ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-102/2022 от 05.04.2022 Усть-куломского районного суда (Республика Коми)

Уникальный идентификатор дела

11RS0018-01-2022-000134-19

УСТЬ-КУЛОМСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 05 апреля 2022 года по делу № 2а-102/2022

Усть-Куломский районный суд Республики Коми

под председательством судьи Барбуца О.В.,

при секретаре судебного заседания Удоратиной А.В.,

с участием административного истца Зелёного П.С.,

представителя административного ответчика – ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области Блиновой И.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом административное дело по административному исковому заявлению Зелёного П.С. к Федеральной службе исполнения наказания Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 33 Управления ФСИН России по Саратовской области, Следственный изолятор УФСИН России по Кировской области о признании действий (бездействия) должностных лиц незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей,

установил:

Зелёный П.С. обратился в суд с административным иском к Федеральной службе исполнения наказания Российской Федерации, Федеральному казанному учреждению Исправительная колония Управления ФСИН России по Саратовской области, Следственный изолятор УФСИН России по Кировской области о признании действий (бездействия) должностных лиц незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей. В обоснование исковых требований указал, что он в связи с этапированием к месту отбывания наказания содержался в Федеральном казенном учреждении Исправительная колония № 33 Управления ФСИН России по Саратовской области (далее – ФКУ ИК-33) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в Следственным изоляторе УФСИН России по Кировской области (далее – СИЗО-1) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В эти периоды времени условия, в которых он содержался, были ненадлежащими, жестокими, унижающими человеческое достоинство, вследствие чего ему причинен моральный вред, который заключался в испытании им продолжительных и нравственных страданий. В камере ИК-33, где он содержался, было перенаселение. Фактически предоставленная ему площадь составляла менее 2 кв.м на одного человека, что является незаконным, причиняла ему сильные нравственные и физические страдания, которые выразились в психологической и эмоциональной подавленности, стрессе, возникновении различных конфликтных ситуаций, вызванных скученностью людей на недостаточном пространстве. Кроме того, такие условия создавали повышенную угрозу инфекционных заболеваний. В камерах ИК-33 и СИЗО-1 отсутствовал подвод горячей воды. Отсутствие горячей воды в камерах, где он содержался, ставило его в неравное положение с теми заключенными, которые содержались в СИЗО и ИК и были обеспечены подводом горячей воды, что явно указывает на нарушение его прав. Моральный вред, причиненный ему необеспечением его камеры подводом горячей воды, выражен в невозможности стирать белье, вещи и в должной мере поддерживать гигиену. Данная ситуация усугубилась тем, что в период содержания в ФКУ ИК-33 и СИЗО-1 ему предоставлялась возможность помыться в душе только один раз в неделю в течение 15 минут. Этого времени при такой кратности посещения душевой было явно недостаточно для обеспечения возможности поддержать гигиену. Невозможность же поддержания гигиены означает и невозможность уважения лиц к своему телу и к своим сокамерникам, что и является унижением человеческого достоинства. Камера СИЗО-1, в которой он содержался, не была оборудована вентиляцией. При этом в камере вместе с ним содержались курящие заключенные. Специальные отведенные места для курения отсутствовали, и он не был защищен от табачного дыма. Пассивным курением его здоровью был причинен вред, что очевидно вытекает из фактов вынужденного вдыхания им воздуха с дымом, содержащих системные яды и канцерогенные вещества. Камера ИК-33 также не была оборудована местом для курения, а туалет камеры, в которой обычно курили, не был оборудован вентиляцией, поэтому не мог являться специально отведенным местом для курения. В сборной камере СИЗО-1 туалет не являлся приватным и не был ничем огорожен от остальной части камеры, что причиняло ему моральные страдания и унижения, так как его воспитание не допускает прилюдного отправления естественных потребностей организма. В сборной камере не было и стола, он был вынужден принимать пищу, испытывая отвращения из-за близости неприватного туалета и из-за вынужденного приема пищи на полу. Там он провел почти целый день. В камере ФКУ ИК-33 было отключено отопление, было холодно, особенно ночью, изо рта шел пар. В камере была очень высокая влажность, из-за чего на стенах камеры рос плесневый грибок. В камере проживали синантропные животные и насекомые: крысы и клопы. Состояние камеры и душевой кабины было антисанитарным. Ему не выдавали постельного белья. Фактически он был лишен полноценного ночного сна. В ФКУ ИК-33 все крыши не были оборудованы конструктивными элементами: снегозадержателями, что подвергало его опасности во время прогулки, создавало постоянный стресс и переживания, вызванные страхом за свою жизнь. В период содержания в ФКУ ИК-33 он обращался за медицинской помощью в связи с острой зубной болью. Однако врача стоматолога не оказалось в колонии, и медицинская помощь ему не была оказана. Также он обращался с болями в желудке, но медицинскую помощь не получил со ссылкой на отсутствие медикаментом, из-за чего был вынужден мучиться с болью в животе и зубе. Указанная ситуация свидетельствует о явных нарушениях стандартов медицинской помощи взрослому населению по профилям «стоматология» и «терапия». В период нахождения в ФКУ ИК-33 он постоянно испытывал страх за свою жизнь. Общеизвестными фактами (из федеральных СМИ) являются пытки, избиения, изнасилования и убийства заключенных. Об этом знают все заключенные и сотрудники ФСИН. Именно пытки, избиения, изнасилования и убийства заключенных сотрудниками УФСИН – надежно связаны со словами «Саратов», «Саратовская область», «Саратовское управление». Он очень боялся за свою жизнь, постоянно испытывал страх и чувство опасности и бессилия. Поэтому он не обращался с жалобами на медицинское обеспечение и условия содержания в ФКУ ИК-33. Причиненный ему моральный вред, возникший в результате нарушения его прав на условия содержания, он оценивает в размере 300 000 рублей. В связи с этим просит признать действия (бездействие) должностных лиц незаконными, взыскать компенсации морального вреда за нарушение условий содержания под стражей в размере 300 000 рублей.

