дело № 2а-10288/2019
УИД 23RS0040-01-2019-011628-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 октября 2019 года город Краснодар
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи Кожевникова В.В.
при секретаре Лейко М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Кухарева С. С. к заместителю прокурора Центрального административного округа г. Краснодара Шаблов А.В. о признании незаконным бездействия прокурора,
УСТАНОВИЛ:
Кухарев С.С. обратился в суд к заместителю прокурора ЦАО г. Краснодара Шаблов А.В. с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействие заместителя прокурора ЦАО г. Краснодара Шаблов А.В. при рассмотрении обращения Кухарева С.С. о привлечении заместителя прокурора ЦАО г. Краснодара Шаблов А.В. к дисциплинарной ответственности, поданного через интернет-приемную прокуратуры Краснодарского края 25.05.2019, и обязании ответчика устранить допущенные нарушения.
Требования мотивированы тем, что 25.05.2019 через интернет-приемную прокуратуры Краснодарского края административным истцом было подано заявление о признании незаконными действий заместителя прокурора ЦАО г. Краснодара Шаблов А.В., и привлечении его к дисциплинарной ответственности, что подтверждается распечаткой автоматически сформированного ответа о принятии его обращения (вместе с текстом обращения), направленного истцу с электронной почты прокуратуры <данные изъяты>
08.07. 2019 из прокуратуры ЦАО г. Краснодара на электронную почту Кухарева С.С. пришел ответ по результатам рассмотрения указанного заявления, согласно которого обращение 17.06.2019 было рассмотрено заместителем прокурора округа Шаблов А.В., действия которого Кухарев С.С. обжаловал.
В соответствии с п. «б» ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
Согласно части 3 указанного Федерального закона, письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 указанного Федерального закона.
Аналогичные положения содержатся и в Федеральном законе от 17.01.1992 №2202- 1 «О прокуратуре Российской Федерации», определяющем деятельность органов прокуратуры РФ. А именно, частью 5 статьи 10 приведенного закона указано, что запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.
Как следует из п. 3.7 Приказа Генпрокуратуры России от 30.01.2013 №45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» запрещается направление обращения на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
В таких случаях, согласно п. 3.4 указанного приказа, обращение, разрешение которого не входит в компетенцию данной прокуратуры, в течение 7 дней со дня регистрации направляется соответствующему прокурору с одновременным уведомлением об этом заявителя. Сопроводительное письмо с переадресованием обращения подписывается начальником отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации либо исполнителем, старшим помощником прокурора или начальником управления (отдела) прокуратуры субъекта Российской Федерации, прокурором нижестоящей прокуратуры или его заместителем. Уведомление заявителю подписывается начальником отдела или исполнителем. При переадресовании вышестоящему прокурору к обращению прилагаются имеющиеся материалы, необходимые для его рассмотрения.
Таким образом, административный ответчик, рассматривая обращение о признании его собственных действий незаконными и привлечении его к дисциплинарной ответственности, нарушил правила принятия и рассмотрения заявления гражданина, установленные законодательством Российской Федерации, и не направил обращение на рассмотрение соответствующему прокурору.
Поскольку Кухарев С.С. обжаловал действия заместителя прокурора округа и просил привлечь его к дисциплинарной ответственности, то надлежащим прокурором, наделенным полномочиями по рассмотрению обращения и принятию решения о дисциплинарном наказании в отношении данного должностного лица, является прокурор Краснодарского края.
Также, исходя из разъяснительного характера ответа административного ответчика, следует, что по итогам рассмотрения обращения в соответствии с п. 4.14 Приказа Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» было принято решение: «разъяснено» - направлена информация, а также разъяснены вопросы правового характера, в том числе при отсутствии в обращении просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств либо если к моменту рассмотрения обращения по нему уже принято решение компетентным органом. Однако в обращении Кухарева С.С. достаточно ясно было изложено требование о применении к Шаблов А.В. мер дисциплинарного взыскания, поэтому принятое решение необоснованно и незаконно.
