ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1029/2016 от 25.04.2016 Ачинского городского суда (Красноярский край)

№ 2а-1029\2016 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 апреля 2016 г. г. Ачинск Красноярского края

ул. Назарова 28 Б

Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего Лазовской Г.И.,

с участием представителя административного истца Бузурной Е.С., действующей на основании доверенности от 25.04.2016 г. ( л.д.110), представителя административного ответчика Андриановой Н.В., действующей на основании доверенности от 17.12.2015 г. ( л.д.105),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Краевого государственного бюджетного учреждения «Центр реализации мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды Красноярского края» к Администрации г. Ачинска о признании незаконным решения главы администрации г. Ачинска от 24.11.2015 г. в части отказа в предоставлении земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, понуждении устранить нарушение прав истца путем издания распоряжения о закреплении земельного участка на праве постоянного (бессрочного)пользования, взыскании судебных издержек,

УСТАНОВИЛ:

Краевое государственное бюджетное учреждение «Центр реализации мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды Красноярского края» (КГБУ «ЦРМПиООС» далее Учреждение) обратилось в суд с административным иском, с учетом уточнений, к Администрации г.Ачинска об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, понуждении устранить нарушение прав истца путем издания распоряжения о закреплении земельного участка на праве постоянного (бессрочного)пользования, взыскании судебных издержек в сумме 2000 рублей, оплаченных истцом в качестве госпошлины при подаче иска в суд. Требования мотивированы тем, что истец является некоммерческой организацией, осуществляющим функции государственного органа по экологическому мониторингу окружающей среды на территории Красноярского края и должна обеспечивать регулярные наблюдения, хранить и обрабатывать информацию о состоянии окружающей среды, ее загрязнения, обеспечивать органы государственной власти и органы местного самоуправления, граждан текущей и экстренной информацией о состоянии окружающей среды. Учреждение обеспечивает функционирование и развитие краевой наблюдательной сети, которая состоит из наземных стационарных и подвижных (маршрутных) пунктов наблюдений (постов, лабораторий), в которых выполняются наблюдения. На данные виды деятельности Учреждением получена бессрочная лицензия Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 21.10.2014 г. К лицензионным требованиям относятся условия деятельности, установленные для стационарных и подвижных пунктов наблюдения, порядок размещения постов. Осуществление контроля основано на требованиях Руководящего документа «Наставление гидрометеорологическим станциям и постам. Выпуск 10 Инспекция г гидрометеорологических станций и постов.Часть 1. Инспекция метеорологических наблюдений на станциях» РД 52.04.666-2205, утвержденных Росгидрометом 21.11.2015 г. Указанным документом установлено, что при проверке технической документации прежде всего проверяются наличие и сохранность основных правовых документов, в том числе правоустанавливающего документа на земельный участок ( свидетельство о государственной регистрации права бессрочного пользования) и др. Наличие правоустанавливающего документа на земельный участок предусмотрено Руководящим документом «Положение о государственной наблюдательной сети» РД 52:04.567-2003, утвержденным Росгидрометом и введем в действие с 01.07.2003 г. также закрепление земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования за государственным бюджетным учреждением в целях выполнения уставных задач определено ст. 9.2 Закона №7-ФЗ, п.п. 2 п.2 ст. 39.9 Земельного кодекса РФ.

В г. Ачинске для выполнения своих уставных задач Учреждение имеет в пользовании временный объект-автоматизированный пост наблюдения за состоянием атмосферного воздуха, для размещения которого использует на основании договора аренды с Администрацией г. Ачинска от 01.02.2010 года земельный участок с кадастровым номером **№* площадью 14,00 кв.м. по адресу: г. Ачинск, **.

