Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Зеленокумск 11 января 2018 года
Советский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего: Швец Л.Н.,
с участием:
административного истца: ФИО1,
представителя административного ответчика – администрации Советского городского округа Ставропольского края: ФИО3, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенной главой округа ФИО6,
заинтересованного лица: ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к административному ответчику -администрации Советского городского округа Ставропольского края о признании незаконными действий по разрешению захоронения ФИО19, уменьшению размера земельного участка, предоставленного ей для захоронения родителей, уничтожения имущества,
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 произвела погребение матери – ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на общественном кладбище «Дормаш» <адрес>, согласовав место захоронения № с соответствующими службами городской администрации.
Она же ДД.ММ.ГГГГ произвела погребение отца - ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в этом же месте (в одну могилу), согласовав с соответствующими службами городской администрации его захоронение на другом общественном кладбище – «Элеватор».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 произвела захоронение своего отца - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, получив в соответствующей службе городской администрации разрешение на отвод земельного участка для размещения захоронения и удостоверение о регистрации захоронения № на муниципальном общественном кладбище «Дормаш» в квартале №, секторе №, в могиле №.
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к администрации города, в котором просит признать ее действия по предоставлению разрешения на захоронении ФИО2 незаконными, нарушающими ее права на земельный участок для родственного захоронения. При этом она указала, что административным ответчиком нарушены требования пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ (в ред. от 19.12.2016 года) «О погребении и похоронном деле», пунктов 6.1, 6.4, 6.11 Положения об организации похоронного дела в муниципальном образовании г. Зеленокумск.
В судебном заседании ФИО1 поддержала административный иск и просила его удовлетворить. При этом она пояснила, что захоронение ФИО2 должно быть произведено согласно заявлению ФИО4 рядом с родственниками <данные изъяты>, тогда как фактически его погребли рядом с могилой ее родителей, которым он родственником не является. Кладбище «Дормаш» закрыто и на нем захоронения запрещены. В связи с захоронением ФИО2 она лишилась земельного участка для собственного захоронения рядом с близкими родственниками – родителями. По закону ей полагается 7,5 кв. м земли для родственного захоронения, в результате незаконных действий администрации, она лишилась этого земельного участка. Возле могилы ее родителей стояли стол и лавочка, 6 металлических столбиков, которые были демонтированы при захоронении ФИО2, потом установлен новый стол, но он ей не нужен, поскольку это не ее стол. Она настаивает на эксгумации ФИО2 и освобождении земельного участка от его могилы.
Представитель административного ответчика – администрации Советского городского округа Ставропольского края, ФИО3, требований ФИО1 не признала, пояснив, что захоронение ФИО2 произведено его дочерью ФИО4 в установленном Законом и Положением порядке, права ФИО1 этим захоронением не нарушены. Для определения места захоронения ФИО2 осуществлялся выезд на кладбище. На расстоянии 1 м от могилы родителей ФИО1 установлены стол и лавка, которые надмогильным сооружением не являются и выходят за пределы захоронения. Между могилой ФИО2 и могилой родителей ФИО1 имеется расстояние 1,65 м, что позволяет произвести родственное захоронение. Расстояние между могилами по Положению должно составлять 0,5 м, между рядами могил -1 м. Общественное кладбище «Дормаш» не закрыто, на нем происходят захоронения постоянно, о чем суду предоставлены статистические данные.
Заинтересованное лицо ФИО4 исковых требований ФИО1 не признала и пояснила, что в указанном месте находятся их родственные захоронения. В двухтысячных годах ФИО1 погребла своих родителей среди их родственных могил, не являясь их родственницей. Отец ухаживал за могилами родственников и за участком, где хотел быть погребенным. У него не было своих родственников, но родители и брат матери были для него единственными близкими родственниками, рядом с ними он просил быть погребенным. Она выполнила волю отца. При подготовке могилы столик и лавка ФИО1 мешали работникам, они их выкопали. Спустя несколько дней столик похитили, они заказали новый столик и установили его и прежнюю лавку на тоже место. Захоронением ее отца – ФИО2 права ФИО1 не нарушены. Она категорически против эксгумации останков отца и никогда этого не допустит.
Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд пришел к выводу, что в удовлетворении административного иска ФИО1 следует отказать.
При этом суд исходил из следующего.
