ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1027/2021 от 06.05.2021 Металлургического районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2а-1027/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 мая 2021 года г.Челябинск

Металлургический районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Жилиной Н.С.,

при секретаре Спиридоновой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску АННПОО «Уральский медицинский колледж» о признании незаконным Представления прокурора Металлургического района г. Челябинска об устранении нарушений законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и привлечении к дисциплинарной ответственности,

установил:

Административный истец АННПОО «Уральский медицинский колледж» (далее по тексту – Колледж) обратился в суд с административным иском, с учетом их уточнения, к Прокурору Металлургического района г. Челябинска Д.П.В. и просит признать Представление, вынесенное Прокурором района старшим советником юстиции Прокуратуры Металлургического района г. Челябинска Д.П.В. директору АННПОО «Уральский медицинский колледж» об устранении нарушений законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних от 20.01.2021г. привлечение к дисциплинарной ответственности незаконным, отменить.

В обосновании административного иска указал, что Прокурором района страшим советником юстиции Прокуратуры Металлургического района г. Челябинска Д.П.В. было вынесено Представление директору АННПОО «Уральский медицинский колледж» об устранении нарушений законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних от 20.01.2021г. и привлечение к дисциплинарной ответственности которым нарушает права и законные интересы Колледжа в сфере некоммерческой деятельности.

В соответствии со ст. 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации протокольным определением суда от хх.хх.хх к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена ....

Представитель административного истца АННПОО «Уральский медицинский колледж» - К.И.И., действующая по доверенности (л.д.72-73), в судебном заседании административный иск, с учетом их уточнения, поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении. Также указала, что в оспариваемом Представлении указано: «Установлено, что обучающаяся АННПОО «Уральский медицинский колледж» В.К.А., проживающая на территории Металлургического района, совершила преступление, предусмотренное п. г. 4 ст. 228 Уголовного кодекса Российской Федерации ( преступление совершено в июле 2020)». Согласно Справки из Металлургического районного суда г. Челябинска Исх.-к от 29.10.2020г. В.К.А. осуждена приговором Металлургического районного суда г. Челябинска от хх.хх.хх по ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 4 ст.228.1 УК РФ. Таким образом, в Представлении Прокурора неверно установлены фактические обстоятельства. Согласно п.3 ст. 22 Федерального закона от хх.хх.ххг. «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, в том числе, вносит представление об устранении нарушений закона. В Представлении от 20.01.2021г. не установлен факт нарушения законодательства о профилактике безопасности и правонарушений несовершеннолетних. Кроме того, не указана норма закона, которую нарушило должностное лицо АННПОО «Уральский медицинский колледж», а перечислены обязанности образовательной организации.

Представитель административного ответчика Прокуратуры Металлургического района г. Челябинска - заместитель прокурора Металлургического района г. Челябинска С.Р.Д., в судебном заседании административные исковые требования, с учетом их уточнения, не признала в полном объеме, просила в их удовлетворении отказать. Также обращает внимание на то, что в оспариваемом Представлении прокурор района указывает на ненадлежащую профилактическую работу с обучающимися, о чем свидетельствует совершение преступления несовершеннолетней обучающейся В.К.А. Кроме того, прокурором предложено добровольно рассмотреть вопрос о принятии меры к их устранению и недопущению в дальнейшем. Поскольку любое нарушение допускается по вине каких-либо лиц, в представлении вполне обоснованно предложено решить вопрос о привлечении их к дисциплинарной ответственности. Привлечении к дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя. В случае, если работодатель согласится с выводами прокурора и накажет в дисциплинарном порядке виновных лиц, то в подтверждении этого прокурор предлагает представить одновременно с ответом на Представление и копию приказа о наказании. Если же работодатель не согласен с тем, что его работники допустили нарушения закона или соглашается с выявленными нарушениями, но не желает привлекать их к ответственности, то заставить его это сделать прокурор не вправе.

Представитель административного ответчика Прокуратуры Челябинской области - заместитель прокурора Металлургического района г. Челябинска С.Р.Д., действующая по доверенности (л.д.98), в судебном заседании административные исковые требования, с учетом их уточнения, не признала в полном объеме, просила в их удовлетворении отказать.

Заслушав пояснения представителей административного истца, административных ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

На основании ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п.3 ст. 22 Федерального закона от хх.хх.хх N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона: освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов; опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносит представление об устранении нарушений закона.

