50RS0014-01-2020-001565-72
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 ноября 2020 года
Ивантеевский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи: ГУРКИНА С.Н.
при секретаре: Овсепян А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1027/2020 по административному иску кадастрового инженера Н., Л. об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о приостановлении осуществления кадастрового учета, обязании осуществить государственный кадастровый учет,
У С Т А Н О В И Л :
Кадастровый инженер Н. и Л. обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения о приостановлении осуществления кадастрового учета и обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности Л. на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>А, общей площадью 240 кв.м, в том числе жилой площадью 126 кв.м, количество этажей – 2, в том числе подземных – 1, с координатами на местности. В обосновании требований указали, что Л. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № на основании договора дарения земельного участка от 07.06.1995, что подтверждается свидетельством о право собственности на землю № 7024 от 11.03.1996. Впоследствии право собственности было зарегистрировано в Росреестре, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 15.04.2020. В 1995 году Л. построил на принадлежащем ему земельном участке жилой дом. БТИ был выдан технический паспорт на жилой дом, общей площадью 290,4 кв.м., в том числе жилой площадь 126 кв.м., а также выдана Справка БТИ №5523 от 11.10.1995 о принадлежности указанного жилого дома Л. Административный истец всегда считал, что его право собственности на дом зарегистрировано в действующим на тот период времени порядке, в БТИ, и его права на дом признаются юридически действительными, как и право на земельный участок, ссылаясь на Справку БТИ от 11.10.1995. В соответствии с ч.4 ст.69 Закона о госрегистрации недвижимости ранее учтенный объект недвижимости - это тот объект, который учтен до 01.03.2008 либо он не был учтен, однако права на него зарегистрированы, не прекращены и он имеет условный номер. Согласно данной норме права жилой дом административного истца является ранее учтенным объектом недвижимого имущества, т.к. учтен БТИ до 01.03.2008, право собственности зарегистрировано БТИ. Внесение сведений в ЕГРН о ранее учтенных объектах недвижимости осуществляется в порядке, установленном ч.5 ст. 69 Закона о госрегистрации недвижимости, путем подачи заявления по общей форме, предусмотренной для кадастрового учета и государственной регистрации прав. С указанной целью Л. обратился к кадастровому инженеру Н. для подготовки технического плана дома в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О кадастровой деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.09.2019). Кадастровым инженером Н. был подготовлен технический план на ранее учтенный объект недвижимости - жилой дом, который был предъявлен в Ивантеевский отдел УФСГРКК по МО вместе с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности от 03.08.2020 № КУВД-001/2020-10453440. 20.08.2020 административным ответчиком принято решение № КУВД-001/2020-10453440/1 о приостановлении осуществления кадастрового учета и госрегистрации прав (далее – Решение). Регистратором принято решение о приостановлении в связи с тем, что к техническому плану не приложены декларация, уведомление застройщика о планируемом строительстве объекта ИЖС, уведомление о соответствии планируемого объекта ИЖС установленным параметрам, а также уведомления об окончании строительства, выданное уполномоченным органом со ссылкой на ч. 11.1. ст. 24, п.1.2. ст. 19 Закона о регистрации недвижимости № 218-ФЗ от 13.07.2015. Указанный Закон вступил в силу с 01.01.2017 и согласно части 5 ст. 72 Закона применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу. Представление вышеуказанных уведомлений предусмотрено изменениями к Закону, вступившим в силу 03.08.2018. Регистратором не принято во внимание, что указанные нормативные акты не применяются к возникшим правоотношениям, и, соответственно указанные уведомления не требуются предоставлять, т.к. на постановку на кадастровый учет и регистрацию права собственности подан ранее учтенный объект недвижимого имущества. Жилой дом является ранее учтенным объектом недвижимого имущества, учтен БТИ до 01.03.2008, что подтверждается техническим паспортом Мытищинского БТИ по состоянию на 27.09.1995. Согласно указанному техническому паспорту он составлен на жилой дом (объект индивидуального жилищного строительства), расположенный по адресу: <адрес>А, инвентарный №, 1995 года постройки, общей площадью 290,4 кв.м, в том числе жилой площадью 126 кв.м, состоящий из 2-х этажей, с подвалом, дата обследования дома 27.09.1995, наименование учетного органа: ГБУ Московской области «МОБТИ». Регистрация права собственности подтверждается приложенной к заявлению оригинальной Справкой Межрайонного бюро технической инвентаризации (Мытищинским БТИ) от 11.10.1995 № 5523, в соответствии с которой домовладение по адресу: <адрес> принадлежит гр. Л.
В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности ФИО1 доводы административного иска полностью поддержала, указав, что считает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета и отказ в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости незаконными. Просила требования удовлетворить по изложенным в административном иске основаниям.
Административный ответчик представитель УФСГРКиК по МО по доверенности ФИО2 в судебном заседании административный иск не признала, пояснив, что решение от 20.08.2020 № КУВД-001/2020-10453440/1 о приостановлении осуществления кадастрового учета и госрегистрации прав принято законно и обоснованно, поскольку заявителем не соблюдена форма обращения.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Материалами дела установлено, что административному истцу Л. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:12:0102108:48 на основании договора дарения земельного участка от 07.06.1995г., что подтверждается свидетельством о право собственности на землю № 7024 от 11.03.1996г., впоследствии право собственности было зарегистрировано в Росреестре, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 15.04.2020г.
В 1995 году Л. построил на принадлежащем ему земельном участке жилой дом. БТИ был выдан технический паспорт на жилой дом, общей площадью 290,4 кв.м, в том числе жилой площадь 126 кв.м, а также выдана Справка БТИ №5523 от 11.10.1995г. о принадлежности указанного жилого дома Л.