Часть 1 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ (в ред. от 19.12.2016 года) «О погребении и похоронном деле» (далее Федерального закона № 8 - ФЗ) под местами погребения понимает отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 8 - ФЗ супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируются выдача документов, необходимых для погребения умершего.
На основании пункта 5 статьи 16 Федерального закона № 8 - ФЗ размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях кладбищ, за исключением военного мемориального, для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.
Согласно статье 18 названного Федерального закона № 8 - ФЗ, общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 статьи 16 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 21 Федерального закона № 8 - ФЗ, гражданам Российской Федерации могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Положениями пункта 22 части 1 статьи 14 Федерального закона РФ № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления», организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения.
В соответствии с положениями части 2 статьи 25 Федерального закона № 8 - ФЗ, организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Обязанность по созданию специализированных служб по вопросам похоронного дела возложена на органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
В силу требований статьи 29 указанного Федерального закона № 8 - ФЗ, органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов в целях реализации своих полномочий в данной сфере создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
В соответствии с пунктом 2.1.15 Национального стандарта ГОСТ Р 53107-2008 «Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.12.2008 г. № 516-ст (действовавшем в период возникновения правоотношений) лицом, ответственным за место захоронения является лицо, взявшее на себя обязательство обеспечивать надлежащее содержание места захоронения и постоянный уход за ним; документом, содержащим сведения о захоронении и лице, ответственном за место захоронения, и подтверждающим его право дальнейшего использования места захоронения, признается удостоверение о захоронении. Под правом дальнейшего использования места захоронения подразумевается принятие решений о последующих погребениях, перезахоронениях, установке намогильных сооружений и т.д.
Протоколом Госстроя РФ № 01-НС-22/1 от 25.12.2001 года взамен «Инструкции о порядке похорон и содержания кладбищ в Российской Федерации», утвержденной Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 12.01.1979 года № 25, рекомендованы «МДК 11-01.2002 Рекомендации о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации» (далее Рекомендации).
Пунктом 2 Рекомендаций о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2002, принятых протоколом НТС Госстроя РФ от 25.12.2001 г. № 01-НС-22/1, определено, что родственная могила – могила, в которой уже захоронен родственник умершего;
семейные (родовые) захоронения – участки земли на общественных кладбищах, предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации или субъектов Российской Федерации для семейных (родовых) захоронений.
В соответствии с пунктом 4.4 Рекомендаций о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2002, рекомендованных протоколом НТС Госстроя РФ от 25.12.2001 г. № 01-НС-22/1, погребение рядом с умершими при наличии на этом месте свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга оговаривается в волеизъявлении умершего.
Часть 1, 3 статьи 5 Федерального закона № 8 - ФЗ предусматривает, что волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти (далее - волеизъявление умершего) - пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими. В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Пунктом 4.11 Рекомендаций о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2002, принятых протоколом НТС Госстроя РФ от 25.12.2001 г. № 01-НС-22/1, определено, что лицу, осуществляющему погребение, предоставляется право быть ответственным за могилу, нишу, иное место захоронения останков или праха с выдачей соответствующего удостоверения. Данное право включает в себя возможность быть в дальнейшем похороненным в этой могиле как в родственной, а также разрешать через установленный нормативными документами период времени захоронение в эту же могилу родственников или близких умершего. Ответственное лицо может передать по своему заявлению право ответственности за могилу иному лицу, готовому принять на себя такую ответственность в порядке, установленном органами местного самоуправления или региональными (территориальными) органами исполнительной власти. Ответственное за могилу лицо обязано поддерживать чистоту и порядок на месте захоронения, проводить своевременно ремонт надмогильных сооружений и уход за могилой.
Согласно сведений, предоставленных АМО <адрес>, захоронение на территории МО производятся на 5 общественных кладбищах, в том числе, на кладбище «Дормаш», которое закрытым, как утверждает истец, не является.
Судом установлено, что решением Совета депутатов МО г. Зеленокумск Советского района Ставропольского края № 635 от 25.02.2010 года утверждены Правила организации ритуальных услуг, содержания и работы муниципальных общественных кладбищ на территории МО г. Зеленокумск.