Административный истец Зелёный П.С., допущенный к участию в деле посредством видеоконференцсвязи, в судебном заседании на исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в иске.

Представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области Блинова И.А., допущенная к участию в деле посредством видеоконференцсвязи, в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях. В письменных возражениях указано, что согласно данным картотечного учета осужденный Зеленый П.С. прибыл в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ выбыл в УФСИН России по Республике Коми. Содержался в камере . Камера находится на посту -го режимного корпуса. Все камеры внутреннего поста -го режимного корпуса следственного изолятора имеют естественную вентиляцию воздуха. Рамы в оконном проеме размером 1500x850 установлены и остеклены. Рамы распашные, оборудованы для проветривания помещения, находятся в исправном состоянии. В камере установлены чугунные радиаторы МС-140-500-1,2-9 и МС-140-500-1,2-5. Температура воздуха в камерах соответствует нормам. Ежедневно проверяется начальниками корпусных отделений. На стенах и потолке камеры грибок отсутствует. Пол в камере в деревянном исполнении. Санузел в камере находится в исправном состоянии. В соответствии с приказом МЮ РФ ГУИН от ДД.ММ.ГГГГ санузел оборудован санитарным экраном высотой до потолка, выполненным из фанеры. Текущий косметический ремонт камер режимных корпусов учреждения проводится ежегодно при подготовке учреждения к работе в осенне-зимний период. Дезинфекция и дератизация объектов СИЗО проводится регулярно. Камера оборудована в соответствии с пунктом 42 приказа от 14.10.2005 № 189 «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» и приказом МЮ РФ ГУИН от ДД.ММ.ГГГГ. Все оборудование камеры и инвентарь находятся в исправном состоянии. Для санитарной обработки камер, оборудования, посуды и стирки одежды в камеры выдаются чистящие средства, хозяйственное мыло. В соответствии с государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между учреждением и обществом с ограниченной ответственностью «Кировский областной центр дезинфекции», на объектах СИЗО ежемесячно проводятся дератизационные мероприятия и ежеквартально - дезинсекционные. В период содержания Зеленого П.С. санитарное состояние камеры расценивалось медицинскими работниками ФКУ СИЗО-1 и начальниками корпусного отделения, как удовлетворительное. Камера имеет площадь № 27,64 кв.м. Согласно данным Книги «количественной сверки ПОО» в камере в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержалось не более 6 человек. В сборном отделении учреждения имеются 9 камер временного пребывания площадью 6,51 кв.м, 1 камера временного пребывания площадью 10,33 кв.м, 1 камера временного пребывания площадью 6,69 кв.м. Камеры сборного отделения оборудованы скамейками из расчета 0,4 пог. м на 1 человека; светильниками освещения с лампами накаливания (освещение соответствует нормам). Также камеры временного пребывания сборного отделения оборудованы: оконными проемами с остекленными распашными рамами, оборудованными для проветривания; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией; естественной и принудительной вытяжной вентиляцией (вентиляция находится в исправном состоянии). Для лиц, содержащихся в камерах сборного отделения, имеется туалет с пятью кабинками, в которых установлены унитазы и урны для мусора, куда при обращении к сотрудникам учреждения вышеуказанные лица выводятся. Температура в камерах сборного отделения соответствует нормам. Санузлы в камерах сборного отделения оборудованы умывальником, писсуаром и зеркалом, вмонтированным в стену, находятся в исправном состоянии. В связи с кратковременным содержанием спецконтингента в камерах сборного отделения прием ими пищи не предусмотрен, в связи с этим оборудование для приема пищи в камере отсутствует. Все оборудование камер сборного отделения находится в исправном состоянии, влажные уборки камер проводятся регулярно. Камерные помещения, в которых содержатся подозреваемые, обвиняемые и осужденные, находятся на режимных корпусах. Система горячего водоснабжения для режимных корпусов учреждения не предусмотрена конструктивной особенностью. В соответствии с пунктом 43 раздела V приказа МЮ РФ от 14.10.2005 № 189 «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности. Ежедневно, во время раздачи пищи, по просьбе содержащихся в камерах режимных корпусов выдается горячая кипяченая вода. Кроме того, согласно протоколам лабораторных испытаний Филиала «Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора ФКУЗ МСЧ № 43 ФСИН России» вода питьевая из централизованного водопровода, взятая в ФКУ СИЗО-1 на анализы, соответствует СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Стирка личных вещей производится осужденными в камерах учреждения, все камеры СИЗО оборудованы тазами для гигиенических целей и стирки одежды в соответствии с пунктом 42 приказа МЮ РФ от 14.10.2005 № 189 «ПВР СИЗО». Для санитарной обработки камер, оборудования, посуды и стирки одежды в камеры выдаются чистящие средства, хозяйственное мыло, сода. Кроме того, в учреждении имеется банно-прачечный комбинат, в котором производится стирка, сушка, глажка постельного белья, выдаваемого во временное пользование подозреваемым, обвиняемым и осужденным, а также стирка, сушка, глажка одежды и белья подозреваемых, обвиняемых и осужденных по их заявлению. Истец за период содержания в учреждении, как с письменными, так и с устными заявлениями по данному вопросу к сотрудникам учреждения не обращался. По заявлению истца о постельных принадлежностях: в ФКУ СИЗО-1 весь спецконтингент обеспечивается: полотенцем, матрацем, подушкой, постельными принадлежностями (одеялом полушерстяным, простынями, наволочкой подушечной верхней), столовой посудой и столовыми приборами: миской (на время приема пищи), кружкой, ложкой на основании пункта 40 