что все земельные участки указанные заместителем прокурора Хасанского района в уточненном административном исковом заявлении, предоставленные гражданам в аренду на основании Закона № 119-ФЗ, являются смежными и (или) компактно-расположенными, каких-либо схем, позволяющих установить расстояние между спорными земельными участками, а также то, что они находятся в границах Безверховского сельского или на расстоянии не более двадцати километров от него, не представлено.

Кроме того, административным истцом в обоснование своих доводов не представлено доказательств того, что лица из числа заключивших договоры аренды спорных земельных участков обращались в Хасанского муниципального района Приморского края, администрацию Безверховского сельского поселения, либо в прокуратуру Хасанского района по вопросу оказания содействия в строительстве объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.

Обращаясь в суд с рассматриваемым иском, прокурор указал, что его обращение направлено на защиту прав, в том числе неопределенного круга лиц и интересов муниципального образования.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

С доводами прокурора о том, что иск подан в интересах неопределенного круга лиц согласиться нельзя в связи со следующим.

Основным квалифицирующим признаком неопределенного круга лиц является невозможность индивидуализировать (определить) лиц, чьи права и интересы затронуты или могут быть затронуты рассматриваемыми действиями в определенный момент.

Круг лиц является неопределенным, если отсутствует возможность индивидуализировать (определить), привлечь в качестве истцов и разрешить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

В данном случае указанные выше обстоятельства отсутствуют, поскольку круг лиц, права которых могут нарушатся указанным прокурором бездействием ответчика при разрешении данного дела определен – указанными лицами являются граждане, заключившие договоры безвозмездного пользования земельными участками.

Никто из лиц, которым были предоставлены спорные земельные участки к прокурору по вопросу обращения в суд в его интересах с данным иском не обращался.

В силу требований статьи 16 КАС РФ об обязательности судебных актов, статьи 187 КАС РФ об исполнении решения суда и разъяснений пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении» решение суда должно быть исполнимым.

Согласно ответа на обращения Администрации Хасанского муниципального района Приморского края Минвостокразвития России от 29.03.2021 года при подготовке акта Правительства Российской Федерации «Об утверждении Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года» Минвостокразвития России направило запрос в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа по наполняемости разделов Национальной программы, предусматривающая в том числе актуализацию информации о мероприятиях, планируемых к осуществлению в части обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, предоставленных в рамках реализации программы «Дальневосточный гектар». Правительством Приморского края была представлена соответствующая информация в Минвостокразвития России. Национальная программа, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р. В раздел 2 Национальной программы включен подраздел «Развитие программы «Дальневосточный гектар» в соответствии с которым, в целях дальнейшего развития программы будет реализовано, начиная с 2025 года, строительство 25 объектов транспортно-энергетической инфраструктуры, в том числе 1 объект транспортной инфраструктуры в Хасанском районе (строительство автомобильной дороги IV категории, протяженностью 13 км).

Частью 24 статьи 8 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если с двадцатью или более гражданами заключены договоры безвозмездного пользования земельными участками, которые являются смежными и (или) компактно расположенными и находятся в границах населенного пункта или на расстоянии не более двадцати километров от населенного пункта, органы государственной власти, органы местного самоуправления оказывают содействие обустройству территории, в границах которой расположены такие земельные участки, посредством строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур. Кроме того, разделом 4 Государственной программой Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 308 предусмотрено софинансирование из федерального бюджета мероприятия по созданию объектов инфраструктуры. Также, решение по участию конкретного муниципального района в реализации Национальной программы принимает высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится данный муниципальный район в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 06 октября 2003 года № 131 – ФЗ. В связи с чем, целесообразно обратиться по вопросу содействия обустройству территории, в границах которой расположены земельные участки, в Правительство Приморского края.