Решением Совета депутатов МО г. Зеленокумск Советского района Ставропольского края № 601 от 16.02.2015 года эти Правила организации ритуальных услуг, содержания и работы муниципальных общественных кладбищ на территории МО г. Зеленокумск и последующие изменения в них, признаны утратившими силу и принято Положение об организации похоронного дела, содержания мест погребения и кладбищ на территории МО г. Зеленокумск (далее Положение).
Кладбища являются муниципальной собственностью МО г. Зеленокумск (подп. 1.3 пункта 1 Положения).
Для оформления документов на погребение умершего, лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, обращается в специализированную службу с заявлением по форме, утвержденной администрацией, и предоставляет документ, удостоверяющий его личность, медицинскую справку о смерти или свидетельство о смерти, выданное органом записи актов гражданского состояния (подп. 5.1 пункта 5 Положения).
После получения документов, указанных в подп. 5.1 пункта 5 Положения, специализированная служба оформляет и выдает лицу, ответственному за место захоронения, удостоверение о регистрации захоронения. Все записи о последующих проведенных захоронениях в удостоверении о регистрации захоронения производятся специализированной службой (подп. 5.2 пункта 5 Положения).
Участки земли для создания семейных (родовых) захоронений на общественных кладбищах МО г. Зеленокумск предоставляются в соответствии с законодательством РФ и законодательством Ставропольского края. На территории Ставропольского края это регулируются законом Ставропольского края от 08.06.2015 года № 62-кз «О некоторых вопросах погребения и похоронного дела в Ставропольском крае».
ФИО4 и ФИО1 на общественном кладбище «Дормаш» семейных (родовых) захоронений не имеют. ФИО1 имеет обычное захоронение без оформления каких-либо правомочий в отношении земельного участка.
В соответствии с подп. 6.2 пункта 6 Положения на каждого умершего предоставляется бесплатно земельный участок размером 7,5 кв.м (2,5 х 3м), что гарантирует погребение на этом участке земли умершего супруга или близкого родственника.
Для индивидуального (одиночного) захоронения предоставляется бесплатно участок земли размером 5 кв.м. (2,5 х 2 м), для урн с прахом 0,64 кв.м (0,8 х 0,8 м).
На 3-6 могил земельный участок предоставляется не более 15 кв.м.
В соответствии с частью 2 статьи 47 Федерального закона РФ № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления» муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Положение об организации похоронного дела, содержания мест погребения и кладбищ на территории МО г. Зеленокумск официально опубликовано 18.02.2015 года и с указанного времени вступило в силу. Поэтому положения о размере земельного участка, предоставляемого бесплатно для каждого умершего, распространяется в отношении захоронений, осуществленных после вступления его в силу.
Подп. 6.4 пункта 6 Положения предусматривает возможность погребения в пределах ограды родственной могилы, на которую размеры, указанные в подп. 6.2 пункта 6 Положения не распространяются.
Заинтересованным лицом ФИО4 при захоронении отца ФИО2 и администрацией МО г. Зеленокумск соблюдены требования приведенного выше Положения об индивидуальном захоронении: ФИО4 подано заявление в специализированную службу МО, администрацией выданы разрешение на отвод земельного участка для размещения захоронения и удостоверение о регистрации захоронения № на муниципальном общественном кладбище «Дормаш» в квартале №, секторе №, в могиле №. Заявления о захоронении отца в пределах ограды родственной могилы ею не подавалось, разрешения и удостоверения такого вида, не выдавалось.
Захоронение родителей ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ годах произведено до принятия городской администрацией нормативного документа, регламентирующего организацию похоронного дела, содержания мест погребения и кладбищ на территории муниципального образования и установления размера земельного участка, предоставляемого для родственного или индивидуального захоронения и осуществлялось в сооотвествии с Федеральным законом № 8 -ФЗ.
Предоставление бесплатно земельного участка конкретного размера на каждого умершего в соответствии с Федеральным законом № 8 –ФЗ и Положением носит заявительный характер. Только в результате волеизъявления лица, ответственного за место захоронения, можно судить о том, индивидуальное или родственное захоронение имеет место в каждом конкретном случае.