Как следует из материалов дела, Прокуратурой Металлургического района г. Челябинска на постоянной основе осуществляется мониторинг состояния преступности среди несовершеннолетних и проверка исполнения законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений образовательными учреждениями, что сторонами не оспаривалось.

Прокурором Металлургического района г.Челябинска старшим советником юстиции Д.П.В. 20.01.2021г. вынесено Представление об устранении нарушений законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений и несовершеннолетних (л.д.13-15).

В силу требований ст. 1 Федерального закона от хх.хх.хх N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;

семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

В силу ч.1 ст. 2 Федерального закона от хх.хх.хх N 120-ФЗ основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

Согласно ст. 4 Федерального закона от хх.хх.хх N 120-ФЗ в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее - органы, осуществляющие управление в сфере образования), органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

Образовательная организация АННПОО «Уральский медицинский колледж» не входит в число органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, что подтверждается УСТАВом (л.д.17-35).

Согласно п.2 ст. 14 Федерального закона от хх.хх.хх N 120-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность:

1) оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;

2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;

3) выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;

4) обеспечивают организацию в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

5) осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Руководители и педагогические работники органов, осуществляющих управление в сфере образования, и образовательных организаций пользуются правами, предусмотренными п.3 ст. 12 Федерального закона от хх.хх.хх N 120-ФЗ (п. 4 ст. 14 Закона): в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами; запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц.

Согласно Плану воспитательной работы АННПОО «Уральский медицинский колледж» воспитательная работа в колледже строится в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта, Концепции духовного нравственного развития и воспитания личности гражданина России и на основании: закона «Об образовании» в Российской Федерации; Конституции Российской Федерации ( ст.ст. 1, 10, 15, 17, 19, 32, 43,50,51,52); Семейного кодекса РФ, Устава АННПОО «Уральский медицинский колледж» (л.д.38-46), что также подтверждается перечнем мероприятий, направленных на профилактику правонарушений среди несовершеннолетних, проведенных в АННПОО «Уральский медицинский колледж» в 2019-2020г. (л.д.47-49).

Согласно справке от 29.10.2020г. В.К.А., хх.хх.хх, уроженка ..., осуждена приговором Металлургического районного суда ... от хх.хх.хх по ч.3 ст. 30, п. «г» ч.4 ст. 228.1 УК РФ к лишению свободы на срок 2 года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима (л.д.36,99-102).

В.К.А. обучалась в АННПОО «Уральский медицинский колледж» с хх.хх.хх по хх.хх.хх по специальности хх.хх.хх «Сестринское дело» (л.д.59).

Представлением об устранении нарушений законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних от хх.хх.хх... требует безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять меры, направленные на устранение нарушений законодательства, а также причин и условий, им способствующих, провести дополнительные мероприятия, направленные на противодействие наркопотребление. Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности заведующего АННПОО «Уральский медицинский колледж» допустившего вышеуказанные нарушения законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений.

В силу ст. 6 Федерального закона от хх.хх.хх N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Согласно ст. 24 Федерального закона от хх.хх.хх N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от хх.хх.хх N 84-О, само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд. При рассмотрении в судебном порядке дела об оспаривании представления прокурора прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований.

В силу ч.2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Так как нашел подтверждение факт проведения колледжем работ по профилактике безнадзорности и правонарушений, что подтверждается планами, графиками, фотографиями, а привлечение к дисциплинарной ответственности является исключительным правом работодателя, то Представление нельзя признать законным и обоснованным.

Доводы прокурора о том, что оспариваемое Представление не нарушает прав административного ответчика не могут быть приняты судом во внимание, поскольку Представление прокурора возлагает на АННПОО «Уральский медицинский колледж» обязанность устранить нарушения Закона, вывод о наличии которых является незаконным.

Оценивая собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования АННПОО «Уральский медицинский колледж» о признании незаконным Представления прокурора Металлургического района г. Челябинска об устранении нарушений законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и привлечении к дисциплинарной ответственности являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

руководствуясь статьями 45-46, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ,

РЕШИЛ:

Признать Представление вынесенное прокурором Металлургического района г. Челябинска Д.П.В. «Об устранении нарушений законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности директора АННПОО «Уральский медицинский колледж» О.О.Н. от хх.хх.хх незаконным, отменить.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.С.Жилина

Мотивированное решение изготовлено 14 мая 2021 года.