приказа № 189 от 14 октября 2005 года «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», имущество выдается бесплатно во временное пользование на период содержания под стражей. Хранящиеся на вещевом складе постельные принадлежности находятся в надлежащем состоянии согласно Приказу Минюста России от 3 декабря 2013 года № 216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах». Сроки эксплуатации вещевого имущества соблюдаются. Постельные принадлежности выдаются спецконтингенту в надлежащем состоянии во временное пользование, по нормам в соответствии с приказом МЮ РФ от 3 декабря 2013 года № 216. Целостность и их чистота проверяется при выдаче, после чего подозреваемый, обвиняемый или осужденный расписывается в камерной карточке в соответствующей графе. Смена постельного белья происходит один раз в неделю после проведения санобработки спецконтингента. Постельные принадлежности (простыни, наволочка, полотенце) еженедельно стираются в день помывки спецконтингента, матрацы и подушки прожариваются по медицинским показаниям, одеяла прохлопываются еженедельно по выходным, стираются по мере загрязнения. Выдача спецконтингенту постельных принадлежностей, находящихся в ветхом состоянии, с вещевого склада учреждения исключена, так как выбраковывание вещевого имущества проводится комиссионно и своевременно. Выбракованное вещевое имущество исключено из носки и хранится до момента списания. 14 ноября 2021 года при прибытии в ФКУ СИЗО-1 осужденный Зелёный П.С. под роспись получил во временное пользование со склада учреждения следующее вещевое имущество: матрац - 1 шт.; подушка ватная - 1 шт.; одеяло полушерстяное - 1 шт.; наволочка подушечная верхняя - 1 шт.; простынь - 2 шт.; полотенце - 1 шт. При получении данного вещевого имущества со склада учреждения у осужденного Зелёного П.С. замечаний по качеству выданного имущества не возникло. В период содержания в ФКУ СИЗО-1 от осужденного Зелёного П.С. жалоб и заявлений по качеству постельного белья и обеспечению постельными принадлежностями не поступало. Время помывки осужденных не регламентировано ни одним нормативным правовым актом, но в связи с тем, что в пункте 45 раздела V Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом МЮ РФ от 14.10.2005 № 189 сказано, что подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку не реже одного раза в неделю, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут, в связи с этим весь спецконтингент, содержащийся в следственном изоляторе, проходит санитарную обработку не менее 15 минут. Зелёный П.С. санитарную обработку проходил по прибытии после проведения личного обыска 14.11.2021. Согласно графику санобработки подозреваемых, обвиняемых и осужденных на санобработку камера № 91 была выведена 18.11.2021. Таким образом, в период содержания истца в ФКУ СИЗО-1 санитарная обработка производилась не менее 2 раз в неделю. Помещение санпропускника сборного отделения располагается в соответствии с пунктом 8.38 Приказа Минюста России от 28.05.2001 №161дсп в обособленном отсеке на первом этаже в пределах сборного отделения. Санпропускник оборудован 16-ю помывочными местами, разделенными перегородками, с лейками, смесителями. Санпропускник во время помывки спецконтингента обеспечивается горячей и холодной водой в соответствии с санитарно- эпидемиологическими требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01. Температура горячей воды соответствует нормам. Все лейки в наличии и находятся в исправном состоянии. Напор воды и направление леек обеспечивают помывку в полном объеме. Каждое помывочное место оборудовано полками для моющих средств, резиновыми ковриками. Санпропускник оборудован принудительной вытяжной вентиляцией. В предбаннике поддерживается необходимая температура в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.3150-13 и контролируется сотрудниками учреждения. Все оборудование санпропускника сборного отделения находится в исправном состоянии. Санитарная уборка помещений санпропускника производится ежедневно, еженедельно проводится генеральная уборка. В ФКУ СИЗО-1 раздельное содержание осужденных к лишению свободы осуществляется в строгом соответствии со статьей 80 Уголовно-исполнительного кодекса. Согласно информации, указанной на камерной карточке, Зеленый П.С. являлся курящим. Поэтому был размещен в камеру с курящими. В рассматриваемый период обращений, жалоб, заявлений от истца о переводе его в другую камеру (не курящих) не поступало. Медицинское обеспечение осуществлялось медицинскими работниками филиала «Медицинская часть №13» ФКУЗ МСЧ-43 ФСИН России. 14 ноября 2021 года по прибытии в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области осмотрен дежурным медицинским работником, на момент осмотра жалоб не предъявлял, в связи с чем было дано заключение: острых инфекционных заболеваний, телесных повреждений не выявлено. 20 ноября 2021 года при убытии из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области осмотрен дежурным медицинским работником, на момент осмотра жалоб не предъявлял, в связи с чем дано заключение: острых заболеваний, телесных повреждений нет, может следовать этапом. За время содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области с 14.11.2021 по 20.11.2021 обращений за медицинской помощью от Зеленого П.С. не поступало. В своем административном исковом заявлении истец не привел ни одного факта, подтверждающего, что именно ФКУ СИЗО-1 причинило вред своими виновными действиями или бездействием. В связи с этим просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Представители административных ответчиков Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации, Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 33 Управления ФСИН России по Саратовской области надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, участие в судебном заседании не приняли, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.

