УИД 24RS0048-01-2019-006885-16
Дело № 2а-10304/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 сентября 2019 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Морозовой Л.С.,
при секретаре Дарашкевич А.С.,
с участием
представителя административного истца ФИО5,
представителя административного ответчика администрации г. Красноярска ФИО4,
представителя административного ответчика департамента градостроительства администрации г. Красноярска ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска, администрации г. Красноярска об оспаривании уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта ИЖС или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, обязании устранить нарушения,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска, администрации г. Красноярска об оспаривании уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта ИЖС или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, обязании устранить нарушения. Требования мотивировала тем, что ей на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 24:500400379:74 для ведения приусадебного хозяйства, общей площадью 568 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. На указанном земельном участке расположен жилой дом, право собственности, на который зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию г. Красноярска с уведомлением об окончании реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на вышеуказанном земельном участке. ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Красноярска было вынесено уведомление № №-ек о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности со ссылкой на то, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах двух территориальных зон: «Зона спортивного назначения (Р-2)», «Зона территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ)». «Зона территорий спортивного назначения (Р-2)» не предусматривает возможность размещения индивидуальной жилой застройки, а на часть участка, расположенную в границах красных линий, то есть в зоне ИТ, градостроительный регламент не распространяется. Считает данное решение незаконным, нарушающим ее права и законные интересы, так как оно не соответствует требованиям ст. 55 ГрК РФ. Правила землепользования застройки городского округа город Красноярск утверждены Решением Красноярского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ В-№. Требования норм, указанных в уведомлении № С-№-ек на принадлежащий ей дом не распространяются, поскольку жилой дом возведен на земельном участке в 1958 году, а также реконструкция жилого дома произведена в 2013г., то есть до утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования Красноярского края. Так же при строительстве дома в 1958г. разрешения на строительство не требовалось. ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером были проведены кадастровые работы в связи с изменением сведений о площади и уточнении сведений о местоположении здания, в результате которых был подготовлен технический план здания, согласно которому в результате реконструкции общая площадь дома увеличилась до 277.8 кв.м. В соответствии с представленными заключениями жилой дом соответствует эксплуатационным характеристикам и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, соответствует строительным нормам и правилам (СНП) и обеспечивает безопасную эксплуатацию, соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям и нормативным документам по пожарной безопасности. В связи с чем, просит признать незаконным уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта ИЖС или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, обязать выдать разрешение на ввод объекта жилого дома в эксплуатацию.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, о слушании дела извещена надлежаще, обеспечила явку представителя ФИО5, которая в судебном заседании требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации г. Красноярска ФИО4 в судебном заседании требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что истец осуществил самовольную постройку на земельном участке в территориальных зонах, не предусматривающих возможность размещения индивидуальной жилой застройки, что не соответствует ни основным, ни условно-разрешенным видам использования земельного участка. Истцом не доказано, что реконструкция была произведена в 2013г., то есть до утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования. Генеральный план города Красноярска утвержден решением Красноярского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ и никем не оспорен. Поскольку возведенный истцом в отсутствие разрешительной документации объект является самовольной постройкой, то ему не может быть выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Земельный участок имеет вид разрешенного использования – для ведения приусадебного хозяйства, который не предполагает строительство жилого дома, вид разрешённого использования не был изменен, оснований для реконструкции спорного дома не имелось.
Представитель административного ответчика департамента градостроительства администрации г. Красноярска ФИО6 в судебном заседании требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что истец ДД.ММ.ГГГГ направила в департамент градостроительства уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома. ФИО1 было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке по причине нахождения земельного участка в границах двух территориальных зон (зона территорий спортивного назначения и зона территорий объектов автомобильного транспорта) не предусматривающих возможность размещения ИЖС. При наличии отказа ФИО1 выполнила реконструкцию объекта и направила в департамент уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома. Рассмотрев данное уведомление ей было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии построенного или реконструированного объекта ИЖС или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности по причине нахождения земельного участка в границах двух территориальных зон (зона территорий спортивного назначения и зона территорий объектов автомобильного транспорта) не предусматривающих возможность размещения ИЖС. Данное уведомление полностью соответствует ст. 55 ГрК РФ. Действующее законодательство не предусматривает ввода в эксплуатацию объектов ИЖС. Административный истец при отсутствии разрешения на реконструкцию выполнил реконструкцию объекта и его требования фактически направлены на легализацию самовольной постройки, им выбран неверный способ защиты права.
Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствии административного истца в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является одновременное наличие двух условий: не соответствие принятого решения, действия, бездействия закону и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно ч.15 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 настоящего Кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.
Выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства (п.п. 1.1 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ).
Согласно ст. 51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве) (ч. 1).
Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве (п. 10).
