ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1029/2021КОПИ от 08.04.2021 Егорьевского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-1029/2021 копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Егорьевск

Московской области 08 апреля 2021 года

Егорьевский городской суд Московской области в составе федерального судьи Полянской С.М., при секретаре судебного заседания Глазачевой Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Лобкова Я. И. к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор » Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Московской области об оспаривании действий государственных органов

УСТАНОВИЛ:

Лобков Я.И. обратился в суд с административным иском, в котором просит признать незаконными действия ФКУ СИЗО- УФСИН России по Московской области по недопуску его ДД.ММ.ГГГГ к подзащитному Лукину А. Е..

Лобков Я.И. в судебном заседании административный иск поддержал по основаниям, указанным в административном иске.

Из административного иска следует, что на основании решения Совета Адвокатской палаты Московской области от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ истцом получен статус адвоката.

ДД.ММ.ГГГГ по назначению федерального судьи Егорьевского городского суда Московской области Фирсанова А.В. было поручено осуществление защиты обвиняемого по уголовному делу Лукина А. Е.. Его полномочия как защитника подтверждаются ордером от ДД.ММ.ГГГГ, выданным КАМО «Егорьевская коллегия адвокатов». Судебное заседание по данному уголовному делу было назначено на ДД.ММ.ГГГГ в 14 час. 00 мин. В данном заседании решался вопрос по мере пресечения в отношении его подзащитного Лукина А.Е.

Вечером ДД.ММ.ГГГГ от сотрудников Егорьевского городского суда Московской области ему стало известно, что его подзащитный Лукин А.Е. в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ не будет доставлен, так как ФКУ СИЗО УФСИН России по Московской области отказывается выдавать конвою в этот день лиц, находящихся под стражей.

Поскольку явка его подзащитного Лукина А.Е. в судебное заседание обеспечена не была, а на стадии предварительного следствия участия в деле он не принимал, то он, с целью согласования позиции по рассматриваемому уголовному делу, ДД.ММ.ГГГГ в 09 час. 35 мин. прибыл в ФКУ СИЗО- УФСИН России по Московской области для встречи с его подзащитным Лукиным А.Е. Однако, сотрудники следственного изолятора ему без всяких законных оснований отказали в проходе на территорию учреждения. При этом сотрудники дежурной части сообщили, что доступ в ФКУ СИЗО- УФСИН России по Московской области запрещен на основании устного распоряжения начальника полковника внутренней службы Утимишева И.К.

В результате незаконных действий административного ответчика были нарушены его права, предусмотренные ст. 53 УПК РФ, ст. 6 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации, ст. 18 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также права его подзащитного Лукина А.Е. на оказание квалифицированной юридической помощи, предусмотренные ст. 48 Конституции РФ и 47 УПК РФ.

Представитель административного ответчика ФКУ СИЗО- УФСИН России по Московской области Соломинченко Н.В. не согласилась с исковыми требованиями по основаниям, указанным в возражениях, просила в иске отказать.

Из возражений ответчика следует, что в период времени с 06 час. до 16 час. ДД.ММ.ГГГГ в учреждении проводился демонтаж и монтаж основных ворот на КПП по пропуску транспорта, граничащего с КПП по пропуску людей, силами подрядной организации с привлечением сотрудников учреждения, что ослабляло систему режима и надзора охраны, в том числе увеличивало вероятность совершения побега спецконтингента, содержащегося в учреждении. С целью исключения совершения побега со стороны подозреваемых, обвиняемых и осужденных была усилена охрана объекта путем выставления дополнительного караула из числа сотрудников учреждения у основных ворот шлюза. Передвижение спецконтингента в учреждении было ограничено, в том числе вывод из камерных помещений. Прием конвойных подразделений ОМВД России и посетителей в указанный период времени был прекращен.

В 16 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ работы по замене ворот были окончены, что подтверждается спецсообщением, направленным в УФСИН России по Московской области. Усиление снято. Пропуск в учреждение подразделений ОМВД России, следователей, дознавателей, защитников был возобновлен.

Указание о прекращении пропуска посетителей на территорию учреждения в период проведения работ по замене основных работ шлюза дал начальник учреждения полковник внутренней службы Утимишев И.К. на основании Положения «о режимных требованиях на территории, прилегающей к учреждению, подведомственному территориальному органу уголовно-исполнительной системы», утвержденного Приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данному Положению администрация учреждений вправе на режимных территориях учреждений с целью соблюдения режимных требований временно ограничивать или запрещать движение транспорта, не допускать граждан на режимную территорию или обязывать их там остаться либо покинуть ее.

Административный истец Лобков Я.И.ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 9 ч.30 мин до 9 ч. 40 мин. прибыл к КПП по пропуску людей ФКУ СИЗО- УФСИН России по Московской области с целью свидания с подзащитным Лукиным А.Е., содержащимся в указанном учреждении, но на территорию учреждения допущен не был. Сотрудниками учреждения Лобкову Я.И. были даны разъяснения о причинах ограничения допуска на территорию учреждения.

Представитель заинтересованного лица – Адвокатской палаты Московской области Пайгачкин Ю.В. в судебном заседании исковые требования административного истца поддержал, пояснил, что сотрудниками СИЗО- УФСИН России по Московской области были нарушены конституционные права адвоката Лобкова Я.И., а также права его подзащитного.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ :

1. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 219 КАС РФ :

1. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов

В соответствии с положениями КАС РФ в суд могут быть обжалованы действия (бездействие) и решения как администрации изоляторов временного содержания, следственных изоляторов и исправительных учреждений, так и Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (далее - ФСИН России) и ее территориальных органов. В частности, в случае непринятия должностными лицами и служащими названных учреждений и органов достаточных мер по обеспечению надлежащих условий содержания либо совершения ими в отношении лиц, содержащихся под стражей и в исправительных учреждениях, неправомерных действий соответствующие бездействие или неправомерные действия могут быть оспорены в судебном порядке по правилам и процедурам, установленным главой 22 КАС РФ.

При этом обязанность доказывания совершения соответствующего бездействия возлагается на конкретное должностное лицо, в отношении которого подана жалоба (ч. 2 ст. 62, ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Согласно положениям КАС РФ административные дела данной категории рассматриваются судом в течение одного месяца со дня поступления заявления в суд (ч. 1 ст. 226). Кроме того, заявитель или его представитель вправе ходатайствовать о неотложном рассмотрении и разрешении дела (ч. 4 ст. 135 КАС РФ). Часть 2 статьи 227 КАС РФ предусматривает обязанность ответственного лица устранить нарушения прав и законных интересов заявителей в случае установления Европейским судом таких нарушений.

Суд установил, что ДД.ММ.ГГГГ примерно в 9ч.30мин-9ч.40 мин. адвокат Лобков прибыл в ФКУ СИЗО- УФСИН России по Московской области для встречи с подзащитным Лукиным А.Е. Сотрудники следственного изолятора отказали Лобкову Я.И. в проходе на территорию учреждения.

Лобков считает данные действия ФКУ СИЗО- УФСИН России по Московской области незаконными.

Согласно ч.1 ст. 53 УПК РФ с момента вступления в уголовное дело защитник вправе:1) иметь с подозреваемым, обвиняемым свидания в соответствии с пунктом 3 части четвертой статьи 46 и пунктом 9 части четвертой статьи 47 настоящего Кодекса;

Егорьевской городской прокуратурой проведена проверка по жалобе адвоката Лобкова Я.И.

Проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 06ч.00 мин. до 15 час. 00 мин в ФКУ СИЗО- УФСИН России по Московской области производился демонтаж и монтаж основных ворот на КПП по пропуску транспортных средств, граничащего с КПП по пропуску лиц в здание ФКУ СИЗО-. Указанные обстоятельства существенным образом ослабили систему режима и надзора, охраны, в том числе увеличили возможность совершения вероятного побега спецконтингента, содержащегося в учреждении, в связи с чем, при указанных обстоятельствах принято решение об усилении охраняемого объекта. Передвижение спецконтингента в учреждении, в том числе вывод из камерных помещений, было временно ограничено. Прием конвойных подразделений ОМВД России и посетителей был временно прекращен.

В 15 час. 00 мин. работы по замене основных ворот на КПП были окончены, усиление снято, прием подразделений ОМВД России и посетителей возобновлен, работа изолятора продолжена в прежнем режиме.

В целях недопущения возникновения чрезвычайных ситуаций начальником ФКУ СИЗО- УФСИП России по Московской области Утимишевым И.К. принято решение о временном ограничении доступа на режимное учреждение ДД.ММ.ГГГГ в период с 06 час. 00 мин. до 15 час. 00 мин.

В соответствии с Положением «О режимных требованиях на территории, прилегающей к учреждению, подведомственному территориальному органу уголовно-исполнительной системы», утвержденным Приказом Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о режимных требованиях на территории, прилегающей к учреждению, подведомственному территориальному органу уголовно-исполнительной системы», администрация учреждений вправе на режимных территориях учреждений с целью соблюдения режимных требований временно ограничивать или запрещать движение транспорта, не допускать граждан на режимную территорию или обязывать их там остаться либо покинуть ее.

Согласно ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Согласно ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее - Правила внутреннего распорядка).

(в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 86-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 224-ФЗ)

Правилами внутреннего распорядка устанавливается порядок:

15) проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых с лицами, перечисленными в статье 18 настоящего Федерального закона, за исключением свиданий с защитником;

(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 78-ФЗ)

16) обеспечения участия подозреваемых, обвиняемых и подсудимых в следственных действиях и судебных заседаниях.

Согласно ст. 18 Закона подозреваемым и обвиняемым предоставляются свидания с защитником с момента фактического задержания. Свидания предоставляются наедине и конфиденциально без ограничения их числа и продолжительности, за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Свидания предоставляются защитнику по предъявлении удостоверения адвоката и ордера. Истребование у адвоката иных документов запрещается. Если в качестве защитника участвует иное лицо, то свидание с ним предоставляется по предъявлении соответствующего определения или постановления суда, а также документа, удостоверяющего его личность. Защитнику запрещается проносить на территорию места содержания под стражей технические средства связи, а также технические средства (устройства), позволяющие осуществлять киносъемку, аудио- и видеозапись. На территорию места содержания под стражей защитник вправе проносить копировально-множительную технику и фотоаппаратуру только для снятия копий с материалов уголовного дела, компьютеры и пользоваться такими копировально-множительной техникой и фотоаппаратурой, компьютерами только в отсутствие подозреваемого, обвиняемого в отдельном помещении, определенном администрацией места содержания под стражей.

Согласно Комментарию к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" (постатейный) (Китрова Е.В., Кузьмин В.А., 2009) по представлению заинтересованных ведомств органами местного самоуправления могут устанавливаться границы территорий, на которых определяются режимные требования мест содержания под стражей (изоляторов временного содержания и следственных изоляторов). Перечень режимных требований не регламентирован. Он определяется руководителями изоляторов временного содержания и следственных изоляторов по согласованию с органами местного самоуправления. Поэтому указанные выше перечни могут иметь определенные расхождения, хотя, как правило, незначительные, поскольку общее целевое назначение территорий, прилегающих к местам содержания под стражей, - обеспечить нормальное функционирование рассматриваемых учреждений.

При введении режимных требований сотрудники мест содержания под стражей вправе : временно ограничивать или запрещать движение транспорта, не допускать на указанные территории посторонних граждан, в случае же их нахождения на этих территориях обязывать их оставаться на месте до специального распоряжения либо покинуть эти территории; применять и использовать физическую силу, специальные средства и оружие для пресечения преступлений или административных нарушений.

Контроль за соблюдением режимных требований возлагается на руководство мест содержания под стражей.

Из Комментария к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (постатейный) (Кузьмин В.А. 2006) следует, что по представлению заинтересованных ведомств органами местного самоуправления могут устанавливаться границы территорий, на которых определяются режимные требования мест содержания под стражей (изоляторов временного содержания и следственных изоляторов). Перечень режимных требований не регламентирован. Он определяется руководителями изоляторов временного содержания и следственных изоляторов по согласованию с органами местного самоуправления. Поэтому указанные выше перечни могут иметь определенные расхождения, хотя, как правило, незначительные, поскольку общее целевое назначение территорий, прилегающих к местам содержания под стражей, - обеспечить нормальное функционирование рассматриваемых учреждений.

При введении режимных требований сотрудники мест содержания под стражей вправе: временно ограничивать или запрещать движение транспорта, не допускать на указанные территории посторонних граждан, в случае же их нахождения на этих территориях обязывать их оставаться на месте до специального распоряжения либо покинуть эти территории; применять и использовать физическую силу, специальные средства и оружие для пресечения преступлений или административных нарушений.

Контроль за соблюдением режимных требований возлагается на руководство мест содержания под стражей.

Согласно Комментарию к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (постатейный) (науч. ред. А.С. Михлин, В.И. Селиверстов, 2009г. ) следственный изолятор уголовно-исполнительной системы возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности начальником территориального органа уголовно-исполнительной системы. Начальник следственного изолятора наделен необходимыми полномочиями для организации выполнения задач, поставленных перед изолятором. Функции следственного изолятора весьма разнообразны (п.6).

Согласно п.п. 13 п.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5473-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждениям, исполняющим наказания, предоставляются следующие права:

13) временно ограничивать или запрещать движение транспорта на прилегающих к учреждениям, исполняющим наказания, территориях, на которых установлены режимные требования, не допускать граждан на эти территории или обязывать их там остаться либо покинуть эти территории с целью соблюдения режимных требований, защиты жизни и здоровья граждан.

Согласно Уставу ФКУ «Следственный изолятор Управления Федеральной службы исполнения наказания по Московской области» ФКУ «Следственный изолятор УФСИН по МО является учреждением уголовно-исполнительной системы, предназначенным для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также для выполнения функций исправительных учреждений в отношении осужденных в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации (п..1.1).

Управление Учреждением осуществляют ФСИН России, УФСИН России по Московской области и руководство Учреждения (начальник, его заместитель п.4.1).

Непосредственное управление Учреждением в соответствии с законодательством Российской Федерации, ведомственными нормативными правовыми актами и настоящим Уставом осуществляет начальник Учреждения (п.4.4)

Согласно п.4.6 Устава начальник учреждения осуществляет общее руководство деятельностью Учреждения и распределяет функциональные обязанности между заместителями начальника Учреждения. В пределах своих полномочий издает в установленном порядке приказы и распоряжения, организует контроль их выполнения (л.д. 37-45).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в СИЗО- УФСИН России по Московской области проводились работы по замене основных внешних ворот шлюза, в связи с чем, начальником СИЗО- УФСИН России по Московской области в рамках его полномочий было ограничено посещение территории СИЗО-7.

Согласно спецсообщения ДПНСИ ФКУ СИЗО- капитана внутренней службы Устрафеева П.Е. начальнику УФСИН России по Московской области генерал-майору внутренней службы А.С. Ветрову работы по замене основных внешних ворот шлюза в СИЗО- завершены в 16 час. ДД.ММ.ГГГГ

Представитель административного ответчика Соломинченко Н.В в судебном заседании пояснила, что сотрудники СИЗО- УФСИН России по Московской области разъяснили Лобкову Я.И. о проведении работ и временном ограничении посещения территории СИЗО-7.

Обстоятельства того, что в Учреждении проводились работы по замене основных внешних ворот шлюза в СИЗО- УФСИН России по Московской области, подтверждаются показаниями свидетеля Янина С.А., который в судебном заседании показал, что он работает в ФКУ СИЗО- УФСИН России по Московской области заместителем начальника учреждения- начальника отдела охраны. Отсутствие ворот в шлюзе является угрозой для совершения побега спецконтингента. Ворота являются основным ограждением. Было усиление охраны. Устные указания, распоряжения начальника является равнозначным письменному указанию, распоряжению. Сотрудники учреждения обязаны исполнять их. ДД.ММ.ГГГГ после обеда его вызвал начальник и сказал, что будут проводиться работы ДД.ММ.ГГГГ по замене основных ворот. Указание было дано в устной форме. Было дано указание - оповестить сотрудников в их учреждении, посетителей. Адвокатов и родственников они не имели возможности оповестить, так как их график посещения не известен. В 16 часов учреждение закончило работы, и оно было готово работать в обычном режиме. Из беседы с сотрудником он узнал, что делался звонок на мобильный телефон адвоката Лобкова, и ему предлагали посетить учреждение, но он отказался в резкой форме, сказал : «передайте привет своему начальнику». Исходящий звонок от них должен быть у дежурного. Передвижение спецконтингента на момент проведения работ было ограничено. Маршрут спецконтингента не проходит через шлюз, но территория изолятора очень маленькая. К работам привлекался личный состав. Они отвечают за безопасность, если что-то произойдет, то они могут привлекаться к уголовной ответственности. Одна дверь разделяла коридор, по которому водят заключенных в шлюз. Основные ворота-это часть системы охраны, которая существенно снижает безопасность. Может произойти захват спецключа, а эта дверь открывается специальным ключом. Если бы заключенный на тот момент открыл дверь, мог бы быть совершен групповой побег. Приказ в устной форме был издан по той причине, что ситуация была разовая. У них такие работы никогда не проводились. Данные ворота были установлены с момента строительства режимного корпуса. А ДД.ММ.ГГГГ их меняли. Они руководствовались приказом Минюста. Если что-то происходит на территории учреждения, они самостоятельно принимают решение в целях выполнения своих обязанностей. Если произойдет захват заложников, то времени издавать приказ не будет, нужно действовать оперативно. Он отвечает за безопасность. Почему не было письменного объявления, он не может пояснить, это не его вопрос.

Показания данного свидетеля подтверждают тот факт, что в указанный период времени на режимную территорию временно никто не допускался, так как меняли ворота Учреждения.

Суд считает, что у суда отсутствуют основания для удовлетворения административного иска, так как сотрудники СИЗО- УФСИН России по Московской области в сложившейся ситуации действовали в соответствии с действующим законодательством.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Лобкова Я. И. к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор » Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Московской области о признании незаконными действия ФКУ СИЗО- УФСИН России по Московской области в связи с недопуском к подзащитному Лукину А. Е.ДД.ММ.ГГГГ, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья подпись Полянская С.М.