Из возражений административного ответчика - Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации следует, что ФСИН России не является учреждением, исполняющим наказания в виде лишения свободы, в частности по отношению к истцу, который считает, что пострадал от действий учреждений УИС, которые, в свою очередь, в соответствии со статьей 6 Закона являются самостоятельными юридическими лицами. Доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий для истца, а также вины государственных органов и их должностных лиц в нарушении личных неимущественных прав или нематериальных благ истцом не представлено. Доказательств пережитых страданий для подтверждения права на компенсацию за нарушение условий конвоирования, содержания в исправительных учреждениях истцом также не представлено. ФСИН России соблюдались все требования нормативных документов, регламентирующих условия и порядок конвоирования, содержания истца в период исполнения наказания в виде лишения свободы. Доводы истца не соответствуют действительности и преследуют цель извлечения материальной выгоды. В своем исковом заявлении истец не привел ни одного факта, подтверждающего, что именно ФСИН России допустило (по мнению истца) нарушения условий конвоирования, содержания, своими виновными действиями или бездействием, ровно как, истцом не приведено ни одного доказательства, в соответствии с которым именно ФСИН России причинило истцу нравственные страдания.

От представителя административного ответчика ФКУ ИК-33 УФСИН России по Саратовской области Борисовой Т.А. поступило возражение на административное исковое заявление Зеленого П.С., из которых следует, что согласно справке отдела специального учета Зеленый П.С. прибыл в транзитно-пересыльный пункт (далее - ТПП) ИК-33 ДД.ММ.ГГГГ, убыл ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми. Согласно приказу Министерства юстиции от ДД.ММ.ГГГГ лимит наполнения в ТПП ИК-33 составляет 107 мест. Общая площадь ТПП ИК-33 для размещения осужденного составляет 220,6 кв.м, то есть из расчета 2 кв.м на одного осужденного. Согласно справке отдела специального учета камерной карточки Зеленый П.С. был помещен в камеру с лимитом наполнения 8 человек. Площадь камеры согласно технического паспорта составляет 17,6 кв.м (с учетом площади санитарного узла - 1,5 кв.м), что составляет 8 мест, то есть 2 кв.м на одно место. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере содержалось от трех до восьми осужденных. Таким образом, доводы истца о перенаполнении ТПП ИК-33 являются надуманными и необоснованными. Согласно справке филиала «Медицинская часть № 10» ФКУЗ МСЧ-64 ФСИН России осужденный Зеленый П.С. с жалобами на состояние здоровья не обращался, в том числе с жалобами на зубную боль и боль в желудке. В связи с чем доводы истца о неоказании ему медицинской помощи в ТПП ИК-33 также необоснованные. Согласно справке главного инженера ИК-33 в учреждении начало отопительного сезона наступило ДД.ММ.ГГГГ. В период с 23 октября по ДД.ММ.ГГГГ в камере ТПП ФКУ ИК-33 температура воздуха составляла от 18 °С до 20 °С. Перебоев с теплоснабжением в период отопительного сезона с ДД.ММ.ГГГГ в учреждении не происходило. При таких обстоятельствах доводы истца о том, что в камере ТПП ИК-33 было отключено отопление, являются надуманными и необоснованными. ИК-33 ежегодно заключает договоры (государственные контракты) со сторонними организациями с целью проведения профилактических мероприятий по дератизации и дезинсекции объектов учреждения. Кроме того, ежедневно в учреждении медицинскими работниками проводился обход ТПП ИК-33 для проверки санитарного состояния, по результатам проверок грызунов и паразитов выявлено не было. В учреждении проводится регулярная дезинфекция помещений учреждения, включая ТПП ИК-33. Следовательно, доводы истца об антисанитарном состоянии камеры, душевой кабины являются необоснованными. Как следует из справки заместителя начальника по тыловому обеспечению, камера оборудована приточной и принудительной вытяжной вентиляцией, что соответствует пункту 19.3.5 СП 308.1325800.2017 Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы Правила проектирования. Камера оборудована сантехническими приборами и централизованной канализацией, окнами с открывающимися рамами для проветривания камеры, приватным санитарным узлом (туалетом). Доступ к холодному водоснабжению осуществляется через централизованную систему водоснабжения. На территории ФКУ ИК-33 УФСИН России по Саратовской области находится котельная для осуществления нагрева и подачи горячей воды на ТПП ИК-33. Доступ к горячему водоснабжению осуществляется покамерно. Согласно распорядку дня ТПП ИК-33 проводятся санитарные дни, что дополнительно подтверждает наличие холодного и горячего водоснабжения. Таким образом, в ИК-33 полностью соблюдены СП 308.1325800.2017 Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы Правила проектирования. Курение в камерах при исправительных учреждениях запрещено в силу статьи 12 Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Пунктом 4 статьи 12 указанного Федерального закона установлено, что для лиц, находящихся в следственных изоляторах, иных местах принудительного содержания или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обеспечивается защита от воздействия окружающего табачного дыма в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Следовательно, ИК-33 не было допущено нарушений условий содержания. Согласно Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденным Приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295, не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья. Помывка осужденных, содержащихся в штрафном изоляторе, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, транзитно-пересыльных пунктах, одиночных камерах производится в душевых, оборудованных в указанных помещениях, с обеспечением изоляции осужденных, содержащихся в разных камерах (пункт 21). Согласно справке заместителя начальника по тыловому обеспечению осужденный Зеленый П.С., находившийся в ТПП ИК-33 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, осуществлял помывку 4 раза. Следовательно, доводы истца о невозможности поддерживать личную гигиену в связи с некачественной помывкой, необоснованны. Обеспечение осужденных, следующих транзитом через транзитно-пересыльный пункт ФКУ ИК-33 УФСИН России по Саратовской области, пастельными принадлежностями осуществляется в соответствии с Приказом МЮ РФ от 3 декабря 2013 года № 216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах». В справке заместителя начальника по тыловому обеспечению указано, что осужденный Зеленый П.С., был обеспечен пастельными принадлежностями в полном объеме. Следовательно, права истца ИК-33 не нарушены. Согласно справке заместителя начальника по тыловому обеспечению крыша учреждения представляет собой рулонную кровлю, совмещенную с перекрытием. Данная кровля по своему типу является мягкой. На основании пункта 5.1. СП 17.13330.2017 «Свод правил кровли» рулонная кровля не предусматривает установку снегозадержателей. Таким образом, доводы истца являются необоснованными. Если истец считал, что в отношении него имеются нарушения условий содержания, он имел возможность своевременно заявить о ненадлежащих условиях его содержания непосредственно в период его нахождения в ИК-33 и своевременно улучшить свое положение. Данным правом он мог воспользоваться при личном приеме начальника учреждения во время ежедневных обходов, при убытии из учреждения. Однако, за все время нахождения в ИК-33 Зеленый П.С. с жалобами на нарушение своих прав и законных интересов к начальнику учреждения, его заместителям, начальникам отделов не обращался, акты прокурорского реагирования, а также иных органов не поступали, что дополнительно подтверждает отсутствие нарушений в отношении него, а также значимость для истца заявленных им требований. Доводы истца о невозможности истца обратиться к начальнику ИУ в связи с «общеизвестными фактами из СМИ» являются оценочными и необоснованными. Компенсация морального вреда представляет собой выплату денежной суммы, размер которой в соответствии с нормами материального права определяется исключительно судом. Компенсация морального вреда определяется в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, с учетом требований разумности и справедливости. Необходимым условием возникновения такого права является причинная связь между имевшими место страданиями и нарушением личных неимущественных прав потерпевшего либо посягательством на принадлежащие ему другие нематериальные блага. Для возложения на ответчика обязанности компенсации морального вреда необходимо наличие вины и причинно-следственной связи между наступившим вредом и действиями ответчика. Истцом не доказано, что при содержании в учреждении было допущено нарушение уголовно-исполнительного законодательства, что может повлечь компенсацию морального вреда. В нарушение норм действующего законодательства истцом не представлено каких-либо доказательств своих требований, исходя из которых можно сделать вывод о незаконных действиях (бездействиях) ответчика, наличия причинной связи между действиями и моральным вредом, а также вины ответчика. Из искового заявления Зеленого П.С. следует, что он узнал, с его слов, о нарушениях условий содержания с момента поступления в ТПП ИК-33, следовательно, с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Таким образом, срок исковой давности по данной категории дел начал течь с 23.10.2021 был прекращен после 24.01.2022. Кроме описания условий содержания, указанных истцом в исковом заявлении, а также ссылок на положения законодательства никаких иных доказательств суду не представлено. Из изложенного следует, что истцом не доказано ни одно из обязательных условий наступления ответственности вследствие причинения ему морального вреда: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинная связь между двумя первыми элементами, вина причинителя вреда.

Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему мнению.

Частью 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Согласно статье 3 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 года (далее - Конвенция) никто не должен подвергаться бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.

Конституция Российской Федерации гарантирует охрану достоинства личности государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению (статья 21). Государство обеспечивает потерпевшим компенсацию причиненного ущерба (статья 52). Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53).

Действия (или бездействие) органов государственной власти, причинившие вред любому лицу, влекут возникновение у государства обязанности этот вред возместить, а каждый пострадавший от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти наделяется правом требовать от государства справедливого возмещения вреда (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июня 2009 года № 1005-О-О).

В соответствии со статьей 1067 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда (пункт 1). Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2).

Статьей 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными статьей 151 ГК РФ и главой 59 ГК РФ.

На основании статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

К нематериальным благам, в силу пункта 1 статьи 150 ГК РФ, относится, в том числе и достоинство личности.

Закрепив в статье 151 ГК РФ общий принцип компенсации морального вреда, законодатель не установил ограничений в отношении оснований такой компенсации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 2001 года № 252-О).

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, или нарушающими его личные неимущественные права. Моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи с временным ограничением или лишением каких-либо прав и др. (пункт 2). Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (пункт 4).

Перечень нравственных страданий, являющихся основанием для реализации права на компенсацию морального вреда, не является исчерпывающим.

Объектом неправомерных посягательств являются по общему правилу любые нематериальные блага (права на них) вне зависимости от того, поименованы ли они в законе и упоминается ли соответствующий способ их защиты (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2013 года, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 03 июля 2013 года.).

Статьи 151 и 1069 ГК РФ во взаимосвязи со статьей 1099 ГК РФ направлены на реализацию, в частности, положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 1012-О-О, от 24 октября 2013 года № 1663-О и др.).

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», в соответствии со статьей 3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству (абзац 4). Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности (абзац 5). При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания (абзац 6). Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения. В некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подверглось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению (абзац 7).

Российская Федерация как участник Конвенции признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов. Поэтому применение судами Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека (далее - Европейский Суд) во избежание любого нарушения Конвенции (абзац 3 пункта 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5).

В контексте лишения свободы Европейский Суд последовательно подчеркивает, что для отнесения к сфере действия статьи 3 Конвенции испытываемые страдания и унижения в любом случае должны выходить за пределы неизбежного элемента страдания или унижения, связанного с содержанием под стражей. Государство должно обеспечить содержание лица под стражей в условиях, которые совместимы с уважением его человеческого достоинства, и способ и метод исполнения этой меры не должны подвергать его страданиям и трудностям, превышающим неизбежный уровень, присущий содержанию под стражей.

При оценке условий содержания под стражей учитывается совокупное влияние этих условий, а также конкретные утверждения заявителя. Также учитывается длительность периода, в течение которого лицо находилось под стражей в конкретных условиях.