В ответ на обращение администрации Хасанского муниципального района Приморского края Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края 14.04.2021 года указало, что в плане реализации первого этапа (2020-2024 годы) Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 (прилагается) органы местного самоуправления Приморского края, включая администрацию Хасанского муниципального района, не являются исполнителями включенных в него мероприятий.

Вместе с тем Национальной программой установлены социальные показатели и мероприятия (раздел V), в достижении которых задействованы и органы местного самоуправления Приморского края.

Изменения в распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.09.2020 № 2464-р, предусматривающие исполнение администрацией Хасанского муниципального района мероприятий в рамках Национальной программы, могут быть внесены при наличии соответствующего обращения в Правительство Приморского края с обоснованием вносимых изменений.

План реализации первого этапа (2020-2024 годы) Национальной программы ежегодно актуализируется Минвостокразвития России на основе заявок высших органов исполнительной власти субъектов Дальневосточного федерального округа.

Следующий срок актуализации - июнь 2021 года (раздел VI плана реализации первого этапа (2020-2024 годы) Национальной программы).

В соответствии с п. 24 ст. 8 в случае, если с двадцатью или более гражданами заключены договоры безвозмездного пользования земельными участками, которые являются смежными и (или) компактно расположенными и находятся в границах населенного пункта или на расстоянии не более двадцати километров от населенного пункта, органы государственной власти, органы местного самоуправления оказывают содействие обустройству территории, в границах которой расположены такие земельные участки, посредством строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по созданию условий и обеспечению граждан коммунальной, транспортной, социальной инфраструктурой, а также разработка документов территориального планирования и градостроительного зонирования, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

В рамках подготовки предложений в Национальную программу развития Дальнего Востока до 2025 и на перспективу до 2035 года по направлению «Дальневосточный гектар» (далее - Программа), в том числе в части финансирования размещения объектов инфраструктуры, министерством проведен анализ территорий Приморского края, на которых компактно расположены земельные участки и проведена работа с муниципальными образованиями Приморского края по данному направлению.

В ходе реализации Закона о Дальневосточном гектаре на территории Приморского края сложилось 49 мест компактного расположения земельных участков. Все участки расположены в основном в границах населенных пунктов, либо в непосредственной близости от них.

Особенно востребованными территориями являются территории Ханкайского (4), Хасанского (7), Надеждинского (13) и Шкотовского (7) муниципальных районов.

По итогам анализа, совместно с администрациями Ханкайского, Хасанского, Надеждинского и Шкотовского муниципальных районов подготовлены и направлены предложения с учетом лимитов, планируемых Минвостокразвития России для включения в Программу.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2020 № 2464-р «Об утверждении Национальной программы социально- экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года» предусмотрено начиная с 2025 года строительство на территории Приморского края объектов инфраструктуры для 4 населенных пунктов, сформированных на основе земельных участков, полученных гражданами по программе «Дальневосточный гектар».

Аналогичные сведения содержатся и ответе Автономной некоммерческой организации «Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике» от 25.03.2021 года.

Исходя из изложенного, административный истец необоснованно просит возложить обязанность по обустройству спорных земельных участков посредством строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур только на администрацию Хасанского муниципального района Приморского, при этом, не принимая во внимание «Национальную программу социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года», возможность вступления в нее административного ответчика, а также требования ч. 24 ст. 8 № 119-ФЗ, согласно которым, содействие по обустройству территории оказывают и органы государственной власти.

Кроме того, в требованиях административного истца также не содержится ссылок на то, какими именно объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры необходимо обустроить спорные земельные участки, также как и не обоснован испрашиваемый заместителем прокурора срок для исполнения требований.

Принимая во внимание характер спора, доказательства, представленные сторонами, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных административным истцом требований и отсутствия правовых оснований для удовлетворения иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление заместителя прокурора Хасанского района в защиту прав муниципального образования и неопределенного круга лиц к администрации Хасанского муниципального района Приморского края о возложении обязанности – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Хасанский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в мотивированном виде.

Судья В.А. Воробьев