При неоднократном обращении в 2015 году в Администрацию г. Ачинска с заявлениями о предоставлении данного земельного участка Учреждению на праве постоянного ( бессрочного ) пользования, истцу было отказано с предложением оформить договор срочного безвозмездного пользования данным земельным участком для размещения временного объекта. Последний такой отказ оформлен за подписью главы города Ачинска И.У. Ахметова от 24.11.2015 г., который истец оспаривает в настоящее время, полагая его незаконным и необоснованным ( л.д.3-14, 90)

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Бузурная Е.С. ( л.д.110) поддержала исковые требования по аналогичным основаниям, дополнительно пояснив, что деятельность Учреждения была лицензирована бессрочно 21.10.2014 г. Не отрицала, что отсутствие в г. Ачинске под использование временного сооружения- поста наблюдения правоустанавливающих документов, свидетельствующих о наличии у Учреждения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, при лицензировании не стало препятствием для выдачи лицензии. Вопрос об оформлении земельного участка для размещения данного объекта именно на праве постоянного (бессрочного) пользования возник в настоящее время в связи с тем, что такие требования предъявляются вышестоящими органами к Учреждению, а, кроме того, владение земельным участком на данном праве освободит Учреждение от дополнительных затрат на оплату арендной платы. Также пояснила, что Учреждение в настоящее время реализует государственную программу, утвержденную на пять лет, которая, в дальнейшем явно будет продляться.

Представитель ответчика Администрации г. Ачинска по доверенности ( л.д.103 ) Андрианова Н.В. по исковым требованиям возражала по тем основаниям, что оспариваемое решение администрации г. Ачинска об отказе в предоставлении земельного участка истца на праве постоянного (бессрочного) пользования принято в пределах закрепленных законом полномочий и не противоречит закону. У Администрации г. Ачинска отсутствует обязанность по предоставлению земельных участков некоммерческим организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования( л.д.95)

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца Краевого государственного бюджетного учреждения «Центр реализации мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды Красноярского края» по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, Краевое государственное бюджетное учреждение «Центр реализации мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды Красноярского края», согласно Устава, утвержденного 25.02.2015 г. приказом министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, является некоммерческой организацией, не преследующей цели извлечения прибыли. Целью создания Учреждения является обеспечение реализации предусмотренных действующим законодательством полномочий Учредителя (Красноярского края) в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Для достижения указанной цели Учреждение осуществляет деятельность в области экологического мониторинга окружающей среды на территории Красноярского края и должна обеспечивать регулярные наблюдения, хранить и обрабатывать информацию о состоянии окружающей среды, ее загрязнения, обеспечивать органы государственной власти и органы местного самоуправления, граждан текущей и экстренной информацией о состоянии окружающей среды. Учреждение обеспечивает функционирование и развитие краевой наблюдательной сети, которая состоит из наземных стационарных и подвижных (маршрутных) пунктов наблюдений (постов, лабораторий), в которых выполняются наблюдения.( л.д.68-73)

На данные виды деятельности Учреждением получена бессрочная лицензия Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 21.10.2014 г.

Для реализации своих уставных целей в г. Ачинске Красноярского края, Учреждение использует временный объект - пост наблюдения за качеством атмосферного воздуха, расположенный на земельном участке площадью 14 кв.м. с кадастровым номером **, которым Учреждение владеет после уступки ему прав и обязанностей арендатора, на праве аренды по договору с КУМИ Администрации города Ачинска с 2010 года и пролонгированному в настоящее время на неопределенный срок ( л.д.17-36).

Имея намерение оформить указанный земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования, директор КГБУ «ЦРМПиООС» В.В. Шефер обратился в Администрацию г.Ачинска 17.12.2014 г. с письмом ( л.д.52), на который получил 20.01.2015 г. ответ за подписью главы администрации г. Ачинска В.И. Аникеева об отсутствии правовых оснований для такого переоформления прав пользования земельным участком, поскольку на нем располагается временный обьект, предложено рассмотреть возможность обращения с заявлением о предоставлении земельного участка с безвозмездное срочное пользование ( л.д.53)