В письменном ответе на обращение не был дан ответ по существу поставленного вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности Шаблов А.В., как предписано п.4 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Считает, что административный ответчик, не передав обращение на рассмотрение соответствующему прокурору, допустил бездействие, что привело к нарушению права административного истца на государственную защиту прав и свобод гражданина, гарантированного ст. 45 Конституцией Российской Федерации, а также права на объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения уполномоченным на то лицом, согласно ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Для восстановления допущенных нарушений законных прав, свобод и законных интересов административного истца необходимо признание незаконным бездействия административного ответчика, и возложение на него обязанности устранить допущенные нарушения закона, что послужило основанием для обращения в суд.
В судебном заседании административный истец Кухарев С.С. поддержал доводы, изожженные в исковом заявлении, настаивал на удовлетворении требований в заявленном объеме, возражал против замены стороны ответчика.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела надлежаще извещен, ранее представил ходатайство об исключении из числа ответчиков заместителя прокурора Центрального округа г. Краснодара, на надлежащего ответчика – прокуратуру Краснодарского края, в связи с тем, что приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 15.03.2018 № 144 «Об организации работы по обеспечению представительства и защите интересов органов и организаций прокуратуры Российской Федерации в судах» установлен порядок представительства интересов Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 48, ч. 1 ст. 49 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
В системе органов прокуратуры таковым является прокуратура субъектов Российской Федерации, в частности прокуратура Краснодарского края, которая организовывает представительство органов прокуратуры при рассмотрении в судах общей юрисдикции, арбитражных судах и мировыми судьями гражданских и административных дел по спорам, в которых органы прокуратуры Российской Федерации и их должностные лица являются стороной спорных правоотношений, заинтересованными или третьими лицами.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами.
На основании ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 22.12.2014) «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.
Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
Порядок рассмотрения заявлений, жалоб и иных обращений, поступивших в органы прокуратуры установлен Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации».
Положения вышеуказанной Инструкции распространяются на обращения, содержащие сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства, полученные в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, телеграфу, факсимильной связи, информационным системам общего пользования (п. 2.1).
Согласно п. 5.1. данной Инструкции обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю ( п. 3.1 Инструкции).
В силу пункта 4.14 указанной Инструкции по результатам рассмотрения заявления может быть принято одно из указанных в ней решений, включая решение об отклонении требований заявителя. При отказе в удовлетворении обращения ответ заявителю должен быть мотивирован. В нем дается оценка всем доводам обращения, а отказ в его удовлетворении должен быть обоснован. Кроме того, в ответе заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом (пункт 6.5 данной Инструкции).
Как следует из ст. ст. 5, 10, 22 - 25, 25.1, 27, 28 Федерального закона " О прокуратуре Российской Федерации" принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться (либо не применяться) прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя и материалах проверки.
Таким образом, при осуществлении прокурорского надзора прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
На основании ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения.
При этом орган прокуратуры самостоятельно определяет порядок разрешения обращений, а суд не вправе обязать прокурора принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению заявителя, представляется правильным. Непринятие прокурором мер реагирования на заявление гражданина не препятствует ему в дальнейшей защите предполагаемого нарушенного права этого лица в судебном или ином предусмотренном законом порядке.
Как установлено в судебном заседании, 09.01.2019 Кухарев С.С. обратился в прокуратуру Центрального административного округа г.Краснодара на личный прием, с жалобой на незаконное бездействие должностных лиц ОСП по Центральному округу г. Краснодара УФССП России по Краснодарскому краю.
Жалоба была отписана прокурором ЦАО г. Краснодара ФИО6 для проведения проверки заместителю прокурора Шаблов А.В.
Для рассмотрения жалобы в пределах компетенции и дачи ответа заявителю, заместителем прокурора ФИО7, жалоба Кухарева С.С. 10.01.2019 за № была перенаправлена в УФССП России по Краснодарскому краю, о чем был извещен заявитель Кухарев С.С., что подтверждается реестром исходящей корреспонденции.
Также, 24.05.2019 Кухарев С.С. обратился в прокуратуру Центрального административного округа г. Краснодара на личный прием с жалобой на незаконное бездействие должностных лиц ОСП по Центральному округу г. Краснодара УФССП России по Краснодарскому краю, выраженные в невыполнении требований Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в части рассмотрения заявления гражданина и направления ему ответа в срок, а также не прекращении исполнительного производства в связи с отменой судебного акта, на основании которого данное исполнительное производство возбуждено.