Истцом не предоставлено доказательств, подтверждающих выделение ей земельного участка для организации семейного (родового) захоронения в соответствии со статьей 21 Федерального закона «О погребении и похоронном деле». Договор о семейном (родовом) захоронении не заключался. О родственном захоронении в специализированную службу администрации МО ФИО1 не заявляла, поэтому отнести захоронение ее родителей к родственному, а не индивидуальному, на 2017 год не представлялось возможным. Желание воспользоваться правом дальнейшего использования места захоронения родителей ФИО1 в установленном Федеральным законом № 8 - ФЗ порядке не оформляла. В связи с этим ее утверждения о выделении и принадлежности ей под захоронением родителей земельного участка размером 7,5 кв.м и незаконном его уменьшении по вине администрации МО по ширине на 2 м, не обоснованны. Претендуя на родственное захоронение, ФИО1 имела возможность об этом заявить администрации города как в ДД.ММ.ГГГГ годах, при осуществлении захоронения родителей, так и в последующем, в том числе, после 2010 года, когда размеры земельных участков для погребения были установлены местным нормативным актом и составляли 5 кв. м, но этого не сделала.
Таким образом, административный истец ФИО1 не является собственником или иным законным владельцем земельного участка, на котором захоронен ФИО2, поэтому не вправе оспаривать законность его захоронения или требовать перезахоронения.
Суд приходит к выводу о том, что организацией похорон ФИО2 ФИО4 занималась в соответствии со статьей 5 Федерального закона № 8 - ФЗ, и как близкий родственник имела право на определение места захоронения покойного рядом с ранее захороненными близкими родственниками семьи. Погребения близких родственников в ином месте кладбища «Дормаш» семья ФИО15 не имеет. Данное решение соответствует требованиям Федерального закона № 8 - ФЗ, Рекомендациям о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2002, принятых протоколом НТС Госстроя РФ от 25.12. 2001 года № 01-НС-22/1 и Положению, утвержденному Советом депутатов МО г. Зеленокумск № 601 от 16.02.2015 года.
Действующее законодательство не предусматривает получение разрешения (согласия) лицом, занимающимся организацией погребения, на захоронение умершего в родственное захоронение, кроме как у администрации кладбища.
Из акта обследования захоронений, выполненного специализированной службой МО, расстояние от могилы родителей ФИО1 до могилы ФИО2 составляет 1,65 м, осуществление еще одного захоронения рядом с могилой родителей истца с соблюдением санитарных и экологических норм возможно. Это обстоятельство подтверждено представителем административного ответчика и доказательствами, исследованными судом, что позволяет сделать однозначный вывод о том, что право ФИО1 на захоронение в пределах ограды родственной могилы не нарушено.
ФИО4 на родственное захоронение рядом с могилой своего отца документов не получала, что позволяет ФИО1 претендовать на определенную часть земельного участка, обратившись к ответчику в установленном законом порядке с соответствующим заявлением.
Доводам административного истца ФИО1 о том, что воля ФИО2 о погребении в конкретном месте не была зафиксирована письменно, а значит, не соответствует закону и, что фактическое место его захоронения не является родственным, судом также дана правовая оценка, в соответствии с которой они признаны необоснованными. В соответствии с части 1 статьи. 7 Федерального закона № 8 - ФЗ на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.
Судом установлено, что лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение ФИО2, является его родная дочь -ФИО4, которая пояснила, что место погребения отца было определено с учетом его волеизъявления, рядом с близкими родственниками, по разрешению специализированной службы МО, на свободном участке земли. Родственные отношения ФИО2 с близкими родственниками его жены, наличие других родственных захоронений ФИО4 подтверждены соответствующими копиями свидетельств о регистрации рождения, брака и смерти, свидетельскими показаниями, фототаблицами.
В судебном заседании допрошены свидетели:
ФИО10, который пояснил, что он является начальником участка по погребению <адрес><адрес>». С заявлением о погребении ФИО2 в участок обратилась дочь умершего. Он совместно с родственниками умершего выехал на кладбище «Дормаш». Ему показали место захоронения близких родственников ФИО2, там оказалось свободное место, достаточное для захоронения. Инженер по качеству ФИО5 выдала разрешение на отвод земельного участка для погребения ФИО2 Он выписал на имя дочери (ФИО4) удостоверение о регистрации захоронения. Размер стандартной могилы составляет 0, 80 х 0, 60 м. От соседней могилы расстояние должно составлять 0,5 м, независимо от того родственная она или нет. Расстояние между могилами ФИО2 и родителями ФИО1 позволяет произвести еще одно захоронение.