Однако, письмами от 06.05.2015 г. ( л.д.58-60), от 26.10.2015 г. ( л.д.65-66), Учреждение вновь обращалось в Администрацию г. Ачинска с просьбами о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, получая отказы. Так, письмом от 24.11.2015 г. за подписью Главы города Ачинска И.У. Ахметова директору КГБУ «ЦРМПиООС» В.В. Шефер был направлен ответ, из которого следует, что в соответствии с Земельным кодексом РФ и Федеральным законом от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности. Статьей 39.9 Кодекса определено, что земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным) и предоставление земельных участков этим лицам на иных правах не допускается, если иное не предусмотрено статьями 39.10 и 39.20 настоящего Кодекса. Статьей 39.10 Кодекса установлена возможность предоставления земельных участков юридическим лицам в безвозмездное пользование на срок до одного года. Поскольку 03.05.2015 г. получено разрешение на размещение нестационарного торгового объекта –пост наблюдения за качеством атмосферного воздуха, где срок установки- до 03.06.2016 г., предложено оформить земельный участок в безвозмездное срочное пользование ( л.д.67).

Полагая данный отказ незаконным, истец обратился в суд с настоящими исковыми требованиями об его оспаривании и понуждении устранить нарушение прав истца путем издания распоряжения о закреплении земельного участка на праве постоянного (бессрочного)пользования, при оценке которых суд исходит из следующего.

Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Оспаривая отказ административного ответчика в предоставлении КГБУ «ЦРМПиООС» земельного участка, на котором размещен используемый истцом временный обьект-пост наблюдения за качеством атмосферного воздуха и обращаясь к суду с требованием понудить администрацию г. Ачинска устранить нарушение прав истца путем издания распоряжения о закреплении земельного участка на праве постоянного (бессрочного)пользования, истец не указал ни одной нормы права, которая бы была нарушена ответчиком при совершении оспариваемого действия и обязывала бы ответчика совершить данные действия.

Вместе с тем, в силу требований ст. 25 Земельного кодекса РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Согласно ст. 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

На основании ст. 39.9 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно:

1) органам государственной власти и органам местного самоуправления;

2) государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);

3) казенным предприятиям;

4) центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Не допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указанным в настоящей статье лицам на других правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования, если иное не предусмотрено статьями 39.10 и 39.20 настоящего Кодекса.

Вместе с тем, в силу ст. 39.10 ЗК РФ, договор безвозмездного пользования земельным участком заключается гражданином и юридическим лицом с уполномоченным органом. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование:

лицам, указанным в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса, на срок до одного года.

Таким образом, закон не предусматривает безусловной обязанности органа местного самоуправления предоставить государственному казенному учреждению из земель, находящихся в муниципальной собственности, земельный участок исключительно на праве постоянного (бессрочного) пользования, поскольку допускает заключение договора безвозмездного пользования на срок до одного года.

При таких обстоятельствах отказ административного ответчика в предоставлении Краевому государственному бюджетному учреждению «Центр реализации мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды Красноярского края» земельного участка, где расположен временный обьект - пост наблюдения за качеством атмосферного воздуха, в рамках программы, утвержденной на ограниченный срок, на праве постоянного (бессрочного) пользования, суд расценивает как не противоречащий закону и не препятствующий административному истцу осуществлять государственные функции, поскольку земельный участок используется в настоящее время на праве аренды, пролонгированной на неопределенный срок, а также при наличии иной возможности оформления своих прав для использования земельного участка на праве безвозмездного пользования.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что оспариваемое решение от 24.11.2015 г. подписано правомочным лицом –главой города Ачинска, действующим в рамках полномочий, предусмотренных ст. 34 Устава города Ачинска ( л.д.96-101), у суда отсутствуют законные основания для удовлетворения административного иска Краевого государственного бюджетного учреждения «Центр реализации мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды Красноярского края».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 227,228 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Краевого государственного бюджетного учреждения «Центр реализации мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды Красноярского края» к Администрации г. Ачинска о признании незаконным решения главы администрации г. Ачинска от 24.11.2015 г. в части отказа в предоставлении земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, понуждении устранить нарушение прав истца путем издания распоряжения о закреплении земельного участка на праве постоянного (бессрочного)пользования, взыскании судебных издержек, отказать в полном обьеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.

Судья: Г.И. Лазовская

Мотивированное решение изготовлено судом 29.04.2016 г.

«согласовано» судья Г.И. Лазовская