В соответствии со ст. 55 ГрК РФ в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление об окончании строительства). Уведомление об окончании строительства должно содержать сведения, предусмотренные пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 статьи 51.1 настоящего Кодекса, а также сведения о параметрах построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, о способе направления застройщику уведомления, предусмотренного пунктом 5 части 19 настоящей статьи (п. 16).
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами (в том числе в случае, если указанные предельные параметры или обязательные требования к параметрам объектов капитального строительства изменены после дня поступления в соответствующий орган уведомления о планируемом строительстве и уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве). В случае, если уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства, осуществляется проверка соответствия параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанным предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства;
2) проверяет путем осмотра объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома соответствие внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома описанию внешнего вида таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве (при условии, что застройщику в срок, предусмотренный пунктом 3 части 8 статьи 51.1 настоящего Кодекса, не направлялось уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса), или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;
3) проверяет соответствие вида разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома виду разрешенного использования, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;
4) проверяет допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию;
5) направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления. Формы уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (п. 19).
Уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется только в следующих случаях:
1) параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 настоящей статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами;
2) внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствует описанию внешнего облика таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве, или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, или застройщику было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;
3) вид разрешенного использования построенного или реконструированного объекта капитального строительства не соответствует виду разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;
4) размещение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию ( п. 20).
Как видно из материалов дела, ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).
Также за ФИО1 зарегистрировано право собственности на жилой дом, общей площадью 62.3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).
ДД.ММ.ГГГГФИО1 направила в департамент градостроительства Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в котором уведомила о проведении реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, схематично указав изображение планируемого к реконструкции объекта (л.д. 140).
Администрация г. Красноярска направила ФИО1 уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № №-ек о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, в котором указано, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах двух территориальных зон: «Зона территорий спортивного назначения (Р-2)», «Зона территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ)». Зона территорий спортивного назначения (Р-2) не предусматривает возможность размещения индивидуальной жилой застройки, а на часть участка, расположенную в границах красных линий, то есть в зоне ИТ, градостроительный регламент не распространяется. Размещение индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № не предусмотрено (л.д. 138-139).
Несмотря на вышеуказанное уведомление администрации г. Красноярска ФИО1 была проведена реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства и направлено в департамент градостроительства уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и приложен технически план здания от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому площадь объекта недвижимости составила 277.8 кв.м. (л.д. 86-117).
Администрация г. Красноярска направила ФИО1 уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № №-ек о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, в котором указано, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах двух территориальных зон: «Зона территорий спортивного назначения (Р-2)», «Зона территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ)». Зона территорий спортивного назначения (Р-2) не предусматривает возможность размещения индивидуальной жилой застройки, а на часть участка, расположенную в границах красных линий, то есть в зоне ИТ, градостроительный регламент не распространяется. Размещение индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № не предусмотрено (л.д. 85).
Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск утверждены Решением Красноярского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Судом установлено, что реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства производилась в 2018г., то есть после утверждения вышеуказанных Правил.
Согласно сведениям ИСОГД земельный участок с кадастровым номером №, на котором расположен реконструируемый объект ИЖС, расположен в границах двух территориальных зон: «Зона территорий спортивного назначения (Р-2)», «Зона территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ)». Зона территорий спортивного назначения (Р-2) не предусматривает возможность размещения индивидуальной жилой застройки, а на часть участка, расположенную в границах красных линий, то есть в зоне ИТ, градостроительный регламент не распространяется (л.д. 124-129).
Поскольку реконструкция объекта ИЖС произведена на земельном участке в территориальных зонах (Р-2, ИТ), не предусматривающих возможность размещения индивидуальной жилой застройки, что не соответствует ни основным, ни условно-разрешенным видам использования такого земельного участка, суд приходит к выводу, что Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № №-ек о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, является законным.
Доводы административного истца о том, что реконструкция объекта была проведена в 2013г., то есть до утверждения Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск, суд считает несостоятельными, так как они опровергаются уведомлением от ДД.ММ.ГГГГФИО1 о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.
Тот факт, что дом уже был построен в 1958 году не дает истцу право проводить его реконструкцию без учета действующего законодательства о градостроительной деятельности.
При таких обстоятельствах, исковое заявление ФИО1 о признании незаконным уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта ИЖС или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ и обязании выдать разрешение на ввод объекта жилого дома в эксплуатацию, не подлежит удовлетворению. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрена выдача разрешения на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении искового заявления ФИО1 к Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска, администрации г. Красноярска о признании незаконным уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта ИЖС или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, обязании выдать разрешение на ввод объекта жилого дома в эксплуатацию, отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд с подачей апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Л.С. Морозова
Решение в окончательной форме изготовлено: 18.10.2019