ФИО11, которая пояснила, что умерший ФИО2 – ее супруг. Он родом из Сибири, в <адрес> он имел родственников только по ее линии. Был всегда близок с ними. К ее родителям относился, как к своим. Любил ее брата. Муж хотел быть похороненным рядом с ними. Он постоянно ухаживал за их могилами и за земельным участком, на котором сказал, чтобы его похоронили. Участок был свободен. Он находится рядом с могилами близких родственников. В этом месте их родственные захоронения, которые производятся с 60-х годов прошлого столетия. В ДД.ММ.ГГГГ годах в центре их захоронений ФИО1 погребла своих родителей. Они не стали спорить с этим, поскольку захоронение уже состоялось и не следовало беспокоить их останки. Когда готовили погребение мужа, работникам, копавшим могилу, мешали стол и лавочка, установленные ФИО1 Они выкопали их. Спустя несколько дней обнаружилось, что стол украли. Дети заказали такой же новый стол, установили его и лавочку на прежнее место.
ФИО12, который пояснил, что является родным внуком ФИО2 Незадолго до смерти дед сказал ему, что уходит из жизни и просит похоронить его рядом с родственниками <данные изъяты>, в месте их родового захоронения. Дед ухаживал за участком, на котором хотел быть погребенным.Стол и лавку, установленные у соседней могилы, работники ритуальной службы выкопали, так как он мешал бросать землю. Они не обнаружили стол, когда хотели поставить его на место, заказали новый и установили вместе с лавкой на прежнее место.
ФИО13, который пояснил, что работает предпринимателем в области ритуальных услуг. Он копает могилы, ставит надгробья, оградки, столы и лавки с ДД.ММ.ГГГГ года. Могилы они должна копать на расстоянии 0,5 м друг от друга, 1 м должен быть между рядами могил. Стандартная могила имеет размер 0, 80 х 0, 40 м, глубина могилы - 1,5 м, стандартный гроб имеет размер 0,68 х 0,40 м. Он копал могилу ФИО2 и они выкопали соседние стол и лавку, потому что они мешали бросать землю. Позже он узнал, что стол украли. Сейчас у могилы родителей ФИО1 стоит стол и лавка. Между могилой ФИО2 и могилой родителей ФИО1 свободно может поместиться еще одно захоронение и даже два.
В соответствии со статьей 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пунктом 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
Давая юридическую оценку исследованным доказательствам, суд пришел к выводу, что доводы ФИО1 о нарушении требований закона при захоронении ФИО2 основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства, в связи с чем, они не подлежат удовлетворению.
Перезахоронение тел (останков) умерших и их эксгумация допускается в случаях и порядке, установленных действующим законодательством РФ (подп. 6.17 пункта 6 Положения).
По смыслу статьи 4 указанного Федерального закона № 8 - ФЗ после того, как останки или прах захоронены, перенос их с одного места захоронения в другое в принципе не разрешается, перезахоронение допускается в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
Таким образом, перенос захоронения допускается при наличии причин, указанных в законе, а также по решению органов власти. Поскольку на наличие особых причин для перезахоронения ФИО1 не ссылается, само по себе захоронение ФИО2 рядом с родственниками истца прав истца не нарушает, не нарушает волеизъявления умерших, то оснований для произвольного перезахоронения останков ФИО2 с места захоронения не имеется. ФИО1 является неправомочным для таких требований лицом.
Ее же требования к муниципальному образованию по поводу уничтожения имущества в виде стола и 6 металлических столбиков неправомерны, поскольку виновные действия по его уничтожению административным ответчиком не совершались. Родственниками ФИО2 у могилы родителей ФИО1 установлен новый стол, вместо похищенного. При несогласии со способом возмещения ущерба ФИО1 вправе разрешить данный вопрос в порядке гражданского судопроизводства, предъявив иск к надлежащему ответчику. Доказательств уничтожения 6 металлических столбиков суду стороной не представлены. За виновные действия иных лиц административный ответчик нести ответственность не должен.
К такому выводу суд пришел по настоящему делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
ФИО1 в удовлетворении административного иска к административному ответчику администрации Советского городского округа Ставропольского края о признании незаконными действий по разрешению захоронения ФИО2, уменьшению размера земельного участка, предоставленного ей для захоронения родителей, уничтожения имущества, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято 16 января 2018 года.
Председательствующий: Швец Л.Н.
КОПИЯ: