дело № 2а-1029/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 августа 2016 года п. Ванино
Ванинский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Романько А.М.
при секретаре Климовой Я.П.
с участием представителя административного истца помощника прокурора Ванинского района Оржеховского Е.П., представителя административного ответчика- Совета депутатов Ванинского муниципального района, ФИО1, по доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора Ванинского района в интересах неопределенного круга лиц к Собранию депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края, об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ванинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в Ванинский районный суд Хабаровского края с административным иском к Собранию депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края, об оспаривании бездействия органа местного самоуправления. В обоснование заявления указал, что Прокуратурой Ванинского района проведена проверка исполнения законодательства об организации местного самоуправления, в ходе которой выявлены нарушения закона, что выразилось в следующем. В соответствии с п.1 ч.2 ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В силу ч.2 ст.3 Закона Хабаровского края от 26.11.2014 №15 «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Хабаровском крае» главы муниципальных районов избираются представительными органами соответствующих муниципальных районов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляют местные администрации. В данной редакции часть 2 статьи 3 Закона Хабаровского края изложена Законом Хабаровского края от 10.03.2016 №170 «О внесении изменений в Закон Хабаровского края «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Хабаровском крае», который вступил в силу с 25.03.2016. В силу п.1 ч.4 ст.3 Закона Хабаровского края решение об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования принимается представительным органом соответствующего муниципального образования не позднее чем за 90 дней до дня истечения срока полномочий. Срок полномочий главы Ванинского муниципального района истекает 02.11.2016г. Однако по состоянию на 02.08.2016 Собранием депутатов Ванинского муниципального района решение об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования не принято. Бездействие представительного органа муниципального образования по принятию решения об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку противоречит основным принципам организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Просил признать незаконным бездействие Собрание депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края по принятию решения об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ванинского района. Возложить на Собрание депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края обязанность рассмотреть вопрос о принятии решения об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ванинского района.
Определением от 04.08.2016 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Избирательная комиссия Хабаровского края.
Представитель административного истца помощник прокурора Ванинского района в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил административный иск удовлетворить в полном объеме, решение суда обратить к немедленному исполнению.
Представитель административного ответчика ФИО2, действующая по доверенности, возражала против удовлетворения требований административного истца в полном объеме, по следующим основаниям: Решение об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования должно приниматься после закрепления в уставе муниципального образования способа избрания главы муниципального образования представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. На основании Закона Хабаровского края от 26.11.2014 № 15 «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Хабаровском крае», главы муниципальных районов избираются представительными органами соответствующих муниципальных районов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляют местные администрации (п. 2 ст. 3). Однако аналогичная норма в Уставе Ванинского муниципального района Хабаровского края до настоящего времени не закреплена, поскольку Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области отказано в государственной регистрации изменений и дополнений в Устав района. Уставом района в действующей редакции установлено, что глава Ванинского муниципального района избирается на муниципальных выборах гражданами, проживающими на территории района, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральным и краевым законами (п. 3 ст. 32). Тем самым, способ избрания главы Ванинского муниципального района - не изменен. В целях приведения Устава района в соответствие с Законом № 131-ФЗ, а также Законом Хабаровского края № 15, Собранием депутатов района принято решение от 21.07.2016 № 266 «О проекте решения «О внесении изменений и дополнений в Устав Ванинского муниципального района Хабаровского края». По указанному проекту решения согласно п. 1 ч. 3 ст. 28 Закона № 131-ФЗ проведена обязательная процедура публичных слушаний. В силу ч. 4 ст. 44 Закона № 131-ФЗ проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежит официальному опубликованию (обнародованию). Решение Собрания депутатов района от 21.07.2016 № 266 «О проекте решения «О внесении изменений и дополнений в Устав Ванинского муниципального района Хабаровского края» опубликовано в газете «Восход- Ванино» 27.07.2016. Таким образом, вопрос о внесении изменений и дополнений в Устав района должен быть рассмотрен Собранием депутатов района не ранее 28.08.2016. В дальнейшем на основании положений, определенных частями 6 и 8 ст. 44 Закона № 131-ФЗ, принятое решение будет направлено в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области для государственной регистрации изменений и дополнений в Устав района, официально опубликовано в газете «Восход-Ванино», после чего вступит в силу. Из вышеизложенного следует, что административный ответчик не бездействует, а принимает все определенные Законом № 131-ФЗ действия, направленные на приведение Устава района в соответствие с законодательством, в том числе на закрепление установленной Законом Хабаровского края № 15 нормы о способе избрания главы муниципального района представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. После государственной регистрации Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области изменений и дополнений в Устав района и их вступления в силу со дня официального опубликования, на заседании Собрания депутатов района будет рассмотрен вопрос об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ванинского муниципального района.
