РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Баяндай ДД.ММ.ГГГГ
Баяндаевский районный суд Иркутской области в составе: судьи Цыреновой Л.Д., при секретаре Ботогоевой Г.А., с участием представителя административного истца - помощника прокурора Баяндаевского района Замбаловой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску прокурора Баяндаевского района к администрации муниципального образования «Люры» об устранении нарушений требований законодательства об отходах производства и потребления,
УСТАНОВИЛ:
И.о.прокурора Баяндаевского района Сопходоева Л.З. обратилась в Баяндаевский районный суд Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администрации муниципального образования «Люры» о возложении обязанности разработать, утвердить и согласовать с органами Роспотребнадзора по <адрес> генеральную схему очистки населенных пунктов, находящихся на территории данного муниципального образования в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Баяндаевского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходамина территории муниципального образования «Люры», в ходе которой выявлены нарушения вышеназванного законодательства, выразившиеся в следующем.
Администрацией муниципального образования не принят административный регламент по предоставлению муниципальной услуги о внесении сведений о месте (площадке) накопления ТКО (твердых коммунальных отходов) в реестр мест накопления ТКО.
В нарушение п.п. 1.2, 1.8 СанПиН 42—128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», Генеральная схема санитарной очистки населенных пунктов муниципального образования не утверждена, не согласована с органом, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В ходе проверки была выявлена свалка бытовых отходов в виде бутылок, пакетов и иного мусора, расположенная на землях МО «Люры»на юго-западной и юго-восточной окраинах д. Люры. Вместе с тем, администрацией муниципального образования достаточных мер по ее ликвидации не принимается, информация о координатах и примерном объеме свалки региональному оператору не направлялась
Прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы МО «Люры» было внесено представление № «Об устранении нарушений требований законодательства об отходах». Согласно полученному ответу от ДД.ММ.ГГГГ., а также информации АМО «Люры» от ДД.ММ.ГГГГ. до настоящего времени требования прокурора не исполнены в части разработки и утверждения генеральной схемы санитарной очистки населенных пунктов, находящихся на территории муниципального образования.В связи с чем, прокурор вынужден обратиться в суд с вышеуказанными требованиями.
В судебном заседании прокурор поддержал административные исковые требования по доводам, содержащимся в нем.
Административный ответчик администрация МО «Люры», надлежаще извещенные о дате и времени судебного заседания в суд не явились и направили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями опризнаниинезаконнымирешений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на нихнезаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст.42, ст.58 КонституцииРФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Главным природным ресурсом, основной составляющей природной среды является земля.
В соответствии с ч. 1 ст.51Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№"Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии п. 1.1. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», организация рациональной системы сбора и временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих «Санитарных правил содержания территорий населенных мест».
Согласно п. 1.2. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, уличного мусора и других отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Планово-регулярную очистку следует проводить по договорам - графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов, и жилищным органом по согласованию с учреждениями санэпидслужбы (п. 1.8.СанПиН 42-128-4690-88).
В ст.14Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства территории поселения.
В соответствии с.ч. 12 ст. 2 Закона Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» с 01.01.2017г. за сельскими поселениями Иркутской области, перечисленными в приложении 7 к настоящему Закону, закреплен вопрос местного значения, предусмотренный п.8 ч.1 ст. 14 ФЗ – участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Таким образом, в соответствии с вышеизложенными нормами права разработка, утверждение и согласование с органами Роспотребнадзора по Иркутской области генеральной схемы очистки населенных пунктов возложена на органы местного самоуправления поселения, в рассматриваемом случае на администрацию муниципального образования «Люры».
Материалами административного дела установлено, что прокуратурой Баяндаевского района была проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования «Люры» исполнения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
В ходе проверки было установлено,что администрацией МО «Люры» допущены нарушения требований закона.
От ДД.ММ.ГГГГ№ прокуратурой района в адрес администрации МО «Люры» направлено представление об устранении нарушений законодательства.
Так из информации администрации МО «Люры» следует, что Генеральная схема очистки населенного пункта не принята.
Из информации главы МО «Люры» Буентаевой А.В. следует, что рассмотрев представление прокуратуры «Об устранении нарушений законодательства об отходах» от ДД.ММ.ГГГГ№, администрацией МО «Люры» разработан административный регламент создания и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов МО «Люры». По вопросу размещения несанкционированной свалки - информация о координатах и примерных объемах свалок будет направлена региональному оператору в ближайшее время.
За допущенные нарушения специалист по имуществу администрации МО «Люры» М.Л.Г. привлечен к дисциплинарной ответственности и в отношении него применено дисциплинарное взыскание в виде замечания.
Вышеприведенное подтверждает, что в настоящее время администрацией МО «Люры» Генеральная схема очистки населенных пунктов, находящихся на территории муниципального образования не разработана и не утверждена, что создает угрозу причинения вреда здоровью неопределенному числу граждан – жителей муниципального образования «Люры», а также нарушает охраняемые законом их права на санитарно-эпидемиологическую безопасность и на охрану земли от захламления бытовыми отходами.
Вместе с тем, реализуя требования ст. 187 КАС РФ, суд исходя из требований разумности, существа права, подлежащего защите, считает возможным установить срок для исполнения обязанности по устранению выявленных нарушений – 3 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решая вопрос о взыскании судебных расходов, связанных с рассмотрением административного дела суд установил следующее.
Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора Баяндаевского района, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Люры» об устранении нарушений требований законодательства об отходах производства и потребления, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Люры» Баяндаевского района Иркутской области разработать, утвердить и согласовать с органами Роспотребнадзора по Иркутской области генеральную схему очистки населенных пунктов, находящихся на территории данного муниципального образования в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня его провозглашения через Баяндаевский районный суд Иркутской области.
Судья Л.Д.Цыренова
Мотивированное решение будет изготовлено по истечении пяти дней.