Из приведенных конституционных и правовых норм, а также из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Европейского Суда следует, что содержание обвиняемого (подозреваемого) в исправительных учреждениях, следственных изоляторах в условиях, которые несовместимы с уважением его человеческого достоинства, и не соответствуют установленным законом нормам, влечет нарушение его неимущественных прав, гарантированных законом.

В соответствии с частью 7 статьи 76 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) для временного содержания осужденных, следующих к месту отбывания наказания либо перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, при исправительных учреждениях и следственных изоляторах могут создаваться транзитно-пересыльные пункты. Осужденные содержатся в транзитно-пересыльных пунктах на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором или определением суда либо постановлением судьи, и с соблюдением требований, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Предельный срок содержания осужденных в транзитно-пересыльных пунктах составляет не более 20 суток. Порядок создания, функционирования и ликвидации транзитно-пересыльных пунктов определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров (часть 1 статьи 99 УИК РФ).

На основании Указа Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 утверждено положение о Федеральной службе исполнения наказания.

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания, условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений (пункт 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказания). ФСИН России подведомственна Минюсту России.

Пунктом 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказания установлено, что основными задачами ФСИН России являются: исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых (далее - лица, содержащиеся под стражей); охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции; создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

В судебном заседании установлено, что на основании приказа УФСИН России по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ создан транзитно-пересыльный пункт (далее – ТПП) при федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 33 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Саратовской области» с лимитом наполнения 113 мест, из расчета 2 квадратных метра на одного осужденного для временного содержания осужденных мужчин.

Размещение и содержание осужденных в камерах ТПП обеспечивается в строгом соответствии с требованиями статьи 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (пункт 2 вышеуказанного приказа).

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 33 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Саратовской области» является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности (пункт 1.1 Устава).

Пунктом 1.2, 1.7 определено, что учредителем Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Федеральная служба исполнения наказания. Учреждение является юридическим лицом, участником бюджетного процесса – получателем бюджетных средств.

Установлено, что административный истец Зеленый П.С., осужденный по <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации (приговор Прикубанского районного суда г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ) ДД.ММ.ГГГГ прибыл в ТПП при ФКУ ИК-33 УФСИН России по Саратовской области из ФКУ ИК-4 УФСИН России по Краснодарскому краю и убыл ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми (справка ФКУ ИК-33 УФСИН России по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно приказу Министерства юстиции от ДД.ММ.ГГГГ лимит наполнения в ТПП ИК-33 составляет 107 мест. Общая площадь ТПП ИК-33 для размещения осужденного составляет 220,6 кв.м, то есть из расчета 2 кв.м на одного осужденного.

Как следует из справки отдела специального учета, камерной карточки, Зеленый П.С. был помещен в камеру , с лимитом наполнения 8 человек. Площадь камеры согласно техническому паспорту составляет 17,6 кв.м (с учетом площади санитарного узла - 1,5 кв.м), что составляет 8 мест, то есть 2 кв.м на одно место. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере содержалось не более восьми человек, то есть перенаполнения осужденных не было. Таким образом, доводы истца о перенаполнении ТПП ФКУ ИК-33 являются необоснованными.

ДД.ММ.ГГГГ Зелёный П.С. прибыл в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области, ДД.ММ.ГГГГ выбыл в УФСИН России по Республике Коми.

Содержался в камере . Камера площадью 27,64 кв. м находится на посту -го режимного корпуса.

Установлено, что все камеры внутреннего поста -го режимного корпуса следственного изолятора имеют естественную вентиляцию воздуха. Рамы в оконном проеме размером 1500x850 установлены и остеклены. Рамы распашные, оборудованы для проветривания помещения, находятся в исправном состоянии. В камере установлены чугунные радиаторы МС-140-500-1,2-9 и МС-140-500-1,2-5. Температура воздуха в камерах соответствует нормам. Ежедневно проверяется начальниками корпусных отделений. На стенах и потолке камеры грибок отсутствует. Пол в камере в деревянном исполнении. Санузел в камере находится в исправном состоянии, оборудован санитарным экраном высотой до потолка, выполненным из фанеры. Камера оборудована в соответствии с пунктом 42 приказа от 14.10.2005 № 189 «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» и приказом МЮ РФ ГУИН от 28.05.2001 № 161.

Камеры сборного отделения оборудованы скамейками из расчета 0,4 пог. м на 1 человека; светильниками освещения с лампами накаливания (освещение соответствует нормам). Также камеры временного пребывания сборного отделения оборудованы: оконными проемами с остекленными распашными рамами, оборудованными для проветривания; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией; естественной и принудительной вытяжной вентиляцией (вентиляция находится в исправном состоянии). Для лиц, содержащихся в камерах сборного отделения, имеется туалет с пятью кабинками, в которых установлены унитазы и урны для мусора, куда при обращении к сотрудникам учреждения вышеуказанные лица выводятся. Температура в камерах сборного отделения соответствует нормам. Санузлы в камерах сборного отделения оборудованы умывальником, писсуаром и зеркалом, вмонтированным в стену, находятся в исправном состоянии. Все оборудование камеры и инвентарь находятся в исправном состоянии, что подтверждается фототаблицей камеры . Для санитарной обработки камер, оборудования, посуды и стирки одежды в камеры выдаются чистящие средства, хозяйственное мыло.

В соответствии с пунктом 43 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14 октября 2005 года № 189, при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.

Установлено, что камерные помещения ФКУ СИЗО-1 находятся на режимных корпусах. Система горячего водоснабжения для режимных корпусов учреждения не предусмотрена конструктивной особенностью. Ежедневно, во время раздачи пищи по просьбе содержащихся в камерах режимных корпусов, выдается горячая кипяченая вода. Лимит объемов выдаваемой горячей кипяченной воды не регламентирован. Вода выдается по потребности.

Жалоб и заявлений от Зеленого П.С. за период его содержания в ФКУ СИЗО-1 по обеспечению горячей водой не поступало.

Согласно пункту 45 указанных Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14 октября 2005 года № 189, подозреваемые и обвиняемые не реже одного раза в неделю проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут, смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.

Помещение санпропуска сборного отделения ФКУ СИЗО-1 располагается в соответствии с пунктом 8.38 Приказа Минюста России от 28.05.2001 № 161дсп в обособленном отсеке на первом этаже в пределах сборного отделения. Санпропускник оборудован 16 помывочными местами, разделенными перегородками, с лейками, смесителями. Санпропускник во время помывки спецконтингента обеспечивается горячей и холодной водой в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями СанПин 2.1.4.1074-01. Температура горячей воды соответствует нормам. Каждое помывочное место оборудовано полками для моющих средств, резиновыми ковриками. Санпропускник оборудован вытяжной вентиляцией. В предбаннике поддерживается необходимая температура в соответствии с требованиями СанПин 2.1.2.3150-13 и контролируется сотрудниками учреждения. Все оборудование находится в исправном состоянии. Санитарная уборка сборного отделения производится ежедневно, еженедельно проводится генеральная уборка. Контроль за санитарным состоянием помещений санпропускника осуществляется младшим инспекторами по санпропускнику совместно с медицинским работником (справка об оборудовании санпропускника сборного отделения ФКУ СИЗО-1 от ДД.ММ.ГГГГ).

Зелёный П.С. санитарную обработку проходил по прибытии в ФКУ СИЗО-1 после проведения личного обыска ДД.ММ.ГГГГ. Согласно графику санобработки подозреваемых, обвиняемых и осужденных на санобработку камера была выведена ДД.ММ.ГГГГ. В период содержания истца в ФКУ СИЗО-1 санитарная обработка производилась не менее 2 раз в неделю.

Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295, установлено, что не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья. Помывка осужденных, содержащихся в штрафном изоляторе, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, транзитно-пересыльных пунктах, одиночных камерах производится в душевых, оборудованных в указанных помещениях, с обеспечением изоляции осужденных, содержащихся в разных камерах (пункт 21).

Согласно справке заместителя начальника по тыловому обеспечению, осужденный Зелёный П.С., находившийся в ТПП ФКУ ИК-33 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлял помывку 4 раза.

Стирка личных вещей производится осужденными в камерах учреждения, все камеры ФКУ СИЗО-1 оборудованы тазами для гигиенических целей и стирки одежды в соответствии с пунктом 42 приказа МЮ РФ от 14.10.2005 № 189 «ПВР СИЗО», для санитарной обработки камер, оборудования, посуды и стирки одежды в камеры выдаются чистящие средства, хозяйственное мыло, сода. Кроме того в учреждении имеется банно-прачечный комбинат, в котором производится стирка, сушка, глажка постельного белья, выдаваемого во временное пользование подозреваемым, обвиняемым и осужденным, а также стирка, сушка, глажка одежды и белья подозреваемых, обвиняемых и осужденных, по их заявлению. Истец за период содержания в учреждении, как с письменными, так и с устными заявлениями, по данному вопросу, к сотрудникам учреждения не обращался.

Следовательно, доводы истца о невозможности поддерживать личную гигиену в связи с некачественной помывкой, необоснованны.

В силу части 6 статьи 12 УИК РФ осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Таким образом, государство берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.

Приказом Минюста России от 28.12.2017 № 285 определен Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с пунктом 2 Порядка оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения (далее - медицинские организации).

Пунктами 38, 45 Порядка определено, что лица, заключенные под стражу, или осужденные, убывающие из СИЗО и учреждений УИС, в том числе следующие транзитом, осматриваются медицинским работником для определения возможности транспортировки. Лицам, заключенным под стражу, или осужденным, следующим транзитом, в том числе получающим в период следования лечение, необходимая медицинская помощь оказывается в медицинской части (здравпункте), осуществляющей(ем) медицинское обеспечение учреждения УИС, через которое следуют указанные лица.

Установлено, что Зелёный П.С. после прибытия в ТПП при ФКУ ИК-33 был осмотрен медицинскими работниками, температура в пределах нормы, ped, scab – отрицательные. За время нахождения в ТПП самостоятельно с жалобами на состояние здоровья не обращался (в том числе с жалобами на зубную боль и боль в желудке), соответственно лечение не назначалось, что подтверждается журналом учета прибывших/выбывших осужденных в ТПП при ФКУ ИК-33 от ДД.ММ.ГГГГ, журналом регистрации пациентов врача-терапевта, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях в ТПП при ФКУ ИК-33 от ДД.ММ.ГГГГ, справкой начальника филиала «Медицинская часть № 10» от ДД.ММ.ГГГГ.

Установлено, что в ФКУ СИЗО-1 раздельное содержание осужденных к лишению свободы осуществляется в строгом соответствии со статьей 80 Уголовно-исполнительного кодекса. Согласно информации указанной на камерной карточке Зелёный П.С. являлся курящим. Поэтому был размещен в камеры с курящими. В рассматриваемый период обращений, жалоб, заявлений от истца о переводе его в другую камеру (не курящих) не поступало. Медицинское обеспечение осуществлялось медицинскими работниками филиала «Медицинская часть №13» ФКУЗ МСЧ-43 ФСИН России. ДД.ММ.ГГГГ по прибытии в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области осмотрен дежурным медицинским работником, на момент осмотра жалоб не предъявлял, дано заключение: острых инфекционных заболеваний не выявлено, телесных повреждений не выявлено. ДД.ММ.ГГГГ при убытии из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области осмотрен дежурным медицинским работником, на момент осмотра жалоб не предъявлял, дано заключение: острых заболеваний, телесных повреждений нет, может следовать этапом. За время содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обращений за медицинской помощью от Зелёного П.С. не поступало.

Таким образом, доводы истца о неоказании ему медицинской помощи не нашли своего подтверждения.

Также не нашли подтверждения доводы истца о том, что в камере ТПП ФКУ ИК-33 было отключено отопление. Так, согласно справке главного инженера ИК-33 в учреждении начало отопительного сезона наступило с ДД.ММ.ГГГГ. В период с 23 октября по ДД.ММ.ГГГГ в камере ТПП ФКУ ИК-33 температура воздуха составляла от 18°С до 20°С. Перебоев с теплоснабжением в период отопительного сезона с ДД.ММ.ГГГГ не происходило.

Из материалов дела следует, что ФКУ ИК-33 ежегодно заключает договоры (государственные контракты) со сторонними организациями с целью проведения профилактических мероприятий по дератизации и дезинсекции объектов учреждения. Кроме того, ежедневно в учреждении медицинскими работниками проводился обход ТПП ИК-33 для проверки санитарного состояния, по результатам проверок грызунов и паразитов выявлено не было. В учреждении проводится регулярная дезинфекция помещений учреждения, включая ТПП ИК-33.

Следовательно, доводы истца об антисанитарном состоянии камеры, душевой кабины являются необоснованными.

Согласно справке заместителя начальника по тыловому обеспечению, камера оборудована приточной и принудительной вытяжной вентиляцией, что соответствует пункту 19.3.5 СП 308.1325800.2017 Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы Правила проектирования. Камера оборудована сантехническими приборами и централизованной канализацией, окнами с открывающимися рамами для проветривания камеры, приватным санитарным узлом (туалетом).

Курение в камерах при исправительных учреждениях запрещено в силу статьи 12 Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – Федеральный закон № 15-ФЗ).

Пунктом 4 статьи 12 Федерального закона № 15-ФЗ установлено, что для лиц, находящихся в следственных изоляторах, иных местах принудительного содержания или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обеспечивается защита от воздействия окружающего табачного дыма в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Вместе с тем, вопросы раздельного содержания осужденных к лишению свободы регулируются не Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, которым раздельное содержание курящих и некурящих осужденных не предусмотрено.

Обеспечение осужденных, следующих транзитом через транзитно-пересыльный пункт ФКУ ИК-33 УФСИН России по Саратовской области, постельными принадлежностями осуществляется в соответствии с Приказом МЮ РФ от 3 декабря 2013 года № 216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах». В пункте 3 примечания указано, что осужденному выдаются: матрац, подушка, одеяло, полотенце, наволочка, простыня - 2 шт. Согласно справке заместителя начальника по тыловому обеспечению осужденный Зелёный П.С., был обеспечен постельными принадлежностями в полном объеме.

Как следует из справки заместителя начальника по тыловому обеспечению, крыша учреждения представляет собой рулонную кровлю, совмещенную с перекрытием. Данная кровля по своему типу является мягкой. На основании пункта 5.1. СП 17.13330.2017 «Свод правил кровли» рулонная кровля не предусматривает установку снегозадержателей.

Таким образом, доводы истца в указанной части также являются необоснованными.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.

Согласно части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Установлено, что за все время нахождения в ФКУ ИК-33 и ФКУ СИЗО-1 Зелёный П.С. с жалобами на нарушение своих прав и законных интересов к начальникам учреждений, их заместителям, начальникам отделов не обращался, акты прокурорского реагирования, а также иных органов не поступали.

Истцом, требующим компенсацию морального вреда, должны быть представлены доказательства, подтверждающие наличие вреда, противоправное поведение причинителя вреда, причинно-следственную связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими для истца неблагоприятными последствиями. Однако таких доказательств истцом, вопреки возложенной на него положениями части 1 статьи 59 КАС РФ обязанности, суду не представлено.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае требования Зелёного П.С., направлены не на восстановление его нарушенных личных неимущественных прав в виде сглаживания последствий претерпевания им нравственных страданий, причиненных при нахождении в местах лишения свободы, а на получение материального дохода за счет казны Российской Федерации при отсутствии к тому правовых оснований.

Кроме того, суд отмечает, что административным истцом пропущен трехмесячный срок для обращения в суд с административным иском, установленный частью 1 статьи 219 КАС РФ. Доводы административного истца о том, что о нарушении его прав истцу стало известно в начале декабря 2021 года по прибытии в ФКУ ИК-8 для отбывания наказания, суд признает несостоятельными, поскольку в случае нарушения его прав, описанных истцом в административном исковом заявлении, ему уже было известно в период нахождения в ФКУ ИК-33 и СИЗО-1. Зелёный П.С., имея возможность осуществить защиту своих прав, на протяжении длительного периода времени в суд с данным иском не обращался, в период нахождения в ФКУ ИК-33 и ФКУ СИЗО-1 на нарушение своих прав не указывал и иных мер к их защите не предпринимал.

При таких обстоятельствах, учитывая, что истцом не представлено доказательств нарушения со стороны ответчиков его личных неимущественных прав, либо причинения ему физических и нравственных страданий, и пропущен срок для подачи административного искового заявления, суд приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Зелёного П.С. к Федеральной службе исполнения наказания Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 33 Управления ФСИН России по Саратовской области, Следственный изолятор № 1 УФСИН России по Кировской области о признании действий (бездействия) должностных лиц незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей отказать в полном объеме.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Усть-Куломский районный суд Республики Коми.

Председательствующий: подпись.

Мотивированное решение составлено 11 апреля 2022 года.

Копия верна. Судья О.В. Барбуца