Согласно ч. 2 ст. 43 Закона № 131-ФЗ устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования; иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).
На основании ч. 1 ст. 34 Закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Устава района, структуру органов местного самоуправления Ванинского муниципального района образуют:
Собрание депутатов Ванинского муниципального района (представительный орган Ванинского муниципального района); глава Ванинского муниципального района; администрация Ванинского муниципального района (исполнительно-распорядительный орган Ванинского муниципального района); контрольно-счетная палата Ванинского муниципального района (контрольный орган Ванинского муниципального района).
В силу ч. 1 ст. 44 Закона № 131-ФЗ уставом муниципального образования должны определяться структура и порядок формирования органов местного самоуправления (п. 4), наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления (п. 5).
В действующей редакции Устава района как акта высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеющего прямое действие и применяющегося на всей территории Ванинского муниципального района, определен порядок избрания (формирования) органа местного самоуправления - главы муниципального района путем избрания на муниципальных выборах (п. 3 ст. 32).
Полномочия Собрания депутатов района на избрание главы муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, а также на принятие решения об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района, действующей редакцией Устава района - не установлены.
Таким образом, принятие Собранием депутатов района решения об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ванинского муниципального района до закрепления в Уставе района нового способа избрания главы района (т.е. нового порядка формирования органа местного самоуправления - главы муниципального района) неправомерно, поскольку согласно действующей редакции Устава района у Собрания депутатов района отсутствуют полномочия на принятие данного решения.
Принятием Собранием депутатов района решения об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы района до закрепления в Уставе района нового способа избрания главы района будут нарушены права граждан на осуществление местного самоуправления (ч. 2 ст. 130 Конституции Российской Федерации), а также созданы предпосылки для обжалования процедуры назначения, проведения конкурса и избрания главы района, как проведенных с нарушением положений, установленных п. 1 ч. 2 ст. 36 Закона № 131-ФЗ.
Просила отказать в удовлетворении заявленных требований о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным.
Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Хабаровского края, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания в суд не прибыл, представил отзыв, согласно которому указал, что избирательные комиссии любого уровня подготовку и проведение процедуры избрания главы муниципального образования представительным органом местного самоуправления ( либо из своего состава либо из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса) не организуют.
Суд, руководствуясь ст.226 ч.6 КАС РФ, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, явка обязательной судом в отношении данных лиц – не признавалась.
Выслушав мнение помощника прокурора, представителя административного ответчика ФИО2, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.32 КонституцииРФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
Статьей130 КонституцииРФ установлено, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Согласно статье 218 (часть 1) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Ванинского района проведена проверка исполнения законодательства об организации местного самоуправления, в ходе которой, выявлены нарушения закона, что выразилось в следующем.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
В силу ч.2 ст.3 Закона Хабаровского края от 26.11.2014 №15 «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Хабаровском крае» главы муниципальных районов избираются представительными органами соответствующих муниципальных районов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляют местные администрации.
В данной редакции часть 2 статьи 3 Закона Хабаровского края изложена Законом Хабаровского края от 10.03.2016 №170 «О внесении изменений в Закон Хабаровского края «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Хабаровском крае», который вступил в законную силу с 25.03.2016.
В силу ч.ч.4, 5 ст.3 Закона Хабаровского края № 15 от 24.11.2014 года «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Хабаровском крае», в ред. Закона Хабаровского края от 10.03.2016 №170 «О внесении изменений в Закон Хабаровского края «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Хабаровском крае», решение об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования принимается представительным органом соответствующего муниципального образования с соблюдением следующих сроков:
1) не позднее чем за 90 дней до дня истечения срока полномочий главы муниципального образования;
2) в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования - не позднее чем через 30 дней со дня досрочного прекращения его полномочий;
3) в случае, если глава муниципального образования, полномочия которого прекращены досрочно на основании решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, обжалует в судебном порядке указанное решение, - не ранее дня вступления решения суда в законную силу и не позднее чем через 30 дней со дня вступления указанного решения суда в законную силу.
Конкурсная комиссия формируется в течение 30 дней со дня принятия представительным органом муниципального образования решения об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования.