В соответствии с ч. 4 ст.69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2020) (далее по тексту Федеральный Закон) технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Таким образом, ранее учтенными объектами недвижимости считаются объекты, которые учтены до 01.03.2008 либо который не был учтен, однако права на него зарегистрированы, не прекращены и он имеет условный номер.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что жилой дом Л., расположенный по адресу: <адрес>А, является ранее учтенным объектом недвижимого имущества, так как учтен органами БТИ до 01.03.2008, право собственности также зарегистрировано БТИ.
Внесение сведений в ЕГРН о ранее учтенных объектах недвижимости осуществляется в порядке, установленном ч.5 ст. 69 Федерального Закона путем подачи заявления по общей форме, предусмотренной для кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Из материалов дела следует, что Л. обратился к кадастровому инженеру Н. для подготовки технического плана дома в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О кадастровой деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.09.2019).
Кадастровым инженером Н. подготовлен технический план на ранее учтенный объект недвижимости - жилой дом, который предъявлен в Ивантеевский отдел УФСГРКК по МО вместе с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности от 03.08.2020г. № КУВД-001/2020-10453440.
20.08.2020 УФСГРКК по МО принято решение № КУВД-001/2020-10453440/1 о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее – Решение).
Основанием к приостановлению послужило то, что к техническому плану не приложены: декларация, уведомление застройщика о планируемом строительстве объекта ИЖС, уведомление о соответствии планируемого объекта ИЖС установленным параметрам, а также уведомления об окончании строительства, выданное уполномоченным органом со ссылкой на ч. 11.1 ст. 24, п.1.2 ст. 19 Федерального Закона.
Из пояснений представителя административного ответчика в судебном заседании следует, что решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав принято на том основании, что Л. в своем заявлении не указал, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>А является ранее учтенным объектом недвижимого имущества, поэтому государственный регистратор исходи из того, что это вновь созданный объект недвижимости и поэтому приостановили государственную регистрацию в связи с отсутствием документов, которые необходимо представить в соответствии с требованиями ч. 11.1 ст. 24, п.1.2 ст. 19 Федерального Закона.
Таким образом, решение от 20.08.2020 № КУВД-001/2020-10453440/1 о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>А, является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Вместе с тем, суд учитывает следующее обстоятельство.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О государственной регистрации недвижимости" вступил в силу с 01.01.2017 и согласно части 5 ст. 72 Федерального Закона его положения применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу. Представление вышеуказанных уведомлений предусмотрено изменениями к Федеральному Закону, вступившим в законную силу 03.08.2018.
Судом установлено, что жилой дом является ранее учтенным объектом недвижимого имущества, который учтен в делах БТИ до 01.03.2008, что подтверждается техническим паспортом БТИ, составленным по состоянию на 27.09.1995, выданным Мытищинским БТИ, согласно которому он был составлен на жилой дом (объект индивидуального жилищного строительства), расположенный по адресу: <адрес>А, инвентарный №, 1995 года постройки, общей площадью 290,4 кв.м., в том числе жилой площадью 126 кв.м., состоящий из 2-х этажей, с подвалом, дата обследования дома 27.09.1995 года, наименование учетного органа: ГБУ Московской области «МОБТИ».
В соответствии с ч. 1.ст. 69 Федерального Закона права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Согласно ч. 9 ст. 69 Федерального Закона сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости по правилам, предусмотренным настоящей статьей для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
В силу ч. 4 ст. 69 Федерального закона технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством РФ порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признаются юридически действительными, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
Согласно ч. 5 ст. 69 указанного Федерального закона в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании: имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости; документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав; документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
Таким образом, для включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте как о ранее учтенном необходимо наличие документов или копий документов, заверенных в порядке, установленном федеральным законом и подтверждающих то, что такой объект был ранее учтен и (или) документов, устанавливающих или подтверждающих право на него.
Указанный документ о регистрации права собственности на жилой дом в оригинале представлен заявителем как административному ответчику, что подтверждается описью принятых документов от 03.08.2020, так и в суд. Также в составе технического плана представлена декларация.
Согласно п. "г" § 1 Инструкции о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, утвержденной приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 21 февраля 1968 г. N 83, в целях учета принадлежности строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР бюро технической инвентаризации исполнительных комитетов местных Советов депутатов трудящихся ведут по установленным формам реестры и производят регистрацию строений, в том числе, жилых домов, принадлежащих гражданам на праве личной собственности.
Таким образом, спорное недвижимое имущество учтено и зарегистрировано в бюро технической инвентаризации в соответствии с ранее действовавшим законодательством. Право собственности заявителя на объект недвижимого имущества возникло до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Таким образом, заявителем был представлен в адрес регистрирующего органа исчерпывающий перечень документов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации и необходимый для проведения испрашиваемых заявителем регистрационных действий.
Следовательно, суд считает, что решение о фактическом отказе в регистрации права собственности на объект на ранее учтенный объект недвижимости нарушает права Л., создает ему препятствия в пользовании и эксплуатации жилого дома.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что имеются основания для обязания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственный кадастровый учет и регистрацию прав собственности Л. на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>А, общей площадью 240 кв.м, в том числе жилой площадью 126 кв.м, количество этажей – 2, в том числе подземных – 1, с координатами местоположения, представленными административным истцом.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска кадастрового инженера Н., Л. об оспаривании решения от 20.08.2020 № КУВД-001/2020-10453440/1 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав отказать.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственный кадастровый учет и регистрацию прав собственности Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>А, общей площадью 240 кв.м, в том числе жилой площадью 126 кв.м, количество этажей – 2, в том числе подземных – 1, с координатами местоположения:
Номера характерных точек контура | X | Y |
1 | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Московский областной суд через Ивантеевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
СУДЬЯ: ГУРКИН С.Н.
Мотивированное решение
изготовлено 03.12.2020