Данная жалоба 24.05.2019 была отписана прокурором ЦАО г.Краснодара ФИО6 для проведения проверки заместителю прокурора Шаблов А.В.
Таким образом, в силу п. 5.1. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», срок окончания принятия решения по данной жалобе 24.06.2019.
С целью проверки доводов жалобы, заместителем прокурора ЦАО г. Краснодара Шаблов А.В. был направлен запрос в ОСП по Центральному округу г. Краснодара УФССП по Краснодарскому краю. Ответ на который поступил в прокуратуру Центрального округа г. Краснодара 07.06.2019.
07.06.2019, в установленный законом срок, заместителем прокурора округа Шаблов А.В. был направлен ответ на жалобу Кухареву С.С.
В тоже время, 25.05.2019 Кухаревым С.С. через интернет-приемную прокуратуры Краснодарского края было подано заявление о признании незаконными действий заместителя прокурора ЦАО г. Краснодара Шаблов А.В., и привлечении его к дисциплинарной ответственности.
08.07.2019 прокуратурой ЦАО г. Краснодара на электронную почту Кухарева С.С. направлен ответ о результатах рассмотрения обращения, согласно которого Кухарев С.С. был повторно проинформирован заместителем прокурора ЦАО г. Краснодара Шаблов А.В. о результатах рассмотрения жалобы, поданной 09.01.2019.
Суд не может согласиться с доводами ответчика, что проверкой его обращения о признании незаконными действий заместителя прокурора ЦАО г. Краснодара Шаблов А.В., занимался сам Шаблов А.В., так как согласно указанию старшего помощника прокурора Краснодарского края по рассмотрению писем и приему граждан ФИО8 направленного прокурору Центрального административного округа г. Краснодара, было указано сообщить заявителю о результатах рассмотрения обращения.
Система органов прокуратуры Российской Федерации основана на подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим и на неукоснительном исполнении приказов, указаний требований Генерального прокурора Российской Федерации- прокурора области и непосредственного руководителя.
Таким образом, Шаблов А.В. выполнял указание вышестоящего прокурора, при этом направленный в адрес Кухарева С.С. ответ, содержал не результаты проверки бездействия Шаблов А.В., а заявитель повторно извещался о рассмотрении его обращения от 09.01.2019 на действия судебного пристава-исполнителя.
Исследовав обстоятельства дела и оценив доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что должностным лицом – заместителем прокурора ЦАО г. Краснодара Шаблов А.В. не было допущено незаконных действий (бездействия) при рассмотрении обращений Кухарева С.С. Обращения административного истца рассмотрены в установленные законом сроки, направленные ответы являются мотивированным, содержит ответы по существу поставленных вопросов, законность ответа сомнений не вызывает.
Таким образом, при рассмотрении обращений Кухарева С.С. соблюдены требования Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», «Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 №45.
Несогласие Кухарева С.С. с ответами прокуратуры не свидетельствует о незаконности действий должностного лица Шаблов А.В.
Из системного анализа норм Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» следует, что принятие прокурором мер прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов является одновременно и правом и обязанностью прокурора. Выбор конкретных мер прокурорского реагирования, в случае, если имеются к тому основания, равно как и отказ в применении этих мер, относится к усмотрению органов прокуратуры, в связи с чем суд полагает, что заместитель прокурора ЦАО г. Краснодара Шаблов А.В. является ненадлежащим ответчиком.
В соответствии со ст. 43 КАС РФ, в случае, если во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что административное исковое заявление подано не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, суд с согласия административного истца заменяет ненадлежащего административного ответчика надлежащим. Если административный истец не согласен на замену административного ответчика другим лицом, суд может без согласия административного истца привлечь это лицо в качестве второго административного ответчика.
Истец возражал по вопросу замены ответчика, нормы права не предусматривают обязанности суда привлекать к участию в деле надлежащих ответчиков.
Учитывая, что административным ответчиком не были нарушены права и интересы Кухарева С.С., оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
При этом суд учитывает, что Кухарев С.С. не лишен права обратиться с административным иском к надлежащему ответчику.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требованиях Кухарева С. С. к заместителю прокурора Центрального административного округа г. Краснодара Шаблов А.В. о признании незаконным бездействия прокурора – отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы через Первомайский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья –
Мотивированное решение изготовлено 04.10.2019