Как установлено в судебном заседании из Постановления избирательной комиссии Ванинского муниципального района №37/190 от 15.10.2012 года, Распоряжения главы Ванинского муниципального района №184-р от 30.10.2012 года, срок полномочий главы Ванинского муниципального района истекает 15.10.2016г.
Однако по состоянию на 02.08.2016г. и на момент рассмотрения дела судом, Собранием депутатов Ванинского муниципального района решение об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования не принято.
В силу ч. 6.2. ст. 6 Устава Хабаровского края, принятого постановлением Хабаровской краевой Думы от 30.11.1995 № 150, краевые законы обязательны для исполнения всеми находящимися на территории Хабаровского края органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
Абзацем 1 части 3.1 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ, установлено, что в случае принятия закона субъекта РФ, изменяющего порядок избрания главы муниципального образования, устав соответствующего муниципального образования подлежит приведению в соответствие с указанным законом субъекта РФ в течение трех месяцев со дня вступления в силу указанного закона субъекта РФ.
Согласно информации Правительства Хабаровского края от 06.07.2016 г., 13.05.2016 г. Собранием депутатов Ванинского муниципального района, вопреки отрицательному заключению Прокуратуры Ванинского района, и предостережения прокурора, принято решение о внесении изменений в Устав района, касающихся нового порядка избрания главы, в частности установлен пятилетний ценз проживания в Ванинском районе и образовательный ценз (наличие высшего образования) для кандидата на должность главы. Однако изменения в Устав Ванинского муниципального района не были зарегистрированы Управлением Минюста России по Хабаровскому краю, поскольку указанные изменения противоречат ч.3 ст. 55 Конституции РФ, положениям ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Заключение главного управления Министерства юстиции РФ по Хабаровскому краю и ЕАО №7 об отказе в государственной регистрации решения Собрания депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края от 13.05.2016 года № 254 «О внесении изменений и дополнений в Устав Ванинского муниципального района Хабаровского края» дано 01.06.2016 года.
Вместе с тем, 23 и 24 июня 2016 года, на заседании Собрания депутатов Ванинского муниципального района вопросы отмены противоречащих законодательству изменений в Устав, объявления конкурса по отбору кандидатур на должность главы района, 21.07.2016 года вопрос, объявления конкурса по отбору кандидатур на должность главы района - не рассматривались.
Таким образом, бездействие представительного органа муниципального образования по принятию решения об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку противоречит основным принципам организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Доводы административного ответчика о том, что принятие Собранием депутатов района решения об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ванинского муниципального района до закрепления в Уставе района нового способа избрания главы района (т.е. нового порядка формирования органа местного самоуправления - главы муниципального района) будет неправомерным, так как согласно действующей редакции Устава района у Собрания депутатов района отсутствуют полномочия на принятие данного решения, не состоятельны, поскольку, неприведение Устава в соответствие с действующим законодательством не освобождает Собрание депутатов Ванинского муниципального района от обязанности принять решение об объявлении конкурса, в соответствии с п.4 ст.3. Закона Хабаровского края № 15 от 24.11.2014 года «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Хабаровском крае», в ред. Закона Хабаровского края от 10.03.2016 №170.
Оспариваемое бездействие не соответствует нормативному правовому акту, ч.4, ст.3 Закона Хабаровского края № 15 от 24.11.2014 года «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Хабаровском крае», в ред. Закона Хабаровского края от 10.03.2016 №170, нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, а также создает препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.
Согласно ч.1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 2 ст. 188 КАС РФ, в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории, суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
Суд, учитывая просьбу административного истца, полагает возможным обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, признавая данные обстоятельства особыми, а замедление исполнения решения может нанести значительный ущерб публичным интересам.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180,188, 227 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административный иск Прокурора Ванинского района в интересах неопределенного круга лиц к Собранию депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края, об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Собрание депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края по принятию решения об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ванинского района.
Обязать Собрание депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края рассмотреть вопрос о принятии решения об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ванинского района немедленно.
Сообщить об исполнении решения по административному делу по административному иску Прокурора Ванинского района в интересах неопределенного круга лиц к Собранию депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края, об оспаривании бездействия органа местного самоуправления - в Ванинский районный суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Обратить решение в части обязания Собрания депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края рассмотреть вопрос о принятии решения об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ванинского района - к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Хабаровский краевой суд через Ванинский районный суд Хабаровского края.
Судья Романько А.М.